Психологические теории эмоций
Заметим сразу, что название этого параграфа не вполне точно отражает его содержание. Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Кроме того, ряд теоретических вопросов, например вопрос о классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, не может быть решен без обращения к физиологическим коррелятам эмоций.
Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.
В 1872 г. Ч.Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении раз-
ных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.
Идеи Ч.Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У.Джемс и К.Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса—Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция.
Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У.Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.
Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса—Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. На рис. 61 основные положения обсуждаемых теорий представлены для сравнения.
ТЕОРИЯ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ | ТЕОРИЯ КЕННОНА—БАРДА | |||
ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОГЕННЫХ СТИМУЛОВ | ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОГЕННЫХ СТИМУЛОВ | |||
> | f | t | ||
НЕРВНО-МЫШЕЧНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА | ПЕРЕРАБОТКА НЕРВНЫХ ИМПУЛЬСОВ, ПОСТУПАЮЩИХ ОТ РЕЦЕПТОРОВ В ЦНС С ОДНОВРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ВОЗБУЖДЕНИЯ В КОРУ ГОЛОВНОГО МОЗГА И К ДРУГИМ ОРГАНАМ ТЕЛА | |||
' | ||||
ПЕРЕРАБОТКА В ЦНС ИМПУЛЬСОВ, ПОСТУПАЮЩИХ ОТ ОРГАНОВ | ||||
/ \ | ||||
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ | ПОЯВЛЕНИЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СТИМУЛЫ | |||
> | f | |||
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ СТИМУЛА В ВИДЕ ЭМОЦИИ |
Рис. 61. Основные положения и динамика процессов в теориях эмоций Джемса—Ланге и Кеннона—Барда
Положения Кеннона были развиты П.Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно1.
В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, про-
Ю физиологических аспектах теорий Джемса—Ланге и Кеннона—Барда более подробно см. гл. 2, параграф 3.
веденных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (ХДельгадо).
Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса—Ланге и Кеннона—Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла акгивационная теория Линдсея—Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Акгивационная теория базируется на следующих основных положениях:
1. Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.
2. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.
Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О.Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности (рис. 62).
Представленная на этом рисунке кривая показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обес-
СИЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Рис. 62. Зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения (по Д.О.Хеббу)
печивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.
У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у челове-г ка динамическими особенностями когнитивных процессов.
15. Р. С. Немов, книга 1
Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве змоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.
К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У .Джемсом, КЛанге, У.Кенно-ном, П.Бардом, Д.Хеббом и Л.Фестингером, свою лепту внес С.Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С.Шехтером, получила название когнитивно-физиологической (рис. 63).
Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуаль-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (КОГНИТИВНЫЕ) ФАКТОРЫ. ПАМЯТЬ, ОЦЕНКА НАСТОЯЩЕЙ СИТУАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ
Рис. 63. Факторы возникновения эмоций, согласно когнитивно-физиологической концепции С.Шехтера
ных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогеннои информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.
В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось,
15*
что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.
Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемьгх эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.
Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:
Э=Г(П, (И-Ис, ...)),
где Э — эмоция, ее сила и качество; Л — величина и специфика актуальной потребности; (Ин — И) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного и прижизненно приобретаемого опыта; И— информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Согласно формуле, предложенной П.В.Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет специальное название — информационная), сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ
Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы о г:. ичности. «То, что радует человека, что его интересует, по-нергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность»1.
С.JI.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь,
^Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний // Психология эмоций: Тексты. - М„ 1984. - С. 108.
AS!
ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, независимо от того, каких теорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стениче-ских) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство, в частности, используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.
Экспериментальным путем было установлено, что на возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение — пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояния-
ми людей. Это лежит в основе разнообразных систем психотерапевтических воздействий, распространившихся в нашей стране за последние годы (к сожалению, большинство из них научно не обоснованы и с медицинской точки зрения не проверены).
Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека) представляется не таким простым, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.
