ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ – одно
из трех основных направлений современной психотерапии, к которым причисляют также динамическое и поведенческое направления. К Г. н. п. относят экзистенциальную психотерапию, дазайнанализ, логотерапию, клиент-центрированную психотерапию, гештальт-терапию, психоимажи- нативную терапию, эмпирическую психотерапию, первичную терапию, биоэнергетический анализ, структурную интеграфию, аутогенную трени- ровку (высшая ступень), трансцендентальную медитацию, дзэн- психотерапию и ряд других методов.
Сторонники гуманистического подхода в психотерапии убеждены, что не инстинкты, внутренние конфликты или стимулы среды детермини- руют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Человек – не арена для решения интрапсихических кон- фликтов и не бихевиоральная глина, из которой благодаря научению ле- пится личность, а, говоря словами Сартра, – «человек – это его вы- бор».
Д
ДАОСИЗМ– сначала философское учение в Китае (IV–III вв. до н. э.), а затем религия (II в. н. э.), которая в V в. становится господствующей ре- лигией, в недрах ее было много разных сект. Д. включает элементы буд- дизма, конфуцианства. В Д. представлены идеи самосовершенствования личности, методы достижения долголетия (диета, физические упражнения и др.). Главное понятие Д. – «Дао», которое объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия, «матерью всех ве- щей». Это некий естественный «путь», по которому должен следовать окружающий мир и все люди.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ– запоминание различных характеристик движения, их амплитуда, быстрота, темп, ритм, последовательность. Успешность запоминания этих характеристик неодинакова, что необходи- мо учитывать при формировании двигательных навыков.
Запоминание заданного образца движения происходит при многократном их повторении в процессе упражнений и тренировок. При плохой Д. п. обучающийся, повторяя движения, ориентируется каждый раз на их пред- ставление, которое им постоянно искажается, в результате чего они за- крепляются неправильно.
В практических целях педагогу важно знать сильные и слабые стороны двигательной памяти обучаемых, учитывать индивидуальные трудности и неравномерность формирования у них двигательных навыков.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ– факторы, опре-
деляющие поступательное развитие человека, которые являются его при- чинами, направляющими данное развитие и содержащими в себе энерге- тические и побудительные источники развития.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ(от лат. deviatio – отклонение) – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обще- стве (группе) правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья.
ДЕВИАЦИИ СЕКСУАЛЬНЫЕ– различные формы отклонений от обще- принятых в рамках данной этнической культуры форм полового поведе- ния, не относящиеся к болезненным состояниям.
ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ– утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности. На Д. л. ука- зывают усиление раздражительности, расстройство внимания и памяти, снижение адаптационных возможностей, сужение интересов. Д. л. может выражаться и в развитии благодушия, беспечности, безволия. Наиболее тяжелый вид Д. л. – маразм – своеобразная беззаботность, глубокое слабоумие при потере контактов с окружающей средой, полном безраз- личии к окружающему.
ДЕДУКЦИЯ(от лат. выведение) – движение мысли от общего к частно- му и единичному, выведение частного и единичного из общего. Д. противо- поставляется индукции как переходу от единичного и частного к общему. Поскольку в дедуктивном умозаключении происходит объединение зна- ний, данных в отдельных посылках, Д. связывают с анализом и синтезом. В формировании посылок дедуктивных умозаключений существенную роль играет обобщение наблюдений и экспериментов, что связано с ин- дуктивными процессами.
Д. предполагает объяснение наблюдаемых явлений через общий закон и нахождение доказательств найденным выводам. Психология изучает формирование и протекание дедуктивных процессов в мышлении лично- сти, их зависимость от возраста, профессии, внешних и внутренних усло- вий деятельности этой личности.
В ходе обучения дедуктивное мышление учащихся проявляется в тех слу- чаях, когда приходится применять общие положения (правила) к частным, единичным случаям.
