АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА – си-
стема мер по выработке основ государственной политики в области борь- бы и противодействия терроризму путем осуществления мониторинга и прогнозирования террологической обстановки и на этой основе коорди- нации деятельности органов исполнительной власти по выявлению, пре- дотвращению, устранению причин и ликвидации последствий террористи- ческой деятельности.
Содержание А. д. г. раскрывается посредством решения следующих за- дач:
– разработка основ государственной политики в области борьбы и про- тиводействия терроризму и выработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности выявления и устранения причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террори- стической деятельности;
– осуществление сбора и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории государства;
– координация деятельности органов исполнительной власти, осущест- вляющих борьбу с терроризмом;
– разработка и использование общих и специальных методов социаль- ной профилактики террористических актов;
– участие в подготовке международных договоров в области борьбы с терроризмом;
– выработка предложений о совершенствовании национального законо- дательства в области борьбы и противодействия терроризму.
Основными видами обеспечения А. д. г. являются: экономические, право- вые, социально-политические, психологические, научно-технические, информационные и др. Вместе они составляют совокупность факторов, определяющих уровень и степень защищенности общества.
АНТИЦИПАЦИЯ(от лат. anticipatio – предвосхищение, предугады- вание, предвидение) – способность предвидеть результаты действий, прогнозировать явления, «моделировать» в сознании предстоящие со- бытия.
Понятие А. введено в психологию В. Вундтом. В настоящее время исполь- зуется в двух значениях: 1) способность человека к реакции на какое-либо событие до его наступления, принятие соответствующей позы, осущест- вление определенных движений; 2) предвидение человеком результатов своих действий, поступков еще до их реального совершения. А. тесно свя- зана со способностью человека к предвидению, интуиции, умственному моделированию хода и итога предстоящих событий.
А. очень важна при принятии боевого решения командиром. Отсутствие А. ведет к формированию иллюзий А. и достижению противником внезап- ности и неожиданности боевых действий.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ– концепция в философии, согласно которой при объяснении всех явлений и процессов действительности в центре вни- мания надо ставить человека. Представители А. исходят из посылки о том, что законы биологической эволюции едины и неизбежно приводят к по- явлению на разных планетах высшей формы самопознающей материи – человека. На этой гипотезе основывается возможность контактов с разу- мными цивилизациями Вселенной.
В инженерной психологии (см. Инженерная психология) на смену меха- ноцентрической концепции, в которой на первом плане была машина, пришла антропоцентрическая, ставящая на первое место человека, а ма- шине отводящая роль «слуги», усилителя его физических и психологиче- ских возможностей (см. Антропоцентрический комплекс).
В военной психологии А.ц. выступает в качестве основного методологиче- ского положения.
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС– техническая система, в ко- торую входят человек, компьютер, среда. Все составные компоненты А. к. находятся в тесной связи и взаимовлияют друг на друга. Центральным звеном в А. к. является человек. В связи с этим создаются смешанные человеко-машинные системы в производстве, управлении, познании, об- учении, игре и т. д.
Основные принципы функционирования А. к. – единство человеческого и технического компонентов, оптимальность, гуманизация, надежность, решающая роль субъекта труда с его положительными качествами и пре- имуществами (см. Искусственный интеллект).
АПАТИЯ– (греч. apatheia – бесчувственность) – психическое состоя- ние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболевани- ем и проявляющееся потерей интереса и безразличием к окружающему. Состояние противоположное боевому подъему, настрою. А. может пере- ходить в свойство личности – апатичность.
Обусловливается переутомлением, болезнями, слабостью здоровья, раз- ладом нервной системы, разочарованием в жизни, потерей надежды на успех в работе и т. п. А. вредно сказывается на выполнении обязанно- стей, приводит к игнорированию общественного значения трудовой дея- тельности, спаду активности, изоляции от коллектива. Преодоление апа- тии предполагает усиление интереса к жизни, придание ей личностной значимости и смысла, включение в доброжелательное и неформальное общение, оказание помощи в преодолении возникших затруднений в уче- бе, овладении профессией.
АППЕРЦЕПЦИЯ– зависимость восприятия человеком действитель- ности от его прошлого опыта; избирательность восприятия, связанная
с характером его профессиональной или иной деятельности, индивиду- альных особенностей. Так, по характерному звуку, издаваемому мото- ром, военнослужащий может опознать танки или боевую машину пехоты.