Второй существенный момент, связанный с личностным аспектом эмоций, заключается в том, что сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.
Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они себя ведут непорядочно. Увы, ситуация в нашей стране, когда создавался данный учебник, такова, что бездуховность реальных человеческих отношений по причине многолетних отклонений в нравственности, связанных с расхождениями в господствующей идеологии и реальном поведении тех, кто ее пропагандировал, стала нормой повседневной жизни.
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе
сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Юмор — это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония — это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение, однако, еще нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он, как правило, представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.
Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать еще трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром
Много интересных наблюдений, красочно и жизненно праь диво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаймы отношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некотор! ми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщнос но то, что они неплохо отражают реальную интимную жи людей, сомнения не вызывает. Вот что в свое время писал С ноза (приведем точные цитаты из его произведений, посколь они как нельзя лучше выражают заложенную в них мысль).
«Природа людей по большей части такова, что к тем, kov худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завид\ ют и... относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого...»1
«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или еще более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимому им предмету и зависть к этому другому...»
'Здесь и далее приводятся цитаты из работы Б.Спинозы «О происхождении и природе аффектов» (Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 36—39).
«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом...»
«Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь совершенно уничтожается, то... он будет питать к нему большую ненависть, чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежняя любовь...»
«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его...»
«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод... то он со своей стороны будет любить его...»
«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью...»
«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала...»
Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность, — это любовь. О смысле этого чувства в его высшем, духовном понимании хорошо сказал Ф.Франкл. Настоящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление во взаимоотношения с другим человеком как духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью1.
Человек, который любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.
Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством.
'См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 247.
Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.
На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека.
Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.
Темы и вопросы дня обсуждения на семинарах Т е м а 1. Виды и роль эмоций в жизни человека.
1. Значение эмоций в жизни человека.
2. Основные функции эмоций.
3. Виды эмоциональных состояний.
4. Параметры, по которым измеряются и оцениваются эмоциональные состояния.
Те м а 2. Психологические теории эмоций.
1. Эволюционная теория Ч.Дарвина.
2. Психоорганические теории Джемса—Ланге и Кен нона—Барда.
3. Активационная теория Линдсея—Хебба.
4. Когнитивные теории Л.Фестингера, С.Шехтера.
5. Информационная теория П.В.Симонова.
Те м а 3. Эмоции и личность.
1. Связь эмоций с потребностями человека.
2. Эмоции, и человеческая индивидуальность.
3. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.
4. Проявление эмоций в художественном творчестве.
5. Любовь как нравственное чувство.
6. Эмоции ичеловеческие взаимоотношения.
7. Развитие эмоциональной сферы у человека.
Темы для рефератов
1. Функции и виды эмоций у человека.
2. Теории эмоций.
3. Эмоции и современное художественное творчество.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Функциональное назначение различных эмоций у человека.
2. Сравнительный анализ различных теорий эмоций.
3. Эмоции иличность. Персональный эмоциональный анализ индивидуальности творческих личностей.
ЛИТЕРАТУРА
I
Вилюнас В.К.Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. (Структура эмоциональных явлений: 41—46. Функции эмоциональных переживаний: 47—60. Эволюционная необходимость эмоций: 78— 85. Функциональная классификация эмоций: 100—105. Эмоциональные явления: 106—123.)
Додонов Б.И. Вмире эмоций. — Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни человека: 7—18. Эмоции и потребности: 18—22. Эмоции и личность: 22—25, 37—48, 79—116. Классификация эмоций: 25—37. Чувства: 75—79.)
Изард К.Е.Эмоции человека. — М., 1980. (Роль эмоций в жизни человека: 13—25. Теории эмоций: 31—51. Эмоции и мотивация: 52—
71, 163—209. Эмоции и экспрессия: 72—91. Эмоции и сознание: 117—138. Эмоции и поведение: 139—162.)
Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. (О происхождении и природе аффектов (Б.Спиноза): 29—46. Психология душевных волнений (В.Вундт): 47—63. Различение эмоции и чувства (У.Макдау-голл): 103—107. Сущность эмоциональных переживаний (Ф.Крю-гер); 108—119. Очерк теории эмоций (Ж. -П.Сартр): 120—137. Мотивационная теория эмоций (Р.УЛипер): 138—151. Эмпатия (К. Роджерс): 235—23 7.)
Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1982. (Что такое стресс: 25—31. Развитие концепции стресса; 31—51. Мотивация и стресс: 52-83.)
Симонов П.В.Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. — М., 1981. (Что такое эмоция: 10-39.)
Чистякова М.И.Психогимнастика. — М., 1990. (Классификация основных эмоций: 12—20.)
Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966. (Роль чувств в жизни личности: 64— 72.)
II
АболинЛ.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, 1987. (Эмоции: 28—140.)
Валлон А.Психическое развитие ребенка. — М., 1967. (Развитие эмоций: 116—125.)
Вартанян Г.А., Петров Е.С.Эмоции и поведение. — Л., 1989. (Теоретические подходы к определению эмоций: 7—19.)
Василюк Ф.Е.Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984. (Понятие и процесс переживания: 16—30, 49—77. Типология переживаний: 78—155.)
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. (Эмоциональный процесс: 61—77.)
Вилюнас В.К.Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990. (Мотивация и эмоции: 82—216.)
Гаврилова Т.П.О воспитании нравственных чувств. — М., 1984. (Эмпатия и ее природа: 10—22.)
Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1980. (Методы изучения эмоций: 92—116. Радость: 210—243. Удивление: 244—250. Горе, страдание, депрессия: 251—289. Гнев, отвращение, презрение: 290—312. Страх и тревожность: 313—338. Стыд и застенчивость: 339—369. Вина, совесть, мораль: 370—397.)
Китаев-Смык Л.А.Психология стресса. — М., 1983. (Концепция стресса Г.Селье: 5—20. Психология стресса: 21—44. Психологические и поведенческие признаки стресса: 58—89.)
ЛадановИ.Д. Управление стрессом. — М., 1989. (О сущности стресса: 5—27.)
Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Мотивы, эмоции и личность: 189—206.)
Наенко Н.И.Психическая напряженность. — М., 1976. (Понятие «психическая напряженность»: 5—20. Виды напряженности: 41—52. Ситуационные детерминанты напряженности: 53—61. Напряженность и успешность деятельности: 62—78.)
Немчин Т.А.Состояние нервно-психического напряжения. — Л., 1983. (Психологический стресс: 12—20.)
Ольшанникова А.Е.Эмоции и воспитание. — М., 1983. (Что такое эмоция: 4—14. Виды эмоций: 14—17.)
Общая психология. — М., 1986. (Чувства: 366—384.)
Рейковский Я.Экспериментальная психология эмоций. — М.,1979. (Эмоциональный процесс: 39—132. Влияние эмоций на поведение: 133—178. Эмоции и познавательные процессы: 179—232. Эмоции и поведение человека: 233—300.)
Рубинштейн СЛ.Основы общей психологии: В2 т. — Т. II. — М., 1989. (Эмоции: 147-182.)
Симонов П.В.Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы психологии. — М., 1987. (Отражательно-оценочная и регуляторная функции эмоций: 61—86.)
Тигранян Р.А.Стресс и его значение для организма. — М.,1988. (Что такое стресс: 6—24. Признаки стресса: 25—28. Подходы к изучению стресса: 55— 74.)
Фресс П., Пиаже Ж.Экспериментальная психология. — Вып. V. — М, 1975. (Эмоции: 111-195.)
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990. (Система и уровни эмоциональной регуляции: 4—32.)
Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966. (Об изменениях в эмоциональной сфере человека: 10—18.)
Ш
Василюк Ф.Е.Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984. (Стресс: 33—36.)
