Тема 1.1. Место социальной психологии в системе научного знания
Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи дисциплины
Цель -овладение компетенциями в области социальной психологии, занимающейся теоретическими подходами и эмпирическими данными о психологических закономерностях общественной жизни человека, возникновения, развития и функционирования социальных групп, а также закономерностей общения и взаимодействия в системе межличностных и общественных отношений, обучения организации и проведения социально-психологического исследования, повышающей эффективность выполнения образовательных задач. В результате освоения РП дисциплины «Социальная психология» бакалавр должен обладать следующими компетенциями:
- ОПК – 6 – способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК – 6);
- ПК – 20 – владение методами социальной диагностики (ПК – 20).
1.2. Требования к результатам освоения дисциплины
Требования к уровню сформированности компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины определяются следующими умениями и навыками:
Студент будет знать:
1.Методы социальной диагностики (ПК – 20);
Студент будет уметь:
- Организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК – 6);
Студент будет владеть опытом:
1.Организовывать социальную диагностику ( ПК - 20).
1.3. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Социальная психология» входит в базовую часть (Б1.Б.12.5) профессионального цикла. Предшествующими дисциплинами являются: общая и экспериментальная психология, психология развития, психология образования, поликультурное образование.
1.4. Организационно-методический план (ЗФО)
Вид учебной работы | Кол-во часов | № семестра (по учебному плану) |
I. Аудиторная: | ||
лекции | ||
семинары | ||
…..практические занятия | ||
ИТОГО: | ||
II. Внеаудиторная: | ||
Рефераты +выступление с презентацией | ||
контрольные работы | ||
домашние контрольные работы | ||
Самоподготовка :в т.ч: | ||
самостоятельное изучение разделов | ||
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий | ||
подготовка к практическим занятиям, | ||
……подготовка к экзамену | ||
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) | зачет | зачет |
Общая трудоемкость дисциплины: | 72 (ЗЕТ – 2) | 72 (ЗЕТ – 2) |
1.5. Структура учебно-методического комплекса дисциплины
№ п/п | Составляющие УМКД | Информация об издании | |
Автор, название, место издания, издательство, год издания | Место хранения (нахождения) | ||
Программный элемент | |||
1.1. | Рабочая программа учебной дисциплины | Япарова О.Г. Социальная психология. – Рабочая программа учебной дисциплины: Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2014, рукопись, электронная версия | Кафедра , Библиотека: http://library. Khsu.ru Образовательный портал ХГУ http://.edu.khsu ЭУМКД "Социальная психология". - Абакан, 2016 // www.edu.khsu.ru |
Теоретический элемент | |||
2.1 | Учебник (основной*) |
| библиотека |
2.2. | Конспект лекций | http/www.edu.khsu,.ru | |
2.2. | Учебник(и) (дополнительные**) | http/www.edu.khsu.ru | |
3. | Практический элемент | ||
3.1. | Практикум | Япарова О.Г. Социальная психология образования. Практикум /сост. О.Г.Япарова.- Абакан, 2014 (рукопись, электронная версия) | http/www.edu.khsu.ru |
Методико-технологический элемент | |||
4.1 | Методические рекомендации по изучению дисциплины | Социальная психология учебно-методический комплекс дисциплины: Методические рекомендации по изучению дисциплины/ сост, О.Г.Япарова.- Абакан, 2014 (рукопись, электронная версия) | http/www.edu.khsu.ru |
2. Структура и содержание дисциплины
2.1. Тематический план учебной дисциплины (ЗФО)
Наименование модулей, разделов и тем курса | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторные занятия | Самос- тоятель-ная работа | |||
лекции | лабора-торные | практиче ские | |||
Модуль 1. Социальная психология как научная дисциплина | |||||
Тема 1.1. Место социальной психологии в системе научного знания | |||||
Тема 1.2. Становление и развитие социальной психологии как самостоятельной науки | |||||
Тема 1.3. Методологические проблемы социально-психологического исследования | |||||