А. влияет на содержание и характер протекания восприятия, придает ему ту или иную направленность. Влияние на восприятие опыта, ка- честв, интересов, установок, мировоззрения и т. п. может быть длитель- ным и временным. Устойчивая или длительная А. представляет собой за- висимость восприятия от полученного образования, характера, убежде- ний, а временная А. – от психического состояния человека в данный мо- мент (настроение, ожидание, удовлетворенность, беспокойство и т. п.). Социальная А. – это влияние на восприятие человека группы, коллек- тива, их мнений, настроений, традиций, взаимоотношений, хода и ре- зультатов совместной деятельности. Положительно влиять на А. воен- нослужащих можно путем заблаговременного ознакомления их со стоя- щими задачами, с оценками происходящего, с примерами поведения, поддержания готовности к активным действиям, к преодолению трудно- стей жизни.
АРТТЕРАПИЯ– способы и технологии реабилитации средствами искус- ства и художественной деятельности. Этот вид реабилитации основан на способности человека к образному восприятию окружения и упорядоче- нию своих связей с ним в символической форме. Искусство как деятель- ность представляет собой экспериментирование людей с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. На этих свойствах искусства базируется А., для эффективной реализации которой необходи- мо знать ее основные личностно-реабилитационные возможности. Появление А., этой специфической деятельности на пересечении искус- ства, психологии и психотерапии стало ответом на общественные тенден- ции, так или иначе отражающие потребности людей в применении худо- жественной деятельности как целительной силы.
А. как самостоятельная практическая деятельность стала оформляться в 40–50-х гг. ХХ в. в Великобритании и США. Постепенно происходили становление А. и как научной дисциплины, развитие системы подготовки специалистов, приобретение статуса особой профессиональной деятель- ности.
В России А. использовалась преимущественно как метод в рамках психиа- трии и психотерапии. Однако в последнее десятилетие А. бурно развива- ется в самостоятельную дисциплину.
В качестве основных функций А. можно назвать следующие:
1. Компенсирующая. С помощью восприятия произведений искусства или активной художественной деятельности могут быть компенсированы неразрешимые личностные проблемы реабилитируемого.
2. Развивающая. В этом случае восприятие искусства или активная ху- дожественная деятельность ориентированы на развитие навыков, уже имеющихся у субъекта реабилитации, но не используемых им в нужной мере.
3. Обучающая. В этом случае А. используется в целях формирования у субъекта новых навыков, которыми он ранее не владел.
АСКЕТИЗМ(от греч. упражняющийся, подвижник) – морально- психологический принцип, предписывающий отказ от жизненных благ, удовольствий, подавление в себе естественных желаний и побуждений. Церковные сановники ставят в пример верующим тех, кто уходил в мона- шество, истязал свою плоть, доводил себя до изнеможения постами, об- рекал себя на одиночество.
Однако аскетические правила могут быть лишены крайностей и направ- ляться на удержание человека от гурманства, лености, распущенности, на укрепление воли и достижение ясности мышления. А. обычно противо- поставляется гедонизму.
АСОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ– скрытые тенденции к противоправно- му поведению при определенных ситуативных обстоятельствах.
АСОЦИАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ– тип личности человека, характе- ризующийся несформированностью социальных установок, удерживаю- щих личность от возможного антиобщественного поведения в неблаго- приятных ситуациях.
АССОЦИАЦИЯ(от лат. assoziatio – соединение) – связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, пред- ставлениями, идеями, образами и т. д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно. Актуализация хотя бы одного звена А. влечет за собой по- явление другого. Психофизиологической основой А. считается условный рефлекс.
А. может быть связью чувств, представлений, идей и т. п.
Термин А. введен Дж. Локком, хотя само явление связи психических про- цессов было отмечено Платоном и Аристотелем. Последний различал три вида А.: по смежности, сходству и контрасту. А. по смежности образуются, например, при заучивании иностранных слов, при запоминании располо- жения предметов, последовательности приемов и действий. А. по сходству имеют место, например, при сравнении разных типов автомашин, само- летов. А. по контрасту – при противопоставлении малого большому, шума – тишине, белого – черному, красивого – безобразному, хороше- го – плохому, чистого – грязному. Выделяют еще причинно-следственные А. – при установлении и раскрытии причин тех или иных событий. Напри-
мер, причины поступка будут ясны, если известены его мотив и обстанов- ка, в которой он совершен.
