Личностный смысл профессиональной деятельности
ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО– интегрированное смысловое образование, отражающее действительное субъективное отношение военнослужащего к целям, мотивам, способам и приемам его профессиональной деятель- ности и проявляющееся в виде осознанного или неосознанного эмоцио- нального переживания.
ЛИЧНОСТНЫЙ СТАТУС– положение личности в неофициальной струк- туре взаимоотношений. Он свидетельствует о ценности личности в рамках одной группы. Престиж – одна из характеристик статуса, своеобразная мера признания группой заслуг личности. Между интеллектом и личност- ным статусом, по данным исследования Р. Стогдилла, существует неболь- шая позитивная связь. Однако И. П. Волков получил отрицательные кор- реляции между показателями интеллекта студентов и их психологическим статусом в учебной группе. Л. с. студента зависит от его учебной актив- ности, мотивов поведения, успеваемости, отношения к другим студентам
и преподавателям. Как правило, студенты с высокой успеваемостью за- нимают ведущее положение в системе межличностных отношений. Но даже отличники попадают в число «отверженных», если они противо- стоят учебной группе.
Историко-эволюционный подход к изучению личности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов и др.) ориентирует на осве- щение вопросов о соотношении биологического и социального в лично- сти, механизмов регуляции ее социального поведения, творчества, инди- видуальности, характера, способностей и т. д. Этот подход, подчеркивая детерминированность психического развития условиями жизни и воспи- танием, не отрицает особой логики этого развития, наличия в нем опреде- ленного самодвижения.
Термин Л. в том значении, как его используют немецкие психологи, от- ражает ядро, неповторимую глубинную природу человеческого существа. Подчеркивается устойчивость Л., ее автономность от изменяющихся со- циальных ситуаций, общества в целом. В этом значении термин Л. упо- требляется психоаналитиками (3. Фрейд, К. Юнг), представителями гу- манистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт), а также создателем теории неповторимой индивидуальной личности Г. Мюрреем. Карл Род- жерс считал главным условием личностного роста познание человеком своего «Я» (см. Я). В «Я» имеется «Я – концепция», т. е. представление индивида о самом себе (реальное «Я»). Наряду с этим существует «иде- альное Я» – система ценностей и свойств, которые личность хотела бы иметь. От взаимоотношений «Я – концепции» и «идеального Я» зависит глубинная структура личности: доверие или недоверие к самому себе, по- зитивные или негативные переживания реального опыта. Для личностно- го роста необходима достаточная согласованность «Я – концепции» и опыта, с одной стороны, «Я – идеального» и «Я – реального» – с дру- гой. Все стороны «Я» должны составлять единую систему. Согласно Г. Ол- порту, структура личности представляет собой иерархическую упорядо- ченность ее черт. Одна черта не может детерминировать все поведенче- ские акты. Врожденные диспозиции, по Олпорту, являются ведущими.
В изучении личности известное место занимает диспозиционное направ- ление. В его основе лежат две основные идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагиро- вать определенным образом в различных ситуациях (т. е. черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, события и жизненного опыта. В самом деле суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принад- лежат им и неотъемлемы от них.
Вторая основная идея диспозиционального направления основывается на том факте, что нет 2-х людей, в точности похожих друг на друга.
Г. Олпорт, наиболее влиятельный приверженец диспозиционального на- правления, полагал, что каждая личность уникальна, и что ее уникаль- ность наилучшим образом может быть понята через определение конкрет- ных черт личности.
Большое внимание он уделял и тому, каким образом на поведение челове- ка влияют когнитивные и мотивационные процессы. Эта теория представ- ляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к из- учению человеческого поведения.
Наиболее утвердившейся основой типологии личности является дихото- мия – интроверсия – экстраверсия (см. Интроверсия. Экстраверсия). Однако было бы упрощением понимать ее просто как существование двух категорий людей. Личность одновременно и продукт, и процесс развития. Свобода Л. порождает ответственность и тем самым ограничивает себя.