Модуль 2. Социальная психология личности | |||||
Тема 2.1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности | |||||
Тема 2.2. Социализация: понятие, содержание, механизмы | |||||
Модуль 3. Социальная психология групп | |||||
Тема 3.1. Проблема группы в социальной психологии | |||||
Тема 3.2. Параметры анализа группы в социальной психологии | |||||
Тема 3.3. Процесс группового функционирования | |||||
Модуль 4. Закономерности общения и взаимодействия людей | |||||
Тема 4.1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) | |||||
Тема 4.2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) | |||||
Тема 4.3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) | |||||
ЗЕТ-2 |
2.2. Содержание теоретических разделов дисциплины
Модуль 1. Социальная психология как научная дисциплина
Практические занятия (ЗФО)
№ | № модуля | Наименование практических занятий | Трудоемкость (час) | Трудоемкость (час) |
Модуль 1. Социальная психология как научная дисциплина | ||||
Тема 1. Становление и развитие социальной психологии как самостоятельной науки | ||||
Модуль 2.Социальная психология личности. | ||||
Тема 1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности | ||||
Тема 2. Социализация: понятие, содержание, механизмы | ||||
Модуль 3. Социальная психология групп | ||||
Тема 1. Проблема группы в социальной психологии | ||||
Тема 2. Параметры анализа группы в социальной психологии | ||||
Тема 3. Процесс группового функционирования | ||||
Модуль 4. Закономерности общения и взаимодействия людей | ||||
Тема 1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) | ||||
Тема 2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) | ||||
Тема 3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) | ||||
Итого |
2.4. Программа самостоятельной познавательной деятельности студентов (ЗФО)
№ п/п | Номер по тематическому плану | Тема | Объём часов | Объем часов | Форма контроля | |
Модуль I. Социальная психология как научная дисциплина | ||||||
1.1. | Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания | Эссе | ||||
1.2. | Тема 2. Становление и развитие социальной психологии как самостоятельной науки | Реферат | ||||
1.3. | Тема 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования | Эссе | ||||
Раздел № 2. Социальная психология личности | ||||||
2.1. | Тема 1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности | Эссе | ||||
2.2. | Тема 2. Социализация: понятие, содержание, механизмы | Эссе | ||||
Модуль 3. Социальная психология групп | ||||||
3.1. | Тема 1. Проблема группы в социальной психологии | эссе | ||||
3.2. | Тема 2. Параметры анализа группы в социальной психологии | эссе | ||||
3.3. | Тема 3. Процесс группового функционирования | эссе | ||||
Модуль 4. Закономерности общения и взаимодействия людей | ||||||
4.1. | Тема 1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) | реферат | ||||
4.2. | Тема 2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) | реферат | ||||
4.3. | Тема 3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) | реферат |
Вопросы к входному контролю
1. Социальная психология образования как научная дисциплина.
2. Основные этапы становления социальной психологии как науки
3. Взаимоотношения социальной психологии с другими разделами психологического знания.
4. Современные исследования в социальной психологии.
5. Методологические проблемы социальной психологии.
6. Основные теоретические подходы к анализу социализации.
7. Влияния группы на личность.
8. Понятие малой группы и ее границы. Системообразующие компоненты малой группы.
9. Характеристика типов взаимодействий.
10. Эффекты восприятия.
11. Система отвержений в группе.
12. Вербальные и невербальные средства коммуникации.
Критерии оценки знаний студентов
В рамках изучения данной дисциплины проводится проверка и оценка знаний студентов в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Проверка и оценка знаний выполняет в учебном процессе следующие функции: ориентирующую, стимулирующую, аттестационную.
При проведении проверки и оценки знаний студентов мы ориентировались на следующие принципы: объективности, дифференцированности, системности, систематичности и конфиденциальности.
