Средства технопсихологического воздействия на военнослужащих
Название средств | Краткая характеристика средства |
СВЧ-генераторы | Устройства, предназначенные для формирования излу- чений сверхвысокой частоты, воздействие которых на мозг вызывает ощущение тяжело переносимых шу- мов и свиста и ведет к временной утрате человеком спо- собности ориентироваться в обстановке, взаимодей- ствовать с окружающими, управлять собственным пове- дением. |
Генераторы инфразвука | Устройства, генерирующие упругие волны низкой часто- ты (ниже 16 Гц), которые при воздействии на ЦНС, вызы- вают расстройство координации движений, судороги, рвоту, поражение внутренних органов, безотчетное чув- ство страха. |
Источники некогерентно- го света | Устройства, предназначенные для формирования ярких световых вспышек с заданными частотными и амплитуд- ными характеристиками, которые при воздействии на че- ловека, ведут к ухудшению общего самочувствия, появле- нию симптомов, предшествующих эпилептическому при- падку, временному ослеплению. |
ТИПЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ– обобщенные характеристики индивиду- альных особенностей нервной системы. По взглядам ряда физиологов, Т. н. с. – врожденный и может передаваться по наследству. В процессе жиз- ни и деятельности он может маскироваться или в известных пределах, хотя
и медленно, изменяться – усиливаться или ослабляться в зависимости от особенностей жизненных условий, воспитания.
В основе Т. н. с., по И. П. Павлову, лежат свойства корковых физиологи- ческих процессов – возбуждения и торможения: сила, подвижность, уравновешенность или противоположные им свойства – слабость, мало- подвижность, неуравновешенность.
Все эти свойства нервных процессов сочетаясь образуют Т. н. с. При силь- ных процессах возбуждения и торможения возбуждение нередко преоб- ладает над торможением, и переход от одного к другому совершается бы- стро. Это сильно возбудимый тип нервной системы. Если оба нервных процесса слабые, торможение преобладает над возбуждением – это ха- рактерно для слабого типа нервной системы. Уравновешенность сильных процессов возбуждения и торможения при быстром переходе от одного к другому присуща сильному, уравновешенному Т. н. с. Медленный пере- ход от возбуждения к торможению и от торможения к возбуждению (оба процесса сильные) указывает на сильный инертный тип нервной системы (см. Темперамент).
ТОЛЕРАНТНОСТЬ(от лат. терпение) – отсутствие или ослабление ре- агирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате сниже- ния чувствительности к его воздействию. Т. способствует повышению устойчивости к некоторому неблагоприятному фактору. Существует пони- мание Т., связываемое с терпимостью к различным мнениям, непреду- бежденностью к оценке людей и событий.
ТОЛПА– бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознавае- мой общности целей, но связанных между собой сходством эмоциональ- ного состояния и общим объектом внимания. Психологическими механиз- мами возникновения Т. выступают любопытство, интерес, психическое заражение, подражание и др.
В толпе возникают специфические психологические феномены: аноним- ности и деперсонализации личности, переложения ответственности за собственные действия на толпу и ее лидеров, тотальное преобладание эмоций над рассудком, утрата контроля над собственным поведением и др. Выделяют виды Т: любопытная (окказиональная), заинтересованная (конвенциональная), переживающая (экспрессивная), действующая (агрессивная, паническая, стяжательная, повстанческая).
Под воздействием стресс-факторов боевой обстановки возможна транс- формация воинского коллектива в Т.
ТОЧНОСТЬ МЕТОДИКИ– способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагности- ческого эксперимента.
ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС– стресс, при котором в результате воз- действия стрессора возникает нарушение в психической сфере человека по аналогии с физическими нарушениями. При Т. с. нарушается структу- ра «самости» когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологи- ческие механизмы, управляющие процессами научения, эмоциональные пути научения, система памяти и др. В качестве стрессора в таких случа- ях выступает травматическое событие. Неблагоприятным исходом Т. с. может стать боевая психическая травма.