ЛИЧНОСТЬ– это человек как общественное и природное существо, на- деленное сознанием, речью, творческими возможностями.
В психологии понятие Л. используется в двух основных значениях: 1. Лю- бой человек, обладающий сознанием. 2. Л. – это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а лично- стью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).
Сущность Л. характеризуется, во-первых, тем, что она является объектом и субъектом общественно-исторического процесса, во-вторых – субъек- том познания, общения и деятельности.
Анализ разных подходов к оценке Л. показывает, что субъективность – важнейшее свойство психики. Оно характеризует активность, самостоя- тельность субъекта, преобразующую функцию психики по отношению к внешнему миру и самому себе. Разные формы активности могут быть использованы для построения теоретической модели Л. как системы. Л. можно представить как систему в виде пяти форм активности: пережива- ние, деятельность, поведение, общение, самоуправление.
ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ– совокупность качеств и свойств, необ- ходимых для успешной руководящей деятельности. Руководящая деятельность своеобразна по своим целям и задачам, мотивам, способам, условиям, трудностям, результатам. Руководителю необходимы организа- торские способности, умение верно определять цель действий и способы выполнения стоящих задач, настойчивость и решительность. Каждому руководителю нужен глубокий, быстрый и гибкий ум, хорошая память на лица, внимательность к людям, толковость, сообразительность и распорядительность, общительность, умение вдохновлять людей, само- обладание, инициативность, настойчивость, выдержка, смелость, муже- ство, дисциплинированность. В деятельности руководителя важна роль
познавательных процессов, особенно речи и мышления. Речь руководи- теля проявляется в устных и письменных распоряжениях, требованиях, указаниях. Она характеризуется ясностью, определенностью, кратко- стью, категоричностью, логичностью. Условием силы ее психологическо- го воздействия является учет особенностей, опыта, настроений, устано- вок людей. Важны самообладание, выдержка руководителя, недопустимы раздражение, неуверенность, грубость.
Мышление руководителя должно отличаться целеустремленностью, гиб- костью, глубиной, смелостью, прогностичностью. Руководителю необхо- димо программировать свою и общую деятельность, подвергать всесто- роннему, глубокому и объективному анализу процесс труда, различные и порой противоречивые данные, определять и предвидеть ход событий. Напряженная обстановка, недостаток времени могут толкать руководите- ля на путь принятия поспешных решений, не учитывающих все обстоя- тельства и возможные способы действий. Поэтому четкое мышление ру- ководителя неотделимо от проявлений его воли, самостоятельности, организованности, выдержки, мужества. Это важно учитывать в психоло- гической подготовке студентов к управленческой деятельности. Авторитет Л. р. повышается тогда, когда он показывает пример общей и профессиональной культуры, требовательности к себе, самокритичного отношения к результатам своей работы, правильно, объективно оценивает способности и заслуги других, их труд, когда его отличает скромность и об- щительность, чуткое, внимательное отношение к нуждам и запросам своих работников. Только на этой основе руководитель будет готов к сознательно- му выбору средств, приемов и методов деятельности, позволяющих при наи- меньшей затрате сил и средств дать наиболее эффективные результаты. Люди ценят руководителя как обаятельного человека, тонкого психолога, способного с профессиональной компетентностью решать поставленные задачи. Раскрытию особенностей Л. р., стилю его работы большое внима- ние уделялось в социологии, этике, психологии.
ЛИЧНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ(от лат. действитель- ный, настоящий) – тип личности по классификации А. Маслоу, для кото- рой характерно непрерывное стремление к возможно более полному вы- явлению и развитию своих личностных возможностей. Л. с. свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязан- ностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независи- мость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, спо- собные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.
ЛОВКОСТЬ– способность военнослужащего двигательно выйти из лю- бого положения, т. е. способность справиться с любой возникшей двига- тельной задачей.
