РОЛЬ В ГРУППОВОМ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ – по-

зиция в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, а также особенности общения и взаимодействия, круг функций и видов поведения в групповом процессе, закрепляющиеся за участниками на более или ме- нее продолжительный срок.

С

САДИЗМ– причинение страданий другому человеку и получение при этом удовлетворения. Под С. понимают и половое извращение, причинение партнеру морального или физического страдания.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ– стремление субъекта к наиболее полному вы- явлению и развитию своих качеств и способностей.

С. осуществляется в таких процессах, как самореализация (осуществле- ние личностных и профессиональных возможностей посредством соб- ственной активности субъекта), самовыражение (проявление, манифе- стация субъектом внутренних качеств вовне), и самоутверждение как активное позиционирование своего Я относительно других в процес- сах субъект-субъектного взаимодействия.

По взглядам А. Маслоу, С. – это желание стать всем, чем возможно; это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден, он связан с переживанием страха неизвестности и от- ветственности, но он же путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Человек, вышедший на уровень С., не отягощен завистью, злобой, циниз- мом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. Понятие «самоактуализация» было предложено психотерапевтом К. Гольдштейном в книге «Организм. Холистический подход» (1939). Гольдштейн считал, что любой организм, и в особенности человеческий, стремится к актуализации возможностей, заложенных в нем от природы. Процесс выявления этих возможностей Гольдштейн и назвал С., рассма- тривая ее в качестве основного мотива и цели человеческой жизни.

Понятие С. было в центре концепции одного из популярных психологов XX в. – Карла Роджерса. Для него С. – сила, заставляющая человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение мо- торными навыками, и высшие творческие взлеты. Человек, полагает Род- жерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все по- требности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития. Ребенок должен знать, что он любим, не- зависимо от того, что он делает, тогда потребность в положительном отно- шении и самоотношении не будет в противоречии с потребностью в само- актуализации; лишь при этом условии он будет психологически цельным,

«полностью функционирующим». Жесткость, антисоциальность, незре- лость и т. п. – результат страха и психологической защиты. Задача психо- лога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубинных уровнях присутствуют у всех, пробудить, поддержать стрем- ление к возможно полному выявлению и развитию своих личностных воз- можностей. В. Франкл считал, что реализация себя как жизненная цель, по сути дела, крайне эгоцентрична. Необходимо обратиться к другим, смысловым категориям бытия, и тогда самоактуализация будет лишь средством достижения особых «смысловых», «надличностных» целей бытия.

САМОВНУШЕНИЕ (АУТОСУГГЕСТИЯ)– процесс внушения, адресо- ванный самому себе.

Самовнушение позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощуще- ния, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональ- ными и соматическими реакциями. Самовнушение является основой раз- личных методов психотерапии: аутогенной тренировки, медитации, релаксации, йоги. В настоящее время разработано большое количество психотерапевтических методов, основанных на самовнушении. В лечеб- ной практике чаще других применяются методы Э. Куэ, Э. Джекобсона, И. Шульца.

САМОВОСПИТАНИЕ– сознательная и целенаправленная работа лич- ности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Необходимым условием С. служит наличие истинного знания о себе, пра- вильной самооценки, самосознания. С. обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями обще- ства к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздей- ствиями, которым подвергается человек в процессе обучения и воспита- ния. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для С., формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели.




Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, С. предполага- ет наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами С. являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль. В приемы С. входят: самоободрение, самосуждение, само- внушение, самоубеждение и самоприказ. С. чаще возникает в подростко- вом возрасте, но его можно наблюдать и в поведении людей более раннего возраста. В подростковом возрасте решающую роль в С. играет самооцен- ка. Важным мотивом становятся недовольство собой, несоответствие сво- им идеалам. С. большинство людей практически занимаются всю жизнь.

