В структуре личности он выделил три сферы: бессознательную, предсознательную и сознательную.
Структуры личности расположены, по Фрейду, в этих трех слоях.Вся бессознательная сфера личности, не доступная самосознанию, расположена в структуре ид(оно). Эта структура – энергетическая база личности. В ней содержатся врожденные бессознательные инстинкты человека (основными из них являются постоянно противоборствующие инстинкты жизни и смерти). Эти инстинкты постоянно стремятся к удовлетворению, разрядке и детерминируют всю деятельность человека. Находясь в состоянии антагонистического конфликта с сознанием, они обусловливают постоянный внутриличностный конфликт. С инстинктами связана особая энергия –либидо, которая и направляет жизнедеятельность человека.Вторая структура личности – эго(я) – расположена, по Фрейду, в сознании и предсознании. Эта структура также является врожденной.
Третья структура личности – супер-эго – формируется в процессе жизни человека. Механизмом ее формирования являетсяидентификация – самоотнесение индивида с близким взрослым своего пола (отцом или матерью). К объекту идентификации индивид испытываетамбивалентные (противоречивые)чувства. У мальчиков это Эдипов комплекс (они ревнуют отца к матери), у девочек – комплекс Электры (ревнуют мать к отцу). Между указанными тремя структурами личности не существует устойчивого равновесия. Инстинкты диктуют личности такие желания, которые недопустимы в человеческом обществе. На страже соблюдения человеческих норм стоитсупер-эго – вместилище высших нравственных принципов. Это состояние постоянного внутреннего конфликта делает человека потенциальнымневротиком. Стремясь смягчить конфликт между ид и супер-эго, личность прибегает к различным механизмампсихологической защиты: вытеснению, рационализации, проекции, сублимации и регрессии.
Привытеснении (самой неэффективной форме психологической защиты) энергия либидо загоняется внутрь – не реализуется в деятельности, остается в человеке, вызывая напряженность его психического состояния. Подавленные желания постоянно дают о себе знать в виде оговорок, ошибок, описок и в виде символов, наполняющих сновидения человека ("Психопатология обыденной жизни", 1901 г.; "Толкование сновидений", 1900 г.).
Эффективным видом психологической защиты Фрейд считалрационализацию – придание инстинктивным стремлениям добропорядочной видимости. Человек, не осознавая своих подлинных побуждений, оправдывает их защитными мотивами, морально приемлемыми доводами.
Припроекции индивид приписывает другим людям те чувства и желания, которые сам испытывает.
Наиболее эффективный механизм психологической защиты –сублимация (возвышение) – направление сексуальных и агрессивных инстинктов в другое русло, в сферу культурной деятельности. (Произведения искусства, научные открытия и изобретения Фрейд считал результатом сублимации.) При этом происходиткатарсис – очищение тела от темных инстинктов. Регрессия же проявляется в снижении уровня поведения.
3. Фрейд открыл человечеству огромный мир, лежащий за пределами его сознания. Идеи Фрейда нашли многочисленных приверженцев. Возникли различные направления фрейдизма и неофрейдизма. Концепция Фрейда существенно повлияла на развитие мировой культуры – социологии, этнографии, искусства, медицины и др.
Фрейд ввел в психологию ряд новых категорий: бессознательная мотивация, защитные психологические механизмы, роль детских психотравм в поведении взрослого, структура личности, психическая организация личности, конфликтность личности и др. Заслуга Фрейда состоит также в соединении психологической теории с психотерапевтической практикой.
Поставив вопрос о естественной природе человека, Фрейд, однако, абсолютизировал эту его природу и недооценил социальную сущность человека. (Ближайшие сотрудники 3. Фрейда К. Г. Юнг и А. Адлер впоследствии разошлись с ним в трактовке этой проблемы.)
В начале XX в. ученик Вундта Освольд Кюльпе (1862–1915) основал в Вюрцбурге (Бавария)Вюрцбургскую психологическую школу, изучавшую высшие психические процессы – мышление и волю. Объектом научного анализа стало выполнение интеллектуальных заданий. В ходе экспериментов, совмещенных с самонаблюдением, вВюрцбургской школе было установлено, что мышление как психический процесс не сводится ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Сами ассоциации отбираются в мышлении в соответствии с тенденцией, установкой, возникающей в зависимости от принятой субъектом задачи. Вюрцбургская школа установила наличие несенсорных (безобразных) компонентов мышления – умственных действий и несенсорных системообразующих компонентов сознания –значений и смыслов.