ТРАДИЦИИ(от лат. передача, повествование) – нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению.
Т. многообразны: исторические, национальные, трудовые, боевые, науч- ные, учебные, бытовые, спортивные. Между Т., нормами морали и каче- ствами людей есть сходство и различие. Т. складываются под влиянием нравственных принципов, они соответствуют морали. В этом состоит их сходство. Но есть и различия между ними. Норма морали прямо гово- рит: надо так поступать! Традиция взывает – следуй примеру лучших. Ка- чества людей – это их личные качества, Т. же являются результатом социально-психологического закрепления их проявления: взаимопо- мощь, добросовестность, порядочность и др. Т. влияют на формирование у людей личностных качеств. Боевые Т. оказывают благотворное влияние на воинов, их поведение и деятельность. Для укрепления и развития Т. не- обходимо, чтобы воины понимали их сущность и значение, уважали Т. как воплощение опыта и добросовестного труда.
ТРАНС(франц. – оцепенение) измененное состояние сознания, являю- щееся результатом гипнотизации, характеризуется полной или частичной утратой самоосознания при способности поддерживать связь с гипноти- зером (раппорт), а также выполнять достаточно сложные действия. Транс рассматривается и как расстройство сознания в случаях его спонтанного возникновения при некоторых психических заболеваниях. Т. состояние благоприятное для оказания психологического воздействия на человека.
ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ– рациональный метод понимания пове- дения на основе трех состояний «Я» – «Родитель», «Взрослый» и «Ребе- нок», предложенных американским психологом и психиатром Э. Берном (1902–1970).
«Родитель» – это экспертно-контрольная инстанция нашего «Я», средо- точие схем и правил, ранее усвоенных индивидуумом, подлежащих неу- коснительному исполнению. «Взрослый» – когнитивно-активное нача- ло, ведущей чертой которого являются независимость, разумность. «Ре- бенок» – аффективно-импульсивная и интуитивно-творческая инстан- ция нашего «Я».
Несмотря на схематичность и односторонность выделения этих трех со- стояний «Я», они создают удобную в практическом отношении возмож- ность анализа действий человека. Э. Берн считает важной целью Т. а. установление взаимодействий между эмоциональными и интеллектуаль- ными компонентами личности. Т. а. позволяет изучать взаимодействие людей и оказывать им психологическую помощь.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ(т. е. психология за пределами личности) – появившееся в 60-е гг. направление в психологии, изучаю- щее измененные состояния сознания, переживание которых может при- вести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерож- дению и обретению целостности. Лидером этого направления является Станислав Гроф – чехословацкий, позже американский психолог. Со- гласно исследованиям представителей этого направления проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолени- ем) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, былые целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками Т. п. признаются, как правило, психоанализ, восточные философские системы и психологические учения с выработан- ными в них представлениями об энергетической основе мира. В Т. п. ис- пользуется понятие «коллективное бессознательное» (см. Архетипы). Главной отличительной чертой трансперсонального подхода С. Гроф счи- тает модель человеческой души, в которой признается «значимость духов- ного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания».
ТРАНСФЕР(от лат. переносить, переводить) – одно из важных поня- тий психодинамической психотерапии. Им обозначают перенос на психо- терапевта отношения пациента к значимым для него людям, прежнего опыта их восприятия (любимых, уважаемых или неприятных, отврати- тельных и т. п.). Т. может исключать всякую новую информацию и опреде- лять взаимодействие между терапевтом и пациентом еще до начала само- го лечения. Часто Т. строится на основе реалистического восприятия терапевта. Последний может испытывать какие-то чувства по отношению к пациенту, исходящие из прошлого. Это явление называется контртранс- фер, он может как помогать, так и мешать лечению.
