Тема 14. Современные направления диагностики интеллекта
По мнению М.К. Акимовой, интеллектуальные тесты измеряют уровень сформированности интеллектуальных навыков, который зависит как от степени обученности, так и от природных возможностей. Цель тестирования – прогноз школьных достижений и распределение по разным типам классов и школ.
При интерпретации тестовых показателей личность и способности невозможно развести. Способности не могут исследоваться независимо от аффективных переменных. Существует кумулятивное воздействие черт личности на направление и степень интеллектуального развития индивидуума.
Дополнительные факторы, влияющие на результаты тестирования:
1) степень тренированности в выполнении тестов;
2) мотивация к выполнению теста;
3) эмоциональное состояние во время тестирования;
4) личность экспериментатора;
5) предшествующая тестированию деятельность;
6) изменения в семейном окружении.
Дж. Аткинсон предложена схема взаимосвязи способностей, мотивации и факторов окружающей среды. Мотивация определяет как эффективность выполнения задачи, так и «время на задачу». Выполнение задачи влияет на дальнейшее когнитивное развитие, результаты будущих тестовых испытаний, продуктивность будущей деятельности. То есть, отношения между личностью и интеллектом реципрокны: качества личности влияют на интеллект, и наоборот.
В настоящее время наряду с использованием традиционных тестов интеллекта подчеркивается необходимость диагностики практического интеллекта, компетентности. Под компетентностью понимают способность субъекта действовать адекватно, сообразно условиям ситуации, в направлении получения имеющих определенную ценность результатов (Р.Стернберг). Компетентность, это то, что отличает специалиста от новичка, а именно, больший объем предметно-специфических знаний, практический опыт, эффективность суждений в определенной предметной деятельности.
Одной из форм практического интеллекта выступает интуиция, представленная в виде неявных знаний. Подробно методики диагностики неявных знаний с целью оценки компетентности профессионалов представлены в работе Р.Стернберга «Практический интеллект».
Еще одним направлением современной диагностики интеллекта является диагностика когнитивных стилей – индивидуально-своеобразных способов познания реальности. Стилевой подход представляет собой первую попытку в психологии анализа функционирования индивидуального ума. Наиболее подробно данный подход представлен в работах М.А.Холодной.
В настоящее время выделено более 10 когнитивных стилей, характеризующих индивидуальные способы переработки информации. В качестве примера рассмотрим наиболее известные из них.
1.Стиль полезависимость/поленезависимость характеризует зависимость умственной деятельности от контекста, подверженность помехам. Наиболее известные методики диагностики: тест «Включенные фигуры» Г.Уиткина, методика «Стержень–рамка».
2.Стиль узкий/широкий диапазон эквивалентности характеризует индивидуальные различия в особенностях ориентации на черты сходства или черты различия объектов. К методикам, диагностирующим данный стиль, относятся: «Свободная сортировка объектов», «Константность размера».
3. Стиль ригидный/гибкий познавательный контроль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Данный стиль диагностируется с помощью методики словесно-цветовой интерференции Дж.Струпа, а также модифицированного варианта методики свободных ассоциаций.
4.Стиль импульсивность/рефлексивность характеризует индивидуальную склонность принимать решения быстро или медленно. Используется методика сравнения похожих рисунков Дж.Кагана. В качестве параметров оценки выступает латентное время и число допущенных ошибок.
Со временем список когнитивных стилей постепенно увеличивается, уточняется само понятие «когнитивный стиль», расширяется диапазон методик диагностики. Совокупность когнитивных стилей составляет основу персонального познавательного стиля, характеризующего уникальность склада ума отдельной личности, своевременная диагностика которого позволяет индивидуализировать программы обучения и значительно повысить эффективность интеллектуальной деятельности.
Семинарские занятия