Т е м а 2. Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины XIX в.
1. Успехи механики и ее воздействие на науки о поведении.
2. Учение Р.Декарта о рефлексе.
3. Дуализм души и тела как доктрина новой психологии.
4. Эмпиризм и сенсуализм. Возникновение психологии как учения о внутреннем опыте.
5. Становление и развитие ассоциативной психологии.
6. Работа И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» и ее значение для дальнейшего развития психологии.
Т ем а 3. Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в.
1. Успехи естествознания в XIX в.
2. Теория эволюции Ч.Дарвина и ее влияние на психологию.
3. Выделение психологии в самостоятельную науку.
4. Развитие экспериментальной интроспективной психологии В.Вундта в Последней трети XIX в.
5. Кризис в психологии, его причины и сущность.
6. Возникновение новых направлений в психологии начала XX в.: бихевиоризма, фрейдизма, гештальтпсихологии и ряда других.
7. Современные направления исследований в психологии.
Т е м а 4. Становление и современное состояние психологии в нашей стране.
1. Развитие отечественной психологической мысли в XIX в.
2. Попытки преобразования психологии после Октябрьской социалистической революции.
3. Основные направления, школы и достижения психологической мысли до конца 70-х годов XX в.
4. Начало перестройки психологической науки и ее современное состояние в стране.
Темы для рефератов
1. Истоки научных психологических знаний.
2. Основные этапы развития психологии до середины XIX в.
3. Становление психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX в.
4. Развитие психологии в первой половине XX в.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Современные направления психологических исследований в мире.
2. Основные тенденции развития психологической науки в настоящее время.
ЛИТЕРАТУРА
I
Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988. (Представления древних философов о душе. Психология сознания: 20—33.)
Ждан А.Н.История психологии: От античности до наших дней. — М., 1990. (Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса: 180—236. Кризис в психологии; 237—239. Бихевиоризм: 239—252, Гешталътпсихоло-гия: 252—265. Глубинная психология: 265—292. Французская социологическая школа: 292—295. Описательная психология: 295—301. Современное состояние и тенденции развития психологии: 301—365.)
Ярошевский М.Г.История психологии. — М., 1985. (Программы построения психологии как опытной науки: 219—245. Развитие отраслей психологии в концеXIX—начале XXв.: 246—386. Пси-
хология в 30—40-х годах XX в.: 386—428. Исторический путь психологии и логика ее развития: 529—555.)
Ярошевский М.Г., АнцифероваЛ.И.Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Развитие психологии до ее выделения в самостоятельную науку: 23—204. Бихевиоризм: 232—249. Психоанализ: 250—257.)
II
Выготский Л.С.Собр. соч.: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. (Исторический смысл психологического кризиса: 291—436.)
Робер М.-А., Тильман Ф.Психология индивида и группы. — М., 1988. (Возникновение и развитие научной психологии: 18—32.)
ТепловБ.М. Избр. тр.: В 2 т. — Т. II. — М., 1985. (История психологии: 190—198.)
Фресс П., Пиаже Ж.Экспериментальная психология. — Вып. I, II. — М., 1966. (Возникновение экспериментальной психологии: 26—66. Бихевиоризм: 67—79.)
Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х—середина 30-х годов XX в. — М., 1980. (Бихевиоризм: 17—82. Гештальтпсихология: 83—145. Психоанализ: 146—210.)
Ярошевский М.Г.Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. — 2-е изд. — М., 1974. (Психология как самостоятельная наука. История становления: 90—101. Бихевиоризм и категория действия: 174—206. Гештальтпсихология и категория образа: 207—218. Фрейдизм и категория мотивации: 219—252.)
,111
Веккер Л.М.Психические процессы. — Т. I.— Л., 1974. (Ассоциативная психология. Гештальтпсихология. Бихевиоризм. Функциональная психология. Фрейдизм. Психология деятельности: 29-46.)
Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. — М., 1991. (Физиология и психология: 163—220.)
ПетровскийА.В. История советской психологии. — М., 1967.
РубинштейнС.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989. (История психологии: 62—104.)