Ю. А. Самарин рассматривал умственную деятельность как процесс об- разования сложных систем А. и перехода от механических А. к смысло- вым.
Объяснение динамики психических процессов принципом ассоциа- ции является одним из направлений психологической науки – ассо- цианизма. Например, согласно ассоцианизму мышление не является особым процессом и сводится к ассоциациям по смежности, сходству, контрасту.
АСТЕНИЯ– (от греч. astheneia – бессилие, слабость) – болезненное со- стояние человека, проявляющееся в повышенной утомляемости, неустой- чивом настроении, в ослаблении самообладания, нарушении сна, резком падении дееспособности и работоспособности, снижением порога чув- ствительности и т. д. Физиологической основой подобных психических яв- лений является истощение организма в результате умственного или физи- ческого переутомления, переживаний, конфликтов и т. д. Близким к А. является понятие «боевое истощение». А., как правило, проявляется в симптомокомплексе боевого травматического стресса.
При А. человек сутулится, дыхание становится медленнее обычного, глаза тускнеют. По классификации немецкого психолога Э. Кречмера, для асте- нического типа людей в ситуации нагрузки свойствен отказ от борьбы с трудностями. Для преодоления астении нужен длительный отдых, увели- чение продолжительности сна, физических упражнений, водных проце- дур, рациональное питание, усиление интереса к жизни.
АТОМОБОЯЗНЬ (ЯДЕРНЫЙ НЕВРОЗ)– фобия, объектом которой выступает возможность применения противоборствующими сторонами ядерного оружия. Проявляется в интерпретации разного рода явлений (роса, туман, высыхание травы и листьев, нефтяные пятна на воде и др.) как «симптомов» применения ОМП в боязни употребления воды, пищи, контактов с сослуживцами как источниками радиации.
АТРИБУЦИЯ(от англ. приписывать, наделять) – приписывание чело- веку, группе, социальному объекту свойств, непосредственно субъектом не воспринимаемых и включаемых в его смысловое поле (домысливание). Суть А. заключается в наделении людей качествами, которые не могут быть результатом социальной перцепции, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдению поведении, а атрибути- руются (приписываются).
А. играет определенную роль в личностном взаимодействии, в регуляции взаимоотношений, в возникновении и преодолении конфликтов.
Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с со- циальным окружением и нуждается в «достраивании». Начало изучения проблемы А. положил Ф. Хойдер (1958). В настоящее время вопросы А. находят широкое распространение в социально-психологических иссле- дованиях.
АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ(от лат. причина и придаю, наделяю) – объяснение человеком причин поведения других людей. Познавая друг друга, люди стремятся выяснить определенные личностные качества и причины их проявления. При недостатке для этого данных они приписы- вают эти причины, включив в свое объяснение различные качества друго- го человека. А. к. помогает объяснить наше собственное или чужое пове- дение, позволяет предсказать вероятные действия, которые в будущем предпримем либо мы, либо другие люди. Американский социальный пси- холог Г. Келли показал, что, наблюдая за действиями другого, человек укладывает их в одну из многих свойственных его сознанию причинно- следственных схем.
АТТИТЮД– социальная установка, предполагающая готовность субъ- екта к тому или иному образу и типу действий, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного социального объекта, явления и несущая в себе черты целостной структуры личности. Являет- ся одним из психологических механизмов бдительности, боевой готовно- сти военнослужащих, уверенности в боевых товарищах, ненависти к вра- гу и т. д.
АТТРАКЦИЯ(от лат. привлекать, притягивать) – привлекатель- ность, возникающая при восприятии человека человеком. А. возникает на основе взаимного тяготения людей друг к другу, прежде всего симпа- тии, положительного эмоционального отношения. Противополож- ность А. – антипатия, отталкивание. С А. связано возникновение дружбы и любви.
А. обусловлена социальными установками личности, опытом общения, совместной деятельности, ее ходом и результатами.
АУТИЗМ(от греч. сам) – термин введен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных пережива- ний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребно- стям, его произвольная организация нарушена. А. традиционно связыва- ется с психическими нарушениями при шизофрении. Термин А. употре- бляется также в неклиническом смысле для обозначения индивидуаль-
ных особенностей человека, заключающихся в большей ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мысли от аффек- тивных тенденций. При сохранности произвольности все это находится в границах нормы.
Является одним из симптомов социально-психологической дезадаптации военнослужащих.
АУТИСТИЧЕСКАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ– склонность некоторых людей формировать свои предрассудки в условиях отсутствия какого-либо взаи- модействия с объектом предрассудков. А. в. основывается на отсутствии адекватной информации об объекте, вследствие чего он квалифицируется как противоположный себе, а следовательно, враждебный.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (АТ)(от греч. сам, происхождение) – активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены. А. т. сочетает самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, сни- мать напряженность. Это упорядоченное использование специальных упражнений для достижения физической и психологической релаксации, преодоления стрессовых состояний, для ускоренной мобилизации духов- ных возможностей. Лечение неврозов «прогрессивной релаксацией» стало широко распространяться благодаря немецкому психотерапевту И. Г. Шульцу. Он разработал комплексный метод саморегуляции, назвав его суточной тренировкой. Важнейшим компонентом этого метода стали приемы общего мышечного расслабления. В системе приемов аутоген- ной тренировки важное место принадлежит приемам установления опре- деленного режима дыхания. А. И. Ройтбан установил, что нервные им- пульсы из дыхательного центра распространяются по специальным нервным путям на кору мозга и весьма существенно влияют на ее тонус: вдох повышает, а выдох снижает его. Поэтому максимального физиче- ского усилия человеку удается достичь именно в момент задержки дыха- ния на вдохе.
Источники аутогенной тренировки уходят в многовековое прошлое раз- личных систем самосовершенствования и саморегуляции. Это древнеин- дийская система йогов, китайская и тибетская медицина, учение о вну- шении и самовнушении, практика гипноза, исследование активной регуляции мышечного тонуса, многообразный психотерапевтический и психолого-педагогический опыт. Так, например, йога как система интеллектуально-физических процедур дает возможность поддерживать жизнедеятельность и эффективное функционирование в экстремальных условиях.
А. т. позволила усовершенствовать систему физических и психических приемов, которые изменяют тонус мышц и кровеносных сосудов, влия-
ют на динамику некоторых психических процессов, общее состояние че- ловека. В результате становится возможным преднамеренное и само- стоятельно регулируемое воздействие на многие физиологические функ- ции организма, на самочувствие и степень активности психических про- цессов.
Занятие аутогенной тренировкой может помочь военнослужащим акти- визировать свой отдых в целях повышения продуктивности деятельности, улучшить контроль за своим эмоциональным состоянием в стрессовых си- туациях, повысить способность к пониманию психического состояния других.
АУТОГИПНОЗ(от греч. сам, сон) – гипноз, вызываемый самовнушени- ем с помощью вербальных и невербальных воздействий. В состоянии гип- ноза сужается объем сознания, оно фокусируется на содержании само- внушения. А. используется в настоящее время как один из приемов аутогенной тренировки.
Склонность к аутогипнозу зависит от физического и эмоционального со- стояний, личностных особенностей, от развития способности к самоуправ- лению физиологическими и психическими функциями.
А. включает следующие этапы: 1) принятие решения; 2) беседа с самим собой; 3) фиксация внутренним взором собственного образа с желаемы- ми качествами; 4) закрепление новых качеств последующими реальными действиями. Ошибочно представление о том, что люди со слабым харак- тером легко поддаются аутогипнозу, а с сильным – трудно. Лучше всего приводят себя в состояние самогипноза интеллектуальные и физически тренированные люди, поскольку они обладают творческой фантазией, умением концентрировать внимание и владеть собой.
АФАЗИЯ(от греч. a – отрицательная частица и phasis – проявление) – расстройство речи, состоящее в полной или частичной утрате способности пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей и пони- мать высказывания окружающих, происходящей вследствие поражения определенных участков коры головного мозга (ранения, травмы).
АФОНИЯ– частичная или полная утрата речи, обусловленная психиче- ской травмой.
АФФЕКТ(от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – эмоциональ- ное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее в связи с резким критиче- ским изменением жизненно важных для человека обстоятельств при не- способности его найти адекватный выход из сложившейся ситуации. А. может нарушать нормальное протекание психических процессов – вос-
приятия, мышления, речи и др. А. фиксируются в сознании личности, сле- ды пережитых А. могут актуализироваться при определенных условиях, усиливаться, проявляется эффект накопления А. с последующей их раз- рядкой, порой в более острых формах. Лица, склонные к А., могут быть индукторами паники. Формами проявления А. в боевой обстановке могут быть боевая ярость, гнев, страх, ужас, индивидуальная и групповая пани- ка и т. д.