Веккер Л.М.Психические процессы. —Т. 3. —Л., 1981. (Эмоции: 57—155.)
Гаврилова Т.П.О воспитании нравственных чувств. — М., 1984. (Развитие эмпатии: 23—29.)
Гозман Л.Я.Психология эмоциональных отношений. — М.,
1987. (Психология симпатий: 44—92. Психологический анализ любви: 110-130.)
Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М., 1990.
Додонов Б.И. Вмире эмоций. — Киев, 1987. (Развитие эмоциональной сферы: 53—57. Любовь, вдохновение, счастье: 117—134.)
Китаев-Смык Л.А.Психология стресса. — М., 1983. (Поведение людей при различных видах стресса: 89—139. Познавательные процессы при стрессе: 202—271. Общение в стрессовых ситуациях: 272—323. Индивидуальные различия поведения людей при стрессе, их объяснение: 324—339.)
Ладанов И.Д.Управление стрессом. — М., 1989. (Управление стрессом: 27—42.)
Макаренко Ю.А.Системная организация эмоционального поведения. — М., 1980.
Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л.,1987. (Эмоции и регуляция памяти: 325—351.)
Немчин Т.А.Состояние нервно-психического напряжения. — Л., 1983. (Развитие учения о психических состояниях: 7—12. Явления нервно-психического напряжения: 24—48. Изменение внимания при нервно-психическом напряжении: 48—55.)
Сизанов АЛ.Подготовка подростков к семейной жизни. — Минск, 1989. (Психологическая характеристика любви: 18—22.)
Тигранян Р.А.Стресс и его значение для организма. — М.,
1988. (Реакция организма на стресс: 32—54. Стресс и связанные с ним заболевания: 75—105. Управление стрессорными реакциями: 105-117.)
Тихомиров O.K.Психология мышления. — М., 1984. (Эмоции и мышление: 87—106.)
ФроммЭ. Искусство любить: Исследование природы любви. - М., 1990.
Глава 19. МОТИВАЦИЯ
Краткое содержание
Мотив и мотивация.Понятия мотива и мотивации. Диспозиционные и ситуационные детерминанты поведения. Основные проблемы мотивационного психологического объяснения человеческих поступков. Соотношение диспозиций
(мотивов), потребностей и целей. Общее строение мотивационной сферы человека. Основные параметры, по которым оценивается степень развитости мотивационной сферы. Интересы, задачи, желания, намерения как мотивационные диспозиции. Понятие о мотивации как о сознательном и бессознательном процессе.
Психологические теории мотивации.Краткие сведения из истории теоретической разработки проблем мотивации. Первые мотивационные объяснения поведения человека и животных. Возникновение основных направлений исследования мотивации в конце XIX в. под влиянием теории эволюции Ч.Дарвина. Теория инстинктов и биологических потребностей У.Макдауголла. Бихевиористская концепция мотивации (Э.Толмен, К.Халл). Классификация человеческих потребностей по Г.Маррею и А.Маслоу. Теории мотивации, появившиеся в начале XX в. Современные направления в исследованиях мотивации поведения человека. Отличие новейших концепций мотивации от предшествующих. Общее положение дел с разработкой проблем мотивации в нашей стране. Когнитивные теории мотивации. Понятие и теория когнитивного диссонанса Л.Фе-стингера. Концепции Д.Аткинсона и Ю.Роттера. Инструментальное действие и его место в современных теориях мотивации (В.Вроом).
Мотивация и деятельность.Понятие и теория каузальной атрибуции. Мотивация достижения успехов и неудач. Индивидуальные различия между людьми, ориентированными на успех и неудачу. Атрибуция успехов и неудач разными индивидами. Поведение людей с различной самооценкой в случаях успехов и неудач. Мотивация достижения и тревожность. Личностная и ситуационная тревожность. Модель К.Спилбергера, объясняющая влияние тревожности на результаты деятельности. Тревожность и экзаменационные испытания человека. Мотивация беспомощности.
Мотивация