Познавательные процессы личности
Тема “Ощущение и восприятие”
Тест № 1
1. Ощущение – это …
а) форма отражения адекватных раздражителей;
б) отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на органы чувств человека;
в) «материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение»;
г) все варианты ответа правильные.
2. Нижний абсолютный порог чувствительности - это …
а) относительная величина, показывающая на какую долю должна увеличиваться сила раздражителя, чтобы человек чувствовал едва заметное изменение ощущения;
б) минимальна величина раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение;
в) максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение;
г) величина раздражителя, не вызывающая возникновения ощущения.
3. Физиологическая основа ощущения – это …
а) нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор;
б) воздействие электромагнитных волн на рецептор;
в) проведение нервных импульсов в кору головного мозга;
г) аналитико-синтетическая деятельность коры больших полущарий.
4. В какой части анализатора происходит переработка нервных импульсов?
а) в периферическом отделе;
б) в афферентных и эфферентных нервах;
в) в подкорковых и корковых отделах головного мозга;
г) в эффекторе.
5. Анализатор состоит из …
а) рецепторов, проводящих путей (афферентных и эфферентных нервов), подкорковых и корковых отделов головного мозга;
б) рецепторов, афферентных нервов, коры больших полушарий головного мозга;
в) рецепторов, подкорковых и корковых отделов головного мозга, гипоталамуса;
г) рецепторов, эффектора, проводящих путей (афферентных и эфферентных нервов).
6. Отбору информации, поступающей в мозг, способствуют: …
а) новизна раздражителя (относительная и абсолютная);
б) потребности и интересы;
в) ожидание;
г) все варианты ответа правильные.
7. Адаптация – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Различают следующие разновидности этого явления: …
а) полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя;
б) притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя;
в) повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя;
г) все варианты ответа правильные.
8. Иллюзия - это …
а) факт искажения отражения действительности при восприятии;
б) повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя;
в) периферические изменения в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя;
г) пространственная локализация раздражителя.
9. Восприятием называют …
а) возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора;
б) отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы;
в) отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
г) ответную реакцию нервной системы на тот или иной раздражитель.
10. Чувствительность органов чувств определяется …
а) продолжительностью латентного (скрытого) периода ощущения;
б) скоростью реакции нервной системы на тот или иной раздражитель;
в) минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение.
г) величиной порога различения (разностным порогом).
11. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя называется …
а) сенсибилизацией;
б) адаптацией;
в) синестезией;
г) иррадиацией.
12. Неправильное, искаженное восприятие - это …
а) иллюзия;
б) константность;
в) апперцепция;
г) синестезия.
13. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется …
а) сенсибилизацией;
б) адаптацией;
в) синестезией;
г) иррадиацией.
Что из ниже перечисленного относится к характеристикам слуховых ощущений?
а) высота звука;
б) амплитуда колебаний злектромагнитных волн;
в) частота колебаний злектромагнитных волн;
г) громкость, тембр, сила звука.