СХОДСТВО ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ – совпаде-

ние мнений и действий по поводу распределения ролей и характера пове- дения в соответствии с этими ролями среди участников группы.

СЧАСТЬЕ– особое психическое состояние личности, прежде всего эмо- циональное, возникающее при достижении сильно желаемого. Глубина, длительность и эмоциональный накал С. определяется нравственной чут- костью, масштабностью, культурным и умственным развитием личности. Достижение человеком этапных целей, реализация в формах своей жиз- ненной практики сильных устремлений, представлений о смысле жизни

вызывают у человека состояние С. Говорят: «счастье нахлынуло», «сча- стье окатило», «волна счастья захлестнула», «счастливый миг», «я пере- полнен счастьем» и т. д.

С. зависит как от размеров и значения цели, так и от силы желания. «Сча- стье достается совсем даром тому, кто ставит какую-нибудь цель и добива- ется ее после большого труда» (М. М. Пришвин). С. – универсальная на- града, ожидающая человека на перекрестках жизненного пути. Его можно создавать, приближать, стремление к нему наблюдается уже в детские годы. Человек, стремясь к счастью, чувствует себя более уверенным, бо- дрым, целеустремленным.

С. не следует считать беззаботным довольством. Оно требует самоотвержен- ного труда, настойчивых поисков смысла жизни, напряжения всех душевных сил для достижения своего предназначения и помощи другим. Важно от- крыть внутренние источники С., овладеть своей эмоциональной жизнью. Исследования, проведенные в Гарвардском университете (США), показали, что С. зависит от способности реагировать на эмоциональные кризисы, не- избежные в жизни каждого. Самыми неудачливыми считаются те, кто стал алкоголиком, наркоманом, приобрел хронические болезни. Путь к сча- стью – в прогматическом и реалистическом отношении к миру. Секрет успе- ха – в настойчивости, организаторских способностях, надежности, постоян- стве. Эти качества важнее для эмоционального здоровья, чем творческие способности, умение нравиться людям, профессиональные достижения.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА– ведущая деятельность детей дошкольно- го возраста, вид игровой деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально- закрепленных способах осуществления предметных действий. В С.-р. и. воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное раз- витие личности. В структуру С.-р. и. входят: роли, взятые на себя играю- щими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов; реальные отношения между играющими.

Т

ТАЙНА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ– следование правилу, согласно кото- рому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов.

ТАЛАНТ– природная одаренность и выдающиеся способности к какой- либо деятельности (научной, политической, художественной и т. д.).

Формирование Т. начинается с раннего детства, сначала как обнаружение природных задатков и склонностей к определенному виду деятельности, позже как закрепление и увеличение способностей и, наконец, как высо- кое выявление творчества. Талантливость к музыке, пению, сочинению стихов, рисованию, конструированию может обнаружиться еще в до- школьном возрасте. Своевременное распознавание Т. всемерно помогает его становлению.

Развитие Т. во многом зависит от направленности и характера личности, трудолюбия. Лень, малодушие подрывают Т., он теряет блеск, затухает. Лучшее средство развития Т. – систематический, напряженный труд. Он превращает Т. в реальную творческую силу.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА– выражение единства познавательных процессов и умственных способностей. Т. м. с. проявля- ется при решении задач, требующих интеллектуальной инициативы, по- иска новых способов действий, видоизменения ранее усвоенных приемов, учета при принятии решения конкретной трудовой ситуации. Высокий уровень развития Т. м. с. – важная психологическая предпосылка наи- более рационального и эффективного выполнения им профессиональных обязанностей.

Все это возможно, если специалист стремится к оптимальным результа- там, устойчив к отрицательным впечатлениям и эмоциям, сохраняет само- контроль. Нравственные и физические нагрузки, нередко критичность ситуаций современного труда усиливают зависимость результатов ум- ственной работы специалиста, его творческого мышления от чувств от- ветственности, долга, установок на самостоятельность, полноты знаний, навыков, умений. Именно благодаря устойчивым мотивам и личностным установкам, всесторонней профессиональной подготовке и готовности к труду, специалист может наиболее творчески принимать решения и осу- ществлять практические действия.

Продуктивность Т. м. с. повышается, если он, уяснив задачу и оценив об- становку, создает умственную модель, своего рода внутренний план прак- тических действий. Для этого специалист направляет внимание на свою умственную работу, несколько отвлекается от внешних условий труда, второстепенных сведений, регулирует интеллектуальные процессы. Важным условием Т. м. с. является быстрота, гибкость, мобильность познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения и др.), умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, кон- кретизации и др.), форм мышления (понятий, суждений, умозаключе- ний и др.). Это позволяет специалисту избежать при достижении цели шаблона, механического перенесения прежнего опыта в новые ситуа- ции, эффективнее использовать имеющиеся знания, переработать большой объем информации и выработать новый способ действий

или прийти к выводу, что видоизмененным старым способом можно ре- шить новую задачу.

