ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ – сеть
структурных подразделений, осуществляющих целостный комплекс науч- ных, прикладных и практических задач психологической работы.
В научном плане П. с. сосредоточивает усилия на проведении научных ис- следований по выявлению психологических механизмов и закономерно-
стей воинской деятельности. Прикладной аспект деятельности П. с. пред- полагает использование выявленных закономерностей должностными лицами органов военного управления в целях оптимизации воинской дея- тельности. Практический план деятельности П. с. составляет работа во- енных психологов, основанная на использовании знаний военно- психологической науки в целях создания благоприятных психологических условий для выполнения задач воинской деятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ– совокупность
психических свойств, качеств субъекта деятельности в своей целостности, единстве, организованная для выполнения функций конкретной деятель- ности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ– интегративное свойство личности военнослужащего, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонен- тов психической деятельности, которое обеспечивает успешное достиже- ние цели в сложной обстановке современного боя. П. у. характеризует функциональную надежность психики военнослужащего в ходе регуляции деятельности в условиях воздействия стресс-факторов боя.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ– термин, обозначающий широкий класс психических реакций военнослужащих на воздействие психоген- ных факторов боевой обстановки, вызывающих потрясения различного уровня, утрату боеспособности на короткое время или на продолжитель- ный срок, а также другие отрицательные, в т. ч. отсроченные, послед- ствия.
Психические расстройства, составляющие П. п. могут быть классифици- рованы: по длительности их проявления (временные и долговременные), по глубине (патологические и непатологические), по причинам, их вы- звавшим (психогенные и «соматогенные») и др.
Временные П. п. – кратковременная утрата боеспособности личного со- става, восстановление которой достигается методами психологической помощи непосредственно в боевой обстановке в течение суток. Долго- временные (санитарные) П. п. – утрата боеспособности военнослужа- щими на срок более суток, для восстановления которой требуется госпи- тализация.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ– периодические издания, освещаю- щие проблемы и развитие психологической науки. Наиболее известными П. ж. являются «Психологический журнал», «Вопросы психологии»,
«Мир психологии», «Российский психологический журнал», «Нацио- нальный психологический журнал» и др.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ– психологические вузы, научно- исследовательские институты или их структурные подразделения, факуль- теты и кафедры, организующие и проводящие исследования по психоло- гической проблематике, осуществляющие профессиональную подготовку психологов. Крупнейшей организацией, объединяющей психологов мира, является Международный союз психологической науки (The International Union of Psychological Science – IUPsyS). Союз основан в 1951 году. В его состав входят национальные союзы и ассоциации, представляющие психологов отдельных стран по принципу «одна ассоциация – одна стра- на». Крупнейшим психологическим национальным союзом сегодня явля- ется Американская психологическая ассоциация (АРА), объединяющая в своих рядах более 200 тысяч психологов. Россия также представлена в составе IUPsyS национальной организацией – Российским психологи- ческим обществом при Президиуме Российской академии наук, которое стало правоприемником Общества психологов СССР. Помимо нацио- нальных союзов в Международный союз психологической науки входят на правах ассоциированных членов и другие международные объединения психологов, образованные по принципу научной специализации или прак- тической направленности. К их числу относятся: Международная ассоци- ация прикладной психологии (IAAP); Межамериканское общество психо- логии (объединяет ученых Латинской Америки); Ассоциация научной пси- хологии франкоязычных стран (APSLA); Международный союз психоло- гов (ICP); Международная ассоциация кросскультурной психологии (IACCP); Европейская ассоциация экспериментальных социальных пси- хологов (EAESP); Международное общество компаративной психологии (ISCP); Международное общество изучения развития поведения (ISSBD); Европейская ассоциация психологии личности (ЕАРР).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС– положение субъекта в системе меж- личностных отношений, определяющее его права, обязанности и привиле- гии. В различных группах один и тот же человек может иметь разный П. с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ– представляет результат познавательной деятельности, направленной на изучение особенностей психической реаль- ности, уже оторвавшийся во времени от нее самой. Являясь итогом истори- ческого познания и осмысления психической реальности, оно воплощается в сложившейся, кристаллизованной и определенным образом зафиксиро- ванной системе значений – в совокупности идей, взглядов, психологических концепций и теорий, подходов и методов изучения психических явлений. Структура П. з. как важнейший аспект изучения истории психологии опи- сана В. А. Якуниным и включает:
1) формирование основных понятий и категорий психологии: образа, дей- ствия, мотивации, личности и др.;
2) вопросы развития психологических принципов: детерминизма, отраже- ния, развития, нервизма, единства сознания и деятельности, ассоциатив- ный и рефлекторный и др.;
3) ретроспективный анализ различных способов решения основных проб- лем психологии: психофизической, психофизиологической, психогности- ческой, психопраксической и психосоциальной;
4) структурные представления о психических процессах, состояниях и свойствах.
