НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП) – это

исследование человеческого мастерства. Оно обеспечивает доступ к си- стеме знания о том, как человек осмысляет свой опыт и взаимодействует с другими.

Исследования начались в 70-е гг. XX в., когда Р. Бендлер, тогда студент- математик Калифорнийского университета, занялся изучением работы гештальттерапевта Ф. Перлза. Д. Гриндер был в то время профессором лингвистики в том же университете, и на него произвели сильное впе- чатление лингвистические паттерны, которые обнаружил и смог воспро- извести Бендлер. Вместе они стали искать и формулировать ответы на вопрос о том, каким образом выдающимся коммуникаторам в психо- терапии удается помогать их клиентам драматически изменять свою жизнь.

Так было положено начало охоте за мастерством, которая стала «фирмен- ным знаком» НЛП. Очень быстро у Бендлера и Гриндера появились по- мощники из студентов и коллег, составившие неформальную группу, не- которые из них стали полноправными соавторами в разработках НЛП. Базис НЛП сформировался в результате поиска ответов на поставленные ими вопросы. С самого начала их работа была совместной и имела прак- тическую направленность; дух сотрудничества и ориентация на практику оставались и остаются свойственными НЛП.

Для многих областей знаний и практики характерно стремление понять мастерство на основе специалистов рассказа о своей практике; на чем ба- зируется их работа; чем и как, по их мнению, объясняются результаты их достижений. Но в большей или меньшей степени это зависит от их инди- видуального опыта и профессиональной подготовки – и неважно, врачи они или игроки в гольф, – их ответы раскрывают нам скорее убеждения и теории, чем их реальную практику.

Разработчики НЛП задались вопросами иного рода. Их интересовало, что на самом деле происходит в работе мастера, тогда, когда терапия на са- мом деле «работает», и клиент преодолевает свои проблемы, как внешне, на уровне наблюдаемого поведения, так и внутренне, на уровне мыслей и чувств клиента. Они стремились получить результаты, а не просто тео- ретизировать, хотели знать, что на самом деле оказывает влияние. Ибо, чем больше наблюдений они проводили и чем больше вопросов задавали,

тем глубже начинали понимать, что на самом деле происходит, и тем бо- лее очевидным становилось, что мастерство (в данном случае, терапевти- ческая эффективность) имеет четкие структуры. По мере выявления этих структур, они начинали обучать им. Во многих ранних работах, опублико- ванных в 1970 и 1980-е гг., чувствуются живость и энтузиазм этой пио- нерской фазы.

Но НЛП – это нечто большее, чем конкретные техники: это также систе- ма знаний и определенный взгляд на вещи, то есть установка. НЛП осно- вано на реальном поведении и мышлении людей, а не на теориях.

НЛП – отнюдь не профессиональный «мундир», который вы надеваете во время работы; это стиль видения и поведения, находящий реальное вы- ражение в мышлении и действии, как раз потому, что он порожден мыш- лением и действием. Именно это делает его таким легким в использова- нии.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ– отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиоло- гии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на ма- териале локальных поражений головного мозга.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ– направление в нейропси- хологии, главная задача которого состоит в изучении нейропсихологи- ческих синдромов, возникающих при поражении того или иного участ- ка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболе- вания.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ– направление в ней- ропсихологии, в задачи которого входит экспериментальное (в том числе аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процес- сов при локальных поражениях мозга.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИМПТОМ– нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей), возникающее вследствие ло- кального поражения головного мозга.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ– закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или наруше- нием) определенного фактора (или нескольких факторов).

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР– физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появле- нию нейропсихологического синдрома.




НЕНАВИСТЬ– чувство или психическое состояние личности, группы, которое выражает крайний гнев, отвращение к кому-либо или чему-либо. Н. в определенных случаях надо считать оправданной: к поработителям, убийцам и т. д. Человеконенавистничество связано с крайним эгоизмом, себялюбием, непризнанием каких-либо очевидных заслуг или достиже- ний других людей.

Н. проявляется в желании зла другому, в отказе помочь ненавистному лицу, противодействии всем его стараниям. Н. к злу предполагает любовь к добру.

НЕОБИХЕВИОРИЗМ– направление в психологии, пришедшее на сме- ну бихевиоризма в 30-е годы XX в. и характеризующееся признанием ак- тивной роли психических состояний в управлении поведением. Н. пред- ставлен в учениях американских психологов Э. Толмена, К. Халла, Б. Скиннера.