ТВОРЧЕСТВО– деятельность, результатом которой является создание но- вых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологические аспекты: процессуальный и личностный (черты, обеспечивающие включён- ность в процесс). Эти аспекты базируются на тенденциях в историко- философском анализе проблемы, которые оформились к рубежу ХХ– ХIХ вв. Одну из них представляют такие направления, как философия жиз- ни, экзистенциализм, а другую – инструментализм, операционализм, праг- матизм и близкие к ним варианты неопозитивизма. В определенной степени они послужили основой того разрыва в когнитивной и аффективной линии психологического анализа (закрепленного функциональным подходом), ко- торый постоянно отмечался исследователями творчества. Основные подхо- ды в понимании Т. отразили его исходную противоречивость как явления. Первый подход (с середины ХIХ до середины ХХ в.) рассматривал Т. как проявление максимального уровня способностей (Г. Айзенк, Д. Век- слер, Дж. Равен, Я. А. Пономарев, В. Н. Пушкин, О. К. Тихомиров, К. М. Гуревич и др.). В рамках этого подхода английский учёный

Г. Уоллес в1924 г. расчленил творческий процесс на 4 фазы: подготовку, соз- ревание (идеи), озарение и проверку. Эта дифференциация процесса твор- чества совпадала с самоотчётами таких крупных естествоиспытателей, как Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, выделивших несколько стадий в процессе Т. – от зарождения замысла до момента (который нельзя предвидеть), ког- да в сознании возникает новая идея. Отдельные этапы находили место в са- моотчетах многих деятелей искусства и науки (описание «вдохновения»,

«мук Т.» и т. п.). Так как главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддавались сознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводивших решающую роль в Т. подсознанию и ирра- циональным факторам. В школе С. Л. Рубинштейна в середине ХХ в. при ис- следовании процесса, приводящего к инсайту, этим факторам была дана на- учная интерпретация как мгновенно кристаллизующемуся результату ранее проведенного анализа (Рубинштейн, 1957 г.). Вместе с тем даже в этой шко- ле исследование процесса Т. не выходило за рамки решения поставленных задач. В рамках этого подхода не было возможности исследовать «спонтан- ные открытия» как порождение идеи, не связанной с решением поставлен- ной задачи, как выход в область «непредзаданную». Кризис этого направле- ния неизбежен, так как «…на пути отождествления целого с элементами проблема не решается, а только обходится» (Выготский Л. С., 1986, c. 12). Второй подход в понимании Т. как самостоятельной способности – креа- тивности, локализованной в факторах дивергентного мышления форми- руется в 50-х гг. в рамках тестологической парадигмы. Дивергентное

мышление рассматривается как возможность порождения новых ориги- нальных идей. Однако дивергентное мышление, по словам Дж. Гилфорда, обеспечивает лишь метод проб и ошибок (Гилфорд, 1965). Функционируя в открытых задачах, дивергентное мышление как бы не ограничено кон- кретным стимулом. Однако, апелируя прежде всего к ассоциативному процессу и памяти (Guilford, 1988), оно теряет качество продуктивного мышления как направленного поступательного процесса анализа. Прове- денное Гилфордом выделение отличного от IQ показателя креативности Cr, иллюстрирует тенденцию, характерную для поэлементного анализа:

«колебания от полного отождествления к столь же метафизическому, столь же абсолютному разрыву и разъединению». А затем начинается установление между ними «чисто внешней механической зависимости, как между двумя различными процессами» (Выготский Л. С., 1982, с. 12), что демонстрируют многочисленные сопоставительные исследования кре- ативности и интеллекта на протяжении второй половины ХХ в.