Выявление закономерностей развития П. з. составляет логико-научный аспект истории психологии.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ– вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его компе- тентности и оказании непосредственной помощи в решении сложных лич- ностных проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессио- нальной деятельности и других ситуациях, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ– метод, воспроизводящий деятельность военнослужащего в боевой ситуации, а также действие пси- хологических факторов боя, и применяющийся для формирования у вои- нов психологической устойчивости.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ– комплекс ме-
роприятий по формированию представлений о закономерностях функцио- нирования человеческой психики, механизмах возникновения негативных психических состояний, формирование и совершенствование навыков психолого-педагогической и управленческой деятельностей, а также на- выков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаи- моотношений и взаимодействия с другими людьми.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ –
неотъемлемый элемент всестороннего обеспечения боевых действий войск; технологическая система, позволяющая осуществлять управление целевым психологическим ресурсом участников боевых действий. Це- лью П. о. б. д. является максимальное расширение психологических воз- можностей военнослужащих по эффективному решению боевых задач, сохранению психического здоровья на поле боя и возвращению в обще- ство психологически и социально полноценных граждан.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ– совокупность средств, избиратель- но влияющих на психическую деятельность людей в целях придания ей
необходимых характеристик и целенаправленного управления человече- ским поведением в интересах успешного решения боевых задач. П. о., представляя собой комплекс средств преднамеренного и организованно- го воздействия на психику и поведение военнослужащих на поле боя, призвано:
– обеспечивать достижение целей войны без нанесения непоправимого ущерба экологии, народнохозяйственной инфраструктуре, людским ре- сурсам государства-противника;
– гарантированно снижать боеспособность войск противной стороны до заданных пределов, на промежуток времени, необходимый для реше- ния тактических, оперативных и даже стратегических задач;
– существенно расширять психические возможности военнослужащих собственных частей и подразделений, что позволит достигать многократ- ного превосходства над противником по критериям морально-психоло- гического состояния, боевой активности, психологической устойчивости и профессионального мастерства;
– принуждать противника к занятию им невыгодных районов и рубежей посредством постановки «психологических заграждений»;
– поражать личный состав противника на больших площадях и на всю глубину его боевых порядков (оперативного построения);
– применяться по отношению к гражданскому населению в целях стиму- ляции у него психических состояний и побуждений, благоприятствующих решению войсками боевых задач;
– быть менее затратоемким, чем традиционные средства ведения войны, позволяющие решать задачи аналогичного класса;
– обеспечивать скрытность развертывания, применения и др. Выделяют виды П. О.: информационно-психологическое, соматопси- хологическое, технопсихологическое, психотронное, психотропное, социопсихологическое.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ– а) процесс обследования с помощью психологического теста; б) направление исследований, свя- занных с разработкой и использованием тестов как инструментов измере- ния индивидуально-психологических различий.
ПСИХОЛОГИЯ(от греч. душа и учение) – наука о возникновении, развитии и функционировании психики и поведения людей и живот- ных.