НЕОФРЕЙДИЗМ– направление в психологии, представители которого, сохраняя положения психоанализа (см. Психоанализ) о решающей роли бессознательного в поведении людей, подвергли пересмотру пансексуа- лизм 3. Фрейда, его представления об организации психической жизни человека.

В. Райх (1897–1957) центральное место в детерминации человеческого поведения отводил «оргонной энергии» (своего рода вселенская энергия любви). Если эта энергия блокируется запретами и сдерживанием, то это вызывает агрессию. Содержание энергии проявляется и телесно – в виде

«мышечных панцирей», скованности, зажатости. Воздействуя на тело (мышечные упражнения, дыхание, массаж), можно высвободить энергию и облегчить душевное страдание. В. Райх выступал за естественную реа- лизацию оргонной энергии, что должно исключить проституцию, половые извращения и т. п.

Другие крупные представители неофрейдизма не придавали первостепен- ного значения сексуальности, обсуждали ценностные аспекты становле- ния личности, влияние на становление взаимоотношений и социального окружения.

Карен Хорни (1885–1952), создательница теории «культурно- философской психопатологии», причины неврозов усматривала в трево- ге, возникающей у ребенка при столкновении с окружающим его миром, при недостатке любви и внимания со стороны взрослых. Невротик, по Хор- ни, отказывается от своего Я в пользу иррационального идеального Я, по- зволяющего ему чувствовать себя в псевдобезопасности.

Эрик Эриксон (1902–1994), крупнейший специалист в области воз- растного развития, главную роль в деформировании личности отвел че- ловеческому Я, которое не просто служит «Оно» (как утверждал Фрейд),

но отвечает за главное – психическое здоровье личности, ее «идентич- ность», чувство самотождественности, собственной истинности, полно- ценности.

Г. Салливен (1892–1949) – создатель теории межличностной психиа- трии, в центр внимания поставил отношения человека с социумом и их влияние на развитие личности. Межличностные отношения, считал он, всегда представлены в человеке, и уже первое вхождение ребенка в мир есть вхождение его в более широкую сферу, чем просто отношение с матерью. Уже в том, как мать берет ребенка на руки, проявляются те отношения, в которые она вступала на протяжении своей жизни.

Эрих Фромм (1900–1980) главную проблему видел в обретении лично- стью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить, нивелировать человеческую лич- ность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свободы» (одна из книг Фромма называется «Бегство от свободы»), становясь конформистом или авторитаристом, полагая, однако, что это и есть свобода. Тем самым человек лишает себя настоящей полноценной жизни, подменяя истинные ценности мнимыми, из которых главной оказывается ценность обладания чем-либо (другая книга Фромма – «Иметь или быть»). Концепция Фром- ма называется «Гуманистический психоанализ», в ней сохраняется поло- жение о детерминации поведения человека бессознательными побужде- ниями. Н. строится в основном на идеях 3. Фрейда, но все же это учение, далеко уйдя от фрейдизма, сумело добиться авторитетного самостоятель- ного развития.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА– совокупность нервных образований в организме человека и животных с помощью которых осуществляется восприятие внешних и внутренних стимулов, обработка возникающих при этом им- пульсов возбуждения, формирование ответных реакций. Основными свойствами нервной системы являются сила, подвижность, активирован- ность, лабильность, подвижность.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ– состояние психиче- ской деятельности, характеризуемое склонностью к срыву ее оптимально- го функционирования и адекватного реагирования человека в условиях эмоционального напряжения вследствие слабости адаптационных и ком- пенсаторных механизмов организма.

НЕСМЕРТОНОСНОЕ ОРУЖИЕ(оружие несмертельного действия) – условное наименование разрабатываемых принципиально новых видов оружия, поражающее действие которых направлено не на уничтожение живой силы, военной техники и снаряжения, а на выведение их из строя, нарушение функционирования и в конечном итоге на лишение противни-

ка способности к наступлению или сопротивлению. Например, не убивая людей, они могут нарушать работу средств связи, компьютеров, аппара- туры наведения и управления. В военной печати имеются также сообще- ния об «ингибиторах сгорания», которые могут останавливать двигатели, о химикатах, разрушающих шины автотехники, о сверхвязких полимерах, выводящих из строя полосы аэродромов, о микробах, «поедающих» ме- талл боевой техники, о лазерах, ослепляющих оптические прицелы и т. д. Кроме того, разрабатываются несмертоносные устройства, воздействую- щие на нервную систему и психическую деятельность военнослужащих. К ним относят ослепляющие лазеры, усыпляющие химические средства, голографические проекции на облака, вводящие противника в заблужде- ние, термические и импульсные пушки и др. Предложена классификация Н.о., включающая его виды: информационно-психологическое, психо- тропное, технопсихологическое, соматопсихологическое, психо- тронное и виртуальное оружие.