ЛОГОТЕРАПИЯ(лечение смыслом) – направление в психологии и меди- цине, разработанное австрийским ученым Виктором Франклом (1905- 1997). В книге В. Франкла «Поиск смысла жизни и логотерапия» дается меткая критика слабых сторон психоанализа, гуманистической психоло- гии и других психоаналитических концепций личности.
Франкл учился у Фрейда и Адлера. Три года в период Второй мировой войны провел в лагерях смерти Освенциме и Дахау. Здесь он укрепился в мысли, что не от условий, а от самого человека зависит, как он будет себя вести.
Л. отличается от психоанализа и индивидуальной психологии А. Адлера в трактовке базисных мотивов человеческого поведения. Согласно Л. борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. В. Франкл говорит о «стремлении к смыслу жизни» в противовес принци- пу «удовольствия» (З. Фрейд), а также в противовес «стремлению к вла- сти», выделяемому адлеровской психологией.
По Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл (Логос) своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого существа. Но смысл нельзя найти внутри себя – в своем теле и в душе, а только обращаясь к окружающему миру.
В центре Л. – понятие духовной личности, которую человек должен по кирпичикам выстраивать всю жизнь. Человеческие поступки Франкл делит на три типа: созидающие духовную личность, разрушающие ее или безразличные. Человек всегда несет ответственность за свои поступ- ки, и уход от ответственности также является поступком, за который при- дется расплачиваться. Франкл дал смысловое описание человеческой жизни, ее трех важнейших составляющих – духовности, свободы и ответ- ственности. Человек, говорит Франкл, всегда свободен в выборе своих поступков, в принятии решения. Но только выбор созидающего поступка есть акт реализации смысла жизни. Созидающие поступки направлены на создание ценностей творчества, ценностей переживания, ценностей отношения. Если человек способен творить, он непременно должен тво- рить и раскрываться в творчестве, даря при этом радость другим. Ко вто- рым относятся сопереживательные ценности – человек благодаря им ду- ховно обогащается. Любовь также относится к ценностям переживания. Если человек не способен творить и сопереживать, он не может сформи- ровать свою позицию по отношению к чему-либо. От выбора позиции за- висит осмысленность его жизни. Человек должен стремиться к реализа- ции всех трех типов ценностей. Для каждого эти ценности свои, они конкретны и неповторимы, как конкретна и неповторима человеческая личность. Поэтому человек в поисках смысла жизни должен найти свою область, в которой он реализует себя и построит свою личность. Этот по- иск связан с постоянным напряжением, необходимостью заставлять себя проявлять активность, думать, искать, работать. Стремление к удоволь-
ствию как таковому ведет к поступкам, разрушающим духовную личность. Эти положения В. Франкла являются противовесом утверждениям 3. Фрейда об избегании напряжения ради сохранения равновесия, об основ- ном побуждении человеческой деятельности – стремлении к удоволь- ствию или к устранению неудовольствия. Если у человека возникает со- стояние бессмысленной жизни, Франкл рекомендует ему понять и почувствовать уникальность и неповторимость собственной личности. Найдя самоценность себя, окружающих и мира, человек обретет уверен- ность в себе, в своей полноценности, нужности, т. е. смысл существова- ния. Франкл осуждает самоубийство – поступок, разрушающий духовную личность. Это уход от ответственности перед совестью, перед Богом за ре- ализацию смысла своей жизни. Самоубийство – это признание своей се- рости, никчемности, неспособности возвыситься над обстоятельствами или другими поступками.
Мировосприятие, пропагандируемое В. Франклом, он назвал трагическим оптимизмом. Оптимизм – потому, что это вера в возможности человека, в лучшее в нем. Трагический – потому, что очень часто зло в человеке ока- зывается сильнее или даже предпочтительнее для него. «Когда мы подавля- ем в себе ангела, – писал В. Франкл, – он превращается в дьявола. Смысл надо не просто понять, за него надо бороться, и борьба эта тяжелая». Основной тезис учения о стремлении к смыслу: человек стремится обре- сти смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление оста- ется нереализованным. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.