При А. сужается сознание, снижается самоконтроль, действия стано- вятся стереотипными и подчиняются эмоциям, а не логическому мыш- лению. Протекание А. сопровождается напряженной мимикой, жести- куляцией и другими выразительными движениями. Причинами А. могут быть: конфликт с другими людьми, противоречие между разными по- требностями или стремлениями человека, а также противоречие между требованиями, предъявляемыми к нему, и его возможностями выпол- нить их.
Аффективный страх, например, возникает при неспособности человека преодолеть неожиданно сложившуюся крайне опасную ситуацию. Он мо- жет захватить человека, подавить его разум и волю, парализовать способ- ность к действию и борьбе. Человек «цепенеет», пассивно ждет своей участи или бежит «куда глаза глядят». Впоследствии человек не может вспомнить отдельные моменты своего состояния и поведения, чувствует себя разбитым и подавленным.
Усилием воли можно предотвратить вспышку А. Чем более развиты волевые качества, тем меньше человек поддается А. или вообще его не допускает. Отвлечение и переключение внимания также может ослабить или предупредить А. Неслучайно вспыльчивым людям жи- тейская мудрость дает совет в момент возбуждения сосчитать до ста или немедленно начать что-то делать – пилить, строгать, копать, чи- тать стихотворение и т. п. При этом сознание освобождается от эмо- ционального «захвата» и человек начинает управлять своим состояни- ем и поведением.
АФФИЛИАЦИЯ(от англ. to affiliate – присоединять) – актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми.
Присутствие других людей уменьшает у такого человека тревогу и страх. Отсутствие возможности общаться, одиночество для личности, склонной к аффилиации, вызывает беспокойство и даже страдание. Для людей, не склонных к А., нахождение в массе, толпе неприятно, они не чувствуют себя защищенными. Предпочтительное общение для них – один на один с собой. Оправдание такому поведению нашло свое место в афоризме:
«бараны пасутся стадами, львы ходят одиноко».
Б
БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ(от фр. преграда, препятствие) – психическое состояние, препятствующее выполнению тех или иных дей- ствий, решению задачи, ответу на вопрос, достижению взаимопонимания. Причинами возникновения Б. п. являются непривычные внешние усло- вия, новизна и опасность ситуации, а также неподготовленность человека к восприятию неприятной информации, отсутствие гибкости и быстроты мышления, неготовность к выполнению прямых требований, приказов и т. д. В социальном поведении индивида Б. п. представлен коммуникатив- ным барьером (барьер в общении), возникающем вследствие резкого рас- хождения оценки и смысла обсуждаемого события, факта.
БДИТЕЛЬНОСТЬ– неослабленное внимание отдельных лиц, групп лю- дей, политических партий, руководства государств и вооруженных сил (воинских частей и подразделений) по отношению к планам и действиям своих противников и оппонентов.
БЕЗНАДЕЖНОСТЬ– психическое состояние, характеризуемое потерей перспективы, неверием в будущее, переживанием бесполезности усилий, ожиданием худшего. Б. может быть реальной, если человек попал в ис- ключительно неблагоприятные для него условия, и мнимой, надуманной, если он неосознанно или сознательно преувеличил опасные последствия обстоятельств. Б. преодолевается оказанием помощи человеку со сторо- ны других людей, поисками выхода из трудной личной ситуации, отноше- нием к смыслу происшедших событий, формированием стрессоустойчи- вости и т. п.
БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС(от лат. reflexus – отражение) – врожден- ное, инстинктивное реагирование организма на стимул; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значимые изменения внутренней и внешней среды.
БЕСЕДА– метод психологического изучения личности военнослужаще- го, когда в ходе равноправного и равнопозиционного общения с испытуе- мым психолог получает диагностически значимую информацию о лично- сти испытуемого.
В ходе беседы человек объясняет другим людям особенности своего по- ведения и психического состояния в той или иной ситуации. Условием успеха Б. является доверие испытуемого к исследователю, создание бла- гоприятной психологической атмосферы. Полезную информацию во вре- мя Б. дает исследованию внешнее поведение испытуемых, их мимика, же-
сты, интонация речи. В Б. психолога с военнослужащим могут быть выявлены мотивы его поступления в вуз, уровень мышления, общего раз- вития и т. п.