П. зародилась более 2 000 лет назад. В древности это были рассуждения о душе. Аристотелем был написан трактат «О душе» еще в IV в. до н. э. Психологические знания накапливались в рамках философии. Только в XVI в. используется термин «психология» (в 1590 г. была издана книга
«Психология»). В конце XIX в. П. становится самостоятельной научной
областью. В 1879 г. немецкий психолог В. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию.
В XX в. в П. возник ряд течений: бихевиоризм, гештальтпсихология, пси- хоанализ, гуманистическая, когнитивная психология и др.
Ускоренно стали развиваться общая и социальная психология, педагоги- ческая психология, инженерная, юридическая, авиационная, медицин- ская, психология труда, игры, спорта и т. д.
Изучая индивидуальные и групповые психические явления, их природу, сущность, закономерности, место и роль в жизни и деятельности людей, взаимодействуя с другими науками, П. раскрывает роль психологического фактора в развитии общества, в процессах управления, показывает пути рационализации различных видов деятельности, обучения, воспитания, взаимоотношений, общения, развития и формирования личности, кол- лектива.
ПСИХОЛОГИЯ ВОЙНЫ– 1) совокупность психологической детерми- нации и имманентного содержания войны как системы «конфликт»;
2) психологическая реальность войны, то есть совокупность психологи- ческих феноменов, проявляющихся в специфических условиях войны;
3) психологическое знание, претворенное в практике войны и боя, и, в частности – военно-психологическое искусство и система психологи- ческого обеспечения боевых действий войск; 4) совокупность научных знаний о психологической детерминации, функциях, закономерностях, феноменологии войны и правилах приложения этих знаний к боевой практике.
ПСИХОЛОГИЯ: ИСТОРИОГРАФИЯ– совокупность исследований, объ- ект которых – история психологии.
В XIX в. имелись лишь разрозненные труды в этой области. В ХХ в. она складывается в особое направление, наиболее фундаментально представ- ленное за рубежом в работах Э. Боринга (США), Дж. Флюгеля (Англия), Л. Погранца (Германия) и др. В СССР основные проблемы истории пси- хологии освещены в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Анциферовой, Е. А. Будиловой, А. Н. Ждан, А. В. Петровского, В. А. Роменца, А. А. Смир- нова, Б. М. Теплова, О. М. Тутунджана, М. Г. Ярошевского и др.
Задача историографии психологии – реконструировать прошлое для раз- работки общей теории развития психологических идей, для раскрытия условий и причин этого развития, закономерностей и механизмов получе- ния нового знания о психической реальности, для взаимодействия науки и социальной практики.
Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущ-
ность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осо- знать их исторический смысл.
Изучение истории психологии имеет большое образовательное и нрав- ственное значения. История знакомит нас с жизнью людей науки, рас- крывает полную драматизма борьбу во имя истины, вызывает разноо- бразные чувства: от почтительного восхищения до разочарования и недоумения.
Сама историческая мысль также имеет историю. История исторической науки есть историография. Ее предмет – характеристика историков, исто- риографических концепций.
ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА– междисциплинарное научно- практическое направление, целью которого является исследование и пси- хологическое обеспечение решения проблем организации в условиях ры- ночной системы хозяйствования. Объектом изучения выступают люди, входящие в организации, самостоятельные в финансовом и юридическом отношениях, такие, как совместные предприятия, кооперативы, малые предприятия и т. д.
Предметом П. м. являются психологические факторы, обусловливающие эффективную деятельность менеджера, особенности принятия индивиду- альных и групповых решений, лидерство, мотивирование, нормы, ценно- сти и др. В предмет П. м. органично входят как традиционные социально- психологические явления (лидерство, социально-психологический климат, общение), так и вопросы психологии труда (анализ трудовой дея- тельности, психические состояния в трудовой деятельности, организация рабочего места, бездефектность результатов труда), общей психологии (теория деятельности, личности, развития), психологии профессий, пси- хологии управления.