У каждого времени есть и свои неврозы, и каждому времени требуется своя психотерапия. Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена 3. Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных.
ЛОЖЬ– сознательное утверждение человеком неправды или возраже- ние тому, что соответствует действительности. Способами обмана могут быть: высказывания (устные и письменные), мимика, жесты, молчание, действия, отсутствие действий и др. Л. может быть прямой противопо- ложностью правде (не черное, а белое) или являть собой частичное от- ступление от нее (преувеличение трудностей, приукрашивание своих за- слуг, неискренние комплименты, подчеркнутое выполнение правил этикета и т. д.).
Причиной Л. чаще всего бывает страх перед неприятностями разного рода (осуждение близких, унижение, неудача) или же стремление оправдаться, получить новую социальную роль.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ– термин американского психолога Д. Роттера (1966) для обозначения способов (стратегий), посредством которых люди
приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за резуль- таты своей и чужой деятельности. Предполагается, что у разных людей есть склонность (предпочтение) к определенному типу приписывания причинности и ответственности. Иначе говоря, люди могут сильно отли- чаться тем, какие атрибуции они дают своим и (или) чужим успехам и не- удачам.
Выделяют два полярных способа приписывания причинности и ответ- ственности (Л. к.). В одном случае причинность и ответственность припи- сывается самой действующей личности (ее усилиям, способностям, жела- ниям) – эта стратегия называется интернальной (интернальный Л. к., субъективный Л. к.), в другом случае ответственность возлагается на фак- торы, не зависящие от личности – внешние обстоятельства, случайность, везение, мистический фактор судьбы, фатальные действия наследствен- ности и т. д.; второй способ называется экстернальный Л. к.
По степени склонности к этим двум Л. к. людей классифицируют на ин- терналов и экстерналов.
В отечественной литературе термин Л. к. часто заменяется на «локус субъективного контроля», а модифицированный опросник Роттера име- нуется «Опросник уровня субъективного контроля».
ЛЮБОВЬ– чувство, выражающее эмоционально-ценностное отноше- ние к тому или иному объекту (человек, Родина, семья, город, истина, че- ловечество, религия и т. д.). Бескорыстная Л. возвышает личность, делает ее способной на самоотверженные поступки ради своего объекта. Л. мо- жет иметь разную длительность, устойчивость, силу и т. д. Как отношение между людьми Л. основывается на открытии максимальной ценности кон- кретного человека (с первого взгляда или путем длительной «кристалли- зации»). В христианстве Л. рассматривается как божественный завет, принцип, превосходящий все остальные: «люби и того, кого трудно лю- бить». Потребность любить и быть любимым взаимодействует с потреб- ностью в самоутверждении, с характером, темпераментом, самосознани- ем, опытом и другими свойствами личности. На внутренних и внешних проявлениях Л. сказываются возраст, образование, национальная при- надлежность.
Л. между людьми влияет на их самочувствие и способствует развитию их интеллекта. Эрик Берн описал следующий факт. Некоторое число ум- ственно отсталых детей соединили в виде опыта с приемными матерями
– девушками из ближайшего дома молодых правонарушителей. Каждый из детей таким образом обрел материнскую любовь и заботу, которой он был лишен в своей прежней жизни. Под этим эмоциональным воздей- ствием у детей повысился уровень интеллекта. Вместе с тем повысился уровень интеллекта и у «матерей», поскольку у них тоже заполнился про- бел в эмоциональной жизни: у каждой теперь был ребенок, которого мож-
но было любить. Возможность любить и быть любимым благотворно по- действовала на самочувствие и интеллект обеих сторон.