САМОВЫРАЖЕНИЕ– понятие, обозначающее мало исследованные в отечественной психологии явление и механизм личности. В традици- ях гуманистической персонологии потребность в С. Ш. Бюлет считала основной врожденной потребностью личности, самоактуализация- потребность была введена А. Маслоу в число ведущих высших лич- ностных потребностей. Особое место занимает более исследованная способность к самореализации, связанная, с одной стороны, с уверен- ностью в себе как собственно личностным качеством, с другой – со спо- собностью презентации себя окружающим, со степенью владения со- циальными умениями, имиджелогией и способностью объективировать себя в жизни, профессии. В отечественной психологии понятие С. и суть этого сложного личностного механизма могут быть раскрыты пу- тем преодоления расширительного понимания теории отражения и трактовки сознания, чувств как механизмов отражения. Личность не только отражает внешний мир, но согласно С. Л. Рубинштейну, В. Н. Мясищеву и др., определенным образом относится к нему. Свое отношение она выражает не только в форме отдельных чувств, поступ- ков, слов, тем более не только в виде мимики и жестов, но презентует миру свое «Я», свою личность (а не свой имидж) с большей или мень- шей степенью оригинальности, свободы и выразительности. Первона- чально личность С. в своих притязаниях, затем в способе их реализа- ции. Согласно Д. Н. Узнадзе, личность объективирует себя в деятель- ности, в общении, но, объективируясь, она С. определенным способом, более менее оригинальным, активным, креативным, всесторонним, уверенным и т. д.

САМОГИПНОЗ– психическое влияние человека на собственную лич- ность, вследствие чего возникают различные психические и соматические состояния. Средства С. – аутогенная тренировка и речевое самовоздей- ствие. Исследования ученых показали, что при С. активность мозга меня- ется. Одни ритмы пропадают, другие появляются. В результате контроль коры головного мозга, особенно левого полушария, оперирующего логи- ческими понятиями и осуществляющего самонаблюдение, ослабевает.

Большую силу приобретают наглядные образы, которые, благодаря из- менившимся связям между отделами головного мозга, напрямую, без вся- кого критического осмысления со стороны коры, закладываются в подсо- знание и воспринимаются мозгом как истина. При регулярной тренировке формируются устойчивые стереотипные реакции, адекватные задаваемым качествам. Так человек может в известной мере формировать себя по за- ранее определенной и желаемой схеме.

САМОДИАГНОЗ– собственное объяснение человеком (клиентом) природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоот- ношениях.

САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ– начальный, исходный момент начала, реали- зуемой субъектом деятельности, отражающий ее энергетически- активационную и целенаправляющую функции.

Свое проявление самодетерминация как оппозиция детерминации обсто- ятельствами, исходной нормой находит в проявлении инициативы и явле- ниях «надситуативной активности» (В. А. Петровский).

САМОИСПОВЕДЬ– начальный и необходимый момент процесса обще- ния с собой, без которого все остальные этапы и способы самоосущест- вления, «обработка самого себя» малоэффективны. С. является полным внутренним отчетом перед собой о самом себе, о складывающихся жиз- ненных обстоятельствах и своей истинной роли в них.

Откровенный рассказ о сложностях и превратностях индивидуальной судьбы, об ошибках и ложных шагах, сделанных в прошлом, и т. д. снима- ет внутренние противоречия, освобождает человека от последствий стрес- са, удовлетворяя его потребность в сочувствии, сопереживании, в утеше- нии со стороны других. Сам процесс самовысказывания помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует, понять как строить свое общение с другими.

Разговор с самим собой многие психологи считают весьма эффективным терапевтическим средством. Бывает достаточно простого произнесения вслух тревожных мыслей, чтобы испытать душевное облегчение.

С. возникает порой неожиданно, зачастую в виде желания поделиться своими переживаниями с незнакомым, случайным человеком, попут- чиком и т. п. Традиции исповедования очень давние. Это действенный способ очищения и предотвращения дальнейших душевных терзаний. Непросто найти слушателя, взгляды которого на жизнь и особенно ее эмоциональное восприятие совпадали бы с нашими собственными. В этих случаях эффективным средством психологической разрядки ста- новится С. Важно, чтобы мысли и переживания нашли выход, свое

разрешение, а слова были произнесены вслух и услышаны, пусть хотя бы и самим собой.