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ– отрасль психологии, изучающая психоло- гические и социально-психологические факторы, обусловливающие осо- бенности религиозного сознания, его структуру и функции.
П. р. возникла в конце XIX – начале XX в. (В. Вундт, У. Джемс, Т. Рибо и др.) и накопила значительный материал о содержании религиозного со- знания, включающего такие понятия, как Бог (Дух), рай, ад, грех и др., а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время мо- литвы, исповеди и совершения других обрядов.
Изучение П. р. включает в себя сбор и классификацию данных, а также построение и верификацию (установление истинности опытным путем) теорий. В первом из этих видов деятельности психология пересекается с феноменологией религии, также занимаеющейся описанием религиоз- ного опыта и связанных с ним явлений. Наиболее примечательная по пси- хологии религии работа У. Джемса (1842–1910) «Многообразие религи-
озного опыта», где предпринята попытка объяснить религиозные видения как результат вторжения из сферы бессознательного. У Джемса примеры были взяты из сферы религиозной жизни протестантского христианства, поэтому он оставил нерешенной проблему соотношения индивидуальной психологии и символов различных культур и традиций.
Более радикальную позицию занимает американский психолог Дж. Леуба (1868–1946). В работе «Психологическое исследование религии» он предпринял попытку рассмотреть мистический опыт с точки зрения пси- хологии и физиологии по аналогии с опытом, вызванным искусственно при помощи наркотических веществ. Леуба настаивал на натуралистиче- ском объяснении феномена религии и на необходимости научного иссле- дования П. р. В дальнейшем З. Фрейд идею Бога выводил из образа отца, а религиозную веру объяснял инфантилизмом и неврозом. Рассматривая библейскую историю, он пытался интерпретировать ее в соответствии со своей теорией происхождения религии, но библеисты и историки не приняли интерпретации Фрейда. Проблемами П. р. занимались К. Юнг, Э. Фромм и другие.
В настоящее время в П. р. существует несколько течений, базирую- щихся на различных теоретико-методологических основах. Совет- ская П. р. использовала теоретические положения и методы общей и социальной психологии, социологии, этнографии и истории религии.
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА– направление в психологии, изучаю- щее семейные отношения, причины разводов, психологические условия оптимальной супружеской жизни. В такой многоуровневой и многофунк- циональной системе, какой является семья, имеют место ролевое взаимо- действие, взаимовосприятие, симпатии, антипатии, конфликты и т. д. В семьях встречается недооценка и незнание нравственных, юридических, психологических и других сторон супружеской жизни. Расширять и уточ- нять знания супругов (будущих супругов) о семье и браке целесообразно по нескольким аспектам:
1. Общесоциальном, раскрывающем политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, значимость семьи как важ- нейшей ячейки общества, ее ценности, социальные роли супругов и роди- телей.
2. Этическом. Супругам необходимы такие нравственные качества, как: равноправное товарищеское отношение к представителям другого пола, уважение к матери, отцу, старшим и младшим, потребность в воспитании детей, ответственность, верность, честность, сдержанность, доброта, уступчивость, понимание и внутреннее принятие этических основ брачно- семейных отношений, чувство долга перед супругой (супругом), семьей, детьми, культура интимных чувств, правильные представления о муже и жене, об отце и матери.
3. Правовом. Он заключается в ознакомлении с основами законодатель- ства о браке, с важнейшими положениями семейного права, обязанно- стями супругов по отношению друг к другу, детям, обществу.
4. Психологическом, где уточняются знания супругов о личности, об осо- бенностях совместимости, межличностных отношениях, о психологиче- ских основах брака и семейной жизни; о развитии черт характера, необхо- димых для супружеской и семейной жизни, культуры вербального и невербального общения и др.
Студентам нужны знания о том, как относиться, преодолевать и предупре- ждать встречающиеся в обыденной семейной жизни конфликты, эгоцен- трические эмоции, ревность, обиду, злорадство, как строить семейное общение. Каждому супругу необходимо знать психологическую культуру семейно-брачных отношений. Изучая психологическую совместимость в браке, исследователи пришли к выводу: неудовлетворенность супруже- скими отношениями – одна из основных причин неврозов.
