Л.а. кандыбович, с.л. кандыбович, а.г. караяни, и.в. сыромятников

ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

Учебное пособие

Под общей редакцией

Доктора психологических наук, профессора, члена – корреспондента РАО

Ю.П. Зинченко

Москва 2010

УДК 159.9(035) ББК 88я2

В 63

Авторский коллектив:

В 63

Л.А. Кандыбович, доктор психологических наук, профессор; С.Л. Кандыбович, доктор психологических наук, профессор; А.Г. Караяни, доктор психологических наук, профессор;

И.В. Сыромятников, доктор психологических наук, профессор.

Военно-психологический словарь-справочник / под общ. ред. Ю.П. Зин- ченко. М.: ИД Куприянова / Общество психологов силовых структур, 2010. – 592 с.

Потребность издания военно-психологического словаря-справочника обусловле- на повышением роли военной психологии в укреплении боеготовности и боеспособно- сти ВС РФ, широким использованием должностными лицами воинских частей и под- разделений психологических знаний в работе с военнослужащими, сворачиванием под- готовки профессиональных военных психологов в вузах МО РФ, необходимостью стан- дартизации употребления в образовательном процессе вузов, готовящих психологов для армии, и нормативных документах военно-психологических терминов и понятий.

В настоящий словарь-справочник включены понятия, составляющие основной те- заурусный контекст терминологии, которой оперирует современная военная психоло- гия как наука и сфера практической деятельности соответствующих специалистов. Все слова расположены в алфавитном порядке. Большинство статей снабжено ссылками, выделенными курсивом, следуя которым можно составить более полное представление о различных аспектах интересующего понятия. Важными составными частями пособия являются: тематика докторских и кандидатских диссертаций, защищенных по военной психологии, начиная с 1942 года; биографические сведения о военных психологах- докторах наук; обширный список публикаций по военно-психологической тематике.

Пособие адресовано курсантам и студентам вузов, готовящимся к деятельности во- енного психолога, офицерам, самостоятельно осваивающим психологические знания, а также должностным лицам, заинтересованным в корректном употреблении и применении психологических знаний в практической работе с военнослужащими и членами их семей.

ISBN 978-5-904581-04-6

УДК 159.9(035) ББК 88я2

Авторским коллективом при подготовке словаря использованы материалы диссер- тационных исследований по проблемам воинской деятельности и психологическому обеспечению боевых действий, исследовательские материалы, а также некоторые ста- тьи общепсихологических словарей отечественных и зарубежных авторов.




ISBN 978-5-904581-04-6

© Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л, Караяни А.Г., Сыромятников И.В.

© Оформление, студия «Этника», 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................... 4

РАЗДЕЛ I. ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ....................... 9

РАЗДЕЛ II. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ .................................... 399

РАЗДЕЛ III. ДИССЕРТАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ

ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ........................................... 467

РАЗДЕЛ VI. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СПРАВКИ

О ВОЕННЫХ ПСИХОЛОГАХ –

ДОКТОРАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ................ 511

ВВЕДЕНИЕ

События, случившиеся у южных границ России в августе 2008 г., еще раз отчетливо показали чрезвычайную хрупкость мира и возможность разви- тия международных отношений по самым драматическим сценариям. В таких условиях многократно обостряется актуальность укрепления обо- роноспособности государства, боевой мощи Вооруженных Сил. В струк- туре этой мощи важнейшее место занимает моральный дух воинов.

Для того, чтобы лучше понять, что представляет собой моральный дух войск, необходимо глубже разобраться в психологической специфике бо- евой деятельности.

В классификационной схеме экстремальных видов деятельности боевая деятельность выделяется крайней выраженностью характеристик экстре- мальности. По степени опасности для жизни и здоровья человека, напря- жения его духовных, психических и физических возможностей по негатив- ным психологическим последствиям с ней не может сравниться ни один другой вид деятельности.

В основе этого явления лежат закономерно проявляющиеся факторы, как то:

1. Нормативно заданная принудительная схема активности воен- нослужащего в боевой обстановке.

Исследования поведения человека в чрезвычайных ситуациях показывают, что если обычный человек в наиболее опасных и драматических ситуациях природного бедствия, техногенной катастрофы, эпидемии, войны и др., как правило, может действовать согласно инстинкту самосохранения (убежать, спрятаться, бездействовать и т.п.), то военнослужащий в самые опасные мо- менты боя обязан продолжать выполнение боевой задачи, преодолевая со- противление своей природы, мощных врожденных регуляторов активности.

2. Особая активность, направленность, непредсказуемость и ге- терогенность боевых факторов.

В большинстве экстремальных ситуаций факторы опасности, как прави- ло, более или менее однородные, проявляются по определенным объек- тивным законам, ритмам и поэтому предсказуемы.

