Эстетическая и эргономическая организация окружающей человека среды – признак культуры, цивилизованности, психологической компетентности общества.
Разные народы в разные времена вырабатывают свои эстетические нормы. Однако существуют и общепсихологические нормы оптимального восприятия объектов. Красиво то, что гармонично, а гармонично то, что оптимизирует процесс восприятия. Искусственно создаваемые объекты должны быть гармоничными и отвечать требованиям удобства, законам эргономики.
Греческое слово "harmonia" означает стройность, соразмерность, уравновешенность частей целого. Части гармоничного объекта подразделены, соподчинены, упорядочены так, что обеспечивают определенную направленность внимания. Оптимальному восприятию объекта способствует его функционально-структурная организация.
Объединению элементов объекта в целостные образы содействует их ритмичность – закономерное чередование его частей. Ритмичность используется для поддержания активности восприятия, избежания монотонности. С этой целью используются ритмические изменения в пространственной протяженности элементов, в расстояниях между ними, чередовании их тональности, конфигурации (чередование утолщений и уточнений, выпуклости и вогнутости и т. п.).
В произведениях искусства широко распространена пропорция так называемого "золотого сечения" – меньшая часть объекта так относится к большей, как большая к целому (примерно 3 : 5, 5 : 8, более точно – 100 : 161). Положительное действие. - стимулов, находящихся в таком соотношении, было эмпирически обнаружено еще в глубокой древности. Использование пропорции золотого сечения в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке (интервалы во времени звучания, соотношение звуков по высоте) содействует целостности восприятия, придает объекту гармоничность (обыкновенная коробка выглядит красивой, если размеры ее имеют соотношение "золотого сечения").
Гармоничный объект отличаетсяуравновешенностью элементов, оптимальной распределенностью оптических масс. При восприятии объекта зритель так или иначе оценивает вес его частей, место расположения элементов объекта по отношению к его вертикальной и горизонтальной осям (рис. 73). В центре композиции элемент весит меньше (хотя и имеет при этом большую значимость), а по краям – больше. Не случайно в картинах выдающихся мастеров живописи фигуры, расположенные в центре, утяжеляются различными изобразительными приемами (более "тяжелым" цветом, более крупным размером и т. п.). Элементы объекта, расположенные в его верхней части, выглядят тяжелее, чем такие же элементы в нижней части. Элементы, расположенные справа, выглядят тяжелее, чем расположенные слева. (Вглядитесь в картину Рафаэля "Сикстинская мадонна". Фигура монаха в левой части картины изображена крупнее, чем фигура женщины в правой части картины, – этим достигнута уравновешенность всей композиции.)
Рис. 73. Одним из требований к гармонический организации объекта является уравновешенность его оптических масс. Объект слева негармоничен в силу неуравновешенности масс в его левой и правой частях.
Весовая оценка элементов объекта зависит не только от их размеров, но и от их цвета. Наиболее "тяжелыми" являются красный цвет и другие цвета длинноволновой части спектра.
В зрительной системе преобладает вертикальная ориентация. Вертикальная линия – база, к которой привязывается взаиморасположение частей объекта. (Эта роль вертикали обусловлена постоянно действующей вертикально направленной силой земного притяжения.) При вертикальном расположении объекта оценивается его симметричная уравновешенность. В зависимости от функции объекта в нем может наблюдаться симметрия разного рода: абсолютная – повторение элементов в левой и правой частях, относительная – повторение лишь отдельных однородных элементов.
Гармоничный объект – это объект,содержание которого выражено простыми средствами. Под простотой объекта подразумевается не примитивная его упрощенность, а ясная определенность, лаконичность, завершенность и четкая объединенность его элементов. Такого рода простота – основное достоинство подлинного произведения искусства.
