ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА – органи-

зационное построение коллектива, с нормативно фиксированным стату- сом каждого его члена, регламентацией характера подчиненности и взаи- моотношений между военнослужащими.

П

ПАМЯТЬ– процесс запечатления текущей информации, организация и сохранение прошлого опыта, делающие возможным его повторное ис- пользование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Резуль- таты учебной деятельности зависят от таких процессов П., как запомина- ние (см. Запоминание), сохранение и воспроизведение (см. Сохранение и Воспроизведение). В зависимости от того, что запоминается и воспро- изводится, различают следующие виды памяти: образную, словесно- логическую, двигательную (см. Двигательная память), эмоциональную. П. может быть долговременной и кратковременной. Следы от впечатле-

ний закрепляются не сразу, для этого нужны десятки секунд, а то и минут, сильные помехи могут прекратить фиксацию следов.

Запоминание учебного материала зависит от установок и приемов дея- тельности учащихся. Исследованиями доказано, что составление кон- спектов с выделением смысловых опорных пунктов улучшает запомина- ние и воспроизведение учебного материала. Чтобы человек хорошо воспроизводил усвоенное в сложной ситуации, необходимо, чтобы усло- вия, в которых запоминается материал, были сходны по помехам с теми, в которых решается та или иная практическая задача. Для будущего во- енного профессионала – это обстановка, максимально приближенная к боевой.

П. каждого человека имеет свои особенности. Один хорошо запоминает наглядный материал или лица людей, другой – отвлеченный материал или цифры. Есть люди, которые лучше помнят увиденное (зрительный тип памяти), другие – услышанное (слуховой тип П.), третьи – то, что яви- лось предметом их двигательной активности (двигательный тип П.). Не- которые люди стремятся запомнить механически, другие логически.

ПАНИКА– приступ сильного страха или ужаса, быстро охватывающий целую группу людей и превращающий организованный коллектив в де- зорганизованную толпу. При возникновении П. поведение военнослужа- щих подчиняется действию психологических механизмов толпы (подра- жание, психическое заражение, психические «инфекции», циркулярные эмоциональные реакции, внушение и др.)

Условиями, способствующими развитию паники в боевой обстановке яв- ляются: отсутствие информации о происходящих событиях, неуверенное руководство подразделениями и частями, наличие индукторов паники (па- никеров), утомление, неполноценный сон, голод и др.

История знает немало примеров возникновения П. вследствие влияния неожиданных природных катаклизмов, приводящих к гибели людей (зем- летрясение, наводнение и др.). Общее смятение, как и всякая форма П., не зависит непосредственно от величины и силы внешних воздействий. Оно может быть вызвано субъективными причинами и в относительно безопасной, но резко изменившейся обстановке, вследствие упадка мо- рального духа людей, ослабления их воли, перенапряженности. При та- ком состоянии восприятие искажается, опасность преувеличивается, и порой несущественный повод, неопасное новое воздействие вызывают крайне паническое поведение людей. Еще в большей мере это относится ко второй форме П. – бегству людей от действительной или мнимой опас- ности. Ослабленные морально, психологически и физически люди начи- нают неправильно воспринимать и оценивать обстановку, преувеличивать опасность, забывают о долге, дисциплине, беспорядочно бегут, хотя для их жизни прямой угрозы может и не быть. Большие трудности, пере-

грузки, психическое и физическое перенапряжение и истощение есть почва, порождающая такую П.

Предшествующие тяжелые впечатления и психические потрясения не всегда правильно осознаются. Если накопилось много отрицательных впечатлений и эмоций, то порой незначительный толчок превращает их в состояния, которые искажают восприятие, затрудняют владение со- бой, уводят от поставленной цели и разумной оценки обстановки. Воздействие, предупреждающее возникновение подобных состояний, должно строиться с таким расчетом, чтобы люди осмысливали свои пере- живания и происходящие события в свете благоприятного исхода, необхо- димости личного вклада в преодоление сложной ситуации. Активизация чувств ответственности, долга, коллективизма ослабляет и даже устраня- ет отрицательные впечатления, эмоции и формирует установки и состоя- ния, побуждающие к проявлению устойчивости и смелости. С этой же це- лью надо пропагандировать случаи взаимопомощи, человеческого участия.

