ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРОЦЕСС – система
когнитивных действий, обеспечивающих построение тактико-стра- тегической модели выполнения управленческих и исполнительских задач в различных по уровню сложности и экстремальности ситуациях профес- сиональной деятельности военнослужащих. Принятие решения на бой ко- мандиром предполагает аналитико-синтетическую переработку данных о состоянии и возможностях своих войск и войск противника, социально- психологических характеристиках населения и природно-географических особенностях района боевых действий, специфике местности и др. в кон- кретный план применения сил и средств для выполнения боевой задачи.
ПРИНЦИП НЕНАНЕСЕНИЯ УЩЕРБА– один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результа- ты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом ни в коем случае нель- зя использовать ему во вред.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ(в конфликтологии) – способ разрешения кон- фликта, при котором один оппонент, не пытаясь отстаивать собственные интересы в конфликте, соглашается с вариантом его урегулирования, предложенным другим оппонентом. Приспособление характеризуется принесением в жертву собственных интересов ради пользы другого.
ПРИТЯЗАНИЯ– направленность личности на достижение определенного статуса, цели, где заложено ее представление о результате деятельности, которого она достойна и способна достичь. Завышенный уровень П., с одной стороны, способствует активности личности, интенсификации ее деятельности, с другой, может служить при неудачах, непризнанности, не-
успехе, непосредственной причиной разочарования, скепсиса, а нередко и неврозов. Заниженный же уровень П. не способствует оптимальной ак- тивности личности. Уровень П. и самооценки должен быть адекватен ее способностям, возможностям и готовности к усилиям по преодолению про- тиворечий. В П. часто бывают заложены личностно-типологическая ори- ентация на успех – неудачу, а также представление о цене достижения.
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИЕНТА– совокупность психо- логических трудностей, дисгармоничных состояний, причиняющих чело- веку страдание, от которого он хотел бы избавиться.
ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ– вид проблем психологических, возникающих вследствие неорганизованности профессиональной дея- тельности, а также несоответствия качеств людей объективным требова- ниям воинской профессии и специальности.
ПРОБЛЕМЫ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВЫЕ– проблемы, ухудшаю- щие социально-психологический климат коллектива и эффективность со- вместной деятельности военнослужащих.
ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНЫЕ– проблемы, ухудшающие личностное развитие людей, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и профессиональные возможности.
ПРОГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ– оценка вероятных последствий раз- вития психологической ситуации (решения психологических проблем, из- менения симптоматики и т. п.).
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ(лат. выбрасывание вперед) – совокуп- ность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, за- крепилось и является общепринятым в психологической диагностике. Наиболее существенным признаком П. м. является использование в них не- определенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, кото- рые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпре- тировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двига- тельные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к ак- тивности. Стимулы П. м. приобретают смысл не столько в силу их объектив- ного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым
им обследуемым. Отсюда – характерное для П. м. отсутствие оценки ответов-реакций правильных или ошибочных, ограничений в их выборе. Такое понимание проекции в корне отлично от ее психоаналитического истолкования. Психоанализ считает проекцию одним из защитных меха- низмов, посредством которого внутренние импульсы и чувства, неприем- лемые для «Я», приписываются внешнему объекту и тогда проникают в сознание как измененное восприятие окружающего мира. Механиче- ское перенесение порожденного психоанализом понимания проекции на сущность процесса, реализующегося в П. м., долгое время препятство- вало научной разработке и использованию этих методик в советской пси- ходиагностике. Разумеется, нельзя отрицать значительного влияния пси- хоанализа на интерпретацию данных, полученных с помощью П. м. Это влияние сохраняется и поныне.
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускаю- щими их различную интерпретацию, принадлежит Г. Мюррею. Положе- ния Г. Мюррея, в которых проекция рассматривается как единственная тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интере- сов, всей психологической организации, являются наиболее ранним при- ложением понятия проекции к психологическому исследованию. По его мнению, защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться. До этого времени теоретическая концепция проекции в том виде, как она применима к исследованию личности, не формировалась (тест Роршаха не был задуман в качестве проективной методики и в этом аспекте не разрабатывался на протяжении почти двух десятков лет своего практического применения).
В начале 40-х гг. «проективное движение» в западной психологии наби- рает значительную силу. П. м. становятся едва ли не самым «популяр- ным» в психодиагностике, оттеснив на второй план традиционные психо- метрические тесты. Ныне они занимают лидирующее положение в зару- бежных исследованиях личности, прежде всего в области клинической психодиагностики. Свидетельство тому – специальные научные институ- ты и общества, созданные во многих странах мира, посвященные исклю- чительно П. м. периодические издания, сборники и монографии, регуляр- но проводимые международные конгрессы.