ДЕЙСТВИЕ– единица деятельности; произвольная преднамеренная ак- тивность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Имеет свою конкретную цель и мотив (или совершается на основе общего мотива всей деятельности). Выделяют Д. социальной группы, личности, коллектива и т. д. Д. могут быть умственными, практическими, коммуни- кативными, познавательными, правовыми и другими. Особым Д. являет- ся поступок, который внутренне отличается силой мотива, а внешне – выражением человеком личностной позиции и решимости показать свое
«Я», свое отношение к событию, факту.
В зависимости от внешних и внутренних условий всей деятельности цель отдельного Д. достигается с помощью тех или иных приемов.
Д. могут различаться по уровню самоконтроля и адекватности их ситуа- ции. Отсюда – волевое Д., Д. типа навыка, импульсивное и аффектив- ное Д.
ДЕЗЕРТИРСТВО (от фр. deserter) – самовольное оставление военной службы или уклонение от призыва в армию. С психологической точки зрения Д. представляет собой способ выхода из острого внутриличностно- го кризиса путем крайне конфликтного разрыва с привычным социаль- ным окружением, его нормами, предполагающий наступление социаль- ных санкций. Причинами Д. могут стать самые различные обстоятельства – от трусости, психологической и профессиональной не- подготовленности к боевым действиям до гипертрофированного желания
«помочь маме заготовить сено».
Своеобразной формой Д. является немотивированный отказ военнослу- жащего участвовать в боевых действиях, в выполнении конкретной бое- вой задачи.
В случае «срабатывания» в групповом поведении военнослужащих пси- хологических законов толпы, возможно массовое оставление ими поля боя. Особенно остро и массово Д. проявляется в периоды общего сниже- ния морально-психологического состояния войск, резкого падения воин- ской дисциплины, снижения популярности войны и роста антивоенных настроений в обществе, длительного неуспеха (поражения, большие по- тери) в вооруженном противоборстве с противником. Отметается, что в качестве своеобразных катализаторов массового Д. выступают не- гативные явления в национальных и социальных отношениях, в области материально-бытового и боевого обеспечения и управления войсками. Массовые Д. имели место в армии Наполеона в 1812 году после бегства французских войск из Москвы, в армии России после революционных со- бытий в 1917 году и практически во всех воюющих армиях в годы Первой и Второй мировых войн. В американской армии в последние годы их уча- стия в боевых действиях во Вьетнаме дезертировало почти 43 человека из каждой тысячи воинов.
ДЕЗАДАПТАЦИЯ– обратимые, временные нарушения эффективности процесса взаимодействия личности со средой. Д. военнослужащего может сопровождаться снижением тонуса его настроения, усилением конфликт- ности в отношениях с сослуживцами, аутистскими тенденциями, суици- дальными проявлениями.
ДЕЛИКАТНОСТЬ– черта характера, проявляющаяся в уважении чело- веческого достоинства, тактичности во взаимоотношениях, понимании субъективного состояния других людей. Обладая этой чертой характера, педагог находит наиболее правильные способы воздействия на обучае- мых, проявляет сдержанность в оценках их ошибочного поведения, пыта- ясь найти его внутренние причины.
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– нанесение урона имуществу, на- сильственные действия против окружающих, различные формы поведе- ния, противоречащие потребностям других людей и нарушающие их пра- ва, а также несоблюдение законов, принятых в обществе.
Д. п. – одно из самых тревожных и насущных проблем детей и подрост- ков. Делинквентность – это не заболевание, поэтому требует применения наказания или каких-либо других мер.
ДЕЛИНКВЕНТ– субъект, чье отклоняющееся поведение представляет собой противоправные, однако не наказуемые в уголовном порядке, дей- ствия.
ДЕЛОВИТОСТЬ– социально-психологическое качество личности, свиде- тельствующее о четкости и организованности, ответственности, соответствии слов делу, умении доводить начатое дело до конца. Д. не имеет ничего общего с суматошностью, поспешностью. Д. способствует достижению поставлен- ной человеком цели при наименьших затратах сил, средств и времени.
ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ– моральное разложение, упадок нравственной во- инской дисциплины, психологического состояния личного состава воюю- щей армии.
При Д. войска утрачивают необходимые боевые качества, теряют свои бое- готовность и боеспособность. Непосредственными причинами Д. личного состава могут быть неблагоприятный ход войны, большие потери, плохое материальное и морально-психологическое обеспечение, информационно- психологическое воздействие противника, предательство, неумелое руко- водство действиями войск и др.
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ– расстройство, характеризуемое потерей кон- такта человека с повседневностью, что приводит его к восприятию жизни
как сновидения и к формированию у него впечатления, что все его мысли и действия находятся вне его контроля. В боевой обстановке выступает в качестве одного из патологических механизмов психологической защи- ты личности.
Д. может привести к комплексу неполноценности. Причины Д. могут быть психофизиологические (определенные заболевания), авторитарный стиль руководства группой, в которую входит личность, неумение саморегули- ровать свое состояние в случае эмоциональных перегрузок, длительная изоляция от благоприятного общения.
Преодоление Д. связано с возвращением интеллектуальной, эмоциональ- ной, волевой и мотивационной сфер личности в нормальное русло на осно- ве осознания ею своей значимости для других, необходимости психиче- ского развития для достижения перспективных жизненных целей, а также овладения приемами аутогенной тренировки.
ДЕПРЕССИЯ(от лат. depressio – подавление) – аффективное состояние, характеризующееся астеническим эмоциональным фоном, снижением мо- тивации, изменением представлений и общей пассивностью поведения.
В состоянии Д. военнослужащий испытывает подавленность, тоску, от- чаяние, безразличие к окружающему, потребность в самобичевании, бес- помощность, отсутствие перспективы, безынициативность, быструю утомляемость. В боевой обстановке у военнослужащих в состоянии Д. ча- сто возникают мысли о близкой и неизбежной смерти, попытки к само- убийству.
ДЕРМАТОФИЛИКА– выявление соответствия между характером линий на коже и предрасположенностью к тем или иным заболеваниям. Специ- алисты предполагают, что вскоре смогут ставить диагнозы на самых ран- них стадиях заболевания и даже до его начала.
Японские ученые пришли к заключению, что все сведения о физическом и психическом состоянии человека можно прочесть на подошвах его ног. За тридцать лет они обследовали 600 тысяч подошв и считают, что если с организмом что-то неладно, это обязательно проявится определенными знаками на его подошвах. И если уметь читать знаки, можно точнее, чем другими методами, ставить диагнозы и следить за ходом болезни. По линиям на ступнях можно распознать и психический склад человека. Исследователи из Минска по линиям на ладони определяют врожденные пороки центральной нервной системы, врожденные нарушения функций желудка, врожденные пороки сердца. Они придерживаются гипотезы: каждый рисунок отражает генетический код организма.
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ(от лат. разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо) – отрицательное отношение человека к самому
себе или к другим и соответствующее этому отношению поведение. Со- гласно 3. Фрейду Д. свойственна всем человеческим существам, разли- чие касается главным образом ее предметов: другие это люди или сам но- ситель деструктивности. Э. Фромм полагает, что нет глубокой деструктив- ности по отношению к другим у того, у кого мало враждебности по отно- шению к самому себе. Д. – следствие блокировки плодотворной энергии, препятствий на пути к развитию, к самоосуществлению, когда человеку не удается реализовать свой потенциал. Д. представляет собой в извест- ной мере патологическое явление. Д. – личность несчастна, даже если ей удается достичь целей ее деструктивности. Уважение к жизни, жизни дру- гих людей и своей собственной – условие психического здоровья (см. Здо- ровье психическое).