Высокое чувство взаимной Л. женщины и мужчины – условие и предпо- сылка прочного брака, гармонии семейных отношений. Ислам разрешает мужчине обладать несколькими женами. Однако эмоциональному и сек- суальному удовлетворению гораздо больше подходит моногамия, так как она требует от обоих супругов доказательств их способности любить. Настоящая любовь включает и творчество, и дружбу, и уважение, и до- броту, и верность.
Чувство любви, имеющее глубоко интимный характер, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности сопровожда- ется ситуативно возникающими и изменчивыми эмоциями нежности, вос- хищения, ревности, тоски, уныния, приподнятым или подавленным на- строением, иногда аффектами ликования или горя.
Л. Н. Толстой выделял «любовь деятельную» и «любовь красивую». Пер- вая заключается в стремлении удовлетворить все нужды, все желания, прихоти, даже пороки любимого существа. Вторая заключается в любви красоты самого чувства и его выражения. В первом случае проявляется эмоционально-ценностное отношение к личности, во втором – к пережи- ваниям, которые она вызывает.
Л. как интенсивное и устойчивое чувство может выражаться в стремле- нии быть с максимальной полнотой представленным своими личностно значимыми чувствами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности и устойчивости.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ– интеллектуально-психологическая черта личности, ее духовная потребность, проявляющаяся в стремлении к по- знанию окружающего мира.
Подобно потребности в труде, игре, общении, людям также свойственна потребность в знаниях, в оптимальной ориентации в природном и соци- альном окружении. Л. является важным фактором успеха учебной дея- тельности школьников и студентов, их самообразования и самовоспита- ния. Без стремления к знаниям не было бы поиска истины и открытий в различных областях науки и практики. Л. не является врожденным свой- ством, она приобретается и развивается у человека в процессе его теоре- тической и практической деятельности.
М
МАЙЕВТИКА– прием коррекционного воздействия, заключающийся в подведении клиента к пониманию закономерностей проявления тех
или иных психологических феноменов, формулированию выводов путем системы удачно поставленных проблемных вопросов.
МАЛОДУШИЕ– морально-психологическое свойство и поведение, про- являемые в неспособности человека отстоять и провести в жизнь свои стремления, взгляды и убеждения. Внутренними причинами его являют- ся: слабость воли, боязнь навлечь на себя неблагоприятные последствия, неуверенность в своих силах. М. формируется под воздействием автори- тарного воспитания, бесправия, попустительства злу, безнаказанности за преступления, при обращении принципиальности и честности против самого человека. М. может привести к конформизму, заискиванию, лице- мерию, угодничеству. Оно не подлежит оправданию. Долг и ответствен- ность человека – самосовершенствование, осуществление добра и борь- ба со злом.
МАНИПУЛЯЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ– вид психологического воз- действия, используемый для одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий; предполагает определенный уровень сноровки и мастерства при его проведении. Стремление манипулятора к достижению односторон- него выигрыша отличает М. п. от внешне схожих с ней приемов косвенно- го воздействия, характерных для психотерапии или воспитания. Скрытым характером воздействия М. п. отличается от иных видов психологического вторжения – принуждения и унижения. Как правило, скрытию подверга- ются не только цели, интересы или намерения манипулятора, но также и сам факт преследования им иных, кроме декларируемых, целей. М. п. возникает тогда, когда манипулятор придумывает за адресата цели, кото- рым тот должен следовать, и стремится внедрить их в его психику. Американский социальный психолог Р. Чалдини выделяет множество ти- пов ситуаций манипуляций: например, просьба о помощи, услуге; влия- ние продавца и рекламы на покупателя; политическая пропаганда; вос- питание детей и т. д. Он же представил список лиц, для которых манипуляция представляет собой «средства производства»: например, сборщики средств различных фондов; уличные продавцы, бизнесмены, торговые агенты, вербовщики; работники рекламы, пиарщики (от «па- блик рилейшиз»), имиджмейкеры; уличные попрошайки и др.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ(от лат. край, граница) – пограничность, перифе- рийность или промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, культурным, религиозным и др.). Главный принцип М. – разрыв духовных, экономических и личностных связей. При вхождении человека в новую социальную общность связи и отноше- ния с людьми устанавливаются медленно, психологически человек долго
остается в старом личностном качестве. Быть маргиналом – значит не иметь собственной системы ценностей, имитировать чужую, жить в двух или более мирах одновременно, не принадлежа ни к одному из них. У многих маргиналов возникает чувство потерянности, неуверенности, они начинают довольствоваться малым, считать, что в их трудностях виновны другие (инородцы, бюрократы и т. д.).