САМОКОНТРОЛЬ– одно из проявлений сознательной регуляции чело- веком собственного поведения и деятельности в интересах обеспечения соответствия их результатов поставленным целям, предъявляемым требо- ваниям, правилам, образцам. Предназначение С. заключается как в пред- упреждении, так и в исправлении допущенных ошибок, неточных дей- ствий. Благодаря регулирующей функции С., человек способен реализо- вать предложенный кем-либо или самостоятельно принятый план дея- тельности. Важную роль в процессах С. личности играют ее самооценка, самокритичность, осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление С. определяется социаль- ными, этическими и психологическими требованиями к поведению чело- века. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возмож- ность человека осознавать и контролировать ситуацию. Процесс С. пред- полагает наличие эталона и возможности получить сведения о контроли- руемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на С. чело- века как компоненте саморегуляции, в то же время С. может быть объек- том волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях. Основными видами С. являются: констатирующий, ситуационный, предвосхищающий. В литературе С. расширительно трактуется и отождествляется с саморегу- ляцией, с планированием, с процессом корректирования деятельности.

С. способствует, например, реализации и уточнению уже существующего плана, но не тождествен планированию, осуществляемому с целями, мо- тивами, программой деятельности личности. Человек обладает значитель- но развитым С., но, не имея достаточных знаний и навыков, может плохо выполнить то или иное новое для него трудовое задание. Развитие само- контроля наряду с другими необходимыми условиями облегчает человеку путь овладения той или иной деятельностью, но это не означает, что про- цесс его регуляции и С. тождественны.

С. может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамерен- ным (произвольным), определяемым сознательно поставленной це- лью – следить за точностью реализации программы своей деятельности. Непроизвольный С. может осуществляться в структуре восприятия, функционировать автоматически. Предметом непроизвольного само- контроля, осуществляющегося в структуре восприятия, является не дея- тельность в целом, а лишь процессуальная сторона деятельности. Функ- цию самоконтроля по реализации программы действий внутри деятель- ности условно можно назвать функцией стабилизации действий, или пер- вой функцией С. Вторую функцию С. по корректированию, стабилиза- ции деятельности в соответствии с ее мотивами, по повышению ее устой- чивости к непроизвольной смене называют функцией стабилизации дея-

тельности. Преднамеренный С. в отличие от непроизвольного обладает значительными возможностями стабилизации деятельности. С. – это лишь звено в процессе самовоспитания, он дает высокие результаты во взаимодействии с другими средствами самовоспитания, среди кото- рых выделяют самоприказ, самоубеждение и др.

САМОЛЮБИЕ– эмоциональное отношение, отражающее оценку че- ловеком самого себя. Каждому человеку важно иметь определенную меру С. и самоуважения. Без этого не существует индивидуальности. Однако чрезмерное С. наносит вред и окружающим, и самой личности. Оно мешает в этом случае правильно оценивать положительные черты в других людях, может привести и к усилению самолюбия, эгоизма (см. Эгоизм).

САМОНАБЛЮДЕНИЕ– восприятие своего внутреннего мира, содержа- ния своих психических процессов, переживаний, проявления личностных качеств; прослеживание за их изменениями. С. является вспомогатель- ным способом психологического познания. Достоверность его данных не- обходимо проверять и подтверждать с помощью экспериментального и других методов. С. играет важную роль в формировании самосознания, в самоотчете во время тестирования, применения наблюдения и других методов. Если психолог ищет в самоотчетах объективную информацию о поведении, то его почти наверняка ждет разочарование. Если же ему ну- жен инструмент проникновения в субъективную реальность, в личност- ные смыслы, в систему отношений испытуемых, то вряд ли какие-либо иные свидетельства окажутся более полезными, чем самоотчеты. Возникает С. в процессе общения с другими людьми, в процессах усвое- ния и осмысления знаний о социальной жизни.

САМОНАСТРОЙКА– создание состояния, благоприятствующего выпол- нению конкретной задачи. К средствам и приемам С. относятся: напоми- нание себе о долге, о жизни других людей, сосредоточение на задаче, отвлечение внимания от отрицательных воздействий, продумывание после- довательности своих действий, изменение их темпа; самоубеждение, само- приказ, самообязательство, обращение к идеалу, воспроизведение приме- ров мужества и др. Результативность этих средств и приемов основана на изменении главным образом эмоционального состояния при помощи речи, образного мышления и движений. У каждого человека есть свой набор приемов выхода из трудных ситуаций или подготовки к ним. Вместе с тем есть общие черты в самомобилизации и регуляции своего поведения. С. предпо- лагает умение вводить в поле ясного сознания желательные для личности в данный момент мысли, представления, впечатления и благодаря этому превращать отрицательные переживания в стенические, например, тревогу

в смелость; углубляясь в работу, блокировать или ограничивать восприятие стрессогенных факторов; объективно оценивая трудности и препятствия, вызывать с помощью воображения положительные состояния и чувства. Возможности С. повышаются, если человек внешне и внутренне активен. В пассивном состоянии им могут овладеть отрицательные эмоции.