Третья форма П. – стихийное передвижение людей в поисках менее опас- ной обстановки – является следствием временного кризиса и колебаний психологической устойчивости социальной группы, ослабления контроля со стороны руководителей за ее поведением. П. нарастает постепенно, во- влекая и тех, кто еще сохраняет самообладание, но все-таки поддается ситуации неразберихи и безответственности. Есть здесь и «застрельщи- ки» – трусы. В надежде на безнаказанность они стремятся хотя бы на вре- мя ускользнуть от угрожающей опасности. Если же положительное взаи- мовлияние ослабевает, внутреннее единство нарушается, вероятность возникновения П. в сложной ситуации увеличивается.

Методами ликвидации П. являются: локализация панических явлений (слухов, сплетен, призывов и др.) и паникеров, демонстрация самообла- дания, организованных, целенаправленных действий значимых лиц (ко- мандиров, лидеров, авторитетных воинов и др.), решительное руководство с использованием простых и привычных команд и др.

ПАРАДИГМА НАУЧНАЯ– совокупность образцов и ценностных устано- вок, норм и правил, определяющих основные направления научных ис- следований в конкретном историческом периоде.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ– раздел медицинской психологии, изучающий за- кономерности возникновения и протекания психических болезней. П. тес- но связана с психиатрией. Для предупреждения болезней П. рекомендует профилактические, психологически обоснованные рекомендации. При ис- следовании нарушений психики П. использует аппаратурные, тестовые и другие методы. П. помогает разработать научно обоснованные подходы и рациональные способы восстановления нарушенных психических функ-

ций, проведения индивидуальной психической реабилитации. Значение П. исследований для психологии заключается в возможности более глубоко- го познания закономерностей функционирования и развития нормальной психики, изучения категорий «психической нормы», «психического здо- ровья», а также факторов, активизирующих или тормозящих развитие личности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ(от греч. дитя веду, воспиты- вать) – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психической деятельности, условия формирования личности в процессе обучения, воспитания, овладения знаниями, навыками, умениями. П. п. изучает особенности взаимодействия и взаимоотношений учащихся и пе- дагогов, их возрастные и индивидуальные особенности, пути оптимизации учебно-воспитательного процесса, образования и самообразования. П. п. все большее внимание уделяет профессиональному обучению и воспита- нию, использованию данных общей, возрастной, социальной, инженер- ной и других отраслей психологии.

П. п. возникла во второй половине XIX в. Основоположником русской П. п. является К. Д. Ушинский. Широко известен его труд «Человек как пред- мет воспитания». Заметный вклад в П. п. в дореволюционное время внес- ли П. Ф. Каптерев, О. П. Нечаев, А. Ф. Лазурский. Советская П. п. раз- вивалась благодаря трудам П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Г. С. Костюка, В. В. Давыдова и др. П. п. подразделяют на психологию обучения и психологию воспитания. Осо- бую задачу П. п. представляет разработка методов, позволяющих диагно- стировать результаты обучения (усвоение знаний, навыков, умений) и ре- зультаты воспитания (формирование личностных качеств). В П. п. наряду с психологическими методами используется генетический метод – инте- ресующее явление изучается в динамике, в процессе формирования. Среди актуальных проблем П. п. – обновление содержания, организации, принципов и методов образования, обоснование его последовательной демократизации, гуманизации и гуманитаризации (см. Гуманизация обра- зования).

ПЕРЕЖИВАНИЕ– осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов пред- шествующей жизни. П. может быть устойчивым, глубоким, длительным, конкретно-ситуативным, кратковременным, непроизвольным, диффуз- ным, смутным, неясным или четко осознанным, обобщенным. Особенно- сти П. обусловлены прежде всего личностными свойствами (ценностные ориентации, темперамент, возраст, опыт).

Л. С. Выготский под П. подразумевал особую интегральную единицу со- знания, изначально сопряженную с социальными обстоятельствами раз-

вития личности. Ф. Е. Василюк, посвятивший специальные исследования П., развивает, исходя из теории деятельности А. Н. Леонтьева, понимание П. как непосредственной внутренней субъективной данности психическо- го явления, которое протекает спонтанно в виде особого режима функ- ционирования сознания. П. может как обострять психическое состояние, так и способствовать разрешению жизненных ситуаций, в том числе и экс- тремальных.