При оценивании знаний студентов нами использовались следующие виды проверки: опросы (устные, письменные, свободные, программированные, индивидуальные, фронтальные, персональные, экспертные) коллоквиумы, контрольные работы, тестирования, задания с пропусками, задания с выбором альтернативных ответов, задания практического характера.
При оценивании ответа на зачете во внимание принимаются как ответы на вопросы по теоретическому материалу, так и качество самостоятельно выполненной практической работы – правильность, полнота, качество речевого оформления.
Оценка "зачтено" ставится в случае, если 60% дано правильных ответов.
Оценка "не зачтено " – ставится в случае, если 60% дано не правильных ответов.
Оценка "неудовлетворительно" – ответ содержит общие рассуждения, мало конкретных фактов, тема не раскрыта; студент не владеет специальной терминологией.
Текущий и промежуточный контроль:
1. учет посещаемости семинарских занятий
2. учет работы на лабораторных занятиях
3. качество и количество выступлений на семинарских занятиях
4. качество выполнения практико-ориентированных заданий
Итоговый контроль:
1. обобщающая оценка участия в семинарских занятиях за семестр
Итоговое оценивание складывается из:
1. посещаемости семинарских занятий – 5%
2. оценки участия (количества и качества выступлений) в семинарских занятиях – 20%
3. оценки за выполнение практических заданий – 20%
4. оценки выполнения заданий, определенных для самостоятельной работы студентов – 15%.
5. оценивания на зачете – 40%
Итоговый контроль по курсу
Вопросы к зачету
1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.
2. Становление и развитие социальной психологии как науки.
3. Методологические проблемы социально-психологических исследований.
4. Методы исследования в социальной психологии
5. Общественные и межличностные отношения.
6. Понятие общения, его функции и виды: ритуальное, монологическое (императивное общение и манипуляция), диалогическое общение.
7. Особенности человеческой коммуникации: механизм обратной связи, каналы передачи информации, целенаправленное коммуникативное воздействие.
8. Понятие социальной перцепции. Ситуации ролевого и межличностного взаимодействия.
9. Сущность, виды и основные особенности взаимодействия людей.
10. Классификация социальных групп. Стихийные группы и массовые движения.
11. Понятие малой социальной группы. Размеры малой группы. Классификация малых групп.
12. Параметры анализа группы в социальной психологии. Параметры, характеризующие группу как целое: композиция группы, вертикальные и горизонтальные групповые структуры, групповые процессы.
13. Параметры, характеризующие человека как члена группы: система групповых ожиданий, групповые нормы, санкции, статус личности, групповая роль.
14. Эмоциональная структура малой группы: конфигурация эмоциональных статусов членов группы, взаимность социометрических выборов, система отвержений в группе, наличие и взаимоотношения внутри устойчивых микрогрупп. Феномен «генерализации статуса».
15. Коммуникативная структура малой группы. Модели коммуникативных сетей: централизованные и децентрализованные коммуникативные сети.
16. Структура психологической власти в малой группе.
17. Лидерство как феномен психологической власти в группе.
18. Руководство как феномен психологической власти в группе. Пять форм социальной власти: принуждение, вознаграждение, традиции, власть примера (харизма), экспертная власть.
19. Индивидуальный стиль руководства. Директивная и кооперативные модели руководства.
20. Механизмы изменения групповых структур. Внутригрупповой конфликт. Причины, виды и последствия внутригрупповых конфликтов.
21. Понятие групповой динамики. Нормативное влияние большинства и меньшинства. Проблема конформизма и независимости.
22. Развитие и сплочение малой группы.
23. Феномены группового влияния на личность: социальная фасилитация, социальная ленность, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.
24. Процесс принятия групповых решений.
25. Понятие социализации. Факторы и механизмы социализации.
26. Стадии и институты социализации.
27. Концепция диспозиционной регуляции поведения личности (В.А. Ядов).
28. Понятие социальной установки (аттитюда). История его изучения.
29. Структура и функции аттитюда.
