Психологопедагогическое обследование детей дошкольного возраста с церебральным параличом
Для определения уровня перцептивного и умственного развития у детей с ДЦП дошкольного возраста используются различные диагностические методики, широко применяемые в отечественной и зарубежной психологии.
Учитывая тормозящую роль сенсорных дефектов в умственном развитии детей с ДЦП, при психологическом обследовании основное внимание следует обратить на уровень развития сенсорноперцептивной деятельности. На первых этапах рекомендуется исследовать особенности зрительного восприятия: восприятия формы, цвета, величины и пространственных отношений предметов; уровень развития осязательного восприятия предметов:
формы, фактуры, веса; уровень сформированности конструктивных и графических навыков и умений. В обследования необходимо включить изучение процессов анализа, синтеза и обобщений предметов, а также уровень развития количественных представлений.
При исследовании особенностей сенсорного и интеллектуального развития дошкольников с ДЦП важен не только сам результат выполнения заданий, а главное — способ их выполнения. И методики должны быть построены в соответствии с этими особенностями.
Для проведения данной работы необходимы определенное оборудование (детский стол и стул или же специальное кресло, если ребенок не сидит самостоятельно) и материал (доска Сегена, четырехцветные блоки и доска к ним, кубики Косса, их детский двухцветный вариант, лото «цвет и форма», «цвет и количество», набор объемных и плоских фигур для осязания; предметные картинки, набор карточек для обобщений методом исключения, i цветные карандаши, альбомы для рисования).
В процессе обследования ребенок должен чувствовать доброжелательное отношение. Не рекомендуется выставлять ребенку сразу все игрушки. Чтобы вызвать у ребенка интерес к занятию, можно предложить ему привлекательную игрушку, например красивую пирамидку, матрешку или доску с цветными шарами. Во время свободной игры ребенка психолог фиксирует следующие моменты:
1) проявляет ли ребенок интерес к игрушкам;
2) как долго ими занимается;
3) употребляет ли ребенок игрушку по назначению.
После наблюдения за ребенком ему предлагаются следующие задания.
Восприятие формы на доске сегена
Перед началом обследования психолог показывает ребенку собранную доску Сегена, затем раскладывает фигуры на столе и предлагает положить их на место. Результаты выполнения задания оцениваются по пятибалльной системе в зависимости от сложности задания и способов их выполнения.
Шкала оценок
0 — Хаотично располагает геометрические фигуры на доске Сегена без учета их формы.
1 — Правильно соотносит две контрастные фигуры (квадрат и круг), но не называет их.
2 — Правильно соотносит четыре фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал), но затрудняется в их названии.
3 — Правильно соотносит все фигуры на доске Сегена и знает название двух фигур (например, квадрата и круга).
4 — Правильно называет четыре фигуры и соотносит все фигуры на доске Сегена.
5 — Правильно соотносит все фигуры и знает название шести фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, ромб, прямоугольник).
Здоровые дети с 3летнего возраста правильно соотносят фигуры на доске Сегена, а концу дошкольного возраста правильно их называют. Дети с ДЦП с потенциально сохранным интеллектом начинают справляться с заданием с 45 лет, однако испытывают некоторые трудности в их словесном обозначении. У детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием наблюдается преимущественно хаотичный, бесплановый способ работы, в результате чего продуктивность выполнения задания резко снижена.
Восприятие цвета предметов
Психолог предлагает ребенку расположить цветные шары или кубики на доске, разделенной на четыре части в соответствии с основными цветами: красным, синим, желтым, зеленым.
Шкала оценок
0 — Хаотично располагает шары на доске без учета их цвета.
1 — Правильно соотносит на доске шары одного или двух цветов.
2 — Правильно соотносит с местом на доске шары четырех основных цветов, но путает их названия.
3 — Правильно располагает на доске шары по цвету и знает название двух цветов.
4 — Правильно располагает на доске шары по цвету и правильно называет все четыре цвета.
5 — Правильно называет шесть цветов и оттенков: красный, синий, желтый, голубой, коричневый, розовый, оранжевый, зеленый.
Здоровые дети уже в 3летнем возрасте успешно справляются с заданиями на соотнесение цветов, в 4 года знают названия основных четырех цветов, к концу дошкольного возраста знают название оттенков. Дети с ДЦП с сохранным интеллектом, как правило, трудностей при соотнесении цветов по подобию не испытывают, но путают их названия. У детей с ДЦП с психическим недоразвитием наблюдаются трудности соотнесения цветов по подобию.