Кто из ниже перечисленных ученых занимался разработкой целой теории решения творческих задач?
а) Г. Уоллес;
б) Г.С. Альтшуллер;
в) Т. Рибо;
г) Л.С Выготский
16. Основная тенденция воображения: …
а) преобразование представлений (образов) в новые, ранее не возникавшие;
б) создание ситуации, заведомо новой, ранее не имевшей место;
в) отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях;
г) все варианты ответа правильные.
17. Склеивание различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей - эта форма синтезирования образов называется …
а) агглютинацией;
б) типизацией;
в) схематизацией;
г) гиперболизацией.
18. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение, такая форма преобразования называется …
а) агглютинацией;
б) типизацией;
в) схематизацией;
г) гиперболизацией.
19. Форма преобразования представлений путем выделения существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе, такая форма преобразования называется …
а) агглютинацией;
б) типизацией;
в) схематизацией;
г) гиперболизацией.
20. В зависимости от степени волевых усилий воображение подразделяют на …
а) преднамеренное и непреднамеренное;
б) активное и непреднамеренное;
в)непреднамеренно и пассивное;
г) грезы и мечту.
21. Физиологическая основа воображения - …
а) замыкание временных нервных связей и их последующая актуализация;
б) диссоциация (распад) системы временных нервных связей и объединение их в новые системы;
в) система внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей;
г) изменение под действием нервного импульса молекул белков и нуклеиновых кислот в нейронах.
22. Проблемная ситуация, в которой данные не определенны, с трудом подаются анализу. Решение такой ситуации осуществляется …
а) за счет процессов мышления;
б) за счет процессов восприятия;
в) за счет процессов воображения;
г) все варианты ответа правильные.
23. Грезы – это …
а) непреднамеренное пассивное воображение;
б) преднамеренное пассивное воображение;
в) активное творческое воображение;
г) активное воссоздающее воображение.
24. Сензитивный период развития воображения - …
а) преддошкольный возраст;
б) дошкольный возраст;
в) подростковый возраст;
г) младший школьный возраст.
25. Воображение выполняет следующие функции: …
а) представление действительности в образах и дает возможность пользоваться ими, решая задачи;
б) регулирует эмоциональные состояния;
в) участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
г) все варианты ответа правильные.
26. Некоторые расстройства психической деятельности возникают из за чрезмерной впечатлительности и живого воображения. К таким расстройствам относятся …
а) ятрогенные заболевания;
б) дидактогенные заболевания;
в) хронические заболевания;
г) афазии.
27. Идеомоторные акты – это ….
а) движения, возникающие тогда, когда человек только представляет их себе;
б) вид дидактогенных заболеваний;
в) разновидность ятрогенных заболеваний;
г) предвидение промежуточных результатов труда.
28. Фантазия выступает необходимым элементом творческой деятельности человека в искусстве и литературе. Важнейшая особенность воображения, участвующего в творческой деятельности художника и писателя - его …
а) значительная эмоциональность;
б) целенаправленность;
в) оригинальность;
г) самостоятельность.
29. Воображение работает на том этапе познания, когда …
а) неопределенность ситуации весьма велика;
б) для решения проблемной задачи необходимые данные известны;
в) воображаемые образы непосредственно действуют на органы чувств человека;
г) все варианты ответа правильные
Что из ниже перечисленного не способствует развитию воображения младших школьников?
а) рисование, лепка, конструирование, аппликации;
б) решение проблемных задач с определенной ситуацией, когда представлены все необходимые для решения задачи данные;
в) решение проблемных задач с неопределенной ситуацией;
г) применение игровых ситуаций на уроках.
Ответы: 1аг2г.3г.4ав.5в.6аб.7г.8ав.9а.10вг.11а.12б.13г.14а.15б.16г.17а.18г.19 б.20а.21б.22в.23б.24бг.25г.26аб.27а.28а.29а.30б .
Тест №2
1. Воображение – это ...
а) необходимый элемент творческой деятельности человека, создание образов предметов и явлений, которые ранее не воспринимались человеком;
б) отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов окружающего мира, воздействующих на органы чувств;
в) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств;
г) процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
2. Назначение воображения: …
а) представление результата труда до его начала;
б) представление промежуточных результатов труда;
в) регулирование человеком своей деятельности;
г) создание организованной системы понятий.
3. Опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир. Опережающее отражение в процессах воображения, в отличие от мышления, происходит в …
а) конкретнообразной форме;
б) в виде ярких представлений;
в) в понятийной форме;
г) путем суждений и умозаключений.
4. Пассивное воображение – это ...
а) неосуществимые программы поведения;
б) создание невоплотимых в жизнь образов;
в) создание образов по описанию;
г) самостоятельное создание новых образов.
5. Преднамеренно вызванные фантазии, но не связанные с волей, направляющей их воплощение в жизнь, – это ...
а) мечты;
б) сновидения;
в) грезы;
г) идеомоторные акты.
6. Пассивное воображение подразделяется на …
а) преднамеренное;
б) непреднамеренное;
в) творческое;
г) воссоздающее.
7. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных предметах деятельности, – это …
а) творческое воображение;
б) воссоздающее воображение;
в) активное воображение;
г) пассивное воображение.