30. Проблема формирования и изменения установок.
31. Социально-психологические параметры анализа личности: зрелость личности, социальная адаптация личности.
32. Социально-психологические параметры анализа личности: социальная адекватность личности, социальная идентичность личности.
Темы рефератов.
- Взаимосвязь между поведением и социальными установками.
- Влияние людей друг на друга: теория и практика.
- Влияние семьи на формирование личности ребенка.
- Когнитивный диссонанс Л.Фестингера.
- Конфликты и пути их разрешения.
- Конфликты между учителем и учениками и способы их разрешения.
- Проблема агрессии в социальной психологии.
- Проблема аттракции в социальной психологии. Факторы, влияющие на аттракцию.
- Проблема конформности в социальной психологии.
- Проблема межличностных отношений в различных сферах деятельности человека.
- Психоаналитическая концепция массового сознания.
- Семейные конфликты в транзактном анализе Э.Берна.
- Социально-психологические особенности формирования Я-концепции.
- Стихийные группы и массовые движения.
- Формирование установок, ценностей, убеждений, мировоззрения.
- История социально-психологических учений.
- Общественные и межличностные отношения.
- Невербальное общение и его виды.
- Диалог как форма общения.
- Социально-психологические механизмы подражания.
- Проблема развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии.
- Социально-психологический климат группы и пути его оптимизации.
- Теории лидерства в отечественной и зарубежной социальной психологии.
- Психология межгрупповых отношений.
- Проблема соотношения биологического и социального в личности.
- Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.
- Основные социально-психологические теории личности.
- Основные теории социализации и развития личности.
- Семья как социальная общность.
- Историческая эволюция семьи.
- Теории конфликтов в зарубежной и отечественной социальной психологии.
Примерные темы эссе
- Каковы, по Вашему мнению, ведущие факторы возникновения межличностной симпатии?
- Рассмотрите достоинства и недостатки одного из методов социальной психологии (эксперимент, тестирование, социометрия, др.).
- Какие нормы межличностного общения, по Вашему мнению, подвержены влиянию культуры в наибольшей степени?
- Правомерно ли употребление термина «социальный инстинкт»?
- Каково, по Вашему мнению, соотношение личностных и ситуативных факторов в возникновении конфликта?
- Рассмотрите условия эффективности / неэффективности трех классических стилей лидерства.
- Какими особенностями, по Вашему мнению, характеризуется общение в «замкнутой группе» (экспедиция, экипаж космического корабля, и т.п.)?
- Какие особенностями, по Вашему мнению, характеризуется виртуальное сообщество (структура, коммуникации)?
- Каковы возможные направления использования закономерностей групповой динамики в маркетинговых исследованиях?
- Какие социально-психологические закономерности использует прямой маркетинг?
- Какиесоциально-психологические закономерности используют в своей деятельности современные «маги» (гадалки, предсказатели)?
- В чем особенности социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками, например, социологией?
- Рассмотрите существующие подходы к проблеме эффективности совместной деятельности, обсудите их достоинства и недостатки.
- Рассмотрите существующие подходы к проблеме супружеской совместимости и выскажите свое мнение.
- Правомерно ли употребление термина «социализация взрослых»? Если нет, каковы возрастные границы социализации?
- Рассмотрите факторы эффективной вербальной коммуникации.
- Каковы факторы эффективной коммуникации в организации? Рассмотрите существующие подходы к проблеме и сформулируйте свое мнение.
- Рассмотрите возможные направления влияния культурных измерений на процесс коммуникации в международном бизнесе.
Требования к эссе по курсу «Социальная психология»
1.Эссе должно быть напечатано на компьютере.
2.Объем: не менее 10 страниц (шрифт 4).
3.Санкции за выявленный плагиат: аннулирование оценки.
4.Санкции за предоставление эссе после установленного срока: снижение оценки за работу на 2 балла.