Общность ценностных ориентаций имела место у всех счастливых супру- жеских пар и лишь у половины разведенных, при этом для мужчин наи- более важной оказалась интеллектуальная удовлетворенность в браке, для женщин – практическая. Экстра-, интроверсия и тип реакции на фру- страцию оказались сходными одинаково часто как среди счастливых, так и среди разведенных супругов.
5. Биологическом и физико-гигиеническом. Супругам нужно ориентиро- ваться в вопросах физиологических различий мужского и женского орга- низмов, половых потребностей, личной гигиены и др.
6. Педагогическом, включающем расширение представлений о роли се- мьи в воспитании детей, о воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения психолого-педагогической культуры родителей, а также вооружение супругов знаниями и умениями семейной психоте- рапии.
7. Эстетическом, содержащем формирование у супругов отношения к се- мейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности, понимание действительной красоты души, поведения мужчины и женщины, их отно- шений.
8. Хозяйственно-экономическом: давать будущим супругам знания о бюд- жете семьи, культуре быта, ведении домашнего хозяйства.
Всесторонняя подготовка молодежи к семейной жизни должна проводить- ся на основании рекомендаций психологии, биологии, физиологии, гигие- ны, этики, социологии, педагогики.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА– отрасль психологии, изучающая особенно- сти психики и поведения людей в процессе трудовой деятельности на основе исследования особенностей психических процессов, состоя- ний и свойств личности в различных видах трудовой деятельности.
П. т. решает вопросы повышения эффективности труда, профессио- нального мастерства, приспособления орудий труда и машин к воз- можностям человека, улучшения экологической обстановки на произ- водстве. К проблемам П. т. относятся профессиональный отбор, про- фессиональная адаптация, восприятие и переработка информации оператором, профессиональное обучение, психологическая подготов- ка к труду.
П. т. взаимодействует с общей, социальной и инженерной психологией, гигиеной, технической эстетикой, биологией, физиологией. П. т. подхо- дит к человеку, как к субъекту трудовой деятельности, в которой раскры- вается его отношение к действительности, развиваются сознание и само- сознание.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ– направление в психологической нау- ке, изучающее управленческую деятельность, свойства и качества лич- ности, необходимые для ее успешного осуществления. П. у. опирается на положения общей психологии о психических процессах, свойствах, состояниях и образованиях, использует достижения психологии труда, социальной, педагогической и инженерной психологии, биологии и фи- зиологии.
П. у., исследуя личность руководителя, оптимальное распределение профессиональных и социальных ролей в группе (коллективе), лидер- ство, процессы сплочения, взаимоотношения, механизм принятия управленческих решений, способствует обеспечению слаженной и эф- фективной совместной деятельности людей в любой области обще- ственной жизни.
Близким к понятию «управление» является понятие «руководство». Однако управление – более широкая категория, означающая процесс перевода объекта из одного состояния в другое. Управление людьми, их поведением и деятельностью может быть отождествлено с руковод- ством. Руководить – значит ставить перед людьми конкретные цели, планировать, корректировать, учитывать и оценивать общую и индиви- дуальную работу, добиваться согласованной максимальной эффектив- ности общей деятельности, стимулировать труд, поощрять, требовать и т. д.
ПСИХОМЕТРИЯ– раздел психологии, связанный с измерениями психи- ческих свойств человека. Сначала П. применялась в собирательных ис- следованиях в русле общей экспериментальной психологии. Основными объектами П. были такие психические процессы, как ощущения, воспри- ятия, память, внимание, психомоторика. Позднее в сферу П. вошло из- мерение мышления, воображения, речи, способностей. Для осуществле- ния этих измерений используют соответствующие тесты (см. Тесты).