Различают следующие группы П. м.:
1) конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла;
2) конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого;
3) интерпретативные – истолкование какого-либо события, ситуации;
4) катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях;
5) экспрессивные – рисование на свободную или заданную темы;
6) импрессивные – предпочтение одних стимулов (как наиболее жела- тельных) другим;
7) аддитивные – завершение предложения, рассказа, истории.
Несмотря на давнее и широкое использование, П. м. – предмет непре- кращающихся споров между их сторонниками и противниками. Крити- ки П. м. указывают на то, что они недостаточно стандартизованы, почти целиком отданы на откуп опыту и знаниям экспериментатора, вследствие чего полученные результаты скорее проясняют личность исследователя, а не обследуемого. Неоднократно отмечалось пренебрежение норматив- ными данными. Особо подчеркивалась неподатливость П. м. традицион- ным способам определения надежности и валидности (в имеющейся лите- ратуре приведено немало противоречивых результатов).
Критическое отношение к данным, полученным в результате применения П. м., необходимо (как, впрочем, и к данным любого психодиагностиче- ского обследования). В то же время надо учитывать то, что желание оце- нить в параметрах валидности и надежности все проявления личности, обнаруживаемые П. м., вряд ли вообще может быть удовлетворено. Для многих из этих методик характерен глобальный подход к оценке лич- ности, что, естественно, приводит к снижению достоверности информа- ции. А. Анастази (1982) права в том, что вопрос о ценности П. м. более уместно ставить при их рассмотрении как качественных клинических про- цедур, а не при количественной оценке их показателей, как это осущест- вляется в психометрических тестах. По этой причине термин «тест» (в строгом смысле этого слова) не подходит для обозначения П. м. Сказанное выше определяет значение обязательного соотнесения проек- тивного материала с результатами, полученными в других исследованиях, с информацией о жизненном пути обследуемого. Слепое следование раз- личным интерпретационным схемам, взятым безотносительно к обследу- емому, а тем более исходящим из психоаналитического истолкования по- казателей П. м., ведет не только к дискредитации методик, но прежде все- го к ложным диагностическим результатам.
ПРОЕКЦИЯ– особый феномен психической жизни, который выражает- ся в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) осо- бых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду.
ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ– психологическая способность к быстрому и адекватному познанию людей и отношений, складывающихся между ними в определенной ситуации, к прогнозированию поведения партнера по общению.
П. – это целостное структурное образование, функциональная система, состоящая из элементов различных уровней психологического отражения.
На уровне сенсорно-перцептивного отражения для П. являются характер- ными: избирательность восприятия, развитого до глубокой наблюдатель- ности за людьми; способность правильно понимать мысли и чувства других людей, передаваемых голосом и выразительными движениями; эмоцио- нальная отзывчивость и др. На уровне представлений – образная память, владение знаками и знаковыми системами (язык, жесты, мимика и т. д.). На уровне вербально-логического, понятийного мышления – активность мышления с развитыми анализом и синтезом, гибкостью, хорошее владе- ние речью, обобщенный опыт общения с разными людьми. На уровне лич- ностных характеристик П. предполагает наличие гуманистической направ- ленности человека, ценностных ориентаций, волевых черт характера и пр. Как компонент высококвалифицированного общения П. предполагает ряд умений (внимательно слушать людей, учитывать возрастные и инди- видуальные особенности собеседников и др.). Качеством личности П. ста- новится тогда, когда все ее составляющие компоненты образуют целост- ную функциональную систему.
ПРОПРИУМ– согласно Г. Олпорту, – это все аспекты человека, делаю- щие его уникальной личностью. Он отображает также положительное, созидательное и развивающееся качество человеческой природы. Постановка перед собой перспективных целей, выбор карьеры или других жизненных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл – в этом суть проприатив- ного стремления.
По мнению Г. Олпорта, П. постоянно эволюционизирует с момента рож- дения человека и до его зрелости и, благодаря консолидации различных аспектов, на его основе формируется «Я» (самость) как объект субъек- тивного познания и ощущения. Именно познание самого себя стоит над всеми остальными аспектами развивающейся личности, синтезирует их. П. на заключительной стадии своего развития соотносится с уникаль- ной способностью человека к самопознанию и самосознанию.
Такая направленность развития личности путем преодоления себя, са- мореализация роднит теорию Г. Олпорта с гуманистической парадиг- мой в психологии, например, с концепцией самоактуализации личности А. Маслоу.