5.В работе присутствуют правильные ссылки на источники (включая Интернет-ресурсы): цитаты заключены в кавычки, источник цитаты указывается непосредственно в тексте (в квадратных скобках)* либо в форме концевой сноски.
Требования к содержанию:
- эссе содержит обоснованный тезис, четко сформулированный в начале работы;
- для анализа тезиса привлекаются основные и дополнительные литературные источники, перечисленные в конце работы;
- эссе содержит критические идеи и комментарии автора;
- эссе имеет четкую структуру.
3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса по дисциплине включает:
· комплекс основных учебников, учебно-методических пособий и информационных ресурсов для учебной деятельности обучающихся;
· комплекс методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса и преподавательской деятельности для профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации конкретной дисциплины.
3.1.а) Перечень основной литературы:
Свенцицкий, Анатолий Леонидович. Социальная психология [Текст] : учеб. : допущено М-вом образования и науки РФ : для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Психология" и специальностям "Психология" и "Клиническая психология" / А. Л. Свенцицкий. - М. : Проспект, 2009. (1); 2003(6);2004(7)
Белинская, Елена Павловна. Социальная психология личности [Текст] : для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : ИЦ " Академия", 2009. (50)
Еникеев, Марат Исхакович. Общая и социальная психология [Текст] : учеб. для вузов : рек. М-вом общ. и проф. образования / М. И. Еникеев. - М. : НОРМА, 2009 (1)
Бэрон Р. А. Социальная психология. Ключевые идеи [Текст] : пер. с англ. / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2009. (6)
Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации : рек. УМС УМО : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология"/ Н. Н. Богомолова. -М.: Аспект Пресс, 2010.-191 c. (10)
Небыкова С. В. Психология массового сознания : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301 - Психология/ С. В. Небыкова; М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова". -Абакан: Изд-во ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2011.-52 c. (150)
Грановская Р. М. Психология веры/ Р. М. Грановская. -2-е изд. -СПб. и др.: ПИТЕР, 2010.-480 c. (3)
Волынская Л. Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла : учебное пособие : рек. Ред.-изд. Советом РАО : учеб. пособие/ Л. Б. Волынская; Рос. акад. образования, НОУ ВПО "Московский психолого-социальный институт" -Б.м.: ФЛИНТА : НОУ ВПО "МПСИ", 2012.-168 c.. (2)
Лебедева, Л.В. Социальная психология. [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 230 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20289 — Загл. с экрана.(дата обращения 03.09.2016)
Бубчикова, Н.В. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Н.В. Бубчикова, И.В. Чикова. — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 213 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=72627 — Загл. с экрана.(дата обращения 03.09.2016)
Овсянникова, Е.А. Социальная психология: учеб. пособие [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.А. Овсянникова, А.А. Серебрякова. — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 163 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70386 — Загл. с экрана.(дата обращения 03.09.2016.
Рекомендации по использованию информационных технологий
Для изучения дисциплины рекомендуется использовать:
в) программное обеспечение
Пакеты прикладных программ по статистике: ”STRAZ”, “STATISTICA” “EXELL”, “STATGRAPHICS Plus for Windows”
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Рекомендуемые электронные ресурсы
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru
Университетская информационная система "РОССИЯ" URL: http://uisrussia.msu.ru/
ЭБС издательства «Лань» URL: http://e.lanbook.com/ ООО "Издательство Лань"
JSTOR - Arts&Sciences I URL: http://www.jstor.org/
Taylor & Francis Group URL: http://www.tandfonline.com/
«Система ГАРАНТ» URL: http://www.garant.ru \\eml\garant
ООО «Гарант-Эталон» Одна из ведущих справочных правовых систем,
содержащая информацию по законодательству. Включает средства поиска, анализа и обработки правовой информации, справочные материалы.
«КонсультантПлюс: Версия Проф» URL: http://consultant19.ru \\eml\Consultant
Наряду с традиционными формами преподавания, современные информационные технологии позволяют создавать и обеспечивать эффективные способы представления учебного материала студенту.