Успешное использование Б. как метода исследования возможно при соот- ветствующей квалификации психолога, предполагающей умение устано- вить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свобод- ного выражения и одновременно «отделить» личные отношения от содержания беседы. В работе ряда ведущих психологов мира Б. ис- пользовалась как самостоятельный метод исследования («клиническая беседа» Ж. Пиаже, «психоаналитическая беседа» 3. Фрейда).
БЕСЕДА КОНСУЛЬТАТИВНАЯ– основная форма психологического консультирования; процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои вну- тренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении и преодоления возникающих в личной жизни и профессиональной дея- тельности проблем.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ– сфера индивидуальной или коллективной пси- хики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъ- екта в данный момент в сознании не актуализируются.
Включает актуально неосознаваемые действия и психические явления. Примером являются привычки, навыки, некоторые установки, реакции, воспоминания, образы. Б. может стать осознанным, а осознаваемое –вре- менно неосознаваемым. Между сознанием и бессознательным нет особых границ и непреодолимых препятствий. Сознательными установками чело- век может менять состояние неосознаваемых психических явлений, по- следние могут способствовать функционированию сознания. Примером является связь кратковременной и долговременной памяти. Развитие проблемы Б. было связано с психопатологией, с изучением влияния нео- сознаваемых в гипнозе внушений на сознательное поведение. В настоя- щее время исследуется место и роль Б. после чрезвычайных событий в на- правленности личности, поведении толпы.
БЕСХАРАКТЕРНОСТЬ– образное понятие, применяемое в психологии для подчеркивания аморфности личности, отсутствия целостности и ста- бильности в поступках, деятельности, подверженности внешним влияни- ям других людей, дефицитом воли. Особенно негативными последствиями отличается Б. командира в боевой обстановке.
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН– повторение в индивидуальном развитии организма, особенно на эмбрионной стадии, некоторых черт развития
своего вида. Первым обратил внимание на это явление Ч. Дарвин. Как за- кон его сформулировала Э. Геккель (1866): история развития индивиду- ального организма сжато повторяет основные стадии развития ряда пред- шествующих его форм. Американские психологи С. Холл, Дж. Болдуин и др. попытались представить отношения человека как повторение антро- погенеза и историческое развитие человечества. Раннее детство сравни- валось с периодом первобытного собирания плодов и выкапывания кор- ней, возраст от 5 до 12 лет – с периодом охоты, старший возраст – с периодом промышленного производства и т. д.
В индивидуальном психическом развитии человека действительно наблю- даются отдельные черты исторического развития человеческого рода, на- пример, переход от наглядно-действенного и наглядно-образного мышле- ний, характерных для детства и раннего периода развития человечества, к абстрактным его видам. Однако для переноса Б. з. на человеческое раз- витие в целом нет достаточных оснований.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД– метод психодиагностики, позволяющий на основе изучения документальных источников проанализировать жиз- ненный путь человека, в процессе которого формируется личность.
Б. м., как и автобиография, воссоздает атмосферу реальной жизни чело- века, является источником знаний о его духовном развитии, об этапах пройденного жизненного пути. Метод играет большую роль в пропаганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творче- стве.
БИОГРАФИЯ(от греч. bios – жизнь и grapho – пишу) – 1. Наиболее важные события жизненного пути личности, истории ее развития. 2. Жиз- неописание человека, история развития его личности. Ш. Бюлер назвала жизненный путь индивидуальной историей, точно сохранив его индивиду- альный характер и одновременно подчеркнув его закономерность, как вся- кой истории.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ– особенности его организма, типа нервной системы, строение тела, мозга, органов чувств. В течение жизни человека составляющие Б. в ч. в разной степени изменяются. Наряду с биологическим в человеке существует и проявляется социальное и пси- хологическое. Наличие взаимных влияний психологических и телесных явлений были замечены еще в древности: положительные переживания способствуют здоровью, отрицательные – подрывают его. Хронические болезненные процессы в организме травмируют, деформируют психику. Нарушение обмена веществ может привести к психическому заболева- нию. Без анализа и учета взаимосвязи биологического и психического не- возможно объяснить и понять эволюцию живого, генетическую обуслов-
ленность психических качеств, выявить влияние психологического и биологического на построение внутреннего мира человека. Если био- логическое функционирует и проявляется в том же направлении, что и пси- хическое, регуляция поведения становится надежнее. Культура биологи- ческого также необходима, как и культура психического.
