Поэтапное формирование умственных действий

(П. Я. Гальперин) – исходит из понимания психики как преобразования структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана созна- ния. Формирование умственного действия складывается из шести этапов:

1) формирование мотивации; 2) освоение ориентировочной основы дей- ствий; 3) формирование действия в материализованной форме (предмет- ной, речевой и др.); 4) формирование действия во внешней речи; 5) фор- мирование действия во внутренней речи; 6) «уход» речевого процесса из сознания, что оставляет предметное содержание действия. На основе предметных действий в итоге процесса интериоризации образуется акт мышления. Умственные действия могут возникать как в результате пред- метной деятельности, так и спонтанно, например быть следствием вооб- ражения.

П. ф. у. д. может обеспечить им свойства обобщенности, осознанности, переключаемости, но оно несет печать конкретных нестрессогенных усло- вий и поэтому их использование в крайне опасных напряженных ситуаци- ях может сопровождаться ошибками и срывами. Недостаточно учитыва- ется в П. ф. у. д. роль эмоций, образов и представлений, которые имеют ряд преимуществ по сравнению с понятием, словом (скорость реагирова- ния и протекания, возможность предвосхищения, интуиции и др.). Полно- стью овладеть действием – значит освоить его не только умственно, но и эмоционально и в волевом отношении. Поэтому применение положе- ний П. ф. у. д. к профессиональной подготовке специалистов и к любому обучению имеет определенные ограничения.

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– поведение, цели, способы и результа- ты которого не противоречат существенным интересам общества, выра- женным в правовых нормах.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ– отрасль психологии, предмет кото- рой – психологическая помощь, т. е. практическая деятельность психоло- гов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, по- требности и т. п.

ПРЕДМЕТ НАУКИ– аспект объекта, изучаемый данной наукой и выра- жаемый посредством научных терминов. Если объект существует незави- симо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее системе категорий. В определенном отношении можно сказать, что развитие науки есть развитие ее предмета.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ– образы предметов или явлений, которые ранее воз- действовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются. П. обычно менее ярки и устойчивы, чем восприятия. Такая разница объясняется тем, что психические процессы, возникающие при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств, протекают более активно, чем тогда, когда мы что-либо представляем. Вместе с тем П. более изменчивы, подвижны, в них больше обобщенности. П. разделяют по функционированию ведущего органа чувств (зрительные, двигательные и др.), по содержанию (технические, топографические, му- зыкальные и т. д.). Их делят также в зависимости от степени обобщенности и новизны образов на единичные и общие, П. памяти и П. воображения. Следствием сочетания различных П. является схематическое П., охваты- вающее группу объектов, их соотношение в пространстве и времени. Основоположник немецкой эмпирической психологии философ, педагог и психолог И. Ф. Гербарт (1776-1841) считал, что вся душевная жизнь яв- ляется результатом взаимодействия представлений. Кроме представле-




ний, Гербарт выделял в сознании чувства и волю, которые, как он полагал, являются частным случаем взаимодействия представлений.

В. Вундт – немецкий психолог, физиолог, философ и языковед распреде- лял П. в зависимости от степени ясности по трем областям: ясного созна- ния – здесь располагаются П., имеющие свойство ясного сознания; со- знания – здесь находятся менее ясные П.; темные, подавленные другими П., которые становятся бессознательными.

В разные отрезки времени одно и то же П. может пребывать в разных об- ластях сознания. Душевная жизнь – это безостановочное движение П. П. курсанта о своей будущей работе является своеобразной внутренней моделью ожидаемых условий профессиональной деятельности, оказыва- ющей влияние на процесс его обучения. Эти П. служат своего рода ори- ентирами, которые помогают разделить знания, получаемые в вузе, на применимые и неприменимые в будущем. Для успешного развития полноты, правильности, ясности П. необходим интерес к конкретному виду деятельности. П. о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот пред- мет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повто- рение восприятия объекта не формирует П. о нем.

ПРЕСУИЦИД– отрезок времени от возникновения первых суицидаль- ных мыслей и переживаний до их реализации.

ПРИВЫЧКА– часть поведения, осуществление которого стало потреб- ностью и не требует сознательных усилий. П. возникает на основе много- кратного повторения определенных действий. Различают полезные (веж- ливость, бережливость, организованность и др.) и вредные П. (неаккурат- ность, лживость, замкнутость и т. д.). П. изучаются социологией, психоло- гией, этикой. Основные пути управления П.: а) создание объективных условий, которые максимально способствовали бы выработке полезных П. и послаблению, снижению до минимума вредных; б) развитие самосо- знания и самоконтроля позволяет личности без посторонних напоминаний придерживаться положительных П. и преодолевать отрицательные.

ПРИЗВАНИЕ– жизненное предназначение и направленность человека, придающие целесообразность, осмысленность и перспективность его дея- тельности. Осознание П. предполагает развитое самосознание и культуру самоанализа, осмысление своих потребностей, самооценку способностей, определение путей целереализации.

Психологическая сердцевина П. – главная цель, согласуемая со смыслом жизни личности. Мировоззренческим оформлением П. личности является жизненная программа, способ практического ее воплощения – жизнен- ные планы. П. прежде всего связано с выбором профессии, поэтому его научное обоснование обеспечивают психодиагностика и психология труда.

ПРИНЦИП– основное исходное положение какой-то теории, учения, науки, мировоззрения; внутреннее убеждение, руководящая идея, основ- ное правило поведения.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ– духовный и интеллектуально-волевой акт про- цесса жизненного самоопределения и психологической регуляции в си- стеме целенаправленной деятельности. П. р. – всегда выбор (невыбор) личностью своего действия в определенной жизненной ситуации.

В основе П. р.: выбор (на основе переработки информации); постановка цели (через борьбу мотивов); способ действования (достижения результа- та); критерии оценки (и самооценки).

Область применения понятия П. р. весьма широка. Помимо общей пси- хологии, она охватывает социальную, инженерную психологию, психоло- гию управления и др. Принятие решения командира на бой – постановка цели, выбор способа действий и критериев оценки.

Наши рекомендации