Специалисты считают, что создание Н. о. может повлечь переход от эры истребительных войн к войнам эры информатики, в которых главный упор будет делаться на то, чтобы вывести из строя противника, не обязательно уничтожая его. Прогнозируется, что Н. о. станет в недалеком будущем важным дополнением традиционных средств ведения войны.

НИГИЛИЗМ(лат. ничто) – полное отрицание всего общепризнанного, непризнание любых авторитетов и традиционных ценностей. Н. лишь от- части связан с положительными идеалами и решениями: осуждением стя- жательства, приспособленчества и потребительства. Нигилистическое отношение к традиционным и официальным ценностям и Н. как мировоз- зренческая установка обычно предшествуют переломным эпохам и сопро- вождают их. Носителем Н. по преимуществу является молодежь с ее склонностью к максимализму.

Н. религиозный – это своего рода бунт против религии с позиций эгои- стического индивида. Н. религиозный на уровне обыденного сознания вы- ражается в бездуховности, сугубо прагматическом отношении к жизни. Черты Н. религиозного обнаруживаются в сочинениях М. Штирнера и Ф. Ницше: противопоставление «сильной личности», стоящей «по ту сторону добра и зла», «серой массе», открыто антигуманная позиция.

НОРМА– а) оптимальное состояние объекта, более всего соответствую- щее определенным условиям и задачам функционирования; б) исходное начало для сравнения (оценки) данных; в) отсутствие отклонений; г) нор- ма как описательная характеристика положительных свойств объекта.

НОРМА ПСИХИЧЕСКАЯ– а) принятые в данном обществе на конкрет- ном этапе его исторического развития определенные требования к раз-

личным параметрам проявлений психической активности человека (в этом смысле норма есть соответствие эталону, оптимальному и в некотором смысле идеальному образцу); б) оптимальный уровень психического функционирования, дающий возможность полноценной деятельности че- ловека не только в повседневных, но и в экстремальных (трудных, особых) природных и социальных условиях.

НОРМА РАЗВИТИЯ ВОЗРАСТНАЯ– средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе. Однако уровень и количество вариаций вокруг нее весьма значительны.

НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ– предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных со- циальных ролей.

НОРМА СТАТИСТИЧЕСКАЯ– средний уровень развития изучаемого свойства у большой совокупности людей; это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства.

НОРМАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОИНА– определенный уро- вень социальной, нравственно-правовой образованности военнослужа- щего, позволяющий ему уверенно ориентироваться в нормативно регули- руемых ситуациях, а также спонтанно (непринужденно) и экономно осуществлять операции саморегулирования.

НОРМЫ ГРУППОВЫЕ– совокупность правил и требований, выра- батываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуля- ции поведения, общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы.

НОРМЫ ТЕСТОВЫЕ– количественные (статистические) и качествен- ные (социокультурные) критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологиче- ских свойств, которые являются объектами измерения.

О

ОБМАН– создание неправильных представлений о чем-нибудь или ком-нибудь, введение в заблуждение, нарушение обещания. О. осу- ществляется или словами или действиями, но может одновременно и тем и другим. О. основан на неполноте информации, сообщаемой вводи-

мому в заблуждение человеку. Он родственен лжи – сознательному стремлению субъекта исказить истину (см. Ложь).

ОБОБЩЕНИЕ– мысленное соединение сходных признаков нескольких предметов в одном понятии об этих предметах. Например, буквы и цифры обобщаются в понятие «знак». Обобщаются те сходные признаки отдель- ных предметов, которые выделяются в процессе их анализа, сравнения и абстрагирования.

О. – это и переход от более частного понятия к более общему, от мысли об общем к мыслям о более общем. О. происходит при помощи слов. Вся- кое слово относится не к единичному объекту или явлению, а к их множе- ству. Выделяют эмпирическое и теоретическое О. Функция эмпиричности О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. Функция теоретического О. состоит в восхождении от абстрактного к кон- кретному, в выделении существенных внутренних связей объекта, опреде- ляющих этот объект как целостную систему.

ОБРАЗ– общепсихологическое понятие. Используется для обозначения особой формы результатов целостного отражения в психике человека дей- ствительности. Различают сенсорно-перцептивные и мыслительные О. В них одновременно представлены пространство, движение, цвет, фор- ма предметов, явлений, временная последовательность событий. В рабо- тах А. Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об О. мира как многомер- ном психологическом образовании.