МАСКИРОВКА– совокупность приемов искусственного создания иллю- зий восприятия у военнослужащих противника. В целях маскировки применяются покраска техники и вооружения под окружающий фон, окраска местности под военные объекты и технику, нанесение деформи- рующего рисунка, деформация объектов за счет их дополнения искажаю- щими форму деталями, применение дымов, защитных экранов и др.
МАССА(соц.-психол.) – относительно стабильное и организованное со- циальное образование с довольно нечеткими границами (манифестации, демонстрации, митинги).
МАССОВАЯ ПАНИКА– состояние массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, развивающееся в процессе взаимного за- ражения и нарушающее способность рациональной оценки обстановки, волевую мобилизацию и организацию совместного противодействия. Условия возникновения М. п.: а) социально-ситуативные, связанные с обстановкой общей психической напряженности, вызывающей состоя- ние тревоги (война, природные и социальные катаклизмы); б) общепси- хологические условия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах противодействия); в) физиологические условия (усталость, го- лод, опьянение).
В боевой обстановке М. п. наиболее часто проявляется при ведении бое- вых действий в окружении, в отрыве от основных сил, при отступлении, при низком морально-психологическом состоянии личного состава. М. п. может быть искусственно инспирирована паникерами (индукторами па- ники).
МАССОВИДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ –
психические явления, возникающие в сфере общественной психологии как составной части общественного сознания, а также специфические ха- рактеристики каждой из больших социальных групп (подражание, пси- хическое заражение, слухи, мода и др.).
МАСТЕРСТВО– высший уровень развития личности, совокупности спо- собностей и обобщенного позитивного опыта, высший уровень профес-
сиональных умений в определенной деятельности, достигнутый на основе рефлексии и творческого подхода.
Понятие М. близко к категории профессионализма деятельности. Чтобы достигнуть профессионального М., необходимо обладать стартовыми воз- можностями – способностями, базовыми знаниями, на основе которых развиваются оперативные умения, технические навыки, творческие спо- собности, искусство выделять и осуществлять существенные звенья лю- бой деятельности мотивацией достижения, определенным уровнем квали- фикации. Обретение М. является этапом движения к акме – высшего уровня профессионализма личности.
МЕДИТАЦИЯ(от лат. размышление) – управляющее самовоздействие на свои психические состояния, на свои мысли и чувства. В восточных учениях М. является центральным методом самовнушения. С точки зре- ния древней индийской психологии обыденные состояния бодрствующего сознания человека могут быть разделены на три вида:
1. Вы не способны сосредоточиться: мысли мелькают и путаются в голове, и вы не можете сосредоточиться на нужном вам деле. Такое состояние не может быть названо М.
2. В вашем уме неотвязно крутится одна и та же мысль (музыкальный мо- тив, зрительный образ и т. д.) и вы никак не можете от него избавиться. Это состояние непроизвольной М.
3. Вы способны сосредоточиться на чем угодно по своей воле либо не ду- мать о том, что вам в данный момент может помешать. Это пример соб- ственно М.
В своей развитой форме М. предполагает не только способность удержи- вать сознание на какой-либо идее, объекте и т. д., но и умение оставлять сознание «пустым» от привычных мыслей. Иногда это называется оста- новкой внутреннего диалога. Наши мысли могут быть пеленой, через ко- торую мы не способны видеть реальность.