ТРЕВОГА– эмоциональное состояние, которое характеризуется субъек- тивными ощущениями беспокойства, напряжения, ожидания неблагопо- лучного развития событий. Возникает в ситуации неопределенной опас- ности, угрозы. Является выработанным в процессе филогенеза средством сигнализации о наличии опасных для жизни и деятельности тенденций. Выполнив сигнальную функцию Т. оказывает негативное воздействие
на боевую деятельность, может стать одним из факторов развития психо- генных расстройств.
Причины Т. разнообразны: эмоциональная неустойчивость, резкое измене- ние условий жизни, предстоящее выполнение сложной задачи и т. д. Т. мо- жет возникнуть на почве предчувствия будущей угрозы (наказания или по- тери близких людей). Обычно Т. ведет к возникновению защитных реакций. Т. – результат возникновения фрустрации или ее ожидания и является первичным психологическим проявлением стресса. З. Фрейд рассматри- вал тревожность как симптоматическое проявление внутреннего эмоцио- нального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно пода- вляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими. Бихевиористы рассматри- вают тревожность как неудачную заученную реакцию на угрожающие со- бытия, имеющие место в реальной жизни. Н. Д. Левитов (1967), исследуя психические состояния беспокойства и Т., рассматривает их как внутрен- ние переживания, опасения и нарушения покоя, вызываемые возможны- ми и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желаемого. Эти переживания также тесно связаны с изменениями привычной обста- новки, особенно с теми из них, которые могут грозить каким-либо небла- гополучием для индивида. С возникновением Т. происходят усиление по- веденческой активности, изменение самого характера поведения, включаются дополнительные физиологические механизмы адаптации к изменившимся условиям. Снижение интенсивности чувства Т. свиде- тельствует о достаточности, соответствии поведенческих и физиологиче- ских форм реакций в ответ на нарушение равновесных взаимоотношений организма со средой. Психологическую роль Т. – охранительную и моти- вационную – можно сопоставить с функцией боли.
ТРЕВОЖНОСТЬ– свойство личности, характеризующееся относитель- но устойчивой «склонностью» человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния трево- ги. Является одним из симптомов и составляющих нервно-психической неустойчивости военнослужащего.
ТРЕНИНГ– система планомерной подготовки организма к выполнению необходимой задачи с учетом достижения к определенному моменту вре- мени наибольшей его работоспособности.
Т. специальный тренировочный режим, тренировка. Выделяют несколь- ко видов Т.: Т. делового обучения (развитие умений вести переговоры, выступать перед большой аудиторией, проводить совещания и т. д.); Т. перцептивный (развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в процессе обще- ния). Детально разработан социально-психологический Т. (цели – овла-
дение психологическими знаниями, формирование умений и навыков в сфере общения, развитие способности адекватного и полного позна- ния себя, других людей и др.). В социально-психологическом Т. исполь- зуются психоанализ, гуманистическая психология и другие направления психологии.
Т. не должен направляться только на развитие индивидуальной личности безотносительно к содержанию ее профессиональной деятельности.
ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ– совокупность мето- дов развития коммуникативных качеств и рефлексивных способностей, умения анализировать поведение членов группы и свое, анализировать социальные ситуации и себя в них, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. С помощью Т. с.-п. корректируется личностное взаимо- действие и общение. Основы теории и практики Т. с.-п. были разработа- ны американским психологом К. Роджерсом и базировались на идеалах гуманистической психологии (см. Гуманистическая психология). В числе методов Т. с.-п. – ролевые игры и групповые дискуссии. Он может ис- пользоваться для предупреждения и преодоления конфликтов, для созда- ния благоприятного психологического климата в группах, для обучения руководителей и специалистов, работающих с людьми.
Т. с.-п. специальным образом организованное и структурированное обу- чающее взаимодействие военнослужащих, нацеленное на повышение коммуникативной компетентности, быстрое овладение воинской деятель- ностью и эффективными схемами поведения участников, сплочение воин- ских коллективов и др.
Имеется множество разновидностей Т. с.-п.: поведенческий, ролевой, перцептивный, сензитивный, деятельностно-ориентированный, группо- ориентированный, делового общения и др.