Чтобы настроить себя на выполнение задачи, важно продумать ее, понять значение, а также роль в общей деятельности группы, коллектива. Успех С. зависит от психологических знаний и навыков, от умения правильно опре- делять свое состояние, прогнозировать возможные нежелательные от- клонения в поведении, вырабатывать нужные ситуативные установки, ис- пользовать свой опыт.

САМООБЛАДАНИЕ– волевое качество воина, которое выражается в умении сохранять ясность ума, владеть чувствами и осуществлять само- регуляцию поведения и действий при преодолении препятствий разной степени трудности.

В С. проявляется сознательно-волевая организация психических процес- сов и регуляция поведения. С. позволяет человеку сдерживать активность, мешающую достижению цели, владеть собой в экстремальных и стрессо- вых ситуациях. Слабость С. – одна из причин конфликтов во взаимоотно- шениях. Существенное значение для воспитания С. у воина имеет опреде- ленный режим его жизни и деятельности, систематические разумные требования со стороны командира, а также их личный пример.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ– сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. С. – это не однократный акт, а образ существования или стиль жизни, решения возникающих на ее протяжении задач.

Идея С. возникла потому, что и люди, и жизненные события уникальны, индивидуально неповторимы.

Активное самоопределение – это деятельность в некотором роде противо- положная бездумному уподоблению окружающим. Это поиск именно тех индивидуально-своеобразных вариантов жизненного пути, на котором можно принести много добра людям и получить поэтому достаточное мо- ральное удовлетворение.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ– избирательное

реагирование военнослужащего на воздействие группы, принятие мне- ний, соответствующих групповым целям, и отклонение мнений, которые этим целям не соответствуют.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ– специфический вид рефлексивной деятельности, содержанием которой является самостоя-

тельное определение человеком себя относительно критериев профессио- нализма, ценностей, норм профессии и условий профессиональной дея- тельности, достижение смысловой определенности в самоотношении и отношении к избранному виду труда, структурирование и интеграция своего профессионального будущего.

С. п. является важным психологическим механизмом профессионального развития личности, обеспечивающим разрешение внутриличностных противоречий и переход на более высокий уровень профессионального самосознания.

В зависимости от преобладания внешних или внутренних детерминант, обусловливающих акт самоопределения, выделяются С. п. свободное (внутренне детерминированное) или вынужденное (детерминированное в большей степени внешними обстоятельствами); в зависимости от вре- менного аспекта – С. п. актуальное, отсроченное (по отношению к состо- явшимся событиям, поступкам и пр.) и проспективное (заблаговремен- ное, прогностичное определение своей позиции); в зависимости от этапа профессионализации – С. п. первичное и последующее; в зависимости от субъекта – С. п. индивидуальное или групповое.

Функциями профессионального самоопределения являются: соотнесение личностных смыслов выбираемой профессии со смыслами всей жизни, осуществление на этой основе выбора профессии; интеграция и структу- рирование представлений о профессии, профессиональном будущем и о себе как профессионале (достижение определенности в самоотноше- нии, ясности профессионального Я-образа, коррекция самооценки, уяс- нение своего места и роли в системе профессионального взаимодействия); выработка профессиональной перспективы, построение планов, опреде- ление стратегий, путей и способов их реализации; оптимизация эмоцио- нального модуса переживаний (за счет снижения внутриличностной кон- фликтности, связанной с неопределенностью выбора).

САМООРГАНИЗАЦИЯ– интегральная совокупность природных и соци- ально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенно- стях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядочен- ности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. С. может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантиль- ным субъектам, т. е. людям, которые в процессе индивидуального разви- тия не имели условий для полноценного становления механизмов саморе- гуляции. С. у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, кон- тролируемость.

