ТЕМА: Эмоционально-волевая сфера
ВОПРОСЫ ДЛЯ самостоятельного изучения
1. Понятие эмоций и чувств в психологии;
· Основные теории эмоций
· Функции эмоций
· Виды эмоций
2. Понятие о воле. Значение воли в организации активности человека (деятельности и общения). Функции воли.
· Характеристика ситуаций требующих волевой или произвольной регуляции
· Волевое действие и его особенности. Структура волевого действия. Виды волевых действий.
· Характерные черты волевого поведения. Развитие воли человека.
ЗАДАНИЯ:
1. Изучить литературу.
2. Выписать следующие понятия: эмоции, чувства, настроение, аффект, стресс, фрустрация, воля, волевое усилие, борьба мотивов, импульсивные действия, сила воли, внешний локус контроля, внутренний локус контроля.
3. Выписать характерные черты волевого поведения из работы Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с.260-269.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007. – С.373 -391,392 -414, 456 -468.илиНемов Р.С. в 3 т., Т.III. Психология Личности– М.: Юрайт,2014 – С.517-551,560-613
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.,2001, с.233-251.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995, с. 193-202, 162-168.
5. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // //Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с.260-269.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : В 2 томах.- Т.2, _., 1989, с. 182-211.
ТЕМА: Потребности и мотивация. Проблема мотивации в теории деятельности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ самостоятельного изучения
1. Понятие о потребностях как об основе процессов мотивации. Эволюция потребностей. Мотивы и мотивация. Специфика потребностей и мотивов человека.
2. Понятие потребностей и мотивов в отечественной психологии. Классификация потребностей и мотивов. Функции мотивов.
3. Иерархия потребностей в гуманистической психологии А.Маслоу.
4. Понятие и виды мотивов в психоанализе.
ЗАДАНИЯ:
1. Изучить литературу по проблеме.
2. Составить словарь терминов по теме мотивация.
Теория, автор. | Понятие мотив, потребности ( если есть различия) | Виды мотивов (потребностей). Критерий для классификации | Источник мотивации (биологические, социальные) |
Психоаналитическая теория З. Фрейд | |||
Гуманистическая А, Маслоу | |||
Теория деятельности А.Н. Леонтьев | |||
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». – С.511-534.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 101-123,189-195, 201-206,. Или избранные психологические труды. - М., 1983. - Т2. – С. 153-165, 204-209, 211-215 (к вопросу 3)
3. Немов Г.С. Психология. - М., 1992. - Т.1. - С. 389-431 или Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М., 2001. – С. 369-391.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Годфруа Ж. Что такое психология. - 1992, Т.1. – С. 239-257.
2. Буллит У, Фрейд З. Представление о мотивах личности в психоанализе //Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М., 2002. – С. 171-182.
3. Зейгарник Б. В. Понятие квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина. // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С.182-195.
4. История зарубежной психологии. Тексты - М., 1986. - С .75-95, 142-170.
5. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы и эмоции // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С. 57-80.
6. Маслоу А. Теория человеческой мотивации / / Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С.238-258.
7. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М., 2002. - С..211-224
ТЕМА: Самосознание – как сознание самости
ВОПРОСЫ ДЛЯ самостоятельного изучения
1 Понятие самосознание в отечественной психологии:
критерии самосознания; уровни развития самосознания.
2. Понятие Я-концепцци.
· значение Я-концепции для личности человека;
· оценочная и поведенческие составляющие Я-концепцц;
· внешний облик и Я-концепция.
3. Понятье самооценки. Ее роль в становлении личности. Самооценка и уровень притязаний. Виды самооценки.
4. Защитные механизмы личности.
ЗАДАНИЯ:
1. изучить литературу
2. из источников выписать и проанализировать понятия: самосознание, самопознание, самопринятие, самоотношение, самооценка, Я-концепция.
3. законспектировать Р. Бернс «Развитие Я –концепции и воспитание». (ксерокс) с.30-47,61-64, 97-113.
4. Проанализируйте защитные механизмы по представлено в таблице схеме, продумайте и представьте способы преодоления психологической защиты.
Название защитного механизма | Определение | Основные характеристики | Пример проявления |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2. Общая психология // Под ред. Петровского, М.,1986, С. 215-229 или Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов на Дону 2001, С.226-230.;
3. Реан А.А. Психология личности –СПб, Питер,2013.- С.35-49.55-68
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бернс Р. «Развитие Я –концепции и воспитание». (ксерокс) С.30-47,61-64, 97-113.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии С.П. 1997 Психологическая защита с.289-340
3. Прихожан А. Психологический справочник неудачника. М., 1994 с.99-118.
4. Столин В.В. Самосознание личности – М., 1984
Задания к контрольной работе
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