Вместе с тем в отечественной психологии творчества методологическое положение Л. С. Выготского, что психология, желающая изучать слож- ные единства, должна заменить методы разложения на элементы метода- ми анализа, расчленяющего на единицы» реализуется (1969 г. – 2009 г.) на им же выдвинутом принципе «единства аффекта и интеллекта» [Бого- явленская Д. Б., 2002.]. Лишь единица анализа позволяет преодолеть ме- тодологический разрыв в рассмотрении творчества или только с духовной, или с операциональной стороны. В ней в монистическом представлении отражены оба момента исходного противоречия. Переход к исследованию развитых форм творчества в рамках третьего подхода потребовал и одно- временно позволил выделить его «единицу», обладающую качеством все- общности и далее неразложимую. В ее качестве выступает способность к развитию деятельности по инициативе ее субъекта, которая обеспечива- ет выход за пределы требований исходной ситуации в область «непредза- данного». Это «самодвижение» деятельности не объясняется только свойствами интеллекта. Лишь реализация в деятельности отношения че- ловека к миру позволяет понять логику самого процесса. Т. – действие внутренне детерминированное и в этом смысле – свободное действие. Высшая, ставшая форма Т. начинается там, где теряет форму ответа. Ре- зультат Т. шире, чем исходная цель. Факт выделения «единицы анализа» творчества связан с переходом от анализа низших форм творчества (про- дуктивного мышления как решения задач, которое возможно в рамках по- элементного анализа) к анализу его высших, развитых форм. Их анализ не только требует, но и позволяет выделить искомую единицу. Для иден- тификации этой способности разработан метод «Креативное поле» (1969 г.), реализованный в новой двухплоскостной модели эксперимен- та – системе однотипных задач. Метод позволяет шкалировать в одной плоскости результаты по овладению новой деятельностью. Решающим

фактором здесь выступает уровень развития интеллекта. Это уровень ре- шения частных задач, открытий на уровне единичного. В другой – резуль- таты по ее развитию: выявление новых закономерностей – открытий на уровне особенного, и построение теории их обосновывающей, – от- крытия на всеобщем уровне. Выход в эту плоскость определяют, по Ф. Гальтону, те «личностные и мотивационные черты, которые обеспе- чивают реализацию ума». Таким образом, определение Т. не по продукту, а по механизму как объективному критерию позволяет дифференциро- вать широкую область феноменологии творчества, построить ее типоло- гию (Богоявленская Д.Б.,2002).

ТЕЛЕФОННЫЙ ТЕРРОРИЗМ– термин, используемый для обозначения анонимной передачи по телефонным каналам угроз осуществления терро- ристических акций либо сообщений о якобы подготавливаемых или состо- явшихся актах терроризма. Заведомо ложное сообщение – это преступле- ние террористического характера, предусмотренное Уголовным кодексом. Оно является акцией психологического террора, поскольку субъект престу- пления преследует достижение нужной ему цели путем устрашения обще- ства, граждан или должностных лиц. В результате такого деяния причиняет- ся серьезный материальный ущерб. С другой стороны, игнорирование тако- го рода информации может привести к еще более тяжелым последствиям. Особую обеспокоенность вызывает то, что значительное число преступле- ний такого рода совершается как малолетними (до 14 лет), так и более стар- шими подростками. Наблюдается рост количества таких преступлений, но в то же время выявляется и большое количество лиц, совершивших их.

ТЕМПЕРАМЕНТ(от лат. надлежащее соотношение частей, смесь) – индивидуально своеобразная совокупность динамических проявлений психики.

Т. влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение, например, учащихся на занятиях, на их ре- акции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Т. влияет на ход и результаты различных видов деятельности.

По взглядам ряда физиологов и психологов, основные нервные корковые процессы – это возбуждение и торможение. У разных людей они различ- ны по силе, уравновешенности и подвижности. Эти особенности нервных процессов, сочетаясь, образуют типы нервной системы, выражением ко- торых является Т. Темперамент бывает четырех типов: сильный, возбуди- мый, неуравновешенный. Неуравновешенный тип – это физиологиче- ская основа холерического Т.; сильный, подвижный, уравновешен- ный – сангвинического; сильный, малоподвижный, инертный тип лежит в основе флегматического; слабый тип – в основе меланхолического Т.

Физиологический механизм индивидуально-типологических различий ис- следовался Б. М. Тепловым (1961), В. Д. Небылицыным (1966), В. С. Мер- линым (1958, 1964), И. П. Палеем (1961) и др. Как указывают авторы, не- смотря на то, что свойства типа нервной системы оказывают заметное вли- яние на динамику поведения, высокий уровень достижений в деятельности (учебной, трудовой, спортивной) возможен на различном типологическом фоне. При этом равноценные достижения в учебной деятельности, напри- мер, у представителей подвижного и инертного, сильного и слабого типа проявляются только в том случае, если система способов воздействия на об- учаемого индивидуализирована с учетом его типологических особенностей. Люди, различные в типологическом отношении, по-разному приспосабли- ваются к условиям деятельности. В частности, для подвижных характерна легкая приспосабливаемость к обстановке, неравномерный темп деятель- ности, быстрая перестройка знаний в соответствии с данной конкретной за- дачей, для инертных – равномерный темп деятельности, прочность усвоен- ных знаний, наличие предупредительных операций. Педагогическое воз- действие, организация деятельности могут повлиять на проявление того или иного Т. Например, у флегматиков можно несколько повысить скорость ответных реакций, у холериков – снять неуравновешенность, склонность к аффектам, у меланхоликов – выработать уверенность и т. п. Это происхо- дит главным образом за счет формирования навыков, привычек, умения владеть собой. Немаловажное значение для влияния на Т. имеет правиль- ная самооценка плюсов и минусов личной динамики психики и поведения.

