ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – пси-
хологическая теория (А. Н. Леонтьев), рассматривающая психические процессы человека как виды внутренней деятельности, происходящей из внешней и имеющей иерархическую структуру, аналогичную внешней деятельности.
ОБЩАЯ АКТИВНОСТЬ– формально-динамическая характеристика темперамента, динамико-энергическая напряженность поведения чело-
века, проявляющаяся в его взаимодействии с природным и социальным миром.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ– фундаментальная часть психологической нау- ки. Ее цель – найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом, выработать теоретические и методологические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулиро- вать основные закономерности существования и развития психики. Ее наиболее общие проблемы: определить, что такое психика, каковы ее структура и функция, по каким законам она развивается в филогенезе и онтогенезе, как соотносятся психика и мозг, какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное, биологическое и социаль- ное, каковы критерии различия нормального и аномального развития пси- хики. О. п. рассматривает особенности психических процессов, состояний, свойств личности, деятельности, общения. Каждая из отраслей психоло- гии (социальная психология, зоопсихология, авиационная психология, военная психология и др.) вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и включает ряд частных дисциплин.
ОБЩЕСТВЕННОЕ (КОЛЛЕКТИВНОЕ) МНЕНИЕ– совокупное оце-
ночное суждение, выражающее отношение коллектива к различным яв- лениям, событиям в жизни общества, к поведению и деятельности членов коллектива.
ОБЩЕНИЕ– специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. В процессе О. происходит взаимовосприятие и взаимный обмен инфор- мацией.
О. охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнару- живаются содействие или противодействие, согласие или противоречие, сопереживание или эмоциональная глухота. О. между людьми может про- исходить в разных формах, из которых явно выделяются четыре: аноним- ное, функциональное, формальное, неформальное.
Различают О. первого и второго рода. О. первого рода выступает как ком- муникация, как сторона совместной деятельности, а О. как продолжение себя в других есть О. второго рода. Таким образом, О. может выступать в виде деятельности, а деятельность рассматривается как часть общения. Во всех случаях они находятся в единстве. О. имеет коммуникативную функцию, т. е. функцию передачи информации как с помощью языка (вер- бальное общение), так и посредством мимики и жестов (невербальное общение). Партнеры общения могут совершать совместные действия и поступки, не произнося ни одного слова. О. непременно связано с вза- имным восприятием друг друга (см. Перцепция).
Условно можно выделить следующие точки зрения на О. Б. Ф. Ломов рас- сматривает О. как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сво- димую к деятельности. А. А. Леонтьев понимает О. как один из видов дея- тельности. Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают О. как специфи- ческий вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и пози- ция целого ряда ученых. С. Л. Рубинштейн считал, что О. является деятель- ностью в тех случаях, когда оно выступает как воздействие. Л. С. Выготский определял О. как процесс, основанный на разумном понимании и намерен- ной передаче мыслей и переживаний, требующих известной системы средств. А. Н. Леонтьев включал О. в любую деятельность как ее элемент, в то же время саму деятельность он считал условием общения. Г. М. Андре- ева видит в О. условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества. Другие исследователи доказывали, что в коммуни- кативном процессе в единстве даны деятельность, О. и познание.
Б. Г. Ананьев в работе «Психология педагогической оценки» (1935) впер- вые указал на важность О. как одной из детерминант, определяющих раз- витие психики человека.
Широкое распространение получила точка зрения на О. как на деятель- ность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский). При этом субъект О. является одновре- менно для другого индивида объектом, и наоборот.
Активность одной личности в процессе О. встречается с активностью дру- гой личности, а чаще всего нескольких человек или многих людей одно- временно. В О. устанавливаются деловые и личностные отношения между людьми. Для успешного О. необходимо не только понимать себя, но и по- нимать других, а также то, как другие понимают тебя. О. может быть де- ловым, воспитательным, диагностическим, интимно-личностным.
ОБЩЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ– субъект-субъектный процесс ком- муникативного взаимодействия людей, их взаимного влияния, необходи- мый для решения задач совместной деятельности и развития каждого субъекта общения.
ОБЩЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ– общение, ориентированное на понима- ние и принятие собеседника, уважение к его личности, безоценочное реаги- рование на его мысли, чувства, высказывания и эмоциональные состояния.
ОБЩЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА– система знаний, уме- ний и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.
ОБЩЕНИЯ СТИЛЬ– индивидуальная, устойчивая форма коммуника- тивного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаи- модействия с окружающими.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ– компонент общественной психологии. Воздействует на личность, группу, коллектив, влияет на формирование их установок, обычаев, традиций, интересов, привычек. Оно активирует, воспитывает и перевоспитывает.
О. м. включает интеллектуальные, эмоциональные и волевые компонен- ты, различные суждения и выражает отношение людей к определенным, затрагивающим их интересы вопросам, явлениям. Оно может проявлять- ся в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и т. д. О. м. возникает в процессе обсуждения общественных событий, условий жизни, труда и т. д. О. м. – это не только проявление психологии, но и идео- логии людей. Чем больше в О. м. выражаются научные знания и положе- ния, тем выше оно по своему уровню, и наоборот.
О. м. в зависимости от своего содержания и формы может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на личность, груп- пу. Создание положительного О. м. в студенческом коллективе особенно важно, поскольку у молодежи студенческого возраста наряду с ярко вы- раженной потребностью в дружбе, товариществе, в обмене опытом, зна- ниями существует стремление быть популярным, завоевать одобрение, уважение, авторитет. И это стремление нередко реализуется в этически неоправданных способах.
ОБЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ– одна из разновидностей соци- альных объединений людей, организованная для эффективного решения единых для включенных в данную общность специалистов профессио- нальных задач.
ОБЪЕКТ(от лат. предмет) – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Универсальным О. являются природа, об- щество и человек. Человек как О. познания и самопознания – сложней- ший раздел науки (прежде всего психологии), поскольку О. исследования становится сам субъект. Противопоставления О. субъекту относительны. Границы О. изменчивы, они обусловлены объемом и глубиной освоения мира, обогащения социального опыта. Науки различаются по своему О., часто О. фиксируется в самом названии науки, например генетика, гео- логия и др. Вместе с тем ни одна из наук не в состоянии описать свой О. во всей полноте. В связи с этим от О. науки отличают ее предмет, т. е. то, какими сторонами представлен в науке изучаемый О. Б. М. Кедров указы- вал на два научных О.: природа и человек. Соответственно выделяют есте- ственные и гуманитарные науки.
Человек выступает как О. антропологии, биологии, этнографии, физио- логии, логики, психологии и т. д. Каждая из этих наук определяет свой предмет. Для психологии – это психика человека, ее основные законо- мерности порождения и функционирования.
Классификация наук по О. – не единственно возможная. Принято под- разделять науки на фундаментальные и прикладные. Чувственное позна- ние О. предполагает его понимание и объяснение. Познание О. интегри- руется в знаниях независимо от ощущений, восприятий и изменений точек зрения субъекта.
ОДАРЕННОСТЬ– это системное, развивающееся в течение жизни ка- чество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или не- скольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Особо яр- кая одаренность или талант свидетельствуют «о наличии высоких способ- ностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятель- ности, а также интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъ- екта, вовлекающих его личностную сферу [РКО, 1998. с. 20]». Данное определение представлено в разработанной коллективом ВНИКа МО РФ1отечественной «Рабочей концепции одаренности». То, что понятие ода- ренности может быть раскрыто лишь в рамках системного подхода, было осознано классиками отечественной психологии. Так, С. Л. Рубинштейн еще в 1935 г. писал, что «Одаренность нельзя отождествлять с качеством одной функции – даже, если это мышление» (Рубинштейн С. Л., 1948). К такому же выводу приходит позже Б. М. Теплов: «В этой характеристи- ке личности, которую мы называем одаренность, нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями она составляет но- вое качество» (Теплов Б. М.,1968, с. 103).