В 1912 году во Франкфурте-на-Майне под руководством Макса Вертгеймера (1880–1943) возникла новая психологическаяшкола – гештальтпсихология (от нем. gestalt – форма, структура). В нее входили известные психологи Вольфганг Кёлер (1887–1967) и Курт Коффка (1886–1941). В опытах Вертгеймера по восприятию было установлено, что всоставе сознания существуют целостные образования (гештальты), неразложимые на сенсорные первоэлементы. Психические образы – не комплексы ощущений. Под влиянием концепции, выдвинутой в свое время Брентано, Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания:сознание активно – оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры – гештальты. Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею "атомизма" в психологии – представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений.
В исследованиях гештальтпсихологов было открыто множество феноменов зрительного восприятия: взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия, апперцепция, прегнантность – стремление восприятия к "хорошей" форме (простой и упорядоченной), константность восприятия – постоянство образа предмета, несмотря на изменение условий его восприятия, феномен "близости" – тенденция к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры. Многие явления психологии мышления гештальтисты также пытались объяснить в контексте вышеуказанных закономерностей.
Адаптивные формы поведения гештальтисты объясняли универсальным понятием "инсайт" (от англ. insight – озарение, усмотрение) – внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач.
Исследования гештальт-психологов показали, что психику человека нельзя объяснить только внешней детерминацией. Существуют и изначально сформированные в ней структуры, которые могут модифицировать внешние воздействия. Так, последовательно предъявляемые статические стимулы могут создать эффект движения (фи-феномен).
В это время в среде американских психологов под воздействием философии прагматизма возникает психологическая школа бихевиоризма, полностью отказавшаяся от понятия "сознание".Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии. Изучалось лишь внешне проявляющееся поведение.
Основателями бихевиоризма были Джон Бродес Уотсон (1878–1958) и Эдуард Торндайк (1874–1949). Термин "бихевиоризм" был введен в научный обиход в 1913 году Уотсоном. Но идейно бихевиоризм был подготовлен Торндайком. Использовав в опытах над животными "проблемный ящик" (лабиринт), он получил обширный экспериментальный материал по проблеме научения животных.
Достижением бихевиоризма была разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних воздействий и реакций организма на эти воздействия. Сложное поведение животных и человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия – стимулы (S). S → R – такова формула бихевиоризма.
Согласно бихевиоризму, человек при рождении имеет определенное количество врожденных схем поведения, на которые надстраиваются более сложные формы – "регуляторы поведения". Удачные реакции закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению ("закон эффекта"). Закрепление реакций происходит по "закону упражнений" – в результате многократного повторения они автоматизируются.
В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Однако в целом категориальная система бихевиоризма осталась крайне ограниченной. Бихевиоризм игнорировал важнейшие психические компоненты действия – мотивацию и психические образы действия как ориентировочную основу его реализации. Из психологии поведения людей полностью исключался социальный фактор. Мозг животного и человека рассматривался бихевиористами как "черный ящик".
В начале XX в. технический прогресс актуализировал проблему психологических основ эффективной производственной деятельности, торговли, рекламного дела – менеджмента и маркетинга, как потом стала называться вся сфера производства и обмена.
Еще в 80-х годах XIX в. американский инженер Ф. У. Тейлор (1856–1915) разработал систему мер рационализации труда. Все рациональные приемы организации труда Тейлор обосновал своими эмпирическими психологическими представлениями. Это резко повысило престиж психологических знаний в среде организаторов производства, вызвало интерес общества к проблеме нервно-психического потенциала работников в различных сферах производства. Делаются попытки определить оптимальную продолжительность и структуру рабочего времени, исследуется проблема утомляемости, разрабатываются методы анализа профессий (профессиограммы) и профессиональной пригодности.
В 30–60-х годах XX в. в зарубежной психологии интенсивно разрабатываются различные направления психоанализа. Одно из этих направлений возглавил Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психиатр и психолог, основательаналитической (глубинной) психологии.
Юнг выступил против постулата Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности индивида. Он разработал учение о двух видах бессознательного –личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые, травмировавшие впечатления) формируется в жизни индивида. Коллективное бессознательное – сверхличное бессознательное, древнейшая (архаичная) психика индивида, сформированная в процессе исторического развития человечества. Форма проявления коллективного бессознательного – инстинкты и архетипы – различные верования, мифы, предрассудки, архетипические образы и символы.