ТЕОРИИ– ряд общих принципов, которые используются учеными для объ- яснения установленных фактов и наблюдаемых событий. Теории представ- ляют собой попытки целостного представления существенных связей и свойств определенных областей действительности, возникающие на базе гипотез, т. е. предположений относительно характера этих связей и свойств.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС– психоаналитический термин, обозна- чающий оптимальные, лишенные невротичности, разумные, десексуали- зированные взаимоотношения между консультантом и клиентом, осно- ванные на доверии клиента к психоаналитическому процессу.

ТЕРПЕНИЕ– социально-психологическая черта человека, показатель мужества, внутренней силы, условие такта в общении. Нетерпеливость как противоположная черта личности – признак неуравновешенности, неумения владеть собой, нередко – болезненного самолюбия.

ТЕРПИМОСТЬ– социально-психологическая черта человека, выража- ющая уважительное и доброжелательное отношение к взглядам, убежде- ниям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам и поведению других

людей. Т. способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения, угроз. Т. не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений, личностное исправление.

Т. становится все более значимой в общении представителей разных стран и народов, в установлении мира на земле. А. А. Реан предлагает выделить три уровня феномена и три генетических фактора, определяющих Т.:

1) социально-психологический, 2) индивидуально-психологический,

3) биопсихологический; соответственно факторы: 1) социогенетический,

2) микросредовый (или психогенетический), 3) биогенетический.

При социально-психологическом уровне анализа Т. следует рассматривать как способность личности, группы или общества относиться непредвзято к мнению, отличающемуся от распространенных стереотипов. При этом следует отличать Т. внутригрупповую, когда нетрадиционное мнение вы- сказано субъектом, принадлежащим к группе (интрагрупповая Т.), и экс- трагрупповую, когда мнение высказано посторонним. Индивидуально- психологический уровень анализа предполагает рассмотрение Т. как свой- ства личности. В данном случае большое значение приобретают характеро- логические особенности личности, ее установки. На проявление Т. могут влиять разные черты характера: агрессивность, доброжелательность, до- минантность и др. Биопсихический уровень анализа Т. связан с половыми, возрастными и темпераментными особенностями индивида.

Под социогенетическими факторами понимается влияние субъективно- объективных факторов на формирование и проявление Т. в обществе, в различных группах и у конкретных личностей. Микросредовый фактор связан с влиянием на Т. ближайшего окружения индивида: семьи, учебно- го, трудового коллектива, неформальной группы и т. д.

Под биогенетическим фактором понимается влияние на Т. в основном психофизиологических особенностей, гормонального статуса индивида (пол, возраст, темперамент).

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ– к важнейшим чертам, ха- рактеризующим личность террориста, относятся: чрезмерная эгоцентрич- ность, склонность к аффективному поведению; жестокость, социальная черствость; личная неразвитость, тщеславие; властолюбие. Факторами, приводящими человека к терроризму, являются: ранняя десоциализация, нарцистские нарушения; конфликтные ситуации, особенно конфронтация с сотрудниками правопорядка; личные связи с членами террористических организаций.

Знание психологии, качеств личности террориста позволяет своевремен- но выявлять таких лиц, проводить с ними соответствующую профилакти- ческую работу, а также находить правильные приемы воздействия на тер- рористов в ходе контактов с ними, особенно во время переговоров.

ТЕСТ(от англ. проверка) – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психического процесса или свойств лич- ности. Применяется в научно-исследовательских и практических целях. Для проведения исследования необходимы: 1) комплекс опробованных заданий; 2) четкая стандартизация внешних условий тестирования; 3) на- личие системы оценивания и интерпретации получаемых результатов;

4) использование при оценке определенных норм, которыми являются средние показатели выполнения данного теста представительной выбор- кой испытуемых. Тестовые оценки имеют относительный характер. Т. не- обходим лишь для установления диагноза, указания места, занимаемого исследуемым относительно соответствующей нормы.