В психологии М. трактуется как вполне реальный психофизиологический процесс, вызываемый посредством самовоздействия. Имея много общего с отточенными тренировками и самогипнозом, М. обладает и специфиче- скими особенностями. Посредством М. достигается высшая степень кон- центрации внимания на определенном объекте или же, наоборот, полное рассредоточение внимания. В том и другом случаях наступает остановка процессов восприятия и мышления, происходит особого рода чувственная изоляция человека от внешнего мира.
Психологический анализ М. показывает, что ведущим моментом, при- дающим ей неповторимую особенность, является временное выклю- чение из комплекса психических процессов функции памяти. Именно это допущение позволяет объяснить происхождение тех психических явлений, которые имеют место при М. и в период ее последствий.
При М. уровень «собственных шумов» мозга становится предельно низким и, следовательно, появляется возможность наиболее полно использовать ассоциативные и интегративные процессы для решения определенных задач, формулируемых самому себе медитирующим. Не исключено, что в этом случае значительно шире вовлекается в про- цесс решения та обширная сфера, функция которой известна под на- званием интуиции.
М. – прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения. Наибольшее чис- ло свидетельств о приемах М. сохранилось на Востоке – в Индии, Китае и некоторых других странах.
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ– отрасль психологии, изучающая осо- бенности психики больного и ее влияние на здоровье и болезнь, взаимо- отношения врача и больного, пути оптимизации среды в интересах психического и физического здоровья людей, предупреждения нервно- психических расстройств.
Общая М. п. изучает основные закономерности психологии больного и врача, их общения, психологической атмосферы лечебно- профилактических учреждений, психогигиены. Частная М. п. раскрывает врачебную этику, особенности психологии больных, страдающих различ- ными заболеваниями, медико-психологический аспект трудовой, военной и судебной экспертиз.
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО– дистанция общения, субъек- тивный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Чем в более близких отношениях находятся люди, тем меньше расстояние между общающимися. Это расстояние зависит от возраста, социального статуса партнеров, их психологических особенностей и национальных стандартов поведения.
Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление на собеседника, когда сидят или стоят на расстоянии, по их мнению, соответствующем дистанции диалога. Пожилым людям необходимо для общения большее расстояние, молодежи – меньшее. Степень знакомства также определяет пространственную дистан- цию.
Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. Психически уравновешенные люди подходят ближе друг к другу, тогда как тревожные стараются держаться в отдале- нии. Заинтересованные друг в друге собеседники сокращают дистанцию общения. Межличностное пространство влияет на длительность и частоту визуальных контактов. Чем ближе находятся люди друг к другу, тем коро- че и реже их взаимные взгляды.
МЕЛАНХОЛИК(от греч. черная желчь) – субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента. Его отличает замкнутость, ма- лоинициативность, необщительность, быстрая утомляемость. М. пугает- ся новой обстановки, новых людей, смущается и теряется при установле- нии с ними контакта, нередко замыкается в одиночестве, болезненно реа- гирует на трудности жизни. Всякое сильное и неожиданное воздействие вызывает у него растерянность, выводит из равновесия. В то же время М. отличается высокой эмоциональной сензитивностью, тонко чувствует другого человека, природу, музыку, живопись. Чувства М. обычно доста- точно глубокие и устойчивые. Они не безразличны к переживаниям дру- гих людей.
Воин с выраженными чертами меланхоличного темперамента нелегко привыкает к установленному в воинской части порядку, остро переживает свои даже незначительные неудачи. Командиру необходимо постоянно за- ботиться о таком подчиненном, поддерживать у него хорошее настроение, замечать и отмечать успехи, подробнее объяснять смысл данных ему за- даний, активнее включать в жизнь коллектива.