Отбор информации должен производиться с учетом рекомендаций преподавателя и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Основное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся.
Мультимедийные средства позволяют значительно обогатить учебный процесс за счет привлечения различных материалов. Однако существует опасность чрезмерного увлечения готовыми материалами в ущерб творческой деятельности студентов на занятиях. На экране компьютера или с помощью проекционной установки может быть представлен учебный материал в виде иллюстраций, отрывков видеофильмов, аудиозаписей.
При создании прикладного продукта, сначала необходимо подготовить с максимальным качеством информационные блоки (текстовую, аудио- и видеоинформацию). На этом этапе определяются требования к шрифтам, текстовым форматам, проводится выверение данных и редактирование. Одновременно должны быть произведены видеосъемки или подобраны материалы в архивах видеозаписей, выбраны форматы для сжатия видеоинформации, определены скорости передачи данных с мультимедиа-носителя и решены многие другие технические вопросы, связанные с реализацией поставленных целей.
4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
- оборудованные классы, аудитории с мультимедиа; 404 – кабинет психологических дисциплин, 405 – псих.-пед.практикум;
- различные технические средства обучения (оборудованная аудитория, ноутбук, мультимедийный переносной проектор, настенный экран); аудитория с мультимедиа – 102, 106 (компьютерный класс);
- учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники упражнений).
5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
5.1. Методические рекомендации для бакалавров по изучению дисциплины
В целях оптимизации образовательного процесса в рамках изучения дисциплины студентам предлагается следующие рекомендации:
1. Внимательно изучить программу дисциплины;
2. Оценить степень полезности освоения данной дисциплины для своего профессионального роста;
3. Изучить материалы для аудиторной работы по дисциплине и составить индивидуальный план выполнения различных видов работы по каждой теме;
4. Изучить материалы для самостоятельной работы и сопоставить предложенные задания с имеющимися у вас ресурсами
5. Составить словарь понятий;
6. Выбрать из проблемного поля интересующую вас тему для углубленного изучения;
7. В конце каждой темы курса оценить результаты своей деятельности.
Самостоятельная работа выполняется в произвольном режиме без непосредственного участия преподавателя.
Выполняя контрольную работу, следует учитывать следующие моменты:
1. Оформление контрольной работы включает в себя: титульный лист, план, развернутое содержание поставленных вопросов, список используемой литературы.
2. Алгоритм выполнения работы:
- составление списка литературы по исследуемой проблеме;
- определение содержательных границ материала;
- анализ основных понятий и подходов, их тезисное конспектирование.
3. Следует учитывать, что в контрольной работе не следует использовать прием «переписывания» содержания источника, текст контрольной работы должен содержать результаты аналитической деятельности, представленные в форме сравнения, умозаключений и выводов.
4. Контрольная работа должна включать также презентацию ее содержания на учебном занятии.
При подготовке к государственной итоговой аттестации по разделу «Социальная психология» следует помнить, что логическое запоминание более качественное и долговременное, чем механическое. Поэтому, на начальном этапе подготовке к экзамену следует составить тезаурус. Тезаурус представляет собой понятийный словарь, отражающий основные понятия дисциплины
После составления тезауруса, необходимо разработать тезисы рассматриваемых вопросов. Тезисы представляют собой положения, кратко излагающие основные позиции социальной психологии.
Составив тезаурус и тезисы, следует продумать логические связи между рассматриваемыми явлениями и представить их в форме схемы. Схема должна отражать структуру явления, факторы и механизмы, влияющие на его развитие, основные динамические изменения.
При изучении дисциплины «Социальная психология» рекомендуется руководствоваться рабочей программой дисциплины. Кроме того, при освоении дисциплины рекомендуется пользоваться перечнем основной, дополнительной литературы, приведенной в рабочей программе (раздел 3.1).
