Возникновение и преодоление одиночества.
ЛИТЕРАТУРА
I
Бодалев А.А.Личность и общение: Избр. тр. — М., 1983. (Межличностное восприятие и понимание: 85—265.)
Гозман Л.Я.Психология эмоциональных отношений. — М, 1987. (Эмоциональные отношения: 6—43. Психология симпатий: 44—92. Развитие эмоциональных отношений: 93—110, 142—159. Психологический анализ любви: 110—130.)
Гребенщиков И.В.Основы семейной жизни. — М., 1991. (Семейные отношения: 17—32.)
Конфликты в школьном возрасте: Пути их преодоления и предупреждения. — М., 1986. (Конфликты в условиях школы: 4—18. Неосознаваемые причины конфликтного поведения: 104—111.)
Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. (Эмпатия: 235— 237.)
II
Бодалев А.А.Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. (Межличностные отношения: 32—56. Возрастные и индивидуальные особенности восприятия человека человеком: 56—99.)
Берне Р.В.Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. (Межличностные отношения и Я-концепция: 225—245.)
Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И.Психология симпатий. — М., 1988.
Егидес А.П.Психологическая коррекция конфликтного общения // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 52-62.
Ковалев СВ.Психология семейных отношений. — М., 1987. (Психология семейных отношений: 19—33. Психология интимных отношений: 63—70.)
Коломинский Я.Л.Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. — Минск, 1984. (Взаимоотношения в
детских группах и коллективах: 12—42. Становление основных систем отношений в начальных классах: 110—148. Развитие личных взаимоотношений: 149—166. Факторы, определяющие положение ученика в системе личных взаимоотношений: 167—193.)
Кроиик А.А., КроникЕ.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. — М., 1989. (Значимые межличностные отношения: 59—112. Согласие и взаимопонимание: 113— 173.)
ЛутошкинА.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М., 1988. (Межличностные отношения в коллективе: 36—74.)
МелибрудаЕ. Я — Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986. (Межличностные контакты: 26—107. Навыки межличностного общения: 120—131. Искусство общения: 132—171.)
ПетровскаяЛ.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М., 1989. (Межличностное общение и перцептивно-ориентированный тренинг: 9—17. Перцептивно-ориентированный тренинг: 45—194. Психокоррекционная работа в современной гуманистической психологии: 195—207.)
ПетровскаяЛ.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982. (Основные принципы психологического воздействия в концепции К.Роджерса: 30— 37. Общая характеристика «групп встреч» как групп «роста личности»: 37—57. Т-группа как форма тренинга чувствительности: 57— 75. Общая характеристика социально-психологического тренинга: 97—121. Процедурные аспекты групп интенсивного общения: 138-148.)
ШмелевА.Г. Острые углы семейного круга: Психология обыденной жизни. — М., 1986. (Домашние конфликты. Механизмы и профилактика: 46—92.)
III
АникееваН.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. (Межличностные отношения в детском коллективе: 70—86.)
Головаха Е.И., Панина Н.В.Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989.
КонИ.С. Дружба. — М., 1987. (История дружеских отношений: 13—136. Дружба в системе межличностных отношений: 137-327.)
ЛабунскаяВ.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. — Ростов н/Д., 1986. (Структура и функции не-
вербального поведения: 5—35. Проявления невербального поведения и его оценка: 36—111. Методика исследования особенностей и психологический анализ невербального поведения: 115—130.)
Петровский А.В.Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982. (Структура межличностных отношений в коллективе: 41-44.)
Глава 24.
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ
Краткое содержание
Возникновение психологических знаний.Древность интереса к психологическим знаниям. Понимание души как первопричины движения и тепла. Анимизм как исторически первое учение о душе. Проблема взаимосвязи тела и души. Материалистическое понимание души. Достижения в развитии психологии, связанные с материализмом и идеализмом. Состояние психологической науки накануне эпохи Возрождения.
Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины XIX в.Успехи механики и ее влияние на другие науки. Проникновение механистических идей в науку о душе. Учение Р.Декарта о рефлексе. Дуализм души и тела, его трактовка в работах Б.Спинозы. Эмпиризм и сенсуализм. Переход к пониманию психологии как науки о внутреннем опыте. Возникновение интроспекции как основного метода психологических исследований. Ассоциативная психология и ее развитие. Открытия в области анатомии и физиологии центральной нервной системы. Книга И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга», ее значение для дальнейшего развития отечественной психологии.
Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в.Успехи медицины и психиатрической практики, углубленное понимание законов работы мозга человека. Появление теории эволюции Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии. Превращение психологии в самостоятельную науку. Становление экспериментальной психологии В.Вундта, психофизиологии и психофизики. Появление тестов и психологии индивидуальных различий. Состояние и основные направления психологических исследований в предкризисный период. Причины и суть кризиса психологии, возникшего на рубеже XIX—XX вв. Становление новых направлений в науке о поведении человека и его психологии: бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдизма. Краткая характеристика каждого из этих направлений, их современное состояние. «Понимающая» психология как реакция на трудности поиска научного объяснения сложных психологических явлений. Когнитивная психология. Необихевиоризм и неофрейдизм. Генетическая психология Ж.Пиаже. Новейшие тенденции в развитии психологических знаний.
Становление и современное состояние психологии в нашей стране.Развитие отечественной психологической мысли. Борьба материализма и идеализма в психологии до Октябрьской революции и в первые годы Советской власти. Основные направления научных исследований советских психологов в 20-е го-
ды. Учения И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, К.Н.Корнилова, М.Я.Басова. Возникновение новых научных школ С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Д.Н.Узнадзе. Б.Г.Ананьева и др. Развитие этих школ и направлений до конца 60-х годов. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития психологии в нашей стране.