ДЕТЕКТОР ЛЖИ– многоцелевой прибор, предназначенный для реги- страции психологических и физиологических реакций человека в целях выявления у него утаиваемой информации. Контроль за этими реакция- ми может вести не только к выявлению скрываемой информации, но и способствовать установлению невиновности подозреваемого. К че- ловеку, которого хотят испытать на Д. л., присоединяют датчики различ- ных приборов, регистрирующие кожно-гальванические реакции (КГР), электроэнцефалографические, тремор и др. Во время беседы (допроса) следят за показаниями приборов, выводимыми на одну ленту. Опытный наблюдатель по картине на ленте может более точно судить об эмоциях испытуемого. Это объясняется тем, что сознательное управление КГР так же, как и остальными физиологическими индикаторами, нетрениро- ванному испытуемому почти не удается. Исследования показывают, что правильно обнаружить обман с помощью Д. л. можно примерно у 70% испытуемых.
В 1895 г. итальянский криминалист Чезаре Ломброзо применял простые лабораторные приборы при допросе преступников. Американский психо- лог Вильям Мастон в 1915 г. назвал примитивный лабораторный прибор
«детектором лжи». Американский криминалист Леонард Киллер в 1933 г. создал прибор, который регистрировал при опросе артериальное давле- ние, изменения электрических свойств кожи, динамику кровотока в сосу- дах пальцев руки и др. В настоящее время детектор лжи называют поли- графом
ДЕТЕРМИНИЗМ(от лат. определять) – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловлен- ность всех природных, общественных и психических явлений. Д. проти- воположен индетерминизму, исходная позиция которого в том, что душа, психическое состояние не зависят ни от внешних воздействий, ни от те- лесных изменений и открываются субъекту лишь в его переживаниях по-
средством интроспекции. Есть разные виды детерминизма. Одна из его разновидностей – нативизм (от лат. прирожденный), согласно которо- му свойства человека являются целиком прирожденными, даны ему априорно и не зависят от опыта. Впервые идеи Д. высказал Демокрит. Он выступал против случайности и подчеркивал, что все причинно обу- словлено.
Широкое развитие получил в разных науках механистический Д., кото- рый предполагает жесткую детерминацию, строго обозначает характер всех связей и зависимостей, отказ от включения случайности в цель причинно-следственных отношений. В психологии он выразился в прин- ципе отражения, в положениях о социальной обусловленности личност- ных качеств, в пренебрежении биологическими и психологическими фак- торами поведения и развития людей. Системный Д. в психологии подчер- кивает целостность личности, сознания, их несводимость к отдельным компонентам и зависимость последних от свойств целого. В психологии все более утверждается взгляд о многообразии форм детерминации пси- хического, подчеркиваются и выделяются психологические причины ин- дивидуального и группового поведения, опосредованность развивающего влияния среды, воспитания, деятельности, учения и общения. В книге
«История психологии» (М., 1994. С. 109, 174) А. Петровский и М. Яро- шевский отмечают: «Первые крупные успехи на пути перехода от биоло- гического детерминизма к психическому сопряжены с разработками ка- тегорий образа, действия, мотива». Последние, по их мнению, меняют свой строй с приходом к человеку, чье социальное бытие порождает но- вый тип организации психической жизни, у которой появляется внутрен- ний план, обозначаемый «сознание». Широкое значение имеет тезис С. Л. Рубинштейна о том, что внешние причины действуют через вну- тренние условия. Однако, если в книге «Бытие и сознание» (М., 1957. С. 14) он писал о том, что внешние воздействия определяют психические явления, преломляясь через внутренние действия, то в книге «Проблемы общей психологии» (М., 1973. С. 230) ставит на первое место внутрен- ние причины, а временные воздействия выступают лишь в качестве об- стоятельств. При этом он подчеркивает возможность саморазвития, са- модвижения, спонтанного развития. Это означает наделение психическо- го свойствами причины.
Нельзя не признавать возможность самодетерминации человеком состоя- ния своей психики и развития своей личности. Благодаря самопознанию, саморегуляции, критическому мышлению, навыкам аутогенной трениров- ки он может самосовершенствоваться, влиять на свои качества и способ- ности, изменять себя.