Первым признаком высокой С. следует считать активное самосоздание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно на- правлен в будущее, то С. предполагает, что этот процесс происходит в на- стоящее время.

Одним из показателей развития С. является соответствие жизненных вы- боров (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям лично- сти. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными ка- чествами, общественным положением, – все это признак отсутствия или слабой С. личности.

В разное время проблемы, связанные с С., рассматривали В. М. Бехте- рев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович и др. В частности, Л. И. Божович роль начального двигателя С. отводит потребности в первичных впечатле- ниях, считая, что по своей внутренней природе эта потребность обеспечи- вает возможность не только собственного развития, но и возможность пробудить специфически человеческие формы психики.

САМООТНОШЕНИЕ– термин, используемый для обозначения специ- фики отношения личности к собственному «Я». Строение С. может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чув- ство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, само- обвинение, недовольство собой и т. д. В. В. Столин (1985) в эмоциональ- ном С. рассматривает симпатию, уважение, близость. С. Р. Пантелеев (1991) понимает С. как выражение смысла «Я» для субъекта. Другие ав- торы усматривают в С. переживание собственной ценности, выражаю- щееся в чувстве самоуважения.

С. обладает защитными возможностями. Человек может защищать свое

«Я» от отрицательных эмоций и поддерживать самоуважение на относи- тельно постоянном уровне. Одно из средств такой защиты – отрицатель- ная самооценка, рассчитанная на возникновение положительных реакций сочувствия (А. У. Хараш, 1987). Субъект выступает в этом случае в стра- дательной позиции объекта, с помощью которой он снимает с себя ответ- ственность за свои дела и поступки, фактически перекладывая ее на дру- гих людей.

В ряде случаев склонность объяснить собственные неудачи и промахи ссылками на обстоятельства играет адаптивную защитную роль, понижая уровень тревоги и облегчая дальнейшую деятельность.

САМООЦЕНКА– суждение человека о наличии, отсутствии или слабо- сти тех или иных качеств, свойств в соответствии их с определенным об- разцом, эталоном. С. выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т. д. Это сложная психологиче- ская система, иерархически организованная и функционирующая на раз- ных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект по- знания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии челове- ка с миром. С. связана со всеми проявлениями психической жизни чело-

века. Основные средства С.: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возмож- ности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в раз- личных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми. С. зави- сит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим.

Когда говорят о С. того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышен- ная или заниженная. Важной основой С. являются принятые в обществе социальные и нравственные нормы, традиции и обычаи. Согласно К. Род- жерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста. Именно при наличии вы- сокой самооценки возможно реально понимать ситуацию, себя и окружа- ющих людей. Поведение такого человека отличает слитность субъектив- ного и реального.

В структуре С. психологами выделяются два компонента: когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключе- ние и эмоциональный – отношение к себе, удовлетворенность, раская- ние, одобрение. С. выражается в двух формах – общей и частной. С. может быть как более, так и менее категоричной («думаю», «наверное»,

«мне так кажется», «я так полагаю» и т. п.). Высокая С. прямо связана с достаточно низкой тревожностью.

С. – основной структурный компонент самосознания личности. Она игра- ет важную роль в саморегуляции и самовоспитании.

САМОПОЗНАНИЕ– изучение своей внутренней сущности в процессе деятельности, познание самого себя. Способность к самопознанию при- суща только человеку. Она реализуется с помощью восприятия и осмыс- ления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельно- сти. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Зарождается С. в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным раз- витием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно, и ученик, например, поначалу объясняет факт успешного усвоения данного предмета своим отношением к нему (нравится или не нравится). Примерно в четвертом классе ученик уже начинает осо- знавать свои специфические способности.

Развитие С. позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и пере- живая внутренние ощущения, понимать его и определенным образом от- носиться к самому себе, т. е. самопознание – не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе. В самопознании соотносятся мотивы и поступки, одни желания, влечения, стремления человека с другими. В результате личность самоопределяется,

выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свое «Я», принимает либо отвергает его.

С. – это процесс, не всегда явный внутренний диалог. Человек может придти и к завышенной нереалистической самооценке и, наоборот, к утра- те симпатии и уважения к себе, в т. ч. «Я-концепция» – реальность очень серьезная при построении жизненного пути.