Человек как часть живой природы получает врожденные и унаследован- ные естественные возможности для психического развития. Вся генетиче- ски закрепленная система свойств и механизмов является общей исходной предпосылкой дальнейшего развития индивида, обеспечивает его универ- сальную готовность к личностному совершенствованию.
Проблема биологического в человеке затрагивает вопрос о соотношении врожденного и приобретенного. Здесь психологии может оказать помощь генетика, представляя материал относительно механизмов наследования определенных природных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и т. д. Психогенетика может способствовать выявлению роли генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей че- ловека.
БИОРИТМЫ(от греч. жизнь и размеренность, слаженность) – пери- одические положительные и отрицательные изменения интенсивности протекания физиологических и психических процессов. Изменения быва- ют суточные, месячные, сезонные, годовые и т. д. В соответствии с био- логической целесообразностью сон сменяется бодрствованием, происхо- дит суточное изменение температуры тела, изменяются частота сокращения сердца, дыхание и т. д. Повышаются интенсивность большинства физио- логических процессов и чувствительность органов чувств. В каждом меся- це есть благоприятные и неблагоприятные дни для самочувствия, здоро- вья и деятельности человека, что важно учитывать при прогнозировании поведения людей в сложных ситуациях. Для сезонных ритмов характерно повышение обмена веществ весной и понижение зимой. В организме мно- жество Б. действует не хаотически: существует их определенная иерархия и взаимосвязанность. Б. отражают глубинные закономерности жизни и поэтому их изучение способствует пониманию законов индивидуального и исторического развития человека.
БИХЕВИОРИЗМ– одно из ведущих направлений в психологии, предме- том изучения которого является поведение как совокупность реакций на внешние и внутренние стимулы. Бихевиоризм является теоретической основой поведенческой психотерапии.
Программу Б. провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878–1958), который считал, что надо изучать не сознание, а поведение. При изучении непосредственных связей стимулов и реакций, Б. вначале привлек внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта, проти-
востоял ассоцианизму и управлению поведением. В конце 20-х и начале 30-х гг. возникли необихевиористические когнитивные теории условных реакций, промежуточных переменных (намерение, ожидание, знание), преломляющих различные воздействия на поведение.
Большинство экспериментов бихевиористы провели на животных, а потом установленные закономерности реакций в ответ на воздей- ствия окружающей среды перенесли на человека. Они полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формиро- вать у человека разные черты поведения. Однако, недооценив роль це- лей, мотивов, представлений, мышления, самосознания, психической саморегуляции и т. д. в поведении и деятельности человека, Б., несмо- тря на высокую экспериментальную культуру исследования навыков, привычек, «стимулов – реакций», не смог преодолеть трудности пси- хологического познания, оказался уязвимым в методологическом и те- оретическом отношениях, утратил свое первоначальное влияние. В на- стоящее время лишь немногие из психологов-бихевиористов продол- жают защищать исходные принципы. Так, Б. Скиннер такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и т. д., называет объ- яснительными фикциями и призывает изучать вероятные последствия поведения.
БЛАГОРОДСТВО– морально-психологическое качество личности, по- зволяющее достойно вести себя в сложных ситуациях, возвышаться над стечением обстоятельств и совершать бескорыстные поступки.
Б. – следствие гуманистических ориентаций и установок, доброжелатель- ности, честности, открытости. Благородный человек с большим уважени- ем относится к тем, кому он помогает, отличается высокой нравственно- стью и самоотверженностью.
БОЕВАЯ АКТИВНОСТЬ– степень интенсивности боевых действий во- еннослужащих, подразделений, частей и войск в целом по выполнению поставленных задач. Характеристика действий войск, противоположная боевой пассивности.
БОЕВАЯ ВЫУЧКА– уровень полученных военнослужащими в процессе боевой подготовки военно-профессиональных знаний, навыков, умений; обученность военнослужащих ведению боевых действий в соответствии с их предназначением. Б. в. – один из важнейших показателей боевой го- товности, включающий полевую, морскую и воздушную выучку.
БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ– состояние, определяющее степень подготов- ленности войск к выполнению возложенных на них боевых задач. Б. г. включает в себя моральную и психологическую готовность к бою.
БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ– процесс достижения целей вооруженной борьбы путем осуществления против врага вооруженного насилия для принуждения его прекратить сопротивление; вид воинской деятель- ности, имеющий место в условиях войны, боя (выполнения боевых задач). Боевая деятельность – сложная форма противоборства с противником в самых крайних и острых ф