Смирнов А.А.Избранные психологические труды: В2 т. — Т. I. — М., 1987. (Советская психология за 40 лет: 63—118. К 50-летию советской психологии: 119—144.)
СмирновА.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. — М., 1975. (Вклад И.М.Сеченова в развитие научной психологии в России: 51—65. И.П.Павлов и психологическая наука: 77—84. Проблема развития психики в трудах П.П.Блонского: 147—158. Вопросы теории психологии в трудах М.Я.Басова: 158—168. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского: 168—178.)
Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И.Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Генетическая психология Ж.Пиаже: 268—278.)
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ - минимальная величина раздражителя любой модальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.
АБСТРАКЦИЯ — мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.
АВТОКИНЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ - иллюзорное, кажущееся движение на самом деле неподвижного объекта, например, светящейся точки в темноте при длительной фиксации взора на ней в отсутствие каких-либо других видимых объектов в поле зрения.
АВТОРИТАРНЫЙ (властный, директивный) — характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т.п.
АВТОРИТЕТНОСТЬ — способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением.
АГГЛЮТИНАЦИЯ — слияние различных слов в одно с сокращением их морфологической структуры, но с сохранением первоначального смысла. В психологии — одна из существенных характеристик слов, используемых во внутренней речи.
АГРЕССИВНОСТЬ (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.
АККОМОДАЦИЯ — изменение кривизны хрусталика глаза с целью точной фокусировки изображения на сетчатке.
АКТИВНОСТЬ — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
АКЦЕНТУАЦИЯ— выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.
АКЦЕПТОР ДЕЙСТВИЯ— понятие, введенное П. К Анохиным. Обозначает гипотетический психофизиологический аппарат, существующий в центральной нервной системе и представляющий собой модель будущего результата действия, с которой затем сличаются параметры реально выполненного действия.
АЛЬТРУИЗМ— черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ— двойственность, противоречивость. В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта.
АМНЕЗИИ— нарушения памяти.
АНАЛИЗАТОР— понятие, предложенное И.П.Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители (см.).
АНИМИЗМ— древнее учение об объективном существовании, переселении душ и духов, а также фантастических, сверхъестественных призраков.
АНТИЦИПАЦИЯ— предвосхищение, ожидание наступления чего-либо.
АПАТИЯ— состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности:
АППЕРЦЕПЦИЯ— понятие, введенное немецким ученым Г.Лейбницем. Определяет состояние особенной ясности сознания, его сосредоточенности на чем-либо. В понимании другого немецкого ученого, В.Вундта, обозначало некоторую внутреннюю силу, направляющую течение мысли и ход психических процессов.
АПРАКСИЯ— нарушение движений у человека.
АССОЦИАЦИЯ— соединение, связь психических явлений друг с другом.
АССОЦИАЦИОНИЗМ— психологическое учение, использовавшее ассоциацию как главный объяснительный принцип всех психических явлений. А. господствовал в психологии XVIII— XIX вв.
АТРИБУЦИЯ— приписывание какого-либо непосредственно не воспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению.
АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ— приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или поступку человека.
АТТРАКЦИЯ— привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА— комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.
АУТИЗМ— нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Термин введен врачом-психиатром Е.Блейлером.
АФАЗИИ— нарушения речи.
АФФЕКТ— кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.
АФФЕРЕНТНЫЙ— понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.
АФФИЛИАЦИЯ— потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных: дружеских, товарищеских, приятельских отношений с окружающими людьми.
БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ— внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ— характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
БИХЕВИОРИЗМ— учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Б. отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений. Основателем Б. считается американский ученый Д.Уотсон.
БОЛЬШАЯ ГРУППА — значительное по количественному составу социальное объединение людей, образованное на основании какого-либо абстрагированного (см. абстракция) социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т.п.
БРЕД — ненормальное, болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, галлюцинациями (см. также аутизм).
БРЕЙНСТОРМИНГ — специальный метод организации совместной групповой творческой работы людей, рассчитанной на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.
ВАЛИДНОСТЬ — качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.
ВЕРА — убежденность человека в чем-либо, не подкрепляемая убедительными логическими аргументами или фактами.
ВЕРБАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ — приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений и навыков через словесные инструкции и разъяснения.
ВЕРБАЛЬНЫЙ — относящийся к звуковой человеческой речи.
ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ — приобретение человеком знаний, умений и навыков через прямое наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.
ВЛЕЧЕНИЕ — желание, или потребность, что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.
ВНИМАНИЕ — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.
ВНУШАЕМОСТЬ — податливость человека действию внушения.
ВНУШЕНИЕ — неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.
ВОЗБУДИМОСТЬ — свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой.
ВОЛЯ — свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
ВООБРАЖЕНИЕ — способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
ВОСПОМИНАНИЕ (припоминание) — воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти.
ВОСПРИЯТИЕ — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ — интервал времени между началом действия какого-либо стимула и появлением в организме определенной реакции на него.
ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (экспрессия) - система данных от природы или выученных движений {жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путем (см. вербальный) передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ - преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека. Понятие введено Л.С.Выготским в рамках культурно-исторической теории развития В.п.ф. (см.).
ВЫТЕСНЕНИЕ — один из защитных механизмов (см.) в психоаналитической теории личности (см. психоанализ). Под действием В. из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмоциональные переживания.
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики (см. также аутизм, бред).
ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ СТИМУЛА - приобретение многими стимулами (см. раздражитель), изначально не связанными с ус-
ловной реакцией (см. рефлекс условный), способности ее вызывать.
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая происхождение психических явлений и их связь с генотипом человека.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — метод изучения психических явлений в развитии, устанавливающий их происхождение и законы преобразования по мере развития (см. также исторический метод).
ГЕНИАЛЬНОСТЬ — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.
ГЕНОТИП — совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей.
ГЕШТАЛЬТ — структура, целое, система.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в. в период открытого кризиса психологической науки. В противоположность ассоциационизму гештальтпсихология утверждала приоритет структуры, или целостности (см. гештальт), в организации психических процессов, законах и динамике их протекания.
ГИЛОЗОИЗМ — философское учение о всеобщей одухотворенности материи, утверждающее, что чувствительность как элементарная форма психики присуща всем без исключения вещам, существующим в природе.
ГИПНОЗ — вызванное внушающим воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением.
ГОМЕОСТАЗ — нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе.
ГРЕЗЫ — фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.
ГРУППА — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков (см. также малая группа).
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — направление исследований в социальной психологии (см.), в котором изучается процесс возникновения, функционирования и развития разных групп (см.).
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Г.п. возникла в первой поло-
вине XX в. Основоположниками считаются американские ученые Г.Оллпорт, А.Маслоу и К.Роджерс.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ— (см. отклоняющееся поведение).
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ(обезличивание) — временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.
ДЕПРЕССИЯ— состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.
ДЕТЕРМИНАЦИЯ— причинное обусловливание (см. детерминизм).
ДЕТЕРМИНИЗМ— философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире.
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ— отрасль возрастной психологии, в которой изучается психология детей разного возраста, от рождения до окончания школы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТНАЯ— деятельность, подчиненная в своем течении особенностям предметов материальной и духовной культуры, созданных людьми. Рассчитана на усвоение способов правильного употребления этих предметов людьми и развитие их способностей.
ДИСПОЗИЦИЯ— предрасположенность, готовность человека к определенным внешним или внутренним действиям.
ДИСТРЕСС— отрицательное влияние стрессовой (см. стресс) ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного разрушения.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- отрасль психологической науки, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей.
ДОМИНАНТА— преобладающий очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Способен усиливаться за счет притяжения возбуждений с соседних участков мозга. Понятие Д. введено А.Ухтомским.
ДРАЙВ— понятие, обозначающее неосознаваемое внутреннее влечение общего характера, порождаемое некоторой органической потребностью. Используется в психологии мотивации и в теории научения.
22. Р. С. Немов, книга 1
ДУАЛИЗМ — учение о независимом, самостоятельном существовании тела и души. Берет свое начало в работах древних философов, но полное развитие получает в средние века. Развернуто представлено в работах французского философа Р Декарта.