ПЕРЕНОС– психоаналитический термин, обозначающий особое эмоци- ональное отношение между психотерапевтом и пациентом, характеризу- ющееся перенесением в процесс психоаналитического взаимодействия эмоционального опыта пациента, в частности проекцию на консультанта черт личности другого (значимого) человека.

ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ– идея, согласно которой прогресс и изменения в научной истории связаны с деятельностью выдающихся личностей. По этой теории Наполеон, Гитлер или Дарвин были главными движущими силами исторических событий. П. т. предполагает, что свя- занные с их именем события никогда не произошли бы без появления именно этих выдающихся людей. Сторонники этой теории также утверж- дают, что человек «делает время».

Но достаточно ли этого, чтобы в полной мере объяснить развитие науки или общества? Часть работ ученых при их жизни не замечают, их заслуга признается слишком поздно. Поэтому одобрение или отрицание идеи, по- хвала или презрение могут зависеть от культурной или духовной атмосфе- ры времени. Даже самые великие мыслители и изобретатели были огра- ничены «духом времени». Образ мышления и насущные проблемы, в данный момент времени преобладающие в обществе, могут преградить путь к открытию.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ(от лат. личность) – процесс обретения субъек- том общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально- неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности.

Как особый компонент социализации П. проходит несколько этапов: вос- питание в семье; начальные связи и общение с ровесниками вне родствен- ных взаимоотношений; овладение основами знаний и общественным опы- том (средняя школа), труд, служба в армии или обучение в вузе; самостоятельная или ответственная работа в профессиональном коллек- тиве. Субъект достигает в этот период высшего уровня персонализации, самостоятельности выражения своего «Я». Последний этап – инволюци-

онные процессы, ослабление социальных связей, усиление зависимости личности от внимания других людей.

ПЕРЦЕПЦИЯ– см. восприятие

ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ– восприятие, изучение, понимание, оцен- ка людьми социальных объектов (других людей, себя, групп); процесс формирования в сознании людей образов социальных объектов как ре- зультат восприятия, понимания, познания людьми друг друга.

ПЛАНИРОВАНИЕ– когнитивный и интеллектуально-волевой процесс создания образа предстоящей деятельности (ее целей, последовательно- сти, ожидаемых результатов). В психологических исследованиях пытают- ся отделить план как продукт интеллектуальной деятельности от П. – про- цесса его создания. Однако произвести такое разделение нереально. В психологическом смысле план – это образ будущей деятельности, включающий основную и промежуточные цели, средства их достижения, возможные проблемы и препятствия на пути решения поставленной за- дачи, альтернативные варианты предполагаемых решений, условия и об- становку выполнения деятельности и т. д. То есть – это образ, имеющий целенаправленное предметное содержание.

ПЛАСТИЧНОСТЬ– повышенная способность человека к психической адаптации к среде в процессе коммуникации и профессиональной дея- тельности.

ПОВЕДЕНИЕ– внешне проявляющаяся активность живых существ. П. человека – совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. П. может соответствовать нормам морали, быть доброжелательным, целесообразным или же агрес- сивным и даже преступным. Индивидуальное и групповое П. изучают пси- хология, социальная психология, социология. Бихевиоризм (см.) трактует П. как совокупность реакций на стимулы внешней среды, тем самым не- дооценивает роль сознания, внутреннего мира человека в его регуляции. Поведение может быть спокойным, аффективным, агрессивным, не соот- ветствовать нормам права (преступным) и т. д. Выделяют также сексуаль- ное поведение, мотивируемое половой потребностью, требованиями к сексу, временем и ситуацией полового сближения.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ– направление в психотерапии, основанное на принципах бихевиоризма и рассматривающее психиче- ские расстройства как неэффективные формы поведения человека в процессе адаптации к существующим условиям. Является одним из ве-

дущих направлений в современной психотерапии. П. п. – это лечение, которое использует принципы научения для изменения поведения и мыш- ления.