Основанием для введения понятия "архетипы" послужила психиатрическая практика Юнга. Он обнаружил некоторое общее содержание в фантазиях больных и одинаковую последовательность в их чередовании. Психическое развитие индивида Юнг рассматривает как процесс, детерминируемый изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида, К. Г. Юнг выступил с концепциейглубинной психологии: "Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих"*.
* Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 65.
К. Г. Юнг выделил два типа личности – экстравертированный и интровертированный (от лат. extra – вне и intro – внутрь).Экстравертированный тип личности отличается некоторой отчужденностью субъекта от себя, пониженной значимостью для него субъективного мира. Этот тип личности отличается повышенной социальной адаптацией, активным воздействием на социальную среду, адекватным отражением своих социальных связей, оптимальным уровнем притязаний.Интровертированный тип личности характеризуется преимущественной обращенностью сознания личности на внутренний мир, приданием ему высшей ценности, повышенным самоанализом, недостаточной адаптированностью к социальной среде.
Другим направлением психоанализа стало учение Альфреда Адлера (1870–1937) – австрийского психолога, создателяиндивидуальной психологии: концепции внутреннего единства психической организации личности, обусловленного ее стремлением к успеху, самореализации, социальной идентификации. Осознавая свои дефекты, личность стремится, по Адлеру,компенсировать их, прибегая к гиперкомпенсации. Все это и образует "психические комплексы" индивида, сферу его подсознания, стиль жизнедеятельности. Развивающийся у личности "комплекс неполноценности" (термин введен Адлером) может быть причиной невроза. Адлер, в отличие от Фрейда, связал подсознание не с сексуальными, а с социальными факторами. Патологию личности Адлер объяснял ее неспособностью к социальной кооперации.
Наряду с рассмотренными направлениями классического психоанализа в 30-х годах возникает широкое направление неофрейдизма.
Наиболее крупным представителем неофрейдизма является Эрих Фромм (1900–1980) – немецко-американский психолог, основательгуманистической психологии. Трагизм человеческого рода Фромм усматривает в его освобожденности от инстинктивной предопределенности поведения.
Оставаясь частью природы, человек в то же время вытеснен за ее пределы. Осознавая себя, человек постоянно осознает ограниченность своего существования. Ум человека и его естественная природа двойственны. Человек не может прожить спокойно, лишь повторяя образцы поведения своего вида, он должен жить сам. Существование человека – нескончаемая цепь решаемых проблем. Эта экзистенциальная, сущностная противоречивость человека порождает у него постоянное чувство неустойчивости, напряженности. У человека нет экологической ниши. Его "ниша" – общечеловеческая культура. Но и здесь его подстерегают опасности.
"Коротко говоря, – пишет Фромм, – человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие и каким они его ожидают увидеть. Противоречия между "Я" и миром пропадают, а вместе с тем – сознательный страх одиночества и бессилия. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской, характерной для некоторых животных. Они настолько схожи с окружающей средой, что их с трудом можно отличить от нее. Человек, который уничтожил свое индивидуальное "Я" и стал автоматом, идентичным с миллионами других автоматов вокруг него, не испытывает больше чувства одиночества и тревожности. Однако цена, которую он платит, велика – это потеря самого себя"*. Люди подсознательно подчиняются ожиданиям других людей.
В конце концов это приводит к замене собственного "Я" на псевдо-"Я". И часто люди подавляют лучшие качества, заменяя их навязанными извне суррогатами чувств и мыслей. Мы есть то, говорит Фромм, чем мы должны быть в соответствии с потребностями общества, в котором живем.
*Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
Фромм отверг постулат Фрейда об изначальной порочности человеческой природы. Он показал, что экономические, идеологические и психологические факторы находятся во взаимодействии.На изменения внешней обстановки человек реагирует не сексуальными рефлексами, а изменением самого себя. Фромм выступил как гуманизатор психологии, придал ей социокультурную направленность. Человек, по Фромму, является пленником не инстинктивных побуждений, а созданных им политических институтов и идеологом. Сам по себе человек не является ни плохим, ни хорошим. Он открыт для самосозидания в любом направлении.
Человек – единственное животное, для которого собственное существование – проблема.