При подготовке к практическим занятиям и зачету широко использовать электронные ресурсы и Интернет.
Научная библиотека ХГУ - Раскрывает книжный фонд научной библиотеки. Содержит более 110000 библиографических описаний книг, брошюр и других изданий. Пополняется ежедневно. В БД отражены все новые книжные поступления библиотеки, начиная с 2003 года.
Систематическая картотека статей - содержит аналитические описания статей из периодических изданий, выписываемых библиотекой университета. БД пополняется ежедневно.
Электронные издания - полностью отображает фонд электронных изданий на CD и DVD научной библиотеки университета. Издания доступны в электронном читальном зале (главный корпус, аудитория 120 д). Также фонд содержит материалы на VHS-носителях.
Авторефераты и диссертации - полностью раскрывает фонд диссертаций и авторефератов диссертаций, хранящихся в научной библиотеке университета. Издания доступны в научном читальном зале (главный корпус, аудитория 120а).
Рабочие учебные программы - коллекция поддерживает образовательные программы, реализуемые в университете и содержит рабочие и учебные программы, разработанные преподавателями вуза. Доступ к полнотекстовым документам коллекции осуществляется из локальной сети университета.
Еженедельный международный журнал Nature http://www.nature.com/nature/index.html; журнал Science http://www.sciencemag.org; электронная коллекция журналов Taylor & Francis Group http://www.informaworld.com/.
На занятиях рекомендуется использовать компьютерную программу Ехsel 2003, компьютерную программу FieldExpert 1.3 Pro. // http://fieldexpert.moy.su/index/0-4
В перечне литературы приведены электронные адреса, где размещены журналы, книги и статьи по изучаемой тематике.
Для нахождения информации, размещенной в Интернете, чаще всего представленной в формате HTML помимо общепринятых «поисковиков» Rambler, Yandex, GOOGLE можно рекомендовать специальные информационно-поисковые системы:
GOOGLE Scholar – поисковая система по научной литературе,
ГЛОБОС – для прикладных научных исследований,
Science Tehnology – научная поисковая система,
Оценка конечных результатов изучения дисциплины возможна в форме зачета по вопросам к зачету (http://www.edu.khsu.ru)
Одной из форм самостоятельной подготовки является подготовка реферата.
Примерный план написания реферата:
Введение.
Во введении реферата обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему она заинтересовала автора.
I глава. Вступительная часть.
Эта короткая глава должна содержать несколько вступительных предложений, непосредственно вводящих в тему реферата.
II глава. Основная научная часть реферата.
Здесь в логической последовательности излагается материал по теме реферата. Эту главу целесообразно разбить на подпункты (с указанием в оглавлении соответствующих страниц).
III глава. Заключение. Выводы.
В этой главе автор подводит итог работы, делает краткий её анализ и формулирует выводы.
Оформление реферата.
Титульный лист.
На титульном листе пишется тема реферата, фамилия, имя, отчество бакалавра, название учебного заведения.
Оглавление реферата.
В начале реферата должно быть дано оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным главам. Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая.
Текст реферата.
Текст пишется по плану на одной стороне листа. Сокращения слов в тексте реферата не используются. В конце работы прилагается список использованной литературы.
Список литературы.
Библиографические ссылки следует располагать в столбик в следующем порядке:
· Энциклопедии, справочники;
· Книги по теме реферата (по алфавиту авторов);
· Газетно-журнальные статьи (по алфавиту авторов статей, с указанием названий газет и журналов, года издания и номера).
· Текст следует писать на одной стороне листа, который должен иметь поля: 3 см – с левой стороны, 1 см – с правой стороны (это придаёт удобство для сшивания листов).
· Объём реферата может быть не более 10 листов.
· Все листы должны быть пронумерованы.
5.2. Методические указания преподавателю по организации обучения по дисциплине
Задача преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учащихся, а их активную избирательную деятельность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Система средств ориентирована на развитие всех компонентов учения: мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, эне<