С. – это не просто разновидность знаний о себе. Это психическая целост- ность, относительно устойчиво характеризующая данного человека и по- стоянно изменяющаяся в ходе поступков и развития его как деятеля.

С. выполняет регулирующую функцию, связанную с самоусовершенство- ванием и поиском смысла жизни. Личности нет как без сознания, так и без самопознания.

С. необходимо для успешного развития личности, для адаптации к со- циальной и природной среде, для установления хороших отношений с людьми.

САМОПРИКАЗ– словесное, повелительное воздействие на самого себя, свое психическое состояние, поведение.

Роль С. в сложных условиях отражена и в ряде литературных произведе- ний. Так, Л. Н. Толстой неоднократно описывал С., к которому прибегали его герои, особенно во время военных действий.

С. формируется в ходе тренировок на преодоление себя, когда необходи- мое действие начинается сразу после отдачи С. В итоге вырабатывается связь между внутренней речью и действием. С. является своего рода пу- сковым стимулом. Применяется в различных методах самоубеждения.

С началом самовоспитания С. используется для исправления конкретных недостатков и воспитания положительных качеств. Однако С. далеко не всегда способствует осуществлению программы самовоспитания. На- пример, слабоволие приводит к тому, что у человека образуется отрица- тельная привычка оспаривать С., выдвигая при этом разного рода доводы для его невыполнения. С., за которым должно следовать исполнение ре- шения, перемещается в таком случае в сферу борьбы мотивов. Сознательные упражнения в выполнении поступков по С. способствуют устойчивой привычке слушаться себя. Действенность С. зависит от уровня ответственности личности. С. оказывается наиболее действенным, если да- ется на основе самоубеждения, с другой стороны, самоубеждение приводит к волевому акту, если оно завершается С. выполнить принятое решение. Осознание и переживание факта невыполнения С. побуждает человека преодолевать свои недостатки, укреплять волю.

САМОРАЗВИТИЕ– развитие, обусловленное внутренней активно- стью, сменой детерминации развития в сторону субъектного начала в че- ловеке.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ(от лат. приводить в порядок, налаживать) – це- лесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом.

Человек – в значительной мере саморегулирующаяся система. Он наде- лен физиологическими и психологическими механизмами приспособле- ния к меняющимся условиям жизни и деятельности, управления собой, мобилизации сил и опыта, изменения направления и содержания своей активности. Некоторые из этих механизмов функционируют, как правило, независимо от желаний, настроений, воли человека (реакция на повыше- ние или понижение температуры, изменение частоты дыхания и пульса при усиленной работе, расширение зрачка в темноте и т. д.). Непроиз- вольное, сознательно не направленное приспособление к среде – это проходящий, хотя, конечно, и жизненно важный уровень отношений чело- века и действительности.

Другой, более сложный уровень состоит в саморегуляции поведения по- средством неосознаваемых в данной ситуации установок, навыков, при- вычек, опыта (см. Аттитюд и Установка). Третий, более высокий уро- вень – сознательное изменение своего состояния, поддержание и усиле- ние активности, регулирование своих действий в соответствии с целью и обстановкой. Это своеобразная форма влияния личности на свое пове- дение, способствующая наиболее эффективному использованию всех сил. Причинами сознательной С. могут выступать: внутренняя и внешняя активность, самовнушение, самоанализ, самоободрение, четкое пред- ставление способов достижения цели и др.

Существуют разные приемы С. Психологи предлагают, например, три группы приемов С.: 1) устранение внешних причин эмоциональной на- пряженности; 2) отвлечение сознания с помощью «умственного дей- ствия» (концентрация внимания не на исходе соревнования, а на его тех- нике и тактических приемах); 3) самоубеждение, самоанализ, самоприказ. К общим закономерностям С. относится их реализация в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, от типа нервной системы, от лич- ных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий. Ме- тод С. основан на единстве и взаимодействии сознания и подсознания, сло- ва и чувства, мышления и воображения. Слово исходит от самого человека и направлено на эмоциональную сферу, благодаря чему активизируется во- ображение, осуществляются волевой акт, физическое и психическое рас- слабление, самоконтроль над дыханием и другими функциями организма. С. рекомендуется заниматься людям с повышенной эмоциональной возбу- димостью, неуравновешенностью нервных процессов, склонным к бы- строй смене настроений и чрезмерно впечатлительным. В методе С. важны правильно составленные словесные формулы. Они должны быть понятны, коротки, категоричны и не должны вызывать сомнения и напряжения. Словесные формулы составляются с учетом индивидуальных особенно-