Под простотой композиции не следует понимать ограниченность разнообразия ее элементов. Объект с большим количеством деталей может быть более простым, чем объект с меньшим их количеством. (Так, квадрат с его четырьмя сторонами – фигура более простая, чем треугольник. Большая простота квадрата заключается в равенстве его углов и сторон, в одинаковой удаленности сторон от центра и их симметричности относительно горизонтальной и вертикальной осей.) Простота объекта определяется не столько ограниченностью его деталей, сколько ограниченным числом структурных особенностей. Объект прост, лаконичен, если его сложное содержание охватывается минимальным количеством структурных особенностей.
Эстетическое впечатление от объекта усиливается, если в нем подчеркиваются натуральный цвет и фактура используемых материалов. Комбинирование одних и тех же цветов различной насыщенности усиливает впечатление пластичности объекта. Цветовое членение должно соответствовать функциональному членению. Функционально однородные элементы целесообразно объединять одним цветом. Расчлененность объекта, контрастность его элементов не должны затруднять синтетическую сторону восприятия. Гармоничная организация объекта – такое его построение, которое содействует формированию целостного образа в сознании воспринимающего.
Глаз человека ищет опору в эстетически организованной среде. Психически утомляющей является однообразная, плоская, агрессивная среда: обилие больших унылых плоскостей, засилье углов и прямоугольников – всего того, что блокирует аналитико-синтетическую деятельность мозга. Психическая деятельность человека гармонизируется при гармонических внешних воздействиях, т. е. воздействии того, что человек считает красивым, изящным, утонченным и изысканным.
Нам не нравятся объекты, картины, музыкальные произведения, не имеющие внутренней организации, стройной композиции. Но и навязчивая, монотонная их организация не вызывает удовлетворения. Важно, чтобы мы сами открывали скрытую красоту произведений искусства, закономерности в их построении, чтобы мы были участниками эстетического познания. Для этого эстетика объекта должна нести в себе скрытую проблемность, объект должен быть представлен в динамике, нести в себе элементы новизны и разнообразия. Однако эта новизна должна быть умеренной, "вписанной" в общий контекст произведения и отвечать принципу самосохранения и саморазвития. Красота, объекта определяется уровнем эстетического наслаждения при его восприятии.
Итак, в процессе своей исторической практики человечество выработало преимущественные формы организации как своей деятельности, так и создаваемых им предметов: соразмерность частей целого, точность пропорции и гибкость формы, избежание излишней перегрузки, ритмичность и новизна повторяющихся элементов, координация объединяемых частей. Эти требования применимы для самых разнообразных объектов. Указанные нормы неосознанно прогнозируются человеком при восприятии эстетических объектов, а их полная реализация и создает ощущение красоты. Красивое всегда функционирует как атрибут творческой деятельности человека. Прекрасное есть творческое выявление, образное представление всеобщих связей. Прекрасное и в природе человек воспринимает по своим меркам красоты.
Как говорил английский философ Дэвид Юм, красота вещей существует в воспринимающем их сознании. Те или иные предметы прекрасны потому, что они соотносимы с идеей красоты, несут в себе определенный смысл и замысел.
Красота функционирует в целостном, слитном образе, объединяя сущность объекта с его изящной формой. Она сопричастна к организующим формам сознания, его нормативным принципам – активности, установочной ограничительности, повышенной ориентации на новизну, аналитичности и синтетичности, иерархичности, прогностичности, ритмичности, гармоничности работы правого и левого полушарий. В эстетическом восприятии проявляется не только объективная гармония внешнего мира, но и внутренняя гармония человеческого духа. Прекрасно то, что соответствует человеческой культуре и законам функционирования человеческой психики, тенденциозности человеческого восприятия, которое всегда направлено на отыскание упорядоченности и смысла в окружающем его мире.
Важнейшим требованием к оптимальной организации объекта являетсясоответствие между его функцией и структурой, содержанием и формой. Форма одних объектов жестко определяется их функцией. (Игла или напильник имеют строго определенную форму. И эти объекты, как правило, сами по себе функциональны, просты и лаконичны.) При создании же объектов, функции которых сами по себе не требуют точно определенной формы, необходимо учитывать требования гармонии, простоты и т. п. Внешний вид зданий и приборов, машин и предметов быта может быть разнообразным, но их оформление, композиция должны соответствовать их функциям.