Особенности сенсорноперцептивной деятельности детей с церебральным параличом
Специальные психологические исследования особенностей развития сенсорноперцептивных и интеллектуальных процессов при детском церебральном параличе в зарубежной и отечественной литературе представлены крайне скупо. Ряд авторов связывают нарушения познавательных процессов при ДЦП с нарушениями моторики (Botta N., Botta P., 1958; АбрамовичЛехтман, 1962;
1965; Ипполитова, 1967; Данилова, 1969, 1977; Поппандова, 1971;
Мастюкова, 1973; Симонова, 1981 и др.). В этих работах подчеркивается, что нарушения восприятия предметов, зрительнопространственной ориентировки при ДЦП обусловлены двигательной недостаточностью, а с увеличением степени тяжести дефекта становятся более выраженными. Авторами предлагались специальные коррекционные воздействия по формированию пространственных функций.
Еще в конце 1950х годов на кафедре общей психологии ЛГУ под руководством профессора Б. Г. Ананьева был проведен ряд исследований особенностей развития пространственных восприятий у детей с двигательными нарушениями периферического характера. Р. А. Воронова (1956), работая над особенностями дифференцировки пространственных сигналов методом условных сосудистых рефлексов, выявила затруднения в различении вертикальных линий у детей, перенесших полиомиелит.
Автор предложила обращать особое внимание на развитие пространственного различения по вертикали. Ограничение в практическом овладении пространством у больных в возрасте от 8 до 11 лет проявлялось и в развитии речи, а именно в несформированности понятия предлогов, обозначающих пространственные положения. Автор отмечала, что, когда ребенок учился самостоятельно ходить, эти отклонения постепенно сглаживались.
Недоразвитие пространственных восприятий наблюдается у детей со всеми формами двигательной недостаточности (врожденные и рано приобретенные ортопедические заболевания, миопатии и миодистрофии, вялые параличи) (Мамайчук, 1988; Мендоса, 1990 и др). Однако эти нарушения носят временный характер, и с началом самостоятельной ходьбы они легко компенсируются.
Патогенез нарушения познавательных процессов у детей с ДЦП чрезвычайно сложен. Вместе с патологией двигательнокинестетической функциональной системы существенную роль в недоразвитии восприятия играют сенсорные, интеллектуальные и речевые расстройства, имеющиеся у этих больных (Kastein, Hendin, 1951; Henderson, 1961; Oswin, 1967; Saran, 1986; Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Мамайчук, 1976, 1978; Калижнюк, 1983). Несмотря на значительное число авторов, отмечающих недоразвитие зрительнопространственных функций при ДЦП, исследований, направленных на изучение динамики и механизма их формирования, в литературе представлено недостаточно.
Эволюционногенетический подход к формированию познавательных процессов, успешно разрабатываемый отечественными и зарубежными учеными, позволил выделить стадии формирования восприятия в онтогенезе (Запорожец, 1960; Ананьев, Рыбалко, 1964; Венгер, 1965, 1969; Пиаже, 1969; и др.).
Ж. Пиаже на большом эмпирическом материале выделил стадии развития индивидуального восприятия. Он показал, что онтогенез отражения пространственных характеристик начинается с восприятия топологической структуры объектов, проходит через отображение проективных и аффинных свойств, далее идет к воспроизведению подобия и завершается изображением в образе метрических свойств объектаоригинала.
В исследованиях Л. М. Веккера и его учеников (Веккер и др., 1971), посвященных проблеме фазовой динамики становления перцептивного образа при снятии внутренних помех, были выделены фазы становления образов восприятия, последовательность которых доказана в многочисленных экспериментах по изучению восприятия в различных модальностях и в условиях помехи. Исследование динамики формирования перцептивных образов было продолжено учениками Л. М. Веккера на контингенте школьников, в том числе с ДЦП. Сопоставление изображений плоских фигур после осязательного и зрительного восприятия показало, что у больных детей рисунки соответствуют топологической адекватности, а у здоровых — метрическим характеристикам объектов.
В проведенном нами сравнительном онтогенетическом исследовании особенностей гаптического и зрительного восприятия дошкольников с ДЦП была выявлена недостаточная сформированность образов восприятия в обеих модальностях. При этом у больных с ДЦП отмечаются те же закономерности формирования образов восприятия, что и у здоровых детей. Онтогенез отражения пространственных характеристик предметов в процессе восприятия у больных с ДЦП, так же как и у здоровых детей, начинается с восприятия топологической структуры объектов, проходит через отображение проективных и аффинных свойств, отображение подобия и заканчивается метрическим инвариантом. Однако возрастной анализ формирования осязательных и зрительных образов у больных с ДЦП вскрыл их <<застревание» на уровне топологических и аффинных признаков отображения предметов.
С целью дальнейшего анализа внутри каждой возрастной группы больных детей были выделены подгруппы с учетом уровня умственного развития и степени тяжести двигательного дефекта. Анализ показал, что определяющую роль в формировании адекватности восприятия и отображения предметов играет уровень умственного развития ребенка. У детей с ДЦП с первично сохранным интеллектом прослеживаются затруднения в анализе и синтезе осязательных сигналов, а у детей с нарушенным интеллектом отмечаются глубокие нарушения сенсорноперцептивной и исполнительной деятельности, что крайне негативно отражается на качестве отображения и словесного обозначения воспринимаемых объектов. У детей с первично сохранным интеллектом, но с тяжелыми двигательными нарушениями эффективность отображения в слове и в рисунке осязательных и зрительных образов значительно выше, чем у детей с нарушением умственного развития, но с менее выраженным двигательным дефектом (Мамайчук, 1971, 1978).
Полученные данные убедительно показали, что в основе нарушений восприятия и отображения фигур у детей с ДЦП лежит дефицит интегративной функции мозга. Степень тяжести двигательного дефекта не является определяющим фактором в недоразвитии сенсорноперцептивной деятельности у этих детей.
Недоразвитие зрительнопространственного анализа и синтеза у больных с ДЦП на ранних этапах онтогенеза негативно влияет на формирование интеллектуальных функций.