Боевая деятельность отличается, во-первых, специальной активной на- правленностью экстремальных факторов против человека. Противобор- ствующими сторонами создаются и применяются специальные орудия по- ражения, «выискивающие» противника (прицелы, обнаруживающие че- ловека на предельных расстояниях, датчики, реагирующие на тепло, дви- жение, изменение объема помещений, высокоточное оружие и т.д.), при- нимаются исчерпывающие меры по недопущению использования им средств защиты (снаряды и пули с высокой бронепробиваемостью, отрав- ляющие вещества с высокой степенью проницаемости и т.д.).

Во-вторых, сочетанием разнокачественных угроз. Во время боя воину приходится видеть, слышать и обонять такое, с чем ему никогда не при- ходилось сталкиваться в гражданской жизни. Постоянное недосыпание, действия в условиях недостаточной видимости, плохой погоды, смертель- ной усталости, голода, одиночества, созерцания нечеловеческих мук то- варищей, это – сущий ад, в котором нет места, где солдат может чув- ствовать себя в относительной безопасности или расслабиться. Чело- век, опасающийся за свою жизнь, находится в постоянном напряжении, пытаясь предугадать время, природу и характер своей гибели (Макнаб К., 2002).

В ходе одного боя, протяженностью в несколько минут, по участникам мо- гут быть нанесены ракетные, авиационные, артиллерийские удары, с ис- пользованием обычных, ядерных, химических, биологических или зажи- гательных боеприпасов, применены средства дистанционного и обычного минирования, психологическое оружие, оружие несмертельного дей- ствия, фронтальные атаки танков и пехоты противника, удары в тыл, во фланг, диверсионные группы и т.д. В бою опасность ожидает человека из космоса, с воздуха, с земли, из-под земли, с акваторий. Экстремальные факторы боя могут воплощаться в конкретные объективированные фор- мы или быть неосязаемыми, действовать явно или незаметно для челове- ка. Они могут целенаправленно создаваться противником и проявляться вследствие просчетов в организации боевых действий и их всестороннего обеспечения.

В-третьих, постоянством и продолжительностью действия угрожающих факторов. Если обычный человек в зоне природного бедствия или ката- строфы и даже в ходе войны может находить возможность для передышки (между толчками землетрясения, между приливами наводнения, между бомбежками и т.д.), то военнослужащий пребывает в ситуации опасности постоянно (днем и ночью, на линии соприкосновения с противником, в глубоком тылу, в тылу противника).

3. Специальная, изощренная, основанная на последних достижени- ях науки и техники деятельность противоборствующих сторон по подрыву, истощению психологических возможностей неприятеля, осуществляемая в виде психологических операций.

Столетие назад Г.Е. Шумковым была обозначена важнейшая область на- учного интереса военной психологии. Он отмечал, что бой – это воору- женное столкновение с противником, который воздействует на бойцов не только поражающими факторами оружия, но и различными действиями, несущими в себе элементы психологического воздействия. И от того, на- сколько удастся поразить психику противостоящего войска, будет зави- сеть успех в сражении. Поэтому командиры должны «не только истре- блять врага, но главным образом, устрашать его, действуя на его психику, поддерживая и экономя психическую энергию в своих войсках (Шум- ков Г.Е., 1905).

Практически с первых дней своего существования, отечественная военная психология исходит из того, что «подготовить бой, подготовить наступле- ние – равносильно понятиям, – «подорвать», «расшатать», «убить пси- хические силы противника» (Корф Н.А., 1906). Важнейшим направлением военно-психологических исследований в развитых странах является анализ психологических механизмов, закономерностей, факторов эффективности информационно-психологического деморализующего воздействия на про- тивника, разработка эффективных видов «психологического оружия».

4. Участие военнослужащих в жестоком насилии по отношению к противнику.

Действия участников большинства экстремальных событий направлены на достижение очевидно просоциальных, созидательных целей (спасение себя и окружающих, защита от бедствия, восстановление объектов и си- стем, ликвидация последствий и т.д.). Целью участника боевых действий является физическое уничтожение противника, его боевой техники, си- стем вооружения, объектов и т.д. Нередко в результате боевых действий страдает мирное население.

Мотивация боевой деятельности сложна и противоречива. В ней широкие социальные мотивы представлены в свернутом виде и не всегда осознают- ся военнослужащими. Все это создает условия для развития острого вну- триличностного конфликта.

5. Разрыв на длительное время социальных связей с ближайшим со- циальным окружением, с родными и близкими.

Во многих видах экстремальных ситуаций поблизости могут находиться родственники и друзья, оказывающие друг другу психологическую под- держку.

Для солдата же разрыв с привычным социальным окружением выступает одним из главных факторов психотравматизации. В связи с этим важней- шей психологической опорой воина в боевой обстановке выступает кол- лектив сослуживцев.