Праотцом научного изучения О. явился Ф. Гальтон. Он начал с обособле- ния наивысшего проявления психики – гениальности. По его мнению, она отражает сплав трех важных компонентов: таланта (как высшего про- явления ума), характера (как личностных и мотивационных черт, обеспе- чивающих его реализацию) и выносливости, способности к усердной ра- боте (как энергетического показателя) [Galton, Наследственность талан- та и характера, 1865, с. 322]. В начале
ХХ в. появляются книги Г. Жоди «Психология великих людей» и в 1910 г.
«Великие люди» В. Освальда. Возросший в начале XX в. интерес к пробле- ме О., к диагностике, развитию, воспитанию талантливых детей и взрослых характерен и для российской психологии. П. Ф. Каптерев опубликовал ста- тью под символическим названием «Аристократия ума в школе и жизни». В ней он подчеркивает значимость эмоционального переживания в научной деятельности: «Изучать науку – значит не только овладевать ее методом, но и подвергаться своеобразному умственному возбуждению, сообщаемому
1 Д. Б. Богоявленская (ответств. редактор), В. Д. Шадриков (научный редактор), Ю. Д. Ба- баева, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, И. В. Калиш, И. В. Лейтес, А. М. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев, В. И. Панов, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова,
B. C. Юркевич.
данной наукой» (П. Ф. Каптерев. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. М.,1897). Значимой фигурой в понимании О. в начале становления советской психологии стал В. М. Экземплярский. Им четко сформулированы как понимание О., так и «гордиев узел» проблемы:
«Мы хотели бы оставить в дальнейшем обозначении проблемы одно слово
«одаренность», имея в виду, что в качестве идеальной задачи стоит, конеч- но, определение высоты развития всех основных свойств психической жиз- ни, и интеллектуальной, и эмоциональной, и волевой, и лишь недостаточ- ность имеющихся у нас экспериментальных методов для определения высо- ты развития эмоционально-волевой сферы и, наоборот, значительное раз- витие методики количественного исследования интеллекта, ограничивают до сих пор по преимуществу интеллектуальной сферой разрешение пробле- мы. С этим ограничением естественно придется считаться и в самом прин- ципиальном выяснении проблемы и путей к ее разрешению…» (Экземпляр- ский В. М., Проблемы одаренности //Новые исследования в психологии; Серия А, Прикладная психология. 1923, с. 264). Солидарную позицию за- нимает и европейский ученый Г. Ревеш, говоря, что систематически наблю- дается лишь интеллект (1924 г.). Таким образом, на многие десятилетия в психологии воцарилось редуцированное представление об одаренности и сведение ее измерения к IQ. Значит, раскрытие понятия определяется способом измерения. Данная тенденция четко прослеживается на протяже- нии XX в. при классификации видов одаренности на академическую, интел- лектуальную и творческую, которым соответствуют способы измерения по отметкам, баллам тестов интеллекта, баллам тестов креативности. Те- стологическая парадигма вызывает к жизни также тенденцию рассматри- вать и одаренных детей, и слаборазвитых как отклонение от нормы, в осно- ве которой лежат статистические представления о нормальном распределе- нии (Я. Зеленкевич и др.). Работы Н. С. Лейтеса в середине ХХ в. вносят су- щественный вклад в проблему О., позволяя дифференцировать ее от про- явлений ускоренного развития детей. В русле отечественной деятельност- ной парадигмы ведутся исследования в рамках детской психологии В. Т. Ку- дрявцевым и О. М. Дъяченко, которые считали, что специфика умственной О. в дошкольном детстве заключается не в ускорении развития ребенка, а во все более полном освоении форм действенного опосредования. В 80-х гг. открывается Центр одаренности в Институте общей и педагогической психологии АПН во главе с А. М. Матюшкиным, который устанавливает контакты с американскими психологами. Центр использует методы и мето- дики, разработанные в тестологической парадигме, что способствует широ- кому их внедрению в отечественную практику. В 1997 г. в рамках «Библио- теки одаренных» Федеральной программы «Одаренные дети» выходит кни- га «Современные концепции творчества и одаренности» (ред. Д. Б. Богояв- ленская), в которой представлены статьи ведущих психологов по исследо- ванию одаренности, отражающих всю палитру подходов в ее исследовании.