ДЕЯНИЕ– совокупность действий, имеющих определенное содержание, результаты, последствия. Описание Д. предполагает единство этического
и психологического его анализа (благодеяние, злодеяние, благородство или бесчеловечность целей, мотивов, средств, способов).
Понятие Д. близко к понятию «поступок – действие», в котором выража- ется отношение человека к другим людям и разнообразным ценностям.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ– мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели.
Первым выделил деятельность в особую, ни к каким другим формам жиз- ни не сводимую категорию русский психолог М. Я. Басов (1892–1931). В структуру Д. наряду с целями, мотивами включены способы и приемы. Особенности Д. определяются содержанием целей, предметом, на кото- рый она направлена, средствами и способами, с помощью которых проис- ходит ее осуществление, и результатами. Важнейшими видами Д. являют- ся игра, учение, труд. Виды профессиональной Д. многообразны: Д. учителя, инженера, врача, архитектора, писателя, артиста, композитора, агронома, офицера и т. д. Психологическое содержание профессиональ- ной Д. включает развитые с учетом ее требований психические процессы, состояния, образования и свойства личности.
В. М. Гордон и В. П. Зинченко в деятельности выделяют когнитивные (сенсорные, перцептивные схемы и т. д.), исполнительские (операции, действия и т. п.), интуитивно-личностные компоненты (потребности, мо- тивы, смыслы, цели, установки). В. Д. Шадриков считает, что уровнями анализа деятельности являются: личностно-мотивационный, информаци- онный, структурно-функциональный, индивидуально-психологический, психофизиологический.
В системе Д. выделяют субъект, процесс, предмет, условия, способы, ре- зультаты. Основным структурным компонентом Д. является действие. Оно имеет свой мотив, способ, результат, которые не только не противо- речат, но способствуют осуществлению всей Д. Если этого нет – дей- ствие не сможет войти в состав Д. Д., личность, коллектив познаются в единстве. Изучать Д. – означает изучать также и личность, коллектив и наоборот. Личность может возвыситься над своей Д. и развиваться бла- годаря внутренней работе сознания и самосознания.
Процесс Д. начинается с постановки цели на основе потребностей и моти- вов (или осознания человеком поставленной перед ним задачи). Далее следует выработка плана, установок, моделей, схем предстоящих дей- ствий, после чего человек приступает к осуществлению предметных дей- ствий, использует определенные средства и приемы Д., сравнивает ход и промежуточные результаты со стоящей целью, вносит коррективы. На Д. личности и коллектива может оказать определенное влияние руко- водство.
Психологический анализ Д. предполагает изучение: внешних ее условий, объекта, средств, результатов, их влияния на действия и психику; вну-
тренних условий, целей, мотивов, способов саморегуляции; возможностей самоуправления.
В разных видах деятельности одно и то же психическое качество человека может выступать либо как ценное, либо как нежелательное. Например, такая черта, как общительность, может в деятельности организатора, про- давца выступать важной способностью, а в деятельности сборщика ча- сов – как помеха в работе.
Важнейшее условие успешной Д. – творческий подход, осуществле- ние ее со знанием дела и перспективой. Чем сложнее задача, тем боль- шую роль в ее решении играют теоретические знания и творческое мышление.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ– специфический
вид деятельности по ряду особенностей: интенсивно функционируют пси- хические процессы, может произойти смещение или потеря цели, нару- шиться соотношение между главными и второстепенными действиями, возникнуть ослабление внимания, памяти, мышления. Наблюдается так- же колебание эффективности деятельности, нарушение точности движе- ний и действий, их последовательности, общее снижение активности, вплоть до отказов от работы, срывов в ней.
Большую важность приобретает вопрос о путях преодоления и предот- вращения этих изменений, формирования у будущих специалистов психи- ческой устойчивости и готовности к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях (см. Готовность).
ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ– вывод о наличии и мере выражен- ности тех или иных психологических особенностей человека (группы), сформированный в результате психодиагностического обследования.