В 20–30-х гг. П. применялась и для исследования темперамента и харак- тера. Широко применяется П. в социально-психологических исследова- ниях межличностных отношений в группе, коллективе в целях определе- ния психологической совместимости (см. Совместимость), регулирования общения, формирования благоприятного психологического климата. Од- ним из методов таких исследований служит определение числа выборов (или отказов) партнеров для совместной работы, учебы, проведения сво- бодного времени и т. д. По числу выборов можно судить о популярности, авторитете и положении человека в группе, коллективе, а также об их спло- ченности.
ПСИХОПАТИЯ(от греч. душа и страдание, болезнь) – патологиче- ская форма психической деятельности и поведения, которая проявля- ется в беспочвенном гневе, отчаянии, сомнениях, неуверенности, в склонности как-то обратить на себя внимание, в плаксивости и др. П. – результат дисгармоничности соотношения волевой, эмоциональ- ной и умственной сфер. П. не является заболеванием в собственном смысле этого слова. Развитию П. могут способствовать перенесенная врожденная или приобретенная в раннем детстве неполноценность центральной нервной системы, крайне неблагоприятные жизненные обстоятельства и социальные воздействия. Особенно большое значе- ние имеют дефекты воспитания.
Выделяют следующие виды П.: астенический (повышенная раздражи- тельность и быстрая истощаемость); возбудимый (неадекватность эмо- циональных реакций, склонность к бурным вспышкам гнева); истериче- ский (повышенная эмоциональность, впечатлительность, внушаемость); параноидальный (повышенная подозрительность, недоверчивость, высо- кая самооценка, склонность к сверхценным идеям).
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОГИГИЕНА– система психолого- педагогических, медицинских и организационных мероприятий, способ- ствующих предупреждению разнообразных психологических проблем, направленных на сохранение психического здоровья людей и создание нормальных условий для их жизнедеятельности.
ПСИХОРЕАБИЛИТАЦИЯ– деятельность, направленная на восстанов- ление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных вследствие действия психотравмирующих факторов. Психореабилитаци- онные мероприятия проводятся, как правило, в системе комплексной ре- адаптационной программы, предполагающей не только специализиро- ванную медицинскую и психологическую помощь, но и создание необхо- димых социальных и социально-психологических условий для восстанов- ления психологического благополучия человека. П. показана военнослу-
жащим, получившим боевую психическую травму, ранение, травму, пере- жившим острый жизненный кризис и др.
ПСИХОСИНТЕЗ– направление в психотерапии. Его основатель италья- нец Роберто Ассаджиоли (1888–1974). Представление о личности в П. отлично от психоаналитического, хотя частично с ним соотносится. Ассад- жиоли выделяет семь составляющих личности: низкое бессознательное (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и др.); сред- нее бессознательное (мысли, чувства, которые могут легко осознаться, аналог фрейдовского предсознательного); высшее бессознательное, или сверхсознание (высшие чувства и способности – интуиция, вдохнове- ние); поле сознания (анализируемые мысли, чувства, побуждения); созна- тельная самость «Я» (точка ясного осознавания); высшая самость – сво- его рода «внутренний бог». Важную роль в П. играет понятие сублично- стей, т. е. как бы относительно независимых личностей внутри нас. Напри- мер, субличности могут соответствовать ролям, которые мы играем в жиз- ни. В процессе терапии при помощи специальных процедур клиент узнает различные составляющие своей личности и начинает отличать их от само- го себя («Мое», но не «Я»), благодаря чему возможно расширить поле со- знания до всего объема бессознательного и постепенного открытия своего объединяющего психологического центра. П. обозначает кульминацию са- мораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра.