МЕНТАЛИТЕТ– направленность и склад мышления личности, группы. Целостность, устойчивость, высокий уровень М. способствуют консоли- дации общности людей. Разрушение привычного М., трудности формиро- вания нового являются одной из причин психологических кризисов сопро- тивления социальным новациям, появления отклоняющегося поведения у представителей данной общности.
Ментальный – имеющий отношение к умственной сфере субъекта (в ши- роком смысле), имеющий отношение к особенностям организации инди- видуального умственного опыта (в узком смысле).
Термины «менталитет» и «ментальность» часто употребляются как сино- нимы, однако было бы разумным их развести.
Ментальность можно определить как универсальную способность инди- видуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлежность индивида к определенному социу- му и времени. Таким образом, свое конкретно-историческое воплощение ментальность находит во множестве менталитетов различных эпох и на- родов.
В образном виде М. можно представить строительной конструкцией, фун- дамент которой – сфера «коллективного бессознательного», а крыша – уровень самосознания индивида. Структуру М. образуют «карта мира», стиль мышления и кодекс поведения. Поле их пересечения, очевидно, и есть то, что называют парадигмой сознания.
Содержание парадигмы сознания: установки, лежащие в основе концеп- ции мироздания (т. е. определяющие отношение человека ко времени, пространству, природе, обществу и самому себе); набор фундаментальных
ценностей; априорные представления об истине; система универсальных оппозиций сознания, их модернизаций и воплощений.
МЕТАПСИХОЛОГИЯ– изучение психической жизни, при котором про- исходит абстрагирование от ее причин и нейрофизиологических основ. М. исследует общие принципы функционирования психики в трех направле- ниях: 1) динамическом, согласно которому психические процессы рассма- триваются как результат столкновения разных психических сил; 2) энер- гетическом – относительно количества и распределения энергии, привлеченной для реализации того или иного психического процесса;
3) структурном – в плане взаимосвязи между группами психических функций. М. может дать интересные и глубокие характеристики субъек- тивной стороны внутреннего мира человека.
МЕТОД– совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчинен- ных решению конкретной задачи. В отечественной психологии (К. К. Пла- тонов) выделяются следующие группы методов: организационные (срав- нительный, лонгитюдный, метод поперечных срезов), эмпирические (наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лаборатор- ный, естественный, формирующий), психодиагностические (тесты, анке- ты, опросники, интервью, беседы), анализ продуктов деятельности, био- графический метод), методы обработки данных (количественный и каче- ственный) и методы коррекции (аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия).
МЕТОД ГЕНЕТИЧЕСКИЙ– термин, имеющий особое значение в психо- логии – метод исследования истории развития личности или какого-либо психического явления; метод изучения генезиса индивидуальных психиче- ских особенностей человека, выяснения соотношения ролей генотипа и среды в их формировании. М. г. весьма эффективен при анализе разви- тия взрослого человека, используется в психогенетике при изучении роли генотипа как совокупности особенностей организма, обусловленных в своем развитии действием генетических, наследственных, врожденных факторов, а также отношения психических функций к генотипу. М. г. при- меняется в генетической психологии при исследовании происхождения и развития форм психической деятельности.
МЕТОД ГРУППОВОЙ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ– заключается в получе- нии на основе учета мнений некоторого числа экспертов, т. е. людей, хоро- шо знающих аттестуемого по совместной работе, наиболее полной оценки личности. Используется обычно в производственных условиях при про- ведении периодических аттестаций, а также при формировании резерва
на выдвижение. К экспертным оценкам прибегают в тех случаях, когда изучаемое свойство не удается измерить другими способами. Это имеет место при необходимости оценить качественно не ярко выраженную осо- бенность личности. Условной количественной единицей измерения явля- ется балл. Непосредственным предметом измерения М. г. о. л. являются не собственно профессиональные качества, а мнение о них экспертов. Ка- чества личности, таким образом, определ<