6. Одним из атрибутов войны является плен, в котором соединя- ются самые чудовищные виды психологического насилия человека над человеком.

По силе травмирующего воздействия плен, по-видимому, превышает взя- тие человека в заложники, его ожидают физическое насилие, утрата че- сти, достоинства, социального статуса и т.д.

Перечисленные факторы боя создают обстановку чрезвычайной экстре- мальности, превышающую резистентные и адаптивные возможности от- дельного, специально не подготовленного человека. Следствием этого могут быть травматический стресс, фрустрация, различные формы деви- антного поведения и психические расстройства разных уровней.

Таким образом, с психологической точки зрения боевая деятельность су- щественным образом отличается от других видов деятельности человека. Вследствие этого при ее научном осмыслении возникают новые термины, понятия, категории. Нередко они вводятся авторами диссертационных ис- следований, учебников, учебных пособий. Отдельные термины использу- ются в конкретных научных военно-психологических школах. Иногда во- енные психологи, разрабатывающие близкие научные направления, го- ворят об одном и том же явлении, используя разные термины. Эта терми- нологическая разобщенность негативно сказывается на практической де- ятельности психологов войсковых частей.

В настоящее время идет радикальное изменение структур психологиче- ской работы в ВС РФ. Одним из результатов происходящих преобразова- ний является отказ от профессиональных военных психологов, входящих в штатную структуру воинских частей подразделений. Костяк психологи- ческой структуры в армии и на флоте составят гражданские психологи, не прошедшие специальной военно-психологической подготовки. Все это остро ставит вопрос о создании хотя бы минимально необходимых методи- ческих условий для овладения ими основами военно-психологических знаний и вхождения в должность.

В последнее время в России наблюдается своеобразный «бум» издатель- ства психологической литературы. Существенную часть продаваемых книг по психологии составляют переводные издания зарубежных авторов, представляющие различные психологические школы, и научно-попу- лярная психологическая литература. Оценивая позитивное значение са- мой возможности приобщения военных психологов к психологическому знанию, необходимо отметить и негативные стороны этой возможности. Они прежде всего связаны с тем, что имеет место ярко выраженное раз- личие в трактовке представителями различных традиций одних и тех же психологических явлений, употребление узкоспециальных терминов при их описании, выделение различных сторон описываемых феноменов.

В этих условиях у лиц, не имеющих военно-психологического образова- ния, могут возникать серьезные затруднения в самостоятельном овладе- нии профессиональными знаниями. Источником таких знаний для каждо- го психолога могут стать издания, по-разному объясняющие психическую реальность. В результате создаются препятствия для формирования еди-

ного для всей психологической структуры ВС РФ категориально- понятийного пространства, общего языка профессиональной деятельно- сти и взаимодействия военных психологов. Попытки упорядочения кате- гориального аппарата военной психологии, предпринимавшиеся ранее, не доведены до логического завершения.

В связи со свертыванием работы кафедр, осуществляющих профессио- нальную подготовку военных психологов и ее научно-методическое обе- спечение, у субъектов военно-психологической работы будут снижены возможности доступа к базам диссертационных исследований и контактов с ведущими военными психологами России, возникает острая необходи- мость осуществить тщательную «инвентаризацию» тематики диссертаци- онных исследований и имеющейся научной, учебной и учебно- методической литературы по военной психологии. Одновременно для войсковых практиков представляется полезной информация о творческом пути, областях научных интересов и возможности установления контактов с ведущими военными психологами страны.

Перечисленные обстоятельства придают вопросу о разработке «Военно- психологического словаря-справочника» особую актуальность, теорети- ческую и практическую значимость. Словарь-справочник позволит ре- шить следующие задачи:

1. Обеспечить единый подход к пониманию военными психологами, ко- мандирами, специалистами органов воспитательной работы, медицин- ской службы и другими специалистами психологических явлений, сущно- сти и содержания психологической работы в ВС РФ.

2. Создать предпосылки для обеспечения преемственности в усилиях должностных лиц по осуществлению психологического обеспечения всех видов воинской деятельности в условиях кадровых, структурных и иных изменений.

3. Расширить теоретические основы самообразования военных психоло- гов.

4. Создать возможности для контактов войсковых практиков с ведущими учеными в области военной психологии.

Словарь-справочник составлен по образцу подобных изданий, вбирает их опыт, отдельные содержательные моменты, акцентирует собственно военно-психологические феномены, характерные для учебной и боевой деятельности военнослужащих. В этом отношении он является уникаль- ным пособием для военных психологов, командиров, офицеров структур воспитательной работы, преподавателей, курсантов, слушателей, студен- тов военных и гражданских вузов.

РАЗДЕЛ I

Наши рекомендации