ДИАГНОСТИКА– особый вид научного познания, сущность которого за- ключена в опознавании и оценке состояния конкретных явлений и про- цессов воинской практики, а также в выявлении отклонений этого состоя- ния от определенных, регламентирующих его норм (или степени совпаде- ния). (См. также психодиагностика).
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ– широкий класс объектов психоди- агностики (класс людей), которым выносится единый диагноз – диагно- стическое заключение (например, об уровне умственного развития, лич- ностной зрелости, психологической адаптированности и т. п.)
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ– теоретически постулируемая си- стема психических свойств, значимых для осуществления определенной деятельности.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ– непосредственно наблюдаемые психические проявления, которые являются информативными для отне- сения объекта к определенной диагностической категории.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ– психологические причины, меха- низмы проявления диагностических признаков, скрытые от непосред- ственного наблюдения и являющиеся «внутренней» основой для отнесе- ния признаков к той или иной категории.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ– комплекс работ, направлен- ных на формулирование концепции измеряемого свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получить информацию о заданном свойстве; создание и испытание методики регистрации выяв- ленных признаков.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ– направление в психологии, рассма- тривающее психику как целостный активный внутренний процесс. Осо- бое внимание Д. п. уделяет анализу мотивов, целей, интересов, эмоций, влечений, конфликтов личности, неосознаваемых движущих сил поведе- ния. Согласно выводам Д. п. одни стимулы, внешние воздействия сильно затрагивают личность, другие остаются почти не воспринятыми. Это про- исходит потому, что потребности, стремления, установки предваряют и ре- гулируют психические процессы. Д. п. рассматривает личность как само- регулирующуюся систему.
Термин Д. п. впервые использовал американский психолог Р. Вудвортс в 1918 г. Реакции человека на внешний раздражитель Д. п. рассматривала как сложный процесс, обусловленный внутренней активностью организ- ма, его потребностями, которые предопределяют избирательскую чуткость к стимулам среды. Позднее термин Д. п. стал использоваться в более ши- роком понимании для обозначения разных направлений, рассматриваю- щих преимущественно динамический аспект психики: побуждения, моти- вы, интересы, внутренние конфликты и т. д. Д. п. затрагивает вопрос о движущих силах человеческого поведения, о «духовной энергии», тол- куя их как результат действия неосознанных психических сил. К Д. п. в ее широком понимании относится психоанализ (см. Психоанализ) и другие ответвления глубинной психологии (Юнг, Адлер, Лоренц), а также горми- ческая (от греч. побуждение, главным побудителем является инстинкт) психология (Макдугалл), согласно которой, инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. В более узком понимании Д. п. может рассматриваться как одна из теорий динамического психиче- ского поля (Левин). Д. п. включает в себя также концепции личности как саморегулирующейся системы, действующей вне конкретных социально-психологических условий (Олпорт, Мерфи, Маслоу).
ДИСГАРМОНИЯ РАЗВИТИЯ– несбалансированность психических про- цессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость поведения личности и нарушающих ее социализа- цию.
ДИСКОМФОРТ– совокупность неудобств, неблагоприятных для нор- мальной жизнедеятельности человека. Д. порождает неприятное, преиму- щественно отрицательное эмоциональное состояние. Это бывает в не- привычной обстановке, при нарушении режима питания, сна, отдыха, при выполнении задач в плохую погоду, при недостатке информации. Д. затрагивает различные психические функции и стороны личности. Сте- пень переживания Д. зависит не только от объективных условий, но и от индивидуальных особенностей человека, от его темперамента, мо- тивов поведения, волевых качеств, умения управлять собой и регулиро- вать свои психические состояния. Поэтому Д. влияет на разных людей неодинаково.
ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ– рассудочное, обоснованное сужде- ниями и опосредованное прошлым опытом мышление. Этим оно отлича- ется, например, от интуитивного мышления. Д. м. развивается у человека на основе овладения речью, знаниями и основными логическими опера- циями. При творческом решении проблем в Д. м. могут включаться ин- туитивные процессы. Д. м. выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена пред- шествующей.
