Тема 2. Классификация психодиагностических методик. Тест как основной инструмент психодиагностики
В современной психодиагностике существует несколько классификаций диагностических методик.
1. По степени формализации можно выделить высокоформализованные (тесты) и малоформализованные (например, беседа, наблюдение) методики. Выделение данных довольно условно; все существующие методики можно представить в виде континуума по степени формализации. Минимально формализованной в данном континууме будет выступать клиническая беседа, максимально – тесты интеллекта.
2. По подходам к интерпретации результатов можно также выделить две группы методик: номотетические и идеографические. Номотетический подход предполагает интерпретацию индивидуальных результатов исходя из представлений о средней выраженности диагностируемого признака в популяции. При идеографическом подходе акцент делается на индивидуальном своеобразии человека, выявлении его уникальности.
3. Технологический подход (С.Розенцвейг, Л.Ф.Бурлачук) является основой большинства современных классификаций и предполагает разделять методики в зависимости от уровня диагностируемого поведения индивида. Согласно данному подходу можно выделить 3 группы методик: 1) Объективные – измерение осуществляется на основании результативности и способа выполнения заданий в диагностической ситуации (когнитивные тесты); 2) Субъективные – измерение осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о самом себе (опросники); 3) Проективные – измерение осуществляется на основании анализа взаимодействия с внешне нейтральным стимулом. Внутри каждой группы возможна своя, более детализированная классификация.
4. Необходимо упомянуть о существовании ряда дополнительных классификаций (см. подробнее в учебнике А.А.Бодалева и В.В.Столина). Различают вербальные и невербальные методики, бланковые и аппаратурные, открытые и профессиональные, с наличием правильного ответа и без такового.
Особая роль в психологической диагностике традиционно отводится тестам. В.Н.Дружинин определяет тест как научно-практический метод психологического измерения, состоящий из конечной серии кратких заданий, направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний.
Необходимо отметить, что рассматривая тест как измерительный инструмент, мы прибегаем к определенному допущению. Как подчеркивает К.М.Гуревич, измерить – значит определить какой-либо мерой величину измеряемого. Для этого необходимо соблюсти, по крайней мере, два условия.
1. Измерительный инструмент должен иметь на протяжении всего измерения одну и ту же, тождественную самой себе меру.
2. То, что измеряется, должно быть тождественно самому себе.
В психодиагностике подобные условия соблюсти крайне сложно. То есть, тест не является измерительным инструментом аналогично инструментам, например, в физике. Тест, выступает скорее инструментом сравнения и определяет последовательность, порядок сравниваемых объектов.
Для понимания психологической сущности тестов можно обратиться к метафоре А.Г.Шмелева, который предполагает рассматривать тест как оружие, дающее преимущество тому, кто его использует для достижения целей. К основным техническим характеристикам тестов необходимо отнести стандартизованность, надежность и валидность.
Тест позволяет измерить свойство количественно. За основу процедуры тестирования принята модель К.Левина: поведение есть функция личности и ситуации. В ситуации диагностики исследователем решается задача – восстановить свойство личности по поведению в ситуации, а точнее, по реакциям испытуемых на пункты теста. Реакции испытуемых формализуются с помощью использования измерительных шкал: дихотомической (пункты теста предполагают ответы «да» или «нет»), порядковой (три и более варианта ответа). Результаты суммируются и получается итоговый («сырой») балл по тесту – оценка, характеризующая испытуемого. Данную оценку считают оценкой «интенсивности» свойства, принимая гипотезу о том, что относительная частота обнаружения свойства прямо пропорциональна «интенсивности» этого свойства, то есть, степени выраженности диагностируемой черты. Для измерения психологических особенностей индивида используется интервальная шкала.