Тема 5. Новые направления социально-психологических исследований

Новые направления социально-психологических исследований: социальное бессознательное, социальная справедливость, социально-психологическая безопасность личности, социальная психология здоровья и болезни, социальная психология восприятия и внешнего облика личности, социальная психология пространства, социальная психология времени, и т.д.

Социальный психоанализ в России. Социальное бессознательное и социальная личность. Бессознательное в системе социальных стереотипов. Социальное бессознательное как нерефлексивный уровень социального познания.

Социально-психологический подход к изучению справедливости. Цели соблюдения справедливости. Регулятивная функция справедливости. Справедливость как результат социального дискурса. Выбор норм справедливости. Справедливость в межгрупповых отношениях. Современное российское общество с позиций психологических теорий справедливости. Психологические проявления неравенства. Психологические факторы коррупции.

Социально-психологическая безопасность как регулятор социального поведения личности. Безопасность человека как результат его усилий в качестве субъекта преобразования социальной ситуации. Социально-психологическая безопасность и процесс познания человеком мира. Пути оптимизации социально-психологической безопасности личности. Специфика практической реализации результатов исследования психологической безопасности личности.

Социальная психология пространства. Теоретико-эмпирический анализ социально-психологического пространства (его понимания, характеристик, видов, связей с другими явлениями). Феномены социально-психологического пространства личности. Категоризация социального окружения, самопрезентация и самовыражение личности. Взаимная детерминация социально-психологического пространства и поведения субъекта. Факторы социально-психологической дистанции между личностью и окружающими. Детерминация процессов категоризации личностью социального окружения по основанию доверия и недоверия.

Социальная психология времени. Проблема группового отношения к времени в социальной психологии. Социальное конструирование отношения к времени. Конструктивистский подход к изучению времени в организациях. Феномены социальной психологии времени: коллективная память, коллективное прошлое, групповая рефлексивность, образ коллективного будущего. Содержание и психологические факторы конструирования россиянами образа будущего.

Социально-психологический анализ проблем здоровья и болезни. Структура и динамика социальных представлений о здоровье и болезни. Психологическое здоровье личности и ее духовно-нравственное состояние.

Социальная психология восприятия и внешнего облика личности.

Социально-психологические аспекты самопрезентации личности. Имидж и самопрезентация личности. Самопрезентация как средство управления впечатлением. Самопрезентация личности в разных сферах деятельности. Самопрезентация личности в пространстве интернет-коммуникаций.

Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе. Социально-психологические отношения как один из ресурсов личности. Формы капитала как ресурса личности и группы (экономический, интеллектуальный, человеческий капитал, социальный капитал). Структура социально-психологического капитала личности в поликультурном обществе. Ценностные ориентации и социально-психологический капитал личности.

Социально-психологические исследования нравственности и духовности. Предмет и перспективы психологических исследований нравственности. Нравственно-психологическое состояние современного российского общества. Нравственное самоопределение в социальном взаимодействии и коммуникации. Нравственность как обобщенный социально-культурный опыт. Нравственная элита в современном российском обществе. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России.

Социальная психология экономического поведения и деловой активности. Экономическая социализация формирующейся личности. Психология экономического благополучия: феномены и понятия. Психологические подходы к исследованию субъективного экономического благополучия. Соотношение благосостояния и экономического благополучия. Восприятие дохода и экономические притязания. Нравственная детерминация экономического самоопределения личности и группы. Нравственно-психологические компоненты экономического самоопределения предпринимателей и менеджеров. Нравственная оценка делового мира и экономического статуса. Нравственная оценка денег.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенции \ этапы, уровни Начальный этап / базовый уровень Основной этап / средний уровень Завершающий этап / итоговый уровень
В научно-исследовательской деятельности способность осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) (ПК-2).   Состояние и перспективы современной социальной психологии Планирование теоретического и эмпирического исследования   Качественные и количественные методы исследований в психологии Методологические проблемы психологии   Актуальные проблемы теории и практики современной психологии   Деформации и девиации личности и поведения Актуальные проблемы психологии человека   Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога
Компетенции \ этапы, уровни Начальный этап / базовый уровень Основной этап / средний уровень Завершающий этап / итоговый уровень
В практической деятельности способность программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека (ПК-7). Состояние и перспективы современной социальной психологии Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы   Качественные методы исследования: феноменологическое интервью   Проектирование развития одаренных детей   Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования   Психология социального влияния Производственная практика   Психологические исследования рекламы и PR

Наши рекомендации