стей человека. Для создания большего эффекта самовнушения словесные формулы необходимо произносить старательно, эмоционально, с желани- ем, думая о содержании произносимых слов. Приемы саморегуляции со- стоят из двух основных частей – расслабляющей и мобилизующей. Негативные эмоции преодолеваются с помощью физических действий, соответствующих спокойному состоянию: занять непринужденную позу, установить медленное и глубокое дыхание, расслабить мышцы тела и лица. Прослушивание любимых мелодий, повторение слов хорошо знакомой песни также способствуют обретению душевного равновесия.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ– см. психическая саморегуляция.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ– адекватная диф-

ференциация психических ресурсов, способов и средств деятельности в зависимости от состояния объекта и требуемых изменений в нем; пере- распределение функциональных задач деятельности между разными уров- нями; обеспечение смыслового соответствия своих действий событиям и задачам деятельности, их своевременности и пропорциональности.

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ– специфическая составная часть военно-педагогического процесса, содержанием которой является все многообразие различных видов работы военнослужащего над собой: са- мообразование, психологическая подготовка, самообразование и само- развитие.

САМОСОЗНАНИЕ– развивающийся в течение всей жизни процесс (ре- ализуемый посредством механизмов идентификации и рефлексии), с по- мощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Данный процесс обладает определенной автономией от сознания, выступая по от- ношению к нему в роли (согласно В. П. Зинченко) своеобразного рефлек- сивного «деятеля», «наблюдателя».

С. тесно связано с самооценкой, с анализом результатов свой деятельно- сти, с учетом оценки себя окружающими. С. помогает каждому занимать- ся самосовершенствованием, самообразованием и самовоспитанием. Наиболее типичные недостатки в самосознании человека – субъекти- визм, предвзятость, снисходительность, недостаточная самокритичность. С. – не только рациональный, но и эмоциональный процесс, нередко не- осознаваемое отношение к себе. Большую роль играет самосознание в профессиональном становлении личности (см. Профессиональное са- мосознание).

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ– способность достигать поставленные цели с опорой на собственные психические возможности.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ– фундаментальная потребность человека в са- мовыражении и самораскрытии. Мотив С. – стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной в данных условиях существова- ния, обеспечение положительного социально-психологического статуса в коллективе, обществе.

Люди, обладающие по сравнению с другими членами общества большим уровнем притязаний, ярко выраженной духовной энергией, достигают в своей деятельности (при прочих равных условиях) результатов, во много раз превосходящих обычный, средний уровень.

Роль усиливающего механизма С. выполняют высшие чувства – нрав- ственные, интеллектуальные, эстетические, а также инстинкт самосохране- ния, мобилизующие все ресурсы человека для удовлетворения жизненных потребностей и в конечном счете – нужд общества. Наиболее общие спосо- бы С. личности охватывают не только психические процессы и состояния, но и целостные структуры психики человека, всю его внутреннюю сущность. Одним из приемов личностной регуляции в процессе С. является идентифи- кация, когда субъект уподобляет себя с кем-то другим, качества и свойства которого он хочет перенять или использовать в определенной ситуации.

В С. выражается стремление к уважительному положению среди других людей и собственному одобрению своего поведения. С. – это реальное социально-психологическое явление, которое следует изучать и учиты- вать в работе педагогов с учащимися, разъяснять и демонстрировать эти- чески оправданные цели, мотивы и способы С.

3. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер считали С. врожденным свойством челове- ка, проявляемым в различных формах. В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) С. рассматривается в связи с са- моактуализацией (см. Самоактуализация).

С. может быть общеличностным, профессиональным, интроличностным (внутриличностным, утверждением в собственном мнении, в своих гла- зах) и интерличностным (внешне ориентированным, утверждением в гла- зах и мнениях окружающих).

С. профессиональное включает в себя ряд компонентов: профессиональ- ное самосознание, самооценку, профессиональные притязания и др. Показателями профессионального С. являются: сфо

Наши рекомендации