Тема 18. Психосемантические методы исследования личности
Психосемантическая диагностика направлена на оценку категориальных структур индивидуального сознания, на реконструкцию системы индивидуальных значений и личностных смыслов. А.Анастази называет данные методы диагностики феноменологическими, т.к. в них особое внимание уделяется тому, как события, явления (объекты) воспринимаются человеком. Семантическое пространство выступает в качестве модели индивидуального сознания.
В качестве стимульного материала используются словесные обозначения различных объектов (личностных черт, явлений, процессов и пр.). Значение слов представляет собой результат прошлого опыта субъекта. Кроме предметного (денотативного) значения, каждый объект восприятия человека обладает оценочным, аффективным (коннотативным) значением. То есть, приписывая свойство объекту, мы подразумеваем оценку этого свойства.
Объединяет психосемантические методы с традиционными опросниками то, что они: 1) измеряют представления человека о себе; 2) требуют навыков, интроспекции, рефлексии; 3) включают в себя оценочный компонент деятельности; 4) диагностируют личностные черты. Это сходство позволяет ряду авторов относить психосемантические методы к опросным методам психодиагностики.
В отличие от традиционных опросников, психосемантические методы более индеографичны и подходят для диагностики индивидуальных случаев, прогноза поведения отдельных людей. В их основании используется субъектная структура данных, предполагающая сравнение индивидуальных результатов не с групповой нормой, а с собственными оценками.
Семантический дифференциал
Метод разработан Ч.Осгудом (1957г.) и его сотрудниками изначально как инструмент диагностики особенностей понятийного мышления. В настоящее время рассматривается как методика измерения личностных установок и отношений к определенному кругу объектов.
Семантический дифференциал (СД) представляет собой стандартизованную процедуру измерения значений любого концепта (объекта) для конкретного человека. В качестве объектов может выступать все что угодно. Каждый объект оценивается по 7-балльным шкалам. Для оценки значения концептов используют порядка 15 биполярных шкал, заданных прилагательными определенного значения. Например: быстрый-медленный; сильный-слабый; острый-тупой и пр.
Факторный анализ первоначального набора шкал (50) выявил 3 основных фактора: 1) фактор оценки (хороший-плохой; полезный-бесполезный; чистый-грязный);
2) фактор силы (сильный-слабый; большой-маленький; тяжелый-легкий);
3) фактор активности (активный-пассивный; быстрый-медленный; острый-тупой).
Система факторов Ч.Осгуда ОЦЕНКА – СИЛА – АКТИВНОСТЬ оказалась универсальной и устойчивой. По его мнению, факторы отражают реальные особенности общей эмоциональной реакции индивида на стимул. Отнесение объекта к положительному полюсу ОЦЕНКИ означает неосознанное получение удовольствия от него, СИЛЫ – испытывает напряжение при встрече с объектом, в то время как СЛАБЫЙ – расслабление; АКТИВНЫЙ – субъект испытывает возбуждение, готовясь к быстрым действиям при встрече с объектом.
Существуют 2 подхода к интерпретации результатов СД.
1. Анализ семантического профиля.
Субъективным оценкам по каждой шкале приписываются значения от 1 до 7 баллов. Производится анализ того, насколько та или иная оценка отличается от остальных.
2. Построение семантического пространства.
Подсчет суммы баллов по шкалам, относящимся к каждому из трех факторов. Коннатотивное значение объектов можно проанализировать посредством вычисления показателя по факторам оценки, силы и активности. Возможно использование факторного анализа индивидуальных оценок, построение «скатерограммы», на которой сходные по смыслу объекты находятся близко к друг другу.
СД используется для решения различных диагностических задач в разных сферах диагностики: в клинике, профконсультировании, неосознанного отношения (мотивации) и пр.
Репертуарные решетки Дж.Келли (репертуарный тест ролевых конструктов)
Методика опубликована в 1955г. в США, имеет сходство с СД, но является более универсальной и гибкой. Реп-тест базируется на теории личности Джорджа Келли. Основная идея теории состоит в том, что концепты, или конструкты, используемые индивидом для восприятия объектов или событий, влияют на его поведение. Каждый человек строит свое поведение исходя из собственной, не вполне осознаваемой, «имплицитной теории личности». В ходе психотерапии происходит трансформация системы конструктов (создание новых, удаление старых), что является первым шагом на пути к позитивным изменениям.
Тест помогает выявлять значимые для клиента конструкты в отношении других людей и себя самого. Данные представляются в виде матрицы, или решетки. Столбцы – элементы (объекты), в качестве которых могут выступать предметы, отношения, люди, ситуации, профессии, т.е., все то, что представляется существенным в контексте исследования. В Реп-тесте Келли – роли, на место которых испытуемый мысленно подставляет своих знакомых (например, «симпатичный сверстник», «человек, которому доверяешь» и пр.). Строки – конструкты – субъективные шкалы человека, т.е., мерки, с которыми он подходит к построению образа окружающего мира. Каждый элемент оценивается по каждому конструкту. Конструкты биполярны. Это «вызванные», а не «заданные» характеристики. Они формулируются испытуемым на предварительном этапе теста. В этом смысле, более симптоматичны уникальные конструкты, полинные «личностные изобретения», в отличие от конструктов-клише.
Конструкты взаимосвязаны друг с другом. Для выявления характера их взаимосвязи разработан ряд техник построения репертуарных решеток. Метод триад. После определения элементов, они предъявляются в тройках испытуемым. Клиент должен указать важное качество, по которому два из них сходны между собой и отличаются от третьего. Ответ рассматривается как полюс конструкта. Отличие третьего рассматривается как противоположный полюс конструкта. Предъявляется столько триад, сколько необходимо для обследования. Метод диад. Поиск сходства только между двумя элементами, а противоположный полюс просто называется испытуемым.
Требования к конструктам: 1. Проницаемость (с их помощью можно оценить большинство элементов). 2. Отражение субъективных оценок испытуемых (не должны быть навязаны). 3. Понятность формулировок. 4. Оба полюса конструкта называются самим испытуемым.
Анализ конструктов: качественный (описание содержательных характеристик конструктов) и количественный (корреляции между конструктами и пр.).
Концепция когнитивной сложности. Чем больше независимых конструктов имеет человек, тем больше степеней свободы имеет социальное поведение личности. Когнитивно-сложные индивиды более терпимы к противоречивой информации, открыты к усвоению нового опыта, более защищены от генерализации стресса на все сферы жизни и т.п. Уточнение – «артикулированность системы конструктов».
Методика получила широкое применение в клинической практике. Для анализа данных репертуарных решеток используются сложные статистические методы, например, иерархический кластерный анализ, многомерное шкалирование и пр.
Данные по валидности – аналогично проективным методикам (субъективность). Сложность объективных интерпретаций. Требует привлечения семантической и психологической интуиции исследователя (Шмелев).
В России модификацией СД и Реп-теста является методика диагностики скрытой мотивации И.Л.Соломина (ИМАТОН).
Семинарские занятия