Взаимосвязи психологической готовности к саморазвитию и рефлексивности в период юности. 7

1.1 Психологическая готовность к саморазвитию в период поздней юности …………………………………………………………………………….7

Психологическая готовность к рефлексивности в период поздней юности. 10

Взаимосвязь психологической готовности к саморазвитию и рефлексивности в период поздней юности. 20

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи психологической готовности к саморазвитию и рефлексивности юношей и девушек с разным уровнем рефлексивности. 26

Логика и методы исследования. 26

Анализ и интерпретация результатов исследования. 32

Выводы по второй главе. 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 46

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 48

ПРИЛОЖЕНИЕ А 51

ВВЕДЕНИЕ

Исследования проблемы психологической готовности к саморазвитию за счет осуществления особой рефлексивной активности человеком являются актуальным в наше время. В условиях быстро меняющегося общества способность личности оперативно реагировать на изменение ситуации, осмысливать и принимать жизненный опыт выступает важным ресурсом осознанного и продуктивного построения жизненного пути.

Необходимо обратить внимание на особенности развития личности в период поздней юности, человек в этом возрасте представляется взрослым и в биологических, и в социальных аспектах жизни. Ведущей сферой деятельности становится труд с разграничением профессиональных интересов. Возрастает мотивация к материальной независимости от родителей.

Юношеский период характерен выходом на новый уровень развития самосознания, становлением личностного «Я», открытием внутреннего мира, его целостности, уникальности. С принятием индивидуальности юношеское самосознание формирует философскую рефлексию. С изменением отношения к себе возникает повышенный интерес к своей персоне, стремление к познанию себя, отсюда возникает саморефлексия, интерес к самоанализу - элемент социально – нравственного самоопределения. Самоанализ выступает связующим компонентом неповторимой личности, неразрывно связанной с социальным миром, в котором человек живет и развивается.

В нашем исследовании была осуществлена попытка описания и изучения психологической готовности к саморазвитию в позднем юношеском возрасте девушек и юношей с разным уровнем рефлексивности. Вопрос саморазвития частично освещен в психологических исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Г.Я. Гальперина, B.К. Зарецкого, В.Г. Зинченко, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и другие. Исследованы разные аспекты феномена саморазвития зарубежными учеными: А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, М. Монтессори, Э. Фромм, З. Фрейда, C.Л. Франкла, К. Юнга и дрругие. Некоторые отечественные разработки связаны с изучением проблемы саморазвития как явления, объединяющего социальное, культурное и индивидуальное начало в жизни личности (В.И. Андреев, Л.И. Антропова, В.А. Афанасьев, М. В Богуславский, О.С. Газман, Л.Н. Коган, Л.Н. Куликова А.В. Машляковская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, и другие).

Выше изложенное позволяет отметить, что, несмотря на большой интерес и заинтересованность к проблеме саморазвития личности, вопросы саморазвития нуждаются в серьезной разработке.

Целью исследования является изучение взаимосвязи психологической готовности к саморазвитию и рефлексивностиличности в период поздней юности.

Объект: психологическая готовность к саморазвитию.

Предмет: взаимосвязь психологической готовности к саморазвитию и рефлексивности лиц позднего юношеского возраста.

Гипотезойисследования выступило предположение о том, что разный уровень рефлексивности юношей и девушек связан со спецификой их готовности к саморазвитию.

Эмпирическое исследование позволило решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию психологической готовности к саморазвитию, к определениюличностной рефлексивности, анализ данных феноменов применительно к периоду юности.

2. Осуществить эмпирическое исследование взаимосвязи психологической готовности к саморазвитию и рефлексивности юношей.

3. Сделать вывод по результатам исследования.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психологической литературы по теме исследования.

Методы эмпирического исследования:

• Анкетирование;

- «Что бы вы хотели улучшить в себе?»:

• Тестирование: Методика определения индивидуальной меры рефлексивности В.В. Пономаревой;

1. Опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера в модификации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голушкиной, Л.М. Эткинда;

2. Шкала толерантности к неопределенности Д.Маклейна в адаптации Е.Г.Луковицкой;

3. Методика дифференциальной диагностики рефлексивности (ДТР) Д.А. Леонтьева, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осина, А.Ж. Салихова;

4. Метод свободных ассоциаций на стимул «Мое развитие»;

5. Метод неоконченных предложений, составленных в соответствии с целями исследования (взаимосвязь психологической готовности к саморазвитию и рефлективности);

1. Качественный и количественный анализ данных (t-критерий Стьюдента; угловое преобразование Фишера; кластерный анализ, корреляционный анализ).

Статистические расчеты их содержательная интерпретация выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel XP.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, репрезентативностью выборки, применением комплекса методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, использованием математико-статистических процедур обработки данных в соответствии с целью и задачами исследования, соблюдением требований, предъявляемых к валидности и надежности используемых методов исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования: в работе описана взаимосвязь готовность к саморазвитию и рефлексивности лиц с разным уровнем рефлексивности на примере поздней юности. Ответ на вопрос о том, какова взаимосвязь психологической готовности к саморазвитию и рефлексивности в период поздней юности, что позволит более эффективно конструировать и использовать деятельностные контексты саморазвития в психолого-педагогической практике. Полученные результаты могут применяться в практической работе психолога с лицами юношеского возраста, для разработки лекционных курсов по смежной проблематике.

Эмпирическая база исследования: 57 человек 17 - 23 лет. Они были разделены на две группы посредством психодиагностической методики определения индивидуальной меры рефлексивности В.В. Пономаревой. В первую группу с высоким показателем индивидуальной рефлексивности вошли 22 человека (ЭГ1), во вторую со средним показателем индивидуальной рефлексивности 35 человек (ЭГ2).

Наши рекомендации