Т. с.-п. – такое взаимодействие между участниками, при котором учебная группа становится одновременно моделью определенного социально- психологического явления и лабораторией по его коррекции. Использование Т. с.-п. в воинских коллективах способствует также бы- строй адаптации воинов к воинской деятельности, формированию в воин- ском коллективе благоприятных взаимоотношений военнослужащих, групповой интеграции.
ТРЕНИРОВКА– конкретная форма метода упражнения в обучении во- еннослужащих, представляющая собой сознательное, многократное по- вторение усвоенного действия (приема).
Т. проводится в целях поддержания, развития и совершенствования уже сложившихся навыков и умений. При этом усвоенное действие выполня- ется в постоянно усложняющихся условиях с нарастающей физической и моральной нагрузкой.
ТРУСОСТЬ– поведение, в процессе которого под воздействием страха попираются как нравственные, так и моральные нормы, создается угро- за жизни, социальному статусу субъекта активности либо безопасности других людей. Трусость является как самостоятельной девиацией, прояв- ляющейся в самостоятельном прекращении боевой активности и заня- тии безопасного укрытия или оставлении поля боя. При этом одним из психологических механизмов реализации поведения выступает само- успокоение по типу: «Будь что будет, главное выжить». Трусость может также являться причиной или фоном других видов отклоняющегося по- ведения (дезертирства, самоубийства, убийства сослуживцев и команди- ров, требующих продолжения участия военнослужащего в боевых дей- ствиях и др.).
Трусость не тождественна страху. Страх на войне испытывают практиче- ски все психически здоровые люди. Однако обстоятельства боевой обста- новки, боевая задача, внутригрупповое распределение боевых функций, возможные трагические последствия и другое не дают права участнику боевых действий подчиниться страху.
ТЩЕСЛАВИЕ– социально-психологическое свойство личности, в кото- ром выражается высокомерие, переоценка своих возможностей, стремле- ние к почитанию и славе. Т. – это и преувеличенное самолюбие, и жела- ние казаться лучше других людей. Тщеславный человек может совершать неблаговидные поступки ради получения незаслуженных наград и при- влечения внимания к своей особе.
У
УБЕЖДЕНИЕ– воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.
УБЕЖДЕНИЕ (УБЕЖДЕННОСТЬ)– личностное образование, пред- ставляющее собой оценочное отношение человека к действительности и характеризующееся единством когнитивного (определенные идеи, прин- ципы и их логическое обоснование) и потребностно-личностного (пере- живание истинности, необходимости данных идей и потребность в их прак- тической реализации) компонентов. Качества У. зависят от способа усвоения определенных знаний, мнений, оценок. Акцент на запоминание знаний, беспроблемность их изложения на занятиях негативно сказыва- ется на процессе формирования У.
Важное значение имеет и психологическая почва, на которой форми- руется У.: как взаимодействуют усваиваемые знания и уже сформиро- ванные особенности личности и самосознание; каков характер вну-
тренних преград применительно к процессу формирования У. В част- ности в действиях внутренних преград находит свое выражение нега- тивное влияние потребностно-личностного компонента убеждений на когнитивный.
Некоторые деформации в личности являются следствием «логического» конформизма, психологии человека-винтика, использующего логические выкладки для того, чтобы обосновать официальное мнение. Прочно усво- енные и значимые для личности знания далеко не всегда переходят в У. В частности концепция С. Шварца свидетельствует о том, что усвоен- ные индивидом социальные нормы порой существуют как бы параллельно с его личностными устремлениями. Становясь достоянием личности, при- обретая статус У., идеи не только наполняются личностным смыслом, но и пронизываются личностными особенностями.