Отечественных – как работающих и развивающих отечественную парадиг- му – Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, О. М. Дъя- ченко, Н. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, так и сочетающих ее с тестологической – В. Н. Дружинин, Д. В. Ушаков, Е. И. Щебланова, В. С. Юркевич; зарубежных, представляющих полимо- дальный подход в понимании одаренности (включающий мотивацию и со- циальные факторы в ее структуру) – Боно де Э., К. Клюге, Р. Милгрем, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Е. Григоренко, К. А. Хеллер. Таким образом, поня- тие О. данное в вышедшей в 1998–2003 гг. «Рабочей концепции одаренно- сти» позволяет отойти от сложившегося на определенном этапе в рамках тестологической парадигме представления об О. лишь как количественной степени выраженности способностей: выше статистически среднего.
ОЛИГОФРЕНИЯ– врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, отсталость психического и физического развития, как прави- ло, непрогрессирующего характера.
ОНТОГЕНЕЗ– развитие индивида в отличии от развития вида (см. Фило- генез). О. психики означает ее развитие от рождения до конца жизни. В О. психики различают генетически, внутренне обусловленное созревание и формирование под воздействием среды и воспитания. В условиях педа- гогического процесса важно изучать развитие личности учащегося, фор- мирование его сознания и самосознания под воздействием педагогических факторов.
ОНТОПСИХОЛОГИЯ– философско-психологическое направление, изуча- ющее жизнь человека с точки зрения единства субъекта и объекта в целях достижения счастья полноценной, здоровой творческой личности. Особое внимание О. обращает на личностное смысловое поле, включающее вер- бальный, невербальный и экстрасенсорный уровни. Посредством смыслово- го поля человек общается с другими людьми и самим собой. Обосновывает- ся, что выявление особенностей смыслового поля человека позволяет опре- делить его неосознаваемую внутреннюю проблему и решение о средствах онтотерапии. Таким же путем могут быть обеспечены адекватное познание себя и мира, коррекция личности в соответствии с ее внутренней сущностью.
ОПЕРАЦИЯ– система движений, связанных с выполнением конкретно- го действия, направленных на достижение его цели.
ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ– умственные действия над воспринимаемы- ми предметами, знаниями, образами, переживаниями. Важнейшими О. м. являются: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкрети- зация, классификация и систематизация.
Анализ – мысленное расчленение предмета, явления (см. Анализ). Син- тез – объединение частей, элементов в единое целое.
Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции. Анализ дает зна- ние отдельных элементов предмета, явления, а синтез, опираясь на ре- зультаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта, явления в целом.
Сравнение – установление сходства и различия между объектами. Абстракция – отвлечение от каких-либо признаков явления, предмета. Благодаря абстракции возможно выделить существенные свойства и при- знаки предметов, явлений. При помощи абстрагирования создаются по- нятия о длине, высоте, объеме, числе, человеке, обществе, природе и т. д. Абстракция лежит в основе обобщения-объединения ряда предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Некоторые психологи (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) различают два вида обобщения – формально-эмпирическое и содержательное (теоретиче- ское). Первый вид осуществляется путем сравнения внешне одинаковых общих признаков, второй вид основан на глубоком анализе объектов, вы- явлении скрытых общих признаков, связей и зависимостей. Конкретизация – это движение мысли от общего к частному, приведение примера. Классификация – это отнесение предмета, явления к группе предметов, явлений или конкретного понятия к более общему понятию. Систематизация – это приведение объектов в порядок; систематизиро- вать можно знания, технические устройства и т. д.
О. м. взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.
ОПРОС– метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам).
ОПРОСНИКИ– обширная группа психодиагностических методик, зада- ния которых представлены в виде вопросов (утверждений).
О. средство изучения социально-психологических и личностных явлений, позволяющее количественно определять их качества и степень развития. Личностные О. позволяют определять степень выраженности определенных свойств и качеств личности, определенных видов мотивации, психических со- стояний, познавательных интересов и склонностей. Суммарное число отве- тов на пункты О. показывает с известной степенью достоверности уровень развития того или иного качества или свойства личности, особенности, до- минирующих психических состояний и т. п. Результаты О. могут быть уточне- ны данными наблюдения, бесед, психолого-педагогическим экспериментом.
ОПЫТ СУБЪЕКТНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ– системное психиче- ское образование, сформировавшееся непосредственно в процессе дея- тельности как результат собственных усилий и проявляемой активности
субъекта, призванное обеспечить устойчивое воспроизводство основных качественных характеристик этой деятельности за счет актуализации функционально сложившихся и устоявшихся компонентов индивидуаль- ного психического ресурса.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ– осуществляемый в разных формах самоконтроль субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. Ответственность профессиональная военнослужащего определяется совокуп- ностью черт его личности, характеризующих отношение к профессиональной деятельности, коллективу, к самому себе с точки зрения обязательности и каче- ства соблюдения принятых норм. Ответственность проявляется в способности военнослужащего принимать обоснованные решения в сфере своей профес- сиональной деятельности, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации, а также в готовности отвечать за их результаты и последствия.
ОТЗЫВЧИВОСТЬ– чуткое отношение к окружающим и близким, про- является в умении быстро и правильно определить настроение, психиче- ское состояние другого человека, прийти ему на помощь в трудную мину- ту. О. предполагает способность к сопереживанию, внутреннюю готовность к сочувствию и активной помощи другим людям.
ОТНОШЕНИЯ– термин, введенный Аристотелем для обозначения опре- деленного способа бытия и познания. В О. находит проявление взаимос- вязь предметов, явлений. Выделяют пространственные О., временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, существен- ные. О. целого и части, единичного, особенного и общего, О. в процессе учебной деятельности, семейные О. и др. Человек вступает в О. с создан- ными им вещами, объективным миром и с другими людьми. О. характери- зует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объ- екты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоот- ношений человека влияет на формирование его личностного самоотноше- ния к себе. Концепция О. человека была выдвинута А. Ф. Лазурским и по- лучила дальнейшее развитие в работах В. Н. Мясищева, который подчер- кивал, что психология О. вырастает из реального взаимодействия людей, из педагогической, медицинской и производственной практики.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ– субъективно переживаемые вза- имосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и спо- собах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе общения и совместной деятельности.
ОТРАЖЕНИЕ– всеобщее свойство материи, заключающееся в способ- ности одних объектов воспроизводить с различной степенью точности те
или иные категориальные моменты, качества и отношения других объек- тов. О. концептуальное понятие теории отражения, которая рассматри- вала О. как свойство, присущее всей материи, родственное с ощущением, но не тождественное с ним. Теория О. пытается объяснить, как из мате- рии неощущающей возникла материя ощущающая, как возникли психика и сознание, являющиеся свойствами высокоорганизованной материи. Широко использовалось понятие О. в марксистской психологии: созна- ние, психические процессы рассматривались как форма О. объективной реальности. Хотя при этом упоминалось, что О. – это субъективный об- раз объективных вещей, но достаточно полного анализа субъектности психики человека не проводилось.
ОТРЕАГИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ– завершение эмоциональ- ных переживаний, вызванных вытесненными из сознания психотравми- рующими факторами, конфликтами и другими причинами, связанными с психологическими проблемами человека.