ПСИХОТЕРАПИЯ– комплексное воздействие психологическими сред- ствами на психику, а через нее и на весь организм человека в целях устра- нения болезненных симптомов, ослабления действия психотравмирую- щих факторов, воссоздания гармоничных отношений с окружающей сре- дой, формирования качеств, необходимых для профессиональной дея- тельности, личностного и профессионального роста, а также оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
В психотерапии как форме психологической помощи различают ее меди- цинское направление, охватывающее лечение психологическими сред- ствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицинское (психологическое), ориентированное на здо- рового человека и занимающееся преодолением его психологических труд- ностей, оказанием помощи в его личностном развитии. К медицинским ме- тодам психотерапии относят гипноз, внушение (суггестия), самовнуше- ние, аутогенную тренировку, рациональную психотерапию. Психологиче- ское (немедицинское) направление представлено методами психоанали- тической, гуманистической, когнитивно-поведенческой психотерапии. Основными направлениями П. являются: психоаналитическое (см. Пси- хоанализ), бихевиористское (см. Бихевиоризм), гуманистическое (см. Гу- манистическая психология), гештальттерапия (см. Гештальттерапия), эк-
зистенциальная психотерапия (см. Логотерапия), медитативная психотерапия (см. Йога, Дзен-буддизм, Буддизм), телесная психотерапия (см. Телесная психотерапия). То или другое направление в П. исходит из определенных теоретических представлений о человеке, его сознании, поведении, о соотношении социального и биологического. Общим для всех направлений является рассмотрение человека как субъекта (см. Субъект). Различия вытекают из более конкретного понимания структуры личности, соотношения сознательного и бессознательного, из постулирования нали- чия в человеке собственных внутренних сил и здоровья и саморазвития. Йоготерапия в большей степени ориентирована на развитие внутренней сопротивляемости организма по двум направлениям: 1) выработке пра- вильной, естественной реакции на внешние раздражители, этических и гигиенических принципов поведения человека; 2) развитие в человеке естественных процессов ликвидации болезней, восстановление природ- ных функций организма.
П. Абрахама Маслоу исходит из идеи о самоактуализирующейся лично- сти, которой присущи: принятие других, простота, естественность, неза- висимость, свежесть оценок, чувство сопричастности, глубокие межлич- ностные отношения, демократическая структура характера, чувство юмо- ра. Самоактуализация – процесс развития своих потенциальных возмож- ностей, попытка решать жизненные задачи в пользу личностного роста. П., по А. Маслоу, эффективна потому, что она предполагает доверитель- ное и уважительное отношение между людьми. Пробуждение сил самоак- туализации у человека ведет к снятию психической травмы. Личность, ли- шенная возможности самоактуализироваться, – всегда невротична.
ПСИХОТЕХНИКА– ветвь психологии, изучающая проблемы практиче- ской деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. Термин П. был предложен в 1903 г. немецким психологом В. Штерном, а в 1908 г. его со- отечественник Г. Мюнстерберг предпринял попытку оформить П. как нау- ку, определив ее содержание и методы. Основными задачами П. того вре- мени являлись: осуществление профессионального отбора и профессио- нальной ориентации; изучение утомления и упражнения в процессе труда; приспособление человека к машине и машины к человеку; выяснение эф- фективности воздействия различных средств на потребителя (реклама); тренировка психических функций при подготовке рабочей силы и т. д.
В настоящее время термин П. чаще употребляется для обозначения сово- купности взаимосвязанных психологических средств решения конкрет- ных психокоррекционных, психотерапевтических, психогигиенических и др. задач.
ПСИХОТРОННОЕ ОРУЖИЕ– люди,обладающие паранормальными способностями (телепаты, экстрасенсы, ясновидящие и др.), а также тех-
нические устройства (психотронные генераторы, резонаторы и др.), по- зволяющие управлять психическими процессами, состояниями и поведе- нием других людей, на новом качественном уровне решать задачи разведки, связи и управления.
ПСИХОТРОПНОЕ ОРУЖИЕ– фармакологические препараты, наркоти- ческие вещества, химические составы, воздействующие на биохимические процессы в нервной системе человека и задающие уровни его бодрствова- ния, активности, качества восприятия обстановки, характеристики психи- ческого здоровья.
Таблица 1
Психотропные средства,