УДИВЛЕНИЕ– интеллектуальная эмоция или чувство в зависимости от уровня вовлеченности в их возникновение и протекание личностных структур. Эмоция У. вызывается новизной, необычностью чего-то. Чув- ство У. – результат восприятия, познания, понимания интересного явле- ния, предмета, неожиданного открытия в них ранее неизвестного для себя. У. проявляется в процессе умственной деятельности, является предпосыл- кой и мотивом познания действительности.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ– соотношение уровня притязаний, характера мотивов и реального успеха в профессиональной деятельности.
У. – эмоционально окрашенное психическое состояние человека, возни- кающее на основе соответствия его намерений, установок, надежд, по- требностей с последствиями и результатами деятельности, взаимодействия с социальным и природным окружением. У. касается прежде всего наи- более значимых для личности сфер ее жизнедеятельности – труда, взаи- моотношений, общения. У. выступает как предпосылка продуктивной ра- боты, особенно у людей, склонных к теоретическому выполнению своих функций. Наличие положительной перспективы, добрых взаимоотноше- ний в воинском коллективе, в семье является фактором, содействующим формированию У.
УЖАС– наиболее сильная степень аффективного страха, подавляющая способность человека к критическому восприятию действительности и ре- гуляции собственного поведения.
УЛЫБКА– выражение внутреннего благополучия и готовности человека к общению с другими людьми. Естественная, открытая улыбка – универ- сальный знак положительного отношения к установлению и поддержанию контакта, к сближению, особенно в начале знакомства.
Правильное понимание улыбки и ее роли во взаимовосприятии – при- знак социально-психологической культуры человека. Угрюмость, насу- пленность командира снижает его воспитательные возможности.
УМЕНИЕ– способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти дей- ствия.
У. – освоенный человеком способ выполнения действий на базе приобре- тенных знаний и навыков. Формирование У. предполагает повышение са- моконтроля, управляемости действий в соответствии с лучшими образца- ми. Сравнение воинами своих реальных действий с показываемыми ко- мандирами приемами, установление совпадения и различия между ними, внесение поправок в процессе деятельности и его настойчивое совершенст- вование – необходимые предпосылки укрепления У. Накапливая профес- сиональные знания и вырабатывая навыки, командир вооружает подчи- ненных рациональными способами их использования в различной обста- новке на основе творческого осмысления задач будущей деятельности. Структура деятельности воинов по овладению У. может быть представле- на как единство следующих компонентов: осознание личной значимости овладения У.; установка на овладение определенными У.; актуализация знаний, лежащих в основе формируемых У.; раскрытие содержания каж- дого У. как определенной совокупности действий и операций его составля- ющих и способов выполнения действий; организация практической дея- тельности и упражнений по овладению У; контроль за уровнем сформиро- ванности У., учет и оценка хода и результатов деятельности.
УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ– разнообразные действия человека, вы- полняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства, включая внешнюю, слышимую речь, что от- личает У. д. от других видов человеческих действий (перцептивных, рече- вых, физических). У. д. могут быть направлены на решение познаватель- ных (мыслительных, мнемических) и практических задач. Опираясь на фундаментальные положения Л. С. Выготского, А. Н. Леоньева, С. Л. Рубинштейна о связи внешней и внутренней форм (в том числе и ум- ственной), П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин широко ис- следовали У. д. в контексте анализа различных проблем общей, возраст- ной и педагогической психологии.
Наиболее детально проблема У. д. разработана в выдвинутой Гальпери- ным теории (планомерного) поэтапного формирования У. д. (см. Поэтап- ное формирование умственных действий).
УНИКАЛЬНОСТЬ– неповторимость, исключительность, редкость. У. личности выявляется на всех уровнях ее существования – биологиче-
ском, физиологическом, психологическом, нравственном, духовном. Каж- дый человек имеет только ему присущий набор унаследованных и врож- денных задатков, генетическую программу, параметры организма, осо- бенности высшей нервной деятельности, неповторимый опыт, единичные формы восприятия, мышления, эмоции, воли и т. д. Культура, богатство знаний, традиции воспринимаются и осваиваются человеком через соб- ственные внутренние условия (мотивы, установки, взгляды, ожидания, потребности, характер и др.) и таким образом образуют У. его индивиду- ального духовно-психологического мира.