ДУША — старое, использовавшееся в науке до появления слова «психология» название совокупности явлений, исследуемых в современной психологии.
ЖЕЛАНИЕ— состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.
ЖЕСТ— движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— совокупность видов активности, объединяемых понятием «жизнь» и свойственных живой материи.
ЗАБЫВАНИЕ— процесс памяти, связанный с утратой следов прежних воздействий и возможности их воспроизведения (см. воспоминание).
ЗАДАТКИ — предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.
ЗАКОН БУГЕРА—ВЕБЕРА— психофизический (см. психофизика) закон, выражающий постоянство отношения приращения величины раздражителя, породившего едва заметное изменение силы ощущения к его исходной величине:
А/
-------=К,
I
где I — исходная величина раздражителя, М — его приращение, К — константа.
Этот закон независимо друг от друга был установлен французским ученым П.Бугером и немецким ученым Э.Вебером.
ЗАКОН ВЕБЕРА—ФЕХНЕРА— закон, утверждающий, что сила ощущения пропорциональна логарифму величины действующего раздражителя:
S = К ■ lg I + С,
где S — сила ощущения, I — величина раздражителя, Ки С — константы.
Выведен немецким ученым Г.Фехнером на основе закона Бу-гера — Вебера (см.).
ЗАКОН ЙЕРКСА—ДОДСОНА — криволинейная, колоколо-образная связь, существующая между силой эмоционального возбуждения и успешностью деятельности человека. Показывает, что наиболее продуктивной деятельность бывает при умеренном, оптимальном уровне возбуждения. Открыт в начале XX в. американскими психологами Р.Йерксом и Дж.Додсоном.
ЗАКОН СТИВЕНСА— один из вариантов основного психофизического закона (см. закон Вебера—Фехнера), предполагающий наличие не логарифмической, а степенной функциональной зависимости между величиной стимула и силой ощущения:
S = К- Д
где 5 — сила ощущения, I — величина действующего стимула, К и и — константы.
ЗАМЕЩЕНИЕ(сублимация) — один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.
ЗАРАЖЕНИЕ— психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ— психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.
ЗАПОМИНАНИЕ— один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.
ЗНАК— символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
ЗНАЧЕНИЕ (слова, понятия) — то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.
ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО (БЛИЖАЙШЕГО) РАЗВИТИЯ— возможности в психическом развитии, которые открываются у человека при оказании ему минимальной помощи со стороны. Понятие З.п.р. введено Л.С.Выготским.
ЗООПСИХОЛОГИЯ— отрасль психологической науки, изучающая поведение и психологию животных.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ— отождествление. В психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.
22*
ИДЕОМОТОРИКА — влияние мыслей на движения, проявляющееся в том, что всякая мысль о движении сопровождается едва заметным реальным движением наиболее подвижных частей тела: рук, глаз, головы или туловища. Эти движения зачастую являются непроизвольными и скрытыми от сознания самого человека, совершающего их.
ИКОНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — (см. мгновенная память).
ИЛЛЮЗИИ — феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту.
ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ - устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и черт личности людей, на основе которого он судит о людях в условиях недостаточной информации о них.
ИМПРИНТИНГ — вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями. При И. готовые с рождения формы поведения включаются в действие под влиянием какого-либо внешнего стимула, который как бы запускает их в действие.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.
ИНДИВИД —- отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.
ИНИЦИАТИВА — проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.
ИНСАЙТ (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.
ИНСТИНКТ — врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - действие, служащее средством достижения цели, отличной от его собственного результата.
ИНТЕЛЛЕКТ — совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например, человекообразных обезьян.
ИНТЕРАКЦИЯ— взаимодействие.
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ— учение, утверждающее, что все прижизненно приобретаемые человеком психологические свойства, качества и виды поведения являются результатом взаимодействия его внутреннего мира и внешней среды.
ИНТЕРЕС— эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ— переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку И. означает превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Согласно культурно-исторической теории формирования высших психических функций И. является основным механизмом их развития.
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ— нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.
ИНТРОВЕРСИЯ— обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. И. является одной из базовых черт личности.
ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- отрасль психологических исследований, существовавшая в основном в XIX в. Основным методом исследования в И.п. была интроспекция.
ИНТРОСПЕКЦИЯ— метбд познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.
ИНТУИЦИЯ— способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
ИФАНТИЛИЗМ— проявление детских черт в психологии и поведении взрослого человека.
ИСПЫТУЕМЫЙ— человек, над которым проводятся научные психологические опыты.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД— метод изучения психических явлений в их развитии в зависимости от исторических условий жизни человека.
КАТАРСИС — очищение. Психоаналитический (см. психоанализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.
КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ— метод психологического исследования, при котором не используются количественные показатели, а выводы делаются только на основе логических рассуждений по поводу полученных фактов.
КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ- общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.
КОГНИТИВНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ- психологическое состояние или ситуация, при которой индивид, имея необходимые знания, умения и навыки для решения задачи, в силу ряда причин когнитивного характера не может справиться с ней.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ— одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.
КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ- теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л.Фестингером. Рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека.
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС- противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия.
КОЛЛЕКТИВ— высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. К. обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта.
КОММУНИКАЦИИ— контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.
КОМПЕНСАЦИЯ— способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков (см. комплекс неполноценности) за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие К. введено А.Ад-лером.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ- сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубоки-
ы^о
ми отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ— сложная сенсорно-двигательная реакция младенца (около 2—3 месяцев), возникающая при восприятии близкого человека, в первую очередь своей матери.
КОНВЕРГЕНЦИЯ— сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ- свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ— метод психологического изучения различных текстов, позволяющий по их содержанию судить о психологии создателей этих текстов.
КОНФЛИКТ ВНУГРИЛИЧНОСТНЫЙ- состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.
КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ- трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
КОНФОРМНОСТЬ— некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается. Такой отказ при конформном поведении обычно мотивирован какими-либо конъюнктурными соображениями.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА- понятие, расширяющее и углубляющее павловское представление о рефлекторной дуге за счет включения в него новейших данных о специализации и работе различных групп нейронов коры головного мозга. Понятие К.р.д. введено Е.Н.Соколовым и Ч.А.Из-майловым.
КОРРЕЛЯЦИЯ— математическое понятие, указывающее на статистическую связь, существующую между изучаемыми явлениями (см. математическая статистика).
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ-числовой показатель умственного развития человека, получаемый в результате применения специальных тестов, предназначенных для количественной оценки уровня развития интеллекта человека.
КРИЗИС— состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. К. возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ- теория, объясняющая процесс формирования и развития высших психических функций человека на основе культурных и общественно-исторических условий существования людей. Разработана в 20—30-е годы Л.С.Выготским.
ЛАБИЛЬНОСТЬ— свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени. Л. также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.
ЛИБИДО— одно из основных понятий психоанализа. Обозначает некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, которая лежит в основе потребностей и поступков человека. Понятие Л. введено в научный оборот З.Фрейдом.
ЛИДЕР— член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.
ЛИДЕРСТВО— поведение лидера в малой группе. Приобретение или утрата им лидерских полномочий, осуществление им своих лидерских функций.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ— относящийся к языку.
ЛИЧНОСТЬ— понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
ЛОГОТЕРАПИЯ— психотерапевтический метод (см. психотерапия), рассчитанный на то, чтобы придать утратившей смысл жизни человека более определенное духовное содержание, обратить внимание и сознание человека к подлинным нравственным и культурным ценностям. Предложен австрийским психиатром В.Франклом и основан на осознании человеком своей ответственности перед людьми и самим собой.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ(свойств и состояний человека) — представленность в структурах головного мозга человека места расположения там основных психических функций, состояний и свойств, их связь с конкретными анатомо-физиологическими отделами и структурами мозга.
ЛОКАЛЬНЫЙ— ограниченный, местный.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ— понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Внутренний Л.к. — это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний Л.к. — их локализация вне человека, в окружающей его среде. Понятие Л.к. введено американским психологом Ю.Роттером.
ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ- длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.
ЛЮБОВЬ— высшее духовное чувство человека, богатое разнообразн<