ПОВТОРЕНИЕ– воспроизведение усвоенных знаний и действий в целях облегчения их запоминания. П. исследуется как процесс установления но- вых смысловых связей, раскрытия новых отношений в предмете, явлении, актуализации человеком тех или иных способов запоминания. Средством П. является и совершенствование действий по различным параметрам. Выпол- нение специально подобранных упражнений и действий в меняющихся усло- виях обеспечивает обобщенность и осознанность усвоенных знаний. Много- кратные повторные действия в стереотипных условиях ведут к образованию автоматизма, утрате гибкости в применении усвоенной информации.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ– безусловный раздражитель, вызывающий биологи- чески значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее дей- ствием индифферентным стимулом вырабатывается классический услов- ный рефлекс.

ПОДРАЖАНИЕ– осознанное или неосознанное следование примеру, об- разцу действий, манере поведения, общения и т. д. П. может выполнять функции механизма повышения ответственности, личной организованно- сти, самодисциплины. Под влиянием П. формируются как простейшие на- выки, так и нравственные и другие качества, духовные ценности, что за- висит от склонности к П., от содержания и качества объекта подражания. Важно знать, в каких условиях осуществляется П., какие идеалы – об- разцы для него формирует общество, ближайшее окружение. В каждой социальной группе создаются свои образцы для подражания. Несмотря на внешнее сходство, в явлении П. у разных возрастных групп проявля- ются специфические психологические механизмы. Они проходят ряд сту- пеней и изменяются вместе с изменением ведущей деятельности соответ- ствующего возраста. Общая тенденция такова, что конкретный образец для П. с возрастом становится все более обобщенным.

П. можно подразделять на манерное и рассудочное. Первое состоит в ими- тации внешних признаков поведения или определенных действий, совер- шаемых кем-то (в одежде, прическе, поведении).

Рассудочное П. – это воспроизведение оценок и суждений других. Оно имеет место среди людей, копирующих рассуждения товарищей, руково- дителей и т. д. Свойственное человеку П. играет весьма существенную роль в поведении военнослужащих, накладывает отпечаток на их психику, общение и взаимоотношения. П. может проявляться в следовании нрав- ственным идеалам, способствовать формированию самостоятельности, человечности, мужества и других качеств.

ПОДСОЗНАНИЕ– психические процессы, протекающие под порогом сознания (мысли о хорошо известном, навыки, привычки, непроизволь- ные реакции и др.).

Понятие П. обозначает лишь те феномены психики, которые в данный момент находятся за фокусом сознания, однако тесно с ним связаны, вли- яют на его функционирование и с изменением условий сравнительно лег- ко переходят в его сферу. Понятие П. следует отличать от понятия бессо- знательного – совокупности психических явлений, не осознаваемых субъектом. 3. Фрейд разработал учение о бессознательном как продукте вытеснения инфантильных и запретных переживаний, сохраняющих свой энергетический потенциал и проявляющихся в виде психических наруше- ний. Бессознательные влечения к наслаждению и смерти – смысловое содержание всех эмоций и переживаний. Сознание зависит от бессозна- тельного. Это ограниченное понимание бессознательного исходит из од- ностороннего анализа его динамических аспектов. Развитие представле- ний о природе бессознательного, о специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым усло- вием создания целостной картины психической жизни личности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ– отрасль психологической науки, из- учающая поведение и деятельность людей (групп, народов, отдельных личностей) в условиях тех или иных политических ситуаций. Изучая обще- ственное мнение, лидерство, конфликты, внутреннюю и внешнюю поли- тику, межгосударственные отношения, П. п. взаимодействует с социаль- ной психологией, психологией управления, психологией личности, психологией пропаганды. П. п. исследует отношение людей к государ- ственному устройству, развитию общества, вырабатывает рекомендации для практической деятельности партий, органов управления общества, международных отношений.