УПРАВЛЕНИЕ– осуществление совокупности воздействий на объект в целях поддержания или изменения функционирования системы в соот- ветствии с назначением.
У. – такое влияние на психику и отношения военнослужащих между со- бой, которое позволяет делать их поведение адекватным стоящим задачам (ближайшим и последующим).
У. – функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, реализацию про- граммы деятельности. В социальной психологии У. – это вид индивиду- ального или группового планомерного воздействия субъектов управления на объекты управления для достижения определенной цели У. Если объ- екты – личности или коллективы, У. принимает форму руководства. У. продуктивно, если определены критерии и показатели развития его объ- екта, разработаны методы достижения планируемых результатов. По от- ношению к отдельной личности У. может выступать в форме приказа, за- дания, разъяснения, стимулирования, воспитания, изменения условий де- ятельности и социального статуса. По отношению к группе, коллекти- ву – в форме подбора их состава, решений, сплочения, демократизации стиля. Управленческое мастерство состоит в искусном создании внешних и внутренних условий, способствующих эффективной деятельности руко- водимых. Управленческое мастерство командира основывается на систе- ме знаний, навыков, умений и профессионально важных качеств.
УПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ– воздействие на объект, осу- ществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии в целях изменения его психологиче- ских характеристик. Психологическое управление может быть как пря- мым, включающим специальные психологические методы воздействия на личность, коллектив, которые применяет профессиональный психолог, так и косвенным, осуществляемым совместными усилиями различных должностных лиц через изменение условий жизнедеятельности, направ- ленным отбором и подбором персонала, через изменение технологии и ре- жима деятельности, изменение организационных форм и т. д.
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ– служебное общение руководителя с подчиненными. Его цель – отдать распоряжение, посоветовать, полу- чить информацию о выполнении задания, дать оценку исполненного. У. о. включает ряд компонентов: оно исходит из определенных целей и побуж- дений (необходимость ставить задачи, выдавать распорядительную инфор- мацию, предъявлять требования и т. д.), включает то или иное его поведе- ние (речь, мимика, жесты и т. п.), эмоции и чувства (симпатии, антипатии, удовлетворенность, огорчение и т. д.), познание (восприятие руководимых, мышление, воображение, представление), волю (выдержка, самооблада- ние, саморегулирование), анализ результатов состоявшегося общения. Эти компоненты в той или иной мере проявляются в групповом и индиви- дуальном У. о. руководителя. Вне общения невозможно организовать об- щую деятельность, обмениваться необходимой для ее успеха информаци- ей. В процессе общения выражается отношение руководителя к руководимым, устанавливаются взаимопонимание и эмоциональное единство, передаются по механизму внушения и подражания его психиче- ские состояния, готовность к сотворчеству. Опросы показывают, что вслед- ствие формального общения руководителя почти у третьей части подчи- ненных возникают отрицательные эмоции и чувства, затрудняющие деятельность. Если же У. о. проникнуто уважением, симпатией к подчи- ненным, то у них усиливается желание как можно лучше выполнять по- ставленные задачи.
Инициатива в общении дает возможность руководителю влиять на реше- ние ряда ближайших и отдаленных задач: обеспечивать соответствие своих воздействий как целям общей деятельности, так и настроениям, чувствам, ожиданиям подчиненных, создавать нужный морально-психологический климат, мобилизовывать их на активную и творческую деятельность, пре- одолевать неуверенность, пассивность, учитывать индивидуальные и дру- гие особенности, воздействовать на взаимоотношения и развитие личности и коллектива, предупреждать конфликты.