Первый тест появился в конце XIX в., его автором был двоюродный брат Ч. Дарвина сэр Гальтон. Он считал, что естественный отбор надо заменить искусственным. В 1884 г. на Международной выставке здоровья он за 3 пенса производил антропометрические изменения. Затем Бине ввел тест интеллекта и т. д.

В США есть институт Роршаха, автора известного проекционного Т. В частности, в США по этому Т. проходит распределение молодых сол- дат по родам войск, а также отбор при приеме на работу. Т. Роршаха соз- дает беспорядочную информацию. Из этой информации человек создает свои мифы, а расшифровка этих мифов – дело специалистов.

Основные показатели Т. – движение и цвет. Движение в Т. характеризует ин- теллект. В кляксе надо выделить фигуру, наделить некоторыми свойствами и увидеть ее в реальности. При анализе Т. рассматривается реакция на раз- ный цвет. Роршах также первый ввел цвет как способ исследования человека. Если Т. создан для измерения одного свойства, его называют гомогенным. Совокупность гомогенных Т., связанных общей концепцией или теорией измерения разных свойств личности, образует гетерогенный Т. Тесты лич- ностные включают личностные опросники, проективные тесты и тесты дея- тельности (ситуационные). Практически все современные западные лич- ностные тесты возникли как средства клинической диагностики. Опросники имеют свои положительные и отрицательные качества. Наиболее популяр- ны опросники Дж. Кеттела, Г. Айзенка, Миннесотский многомерный лич- ностный и др. Проективные методики, которые характеризуются созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность различных интерпретаций, ориентированы на выявление неосознаваемой мотивации и позволяют опосредованно моделировать самые разные жизненные ситу- ации, выявлять субъективные ценности, интересы, склонности и т. д. В этих Т. используется свободный выбор ответа, свобода во времени, а характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые

«проектируются» на ответы. Т. деятельности используют перцептивные, когнитивные или оценочные задачи, оценку себя, своих личностных харак- теристик. Эффективность Т. во многом зависит от квалификации исследо-

вателя. Кроме личностных Т., есть еще Т. успеваемости, тесты способно- стей и Т. интеллекта. Т. успеваемости применяются для определения уровня знаний, умений, навыков, полученных личностью в учебной и профессио- нальной деятельности. Т. способностей (общих и специальных) применя- ются для оценки уровня и прогнозирования развития определенных спо- собностей личности. Т. интеллекта предназначены для определения уровня развития мышления, его гибкости, логичности и т. д.

Т. могут быть аппаратурными, бланковыми, устными, индивидуальными, групповыми и т. д.

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ– совокупность групп заданий (субтестов), объеди- ненных в одну психодиагностическую методику и направленных на изме- рение различных сторон сложного психологического конструкта.

ТЕСТЫ ГРУППОВЫЕ– тесты, применяющиеся для диагностики группо- вых психических процессов – уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностных взаимоотношений, силы «давления» группы на ее членов и др.

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ– группа психологических тестов, в основу кото- рых положена оценка практических достижений человека в тех или иных видах деятельности, а также в решении различных задач.

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА– группа тестов, предназначенных для оценки уров- ня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как память, внимание, воображение, речь, восприятие.

ТЕСТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ– тесты, предназначенные для оценки устойчивых и индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки.

ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ– группа тестов, направленных на выявление определенных групп качеств, которые определяют успешность выполне- ния конкретного вида деятельности.

ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ– особый склад мышления, для ко- торого характерен примат средства над целью, цели над смыслом и общече- ловеческими интересами, смысла над реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями. Т. м. – это рассудок, которому чужды разум и категории нравственности. Это прообраз искусственного ин- теллекта. Т. м. нельзя отождествлять с мышлением ученых или техников.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕНСИВНЫЕ– оптимальная система организации и методического обеспечения учебно-педагогического про-

цесса, основанная на использовании резервных возможностей личности. Основу интенсивных технологий обучения составляет методика, обеспе- чивающая преодоление психологических барьеров усвоения информации в процессе обучения.

Приемы преодоления барьеров: сочетание информационной перегрузки (предъявление информации в массивах, по объему превышающих психо- логические барьеры) с суггестивной психологической разгрузкой. Т. о. и., например в акмеологии, распространяются как в направлении интенси- фикации труда преподавателя-акмеолога, так и в направлении создания автоматизированных систем интенсивного обучения, в том числе дистан- ционного.

ТЕХНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ– технические устройства, спо- собные генерировать и направленно излучать электромагнитные волны со спектром частот, нарушающих биоэлектрические процессы головного мозга и периферической нервной системы и вызывающих сбои в психиче- ской деятельности человека.

Таблица 3

Наши рекомендации