ДИСКУССИЯ ГРУППОВАЯ– метод, применяемый в практике руковод- ства коллективами и групповой психологической работы, имеющий целью интенсивное обсуждение и продуктивное решение групповой задачи или выработку групповой нормы оценки, отношения, поведения.
ДИСПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ– предрасположенность субъекта к пове- денческому акту, действию, поступку, к реакции на внешнюю среду. При- мером Д. л. могут быть общая направленность, ценностные ориентации, смысл жизни, установка на диалогическое общение и добрые взаимоотно- шения, помощь другим людям. Д. л. предопределяет зависимость ситуа- тивного поведения как от ранее сформировавшейся устойчивой готовно- сти к определенному реагированию, способу действий, так и от возникающих под влиянием восприятия обстановки временных уста- новок.
ДИСЦИПЛИНА– совокупность свойств нормативно организованной во- инской деятельности, зафиксированных в ее структуре, динамике и ре-
зультатах, а также в качествах и взаимоотношениях людей – субъектов этой деятельности.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МОТИВАЦИЯ– желание и стремление следовать социально одобренным нормам.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРАКТИКА– специфическая деятельность ко- мандира (начальника), связанная с реализацией дисциплинарной власти по применению системы уставных, обоснованных мер дисциплинарного воздействия (поощрения, наказания, предупреждения, пресечения и пр.) на военнослужащих, обеспечивающих оценку, стимулирование и коррек- цию их поведения и деятельности, формирование и развитие дисциплини- рованности.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА– познавательная, ана- литическая деятельность, которая направлена прежде всего на выявление и оценку психологических параметров дисциплины личного состава.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ СИСТЕМА(социально-психологический фено- мен) – подсистема психологии воинского коллектива, которая реализует функции нормативного упорядочения жизни и деятельности данного кол- лектива и отдельных его членов.
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ– личностная психическая структура, обеспечивающая эффективное самодисциплинирование без обязатель- ного внешнего воздействия. Дисциплинированность представляет собой осознанную потребность воина действовать в соответствии с порядком и правилами, установленными законами, воинскими уставами, а также в полном согласии с нравственными убеждениями.
Развитие Д. личности учащегося обычно проходит ряд этапов. Первый – широкое развитие Д., связанное с адаптацией к условиям обучения в шко- ле или вузе, вхождением в новую социальную роль. Второй этап – спе- циализированное развитие Д., связанное с овладением нормами и правилами учебной деятельности, накоплением соответствующего опы- та. Третий этап – упрочение, связанное с установками на старательное учение, с более глубоким пониманием значения личной дисциплины.
ДИСЦИПЛИНИРОВАНИЯ СТИЛЬ– индивидуально своеобразный, от- носительно стабильный способ решения командиром (начальником, во- еннослужащим) дисциплинарных проблем.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ– раздел психологии, изучаю- щий индивидуальные и групповые особенности, различия и обусловлива-
ющие их причины и факторы. Между людьми существуют различия в вос- приятиях, представлениях, памяти, способностях, характере и т. д. Индивидуальные особенности и различия обусловливаются наследствен- ностью, биологическими и социальными факторами. Определение этих различий и особенностей необходимо для профессионального отбора и подбора групп, выполняющих сложные задачи.
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ– черта деловой, серьезной и организованной личности. Добросовестный человек выполняет стоящие задачи своевре- менно, на высоком качественном уровне, стремится добиться в своей дея- тельности наибольшего эффекта. Д. формируется под влиянием примера окружающих, четкой постановкой задач, систематическим контролем за их выполнением, поддержанием общественным мнением престижно- сти Д.