ПОНИМАНИЕ– психический процесс включения информации о чем-либо в прежний опыт, в усвоенные ранее знания и постижение на этой основе смысла и значения события, факта, содержания воздей- ствия. Особенность П. – субъективное достоинство этого процесса, его обусловленность умственными стереотипами, сформированностью прежнего опыта, а также возможностью осмысления нового, такого, ко- торый не был предметно изучен. Объектами П. как психического про- цесса могут быть объекты и предметы внешнего мира, события обще- ственной жизни, другие люди и их поступки, произведения искусства, литературы, свойства и поведение самой личности. П. относится прежде всего к сфере интеллекта, однако оно опирается на индивидуальный эм- пирический опыт, запечатленные нормативно-ценностные образы дей- ствительности, оценку на основе некоторого образца, эталона, нормы

или принципа. Реализуется П. главным образом посредством языка и речи, а также определенными жестами, мимикой, знаками, действия- ми. Формы П. – классификация предметов, знаки, действия, подведение частного под общее понятие, раскрытие причинных связей явлений, их внутренней структуры.

Важной чертой П. является осмысленность, обусловливающая успешное усвоение того, что изучается, анализируется, познается.

ПОНЯТИЕ– форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них су- щественных признаков. В каждом П. различают содержание (совокуп- ность существенных признаков предмета, явления) и объем (множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию). По объему П. делятся на единичные и общие, предметные и отвлеченные или абстрактные. П. неразрывно связано со словом. Слова и знаки являются не только выражением понятий, но и средством их об- разования. Слово, обозначающее определенное П. в какой-то области науки и техники, называется термином. Овладение П. не сводится к усво- ению общих признаков, свойственных тому или иному классу предметов, явлений, необходимо познать особенности отдельных из них, так как П. объединяют в себе богатство единичного, особенного и всеобщего. Они служат не только средством теоретического проникновения человека в сущность явления, но и способствуют также практическому изменению окружающей действительности в интересах человечества. Каждая наука накапливаемые ею знания концентрирует в П.

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР) –

непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, спо- собный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Проявляется в симптомокомплексах интрузии, избегания, гиперак- тивности в острой, хронической и отсроченной формах. Как диагности- ческая категория принята в 1980 г. (DSM-4).

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РЕАКЦИИ– совокупность

психических явлений, обусловленных процессом «переработки» психо- травмирующей информации, полученной в процессе участия военнослу- жащего в боевых действиях.

ПОСТУПОК– социально значимое действие, имеющее нравственную оценку. Цели, мотивы, последствия П. зависят от внешних и внутренних условий поведения. Например, внешние условия героического П. – это динамичная, крайне напряженная, экстремальная ситуация, требующая для своего разрешения инициативных, смелых, решительных и самоот-

верженных действий. Внутренние условия героического П. – это прежде всего доминирование мотива, определяющего выбор поведения и активно- действенное психическое состояние. Интенсивно функционируют интел- лектуальные процессы, испытывается эмоциональный подъем, мобили- зуются все силы. В психике происходит такая перестройка побудительных, регуляторных и исполнительных функций, которая позволяет совершить, на первый взгляд, невозможное. Для героического П. характерны альтру- изм, бескорыстие.

ПОТРЕБНОСТЬ– состояние субъекта, складывающееся на основе про- тиворечия между имеющимися и необходимыми условиями для поддер- жания привычного или наиболее приемлемого режима жизнедеятельно- сти, осознаваемое и переживаемое человеком как нужда в чем-то, неудовлетворенность. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования и выступает источником ее актив- ности и саморазвития. П. принято делить на биологические и социальные, а также на материальные и духовные. Удовлетворение потребности про- исходит в результате осуществления целенаправленной деятельности.

П. порождают желания, стремления, эмоции, чувства, побуждающие к активности для их удовлетворения. С возрастом и развитием личности потребности изменяются. П. могут быть материальными (в пище, одежде, жилище и т. д.) и духовными (в музыке, книге, в дружбе, труде и т. п.). Раз- ные авторы предлагали свой количественный набор потребностей:

П. являются первичным источником активности и деятельности. Характер потребностей может приобретать и вторичные психические образования, развивающиеся в процессе социологизации личности: убеждения, уста- новки, ценности, интересы, идеалы.

П. могут быть ясно осознанными (выражаться в виде стремлений) и нео- сознанными или осознанными лишь частично, смутно (влечения).

Наши рекомендации