Само существование человека выступает, по Фромму, в двух противоборствующих модусах –быть и иметь. Существование в модусеиметь заглушает коллизию человеческого бытия, обеспечивает ему иллюзорную самодостаточность. Тенденцияиметь стимулируется и его биологической природой. Тенденциябыть черпает силы в человеческой духовности, обусловлена глубинными подлинно человеческими потребностями*.
* См.: Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986; он же. Душа человека. М., 1992; он же. Психоанализ и этика. М., 1993.
Таковы вкратце взгляды основоположника гуманистического психоанализа Эриха Фромма, которого считают и отцом экзистенциальной психологии (от лат. existentia – существование). Экзистенциальная психология предполагает анализ личности во всей полноте и уникальности ее бытия*. Являясь одним из направлений гуманистической психологии, она акцентирует внимание на проблеме жизни и смерти, проблемах общения, любви и одиночества, поиска смысла существования.
* Гуманистическая и экзистенциальная психологии возникли на основе персоналистической психологии и являются ее продолжением. Начало этого психологического направления было положено в конце 30-х годов немецким психологом Вильямом Штерном (1871–1938). Центральным понятием психологии является, по Штерну, понятие о личности как о целесообразующей целостности. В США персоналистическое направление было продолжено А. Маслоу (1908–1970), Г. У. Олпортом (1897–1967) и др.
Объектом исследования психологи-персонологи сделали личность, стремящуюся к самоисполненности. Однако человека персоналисты трактуют как носителя изначально заданной "человеческой природы".
В середине XX в. формируетсяшкола необихевиоризма.
Один из лидеров необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886–1959) предпринял попытку соединить идеи бихевиоризма с идеями гештальтпсихологии и фрейдизма, введя в строгий бихевиоризм Уотсона понятиевнутренних переменных – мотив, цель, построение и проверка гипотез. Рассматривая не отдельные поведенческие реакции, а целостный поведенческий акт, преодолевая механистический взгляд строгого бихевиоризма на формирование навыков, Толмен выделил познавательный компонент научения. Он установил, что научение может происходить и без подкрепления (скрытое научение)*. Большую известность приобрело исследование Э. Ч. Толмена "Целевое поведение у животных и человека" (1932 г.).
* Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
Концепция Толмена о внутренних переменных была поддержана и развита Кларком Леонардом Халлом (1884–1952), экспериментально исследовавшим формирование понятий и навыков ("Система поведения", 1952 г.). Выступая как лидер американской психологии 30–50-х годов, Халл пытался создать новую психологическую систему, интегрированную с нейрофизиологией.
Отдельные элементы этой новой психологической парадигмы были взяты на вооружение многими психологами и даже нейрофизиологами. Так, еще в 40-х годах в работе "Принципы поведения" (1943 г.) Халл выявил многие механизмы саморегуляции организмов. Для приспособительного действия, постулирует Халл, необходимы как некоторое состояние организма, так и соответствующее воздействие среды, которые должны совпасть, чтобы вызвать реакцию эффекторных органов. Халл выдвинул плодотворную идею "афферентного нервного взаимодействия", согласно которой реакции организма осуществляются в соответствии с тем, какие нервные ансамбли возбуждаются данным стимулом*.
* См. : Холл К. Л. Принципы поведения // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. С. 38–58.
В развитии общей теории регуляции человеческого поведения значительную роль сыгралатеория "поля" немецкого психолога, эмигрировавшего в США,Курта Левина (1890–1947). Будучи руководителем центра по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте и контактируя с Винером, разрабатывавшим в то время в том же институте основы кибернетики, К. Левин исследовал проблему групповой динамики. Используя физическое понятие "поле", Левин ввел понятиепсихологического пространства. Жизненное пространство индивида Левин рассматривал как некое целостное поле, внутри которого возникают и взаимодействуютпсихологические силы – стремления, уровни притязаний, лидерские проявления, конфликты. Эти силы имеют определенную величину, направленность и точки приложения (Левин предложил обозначить их математическими знаками). Одни районы поля притягивают индивида, другие его отталкивают, т. е. имеют отрицательную или положительную валентность. Указанные силы организуют мотивационную структуру индивида. Для ее исследования Левином была разработана специальная экспериментальная методика. Поведение личности он связал с процессами групповой динамики. В связи с этим им были разносторонне исследованы психологические проблемы лидерства и межличностных конфликтов.