ДОЛГ– требования, обязанности, переживаемые человеком и выполня- емые им из побуждений совести (см. Совесть). Д. выражает отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу, группе, коллективу. Сторонники экзистенциализма считают, что не важно, как человек посту- пает, в чем он видит свой Д., имеет значение лишь то, что он следует свое- му личному замыслу. В теории этики были и другие решения: при испол- нении человеком своего Д. важно лишь само действие, а не мотивы, которыми при этом он руководствовался. По-разному пытались ответить на вопрос, кто в конечном итоге правомочен определять содержание Д.: Бог, общество, совесть или моральное чувство. От решения этого вопроса зависит решение вопроса о добровольности или недобровольности вы- полнения человеком Д. Христианство различает Д. перед Богом, перед людьми и перед собой.
Служение Д., соответствующему идеалам и ценностным ориентациям че- ловека, является средством его самоутверждения в жизни (см. Самоу- тверждение).
ДОМИНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ– лидерство определен- ных членов группы в зависимости от их профессиональной компетентно- сти и вклада в реализацию совместной деятельности.
ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ– свойство информации, отражаю- щее степень соответствия истине. Д. и. зависит от объективных факторов (методики сбора, средств измерения, методов обработки информации и т. д.) и от субъективных факторов деятельности человека. Например, до- стоверность сбора информации оценивается точностью и валидностью (действительному соответствию получаемых знаний реальности) Д. явля- ется одним из наиболее значимых качеств информации.
ДОСТОИНСТВО– ценностное отношение личности к самой себе и отно- шение к ней других людей.
Д. является формой проявления самосознания и самоконтроля, на кото- рых строится требовательность человека к самому себе. Д. тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Раз- витие Д. предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и спе- циальной психологии. Обладая Д., человек во имя самоуважения не до- пускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях.
ДРАЙВ– влечение, побуждение, которое при достаточной силе может выполнять роль стимула.
ДРУЖБА– вид устойчивых индивидуально-избирательных межличност- ных отношений, характеризующихся симпатиями и взаимной привязан- ностью. Аристотель впервые ввел понимание Д. как высококвалифициро- ванного и в то же время свободного от эротического компонента отношения. Д. предполагает взаимопонимание, откровенность, открытость, довери- тельность, активную взаимопомощь, интерес к делам и переживаниям друг друга, искренность и бескорыстие чувств. Прочность Д. зависит от общности целей, интересов, идеалов, намерений, ценностных ориента- ций. И хотя Д. является интимно-личностной системой отношений, ее формирование и развитие зависит от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежностей к одной социальной группе, совместной дея- тельности, примера поведения и общения других людей.
ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА– форма особой деятельности человека по осу- ществлению своего духовного роста (представляемого как развитие ду- ховного слоя сознания, движения сознания человека по ««духовной вер- тикали»).
ДУХОВНОСТЬ– высшие стороны внутреннего мира, проявляющиеся в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открыто- сти для других людей. Д. основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Потеря Д. равнозначна потере че- ловечности. Длительный кризис Д. у отдельной личности ведет к ее де- градации. Д. несовместима с черствостью, эгоизмом, ориентацией на ма- териальные выгоды. Д. может быть осознанной, осмысленной как проявление интеллигентности. Может быть частично неосознана – о таком человеке говорят: сердечный, добрый, искренний от природы. Общество, система образования должны заботиться о наращивании ду- ховного потенциала каждого, о приобщении к материальной и духовной культуре.
Д. связана с мудростью, способностью с позиций человечности относить- ся к слабостям и ошибкам людей, воодушевляя и укрепляя их душевно и духовно. Д. – индивидуальная выраженность в системе потребностей, мотивов субъекта (двух фундаментальных – познания и жить, действо- вать «для других»). Д. – компонент акме личности.
Е
ЕВГЕНИКА– программа селективного скрещивания в целях «улучше- ния» человеческих способностей благодаря тщательному отбору и пере- носу наследственных характеристик. Е. признана научно необоснованной и аморальной.
Понятие Е. было введено англичанином Ф. Гальтоном (1869). Е. исходит из признания психической и биологической неравноценности людей. Ев- генисты предлагают внедрить искусственный отбор – ограничение или за- прещение браков для психически и физически неполноценных людей, стерилизацию и т. д. Е. получила ш<