Перспектива гуманизации жизни, быта и деятельности людей повышает актуальность совершенствования У. о. всех руководителей на основе чело- вечности, взаимопонимания, сотрудничества, уважения, бесконфликтно- го взаимодействия. Актуальным является придание У. о. доверительности, доброжелательности, равноправия, демократизма, диалогичности. Последние годы в психологии укрепилось представление о диалогическом общении как наиболее оптимальном. Критерий диалогического У. о. – на- личие или отсутствие у него установки на ответ подчиненного. Другими словами, диалогическое общение имеет место тогда, когда руководитель воспринимает руководимого в качестве желанного и полноправного его участника. Антидиалогическое общение имеет место тогда, когда руково- дитель не признает каких бы то ни было общих правил поведения, рас- сматривает подчиненного как человека, не имеющего никаких прав. Руко-
водитель в этом случае не признает и не поддерживает его право на самостоятельность в суждениях, не отходит от признания своей точки зрения как единственно возможной, не допускает различного понимания одного и того же явления. Диалогическое У. о. – это построение отноше- ний с подчиненными, проникнутых уважением их достоинства, способ- ность видеть в каждом из них личность с уникальным внутренним миром. Если подготовленность и знания руководителя существуют не в догмати- ческой форме, закрытой для обсуждения, а в форме самообоснования, обновления, уточнения – у него появится потребность увидеть мир глаза- ми другого человека, интерес к мировоззрению и ценностным ориентаци- ям руководимых. Овладевая диалогическим типом общения как наиболее оптимальным, демократическим, руководитель сможет преодолеть без- личность и формализм в отношениях с руководимыми им людьми. Осложняет У. о. асимметричность позиций по отношению друг к другу: за каждым закреплена определенная социальная роль, а вместе с ней и стереотип поведения, ожидаемый и требуемый в разных ситуациях тру- да. Ролевое поведение руководителя и подчиненного рискует стать сугубо деловым, безличным, отрицающим наличие общности. В настоящее вре- мя особенно остро встает задача преобразования суперпозиции руководи- теля и позиции подчинения работника в личностно-равноправные пози- ции сотрудничества.
Равноправное общение – это не фамильярное отношение, но оно упраздняет изолирующую дистанцию между руководителем и подчинен- ным, принципиально меняет средства ее поддержания. Руководитель добивается преимущества как участник общения не подавлением и под- чинением, а завоеванием и поддержанием своего авторитета в глазах подчиненных.
УРГЕНТНАЯ АД ДИКЦИЯ– субъективное ощущение постоянной не- хватки времени и страха не успеть. Основными характеристиками, прису- щими У. а. являются: гиперконтроль над временем; хроническая фрустра- ция базовых потребностей; принятие абсолютно всех требований, касаю- щихся профессиональной деятельности; игнорирование прошлого, страх будущего и др. На данном этапе развития психологии исследование У. а. не привело к единому пониманию самого феномена и не дало надежных средств ее измерения. В то же время ведутся активные разработки опро- сников, позволяющих диагностировать степень проявления У. а. В част- ности, опросник «Индекс ургентной аддикции» (О. Л. Шибко) является адаптированным вариантом опросника «Индекс ургентной аддикции», разработанного Н. Тасси на основе клинических наблюдений за людьми, пребывающими в состоянии постоянной спешки. Окончательный вариант опросника «Индекс ургентной аддикции» включал 44 утверждения, сгруппированных по четырем шкалам: «Работоголизм» и «Темп жизни»
(по 12 утверждениям), «Личное время» и «Межличностные отношения» (по 10 утверждениям). Было также выявлено, что факторная структура полученных шкал не зависит от пола испытуемых: в шкалы были включе- ны только те утверждения, которые на выборках мужчин и женщин ста- бильно группировались в один и тот же фактор.
Все факторы значимо коррелируются с общим уровнем У. а., определяе- мым суммарным значением баллов по каждому фактору.