8. Тенденции воображения: …
а) представление точной копии ситуации, имевшей место ранее;
б) преобразование представлений (образов) в новые, ранее не возникавшие;
в) создание ситуации, заведомо новой, ранее не имевшей место;
г) отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.
9. Творческое воображение и воссоздающее воображение относят к …
а) активному воображению;
б) грезам;
в) преднамеренному воображению;
г) непреднамеренному воображению.
10. Физиологическая основа воображения - …
а) замыкание временных нервных связей и их последующая актуализация;
б) диссоциация (распад) системы временных нервных связей и объединение их в новые системы;
в) условнорефлекторная деятельность коры больших полушарий головного мозга;
г) в формировании образов фантазии совместно с корой больших полушарий участвует гипоталамо-лимбическая система.
11. Различают следующие формы синтеза представлений в процессах воображения: …
а) агглютинация, типизация;
б) гиперболизация;
в) схематизация;
г) все варианты ответа правильные;
12. Какие участки (отделы) головного мозга ответственны за планирование поведения, составление программы будущих действий (принадлежит наиболее важная роль в воображении)?
а) мозжечок;
б) гипоталамо-лимбическая система;
в) ретикулярная формация;
г) правильного варианта ответа нет.
13. Воображение тесно связано с …
а) восприятием;
б) речью;
в) деятельностью;
г) все варианты ответа правильные.
14. Развитию воображения у детей способствует …
а) общение, рисование, лепка, конструирование;
б) игровая деятельность, сказка;
в) трудовая деятельность;
г) все варианты ответа правильные.
15. Образы желаемого будущего - …
а) мечта;
б) фантазия;
в) грезы;
г) представления.
16. Сензитивный период развития воображения - …
а) преддошкольный возраст;
б) дошкольный возраст;
в) подростковый возраст;
г) младший школьный возраст.
17. Проблемная ситуация, в которой данные не определенные, с трудом подаются анализу. Решение такой ситуации осуществляется за счет …
а) процессов мышления;
б) процессов воображения;
в) восприятия;
г) все варианты ответа правильные.
18. Склеивание различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей - эта форма синтезирования образов называется …
а) агглютинацией;
б) типизацией;
в) суммирующим синтезом;
г) обобщающим синтезом.
19. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение, такая форма преобразования называется …
а) гиперболизацией;
б) типизацией;
в) схематизацией;
г) агглютинацией.
20. Форма преобразования представлений путем выделения существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе, - это …
а) типизация;
б) агглютинация;
в) схематизация;
г) гиперболизация.
21. Многие сказочные герои, такие как: русалка, избушка на курьих ножках, Пегас, кентавр и др., продукты технического творчества: танк амфибия, аккордеон и пр. созданы путем …
а) типизации;
б) гиперболизации;
в) схематизации;
г) агглютинации.
22. Создание художественных орнаментов, дружеских шаржей и карикатур - это результат …
а) типизации;
б) гиперболизации;
в) схематизации;
г) агглютинации.
23. Широко используемая в художественной литературе, скульптуре, живописи форма синтеза, для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных объектах (фактах) и воплощение их в конкретном образе называется …
а) типизацией;
б) гиперболизацией;
в) схематизацией;
г) агглютинацией.
24. Некоторые расстройства психической деятельности человека своим возникновением обязаны чрезмерной впечатлительности и живому воображению. К таким психическим расстройствам относят …
а) ятрогенные заболевания, дидактогенные заболевания;
б) агнозия;
в) амнезия;
г) афазия.
25. Причиной дидактогенных заболеваний может служить: …
а) педагогически бестактный поступок учителя или его неосторожное слово;
б) конфликтные отношения с учителем;
в) заниженная самооценка у ребенка;
г) все варианты ответа правильные.
26. Известны случаи, когда движения возникают тогда, когда человек их себе только представляет (качание маятника в руке человека, движение тарелки при спиритизме и пр.). Это явление называется …
а) идеомоторный акт;
б) условный рефлекс;
в) апперцепция;
г) представление.
27. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие воображения ребенка в направлении …
а) превращение воображения из деятельности, которая нуждается в конкретной опоре (игрушках), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное и художественное творчество;
б) превращение воображения из внутренней деятельности, которая не нуждается в конкретной опоре во внешнюю;
в) развития пассивного воображения;
г) развития активного воображения.
28. Образы желаемого будущего называют …
а) мечтой;
б) мотивом деятельности;
в) представлением;
г) иллюзией.
29. Необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, необходимый элемент творческой деятельности в искусстве, литературе, науке - …
а) мечта;
б) фантазия;
в) грезы;
г) галлюцинации.
30. Область современной психологии, занимающаяся выяснением роли воображения в процессах научного и технического творчества - …
а) педагогическая психология;
б) психология труда;
в) возрастная психология;
г) психология научного творчества.
Ответы
1а.2аб.3аб.4аб.5в.6аб.7ав.8бвг.9а.10бг.11г.12б.13г.14г.15а.16бг.17б.18а.19а.20а.21г.22в.23в.24а.25г.26а.27аг.28аб.29аб.30г.