Когнитивная психология изучает соотношение О., возникающего в резуль- тате актуального восприятия с предъявлениями тех же самых предметов или объектов. На формирование и функционирование образов оказывает влияние индивидуальный сенсорно-перцептивный и умственный опыт че- ловека, черты характера, знания, мотивы и цели деятельности. Способность воспроизводить и создавать О. широко используется в психотерапии.

ОБРАЗОВАНИЕ– процесс и результат усвоения определенной суммы знаний, навыков, умений. Существенным условием успеха О. является самообразование. Психология О. и самообразования изучает проблемы оптимизации их содержания, средств и методов в интересах эффективного формирования личности, подготовки ее к профессиональному труду, а так- же психологические условия успешного обучения и воспитания с учетом профиля учебного заведения. В современных условиях О. совершенству- ется в соответствии с принципами гуманизации, демократизации, вариа- тивности, непрерывности, региональности и др.

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЕ– способ формирования услов- ного рефлекса, при котором первоначально индифферентный раздражи-

тель, сближаясь по времени с действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, становится сигнальным и вызывает нужную реак- цию. При этом роль подкрепления играет безусловный раздражитель, всегда предшествующий реакции. Основы классического обусловливания были созданы в начале века русским физиологом И. П. Павловым.

О. к. является одним из психологических механизмов формирования пси- хогенных расстройств у военнослужащих в боевой обстановке, а также одним из основных психологических средств поведенческой психотерапии различных психических расстройств, в первую очередь фобий.

Цели и способы О. трансформируются: от простой передачи знаний и уме- ний к обеспечению понимания, целостной картины мира и глобальных за- конов развития цивилизации, к овладению обобщенными способами уче- ния и самообучения, методами творческого мышления и анализа нестандартных ситуаций, преобразования действительности; от усвоения обучающимся жестких социальных норм и стандартов к учету требований социума при формировании способности человека к самореализации и раскрытию своей уникальности, к усилению активности субъектов об- разовательного процесса (обучающихся, педагогов, общества, семьи). Плюрализм целей О. предполагает создание образовательных учрежде- ний нового типа.

Различают общее и специальное О. Общее О. (начальное и среднее) воо- ружает знаниями, умениями, навыками, необходимыми каждому человеку в трудовой деятельности, повседневной жизни (см. Общее образование). Специальное О. вооружает знаниями, навыками, умениями, необходимы- ми для работника определенной области труда. В единстве общее О. и спе- циальное О. играют большую роль в развитии личности, подготовке ее к жизни.

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ОПЕРАНТНОЕ– термин, введенный американским психологом Б. Ф. Скиннером для обозначения такого пути образования условных связей между стимулом и реакцией, при котором сначала произ- водится нужное действие, а лишь затем дается подкрепление, фиксирую- щее это действие в виде привычки, поведенческой схемы. О. о. является действенным средством воспитания военнослужащих, формирования у них смелости, решительности, ответственности и других личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения воинской деятельности.

ОБУЧАЕМОСТЬ– индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Раз- личают общую О. как способность усвоения любого материала и специ- альную О. как способность усвоения отдельных видов материала (различ- ных наук, искусства, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая – специальной одаренности индивида.

В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов (воспри- ятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно- волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности (уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений и овладение материалом до степени активного применения).

Наиболее значительными психологическими условиями формирования обучаемости являются: а) управление познавательными процессами (вос- приятие, внимание, память и т. д.); б) речевые качества человека, способ- ности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической); в) поддержание познавательных интере- сов; г) овладение приемами самообучения. Максимальный уровень раз- вития О. определяется возможностями самостоятельного познания.

ОБУЧЕНИЕ– процесс целенаправленной передачи общественно- исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навы- ков. О., согласно А. Дистервегу, включает:

1) человека, подлежащего обучению, ученика – субъекта;

2) предмет учения и обучения – учебный предмет – объект;

3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т. д.;

4) обучающего учителя.

Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной психологии, патопсихологии, психологии труда.

Подход к проблеме О. во многом определяется базовыми общепсихологи- ческими позициями. Например, в трудах Л. С. Выготского О. и развитие не отождествляются, но при этом подчеркивается ведущая роль О., соз- дающего учащемуся «зону ближайшего развития», способствующую вы- работке средств и способов ориентации в действительности. Психологи- чески проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и за- дачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими.

Наши рекомендации