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ– стремление личности на основе самооценки своих возможностей и благодаря результатам деятельности занять опре- деленное место в коллективе, определить удовлетворяющую ее степень выполнения тех или иных задач. У. п. отражает меру требовательности к себе, оценку своих способностей к достижению ожидаемых результатов в будущей деятельности. Понятие «притязание» введено в научный обо- рот в 30-е гг. К. Левином. Была показана роль У. п. в детерминации по- ведения, выявлено его влияние на сопоставление оценки получаемых ре- зультатов действий с ожидаемыми. Расхождение между У. п. и фактической его реализацией вызывает неудовлетворенность, разочарование, фру- страцию. Совпадение У. п. с исходом деятельности сопровождается само- одобрением, вызывает интерес, чувство успеха.
УСТАЛОСТЬ– совокупность специфических субъективных пережи- ваний человека, сопутствующих развитию утомления и препятствую- щих реализации работоспособности в конкретные продукты дея- тельности.
Проявляется в чувствах слабости, вялости, бессилия, ощущении физио- логического дискомфорта, нарушений в протекании психических процес- сов, в снижении мотивации и развитии негативных переживаний. Так как У. оказывает отрицательное влияние на эффективность боевых действий военнослужащих (точность, скорость, силу и др.), правильное восприятие обстановки боя, необходимо постоянно вести учет У. личного состава и принимать меры к восстановлению их сил (отдых, сон, горячее питание, обогрев, приемы психической саморегуляции и др.).
УСТАНОВКА– определенная предрасположенность человека к восприя- тию, оценке и реагированию, возникающая при предвосхищении им по- явления определенного объекта и обеспечивающая целенаправленный, устойчивый характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Выработанная у военнослужащего боевая установка позволяет ему сохранить направленность боевой деятельности в непрерывно меня- ющихся условиях, избавиться от необходимости постоянного сознатель- ного контроля за своей деятельностью в стандартных, ранее встречавших- ся ситуациях.
У. может быть устойчиво личностной или ситуативной предрасположен- ностью к определенному восприятию, осмыслению и поведению. Приме- ром являются ожидание, намерение, ценностная ориентация. У. выражает внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к событиям, фактам, людям, идеям. Различают позитив- ные, негативные и нейтральные У. При позитивных У. информация вос- принимается активно, доброжелательно, с доверием. При негативных У. информация воспринимается в известной мере искаженно, с недоверием или как чуждая, вредная, неприемлемая. В нейтральных У. субъективные моменты не являются четко выраженными.
Общее основание психологии во всем многообразии ее направлений и школ, создающее методологические трудности для объединения психо- логических фактов, впервые выявил Д. Н. Узнадзе (1886-1950), создатель в Грузии одного из центров советской психологической науки, основатель грузинской школы в психологии – психологии установки.
Социальная У. – это общая ориентация человека на тот или другой соци- альный объект, предшествующая действию и выражающая предрасполо- женность действовать определенным образом относительно данного объ- екта. Социальная У. включает когнитивный, эмоциональный и поведен- ческий компоненты, а также их функции (приспособления, познания, са- морегуляции, защиты).
Знание социальной У. личности позволяет с известной степенью досто- верности прогнозировать ее поведение в некоторых ситуациях. У. опосре- дует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой. Канадский психолог Ж. Годфруа трактует У. как ориентиры, позволяющие в любой момент предстать перед тем или иным человеком, событием или сообщением в «полной готовности».
У. имеют три измерения: когнитивное, аффективное и поведенческое. Когнитивное измерение включает мнения и убеждения, которых мы при- держиваемся относительно тех или иных предметов, и людей, которые по- зволяют нам судить, что, на наш взгляд, является истинным, правдопо- добным или возможным. Аффективное измерение составляет положи- тельные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они придают установке эмоциональную окраску и ориентируют действия, которые мы собираемся совершить. Эти действия и есть поведенческое измерение установки, предполагающее реакцию человека, соответствую- щую его убеждениям и переживаниям.
УТИЛИТАРИЗМ(от лат. польза) – узкий практицизм, делячество, стрем- ление извлекать из всего только непосредственную материальную или дру- гую выгоду. В более широком смысле – это принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения как