Методы исследования особенностей поведения
319. Стратегии самоутверждения личности
Опросник разработан Е. П. Никитиной и Н. Е. Харламенковой. Феномен самоутверждения идентифицируется авторами с особенностями фиксации уникального способа своей жизни в социуме.
Опросник содержит описание 36 жизненных ситуаций. В пяти вариантах ответов к каждому утверждению описываются те или иные способы поведения, состояния в этих ситуациях, среди которых испытуемый должен выбрать то, что отражает его поведение.
Обработка результатов выявляет преобладание той или иной стратегии самоутверждения: самоподавления (самоотрицания), конструктивного самоутверждения, доминирования как стратегия компенсации гиперпотребности в самоутверждении.
& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. —М., 2005. — С.414-420.
320. «Индекс жизненного стиля» — опросник LSI
Методика впервые описана Р. Плутчеком, Г. Келлерманом и Г. Конте. Предназначена для исследования механизма защиты «эго» — психологических защит.
Опросник, названный авторами «Индексом жизненного стиля», содержит 92 утверждения. Испытуемый должен отобрать те из них, которые, по его мнению, соответствуют его поведению и состоянию. Обработка результатов исследования позволяет получить оценки выраженности 8 психологических защит: реактивные образования, отрицание реальности, замещение, регрессия, компенсация, проекция, вытеснение, рационализация.
Применяется для исследования взрослых людей. Имеются нормативные данные. Приводится шкала для перевода сырых оценок в процентили.
Адаптация методики проводилась в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева Л. И. Вассерманом, О. Ф. Ерышевым и Е. Б. Клубовой (в этом варианте адаптации опросник содержит 97 утверждений).
& Каменская В. Г. Психологическая защита личности и мотивация в структуре конфликта. — СПб., 1999. — С.114 – 118.
& Психологическая диагностика индекса жизненного стиля/Науч. ред. Л. И. Вассерман:Пособие для врачей и психологов.— СПб., 1999 (НИПИ им. В. М. Бехтерева).
& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. —М., 2005. — С.444-452.
& Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений.— СПб.: Речь, 2010. — Сс. 83-87.
321. Опросник защитных стилей Бонда
Методика разработана американским психологом М. Бондом и адаптирована Е. Е. Туник.
Опросник содержит 88 утверждений, описывающих различные виды поведения, связанные с 22 защитными или реактивными механизмами. Испытуемый должен оценить степень своего согласия с утверждениями по 9-балльной шкале. Обработка результатов исследования позволяет получить оценки выраженности 4-х защитных стилей: 1) слабоадаптивные (неэффективные) психологические защиты(в эту группу вошли 10 видов защит: соматизация, фантазия, потребление, ипохондрия, регрессия, отреагирование, сдерживание, пассивная агрессия, проекция, избегание); 2) психологические защиты, искажающие образ Я (4 вида защит: преобладание, изоляция, примитивная идеализация, расщепление); 3) самопринижающие психологические защиты(3 вида защит: отрицание, псевдоальтруизм, формирование реакции); 4) эффективные, адаптивные психологические защиты(5 видов защит: присоединение, юмор, предвидение, сублимация, подавление).
Применяется для исследования взрослых людей. Имеются нормативные данные, полученные на американской и российской выборках.
& Туник Е. Е. Психологические защиты. Тестовая методика.— СПб.: Речь, 2010.
322. Тип поведенческой активности в стрессовых условиях
Методику адаптировали Л. И Вассерман и Н. В. Гуменюк (Санкт-Петербургский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева).
Опросник содержит описание 61 ситуации с тремя или четырьмя вариантами ответа, оцениваемых различным количеством баллов.
В результате обработки в зависимости от количества набранных баллов диагностируются типы поведенческой активности с стрессовых ситуациях: тип А, тип Б или промежуточный тип АБ.
& Бойко В. В. Энергия эмоций.— СПб., 2004, Сс. 83-295.
& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.— М., 2005. — Сс. 452-460.
323. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях — опросник обобщенных реакций — КПСС (CISS)
Методика разработана канадским психологом Н. С. Эндлером в соавторстве с Д. А. Паркером. Адаптация данной методики была выполнена Т. Л. Крюковой.
Опросник содержит 48 утверждений, описывающие реакции человека в трудных, огорчающих или стрессовых ситуациях. Обследуемый должен выбрать один из 5 вариантов ответа (от «никогда» до «очень часто»).
Опросник выявляет выраженность трех стилей совладания: проблемно-ориентированный копинг; эмоционально-ориентированный копинг; копинг, ориентированный на избегание. Кроме этого, возможно получение оценок еще по двум субшкалам, относящимся к шкале «избегание» — «отвлечение» и «социальное отвлечение».
Методика предназначена для исследования взрослых людей.
& Крюкова Т. Л. Диагностика совладающего поведения.//Психологическая диагностика, 2005, № 2. — М., 2005. — Сс. 65–74.
& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. — М., 2005. — С.442-444.
& Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб: Питер, 2009 — Сс. 239–242.
324. Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SАСS)
С. Хобфолл (1994) предложил многоосевую модель «поведения преодоления» и опросник SАСS, построенный на ее основе. В отличие от других моделей преодолевающее поведение рассматривается как стратегии (тенденции) поведения, а не как отдельные типы поведения.С. Хобфолл (1994). Предложенная модель имеет две основные оси: просоциальная—асоциальная, активная—пассивная и одну дополнительную ось: прямая—непрямая. Данные оси представляют собой измерения общих стратегий преодоления.
Методика адаптирована Н. Водопьяновой и Е. Старченковой.
Опросник содержит 54 утверждения, степень согласия с которыми испытуемый оценивает по 5-балльной шкале.
В результате обработки получаются оценки выраженности 9 моделей преодолевающего поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия.
По результатам исследования может быть построена круговая диаграмма, отражающая степень выраженности (предпочтения) каждой из 9 моделей поведения у конкретного лица.
& Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб: Питер, 2009 — Сс. 251–260.
325. Опросник «Стратегии совладающего поведения» (WCQ)
Авторами данной методики являются американские психологи Р. Лазарус и С. Фолькман, адаптация методики выполнена Т. Л. Крюковой и Е. Ф. Куфтяк.
Опросник содержит 50 пунктов, описывающих поведение человека в трудной ситуации. При работе с методикой испытуемый отмечает часто использования данного поведения (четыре варианта ответа от «никогда» до «часто»).
Обработка результатов позволяет получить оценки выраженности таких способов совладающего поведения (копинга) как: планирование решения проблемы; поиск и использование социальной поддержки; самоконтроль; дистанцирование; положительная переоценка; принятие ответственности; бегство-избегание; конфронтационный копинг.
Существует несколько адаптаций данного опросника: адаптация Крюковой Т. Л и адаптация, выполненная в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.
Методика предназначена для исследования взрослых людей. Приведены тестовые нормы для двух возрастных групп: старше и младше 20 лет (у Крюковой Т.Л.) и для четырех возрастных групп (у Вассермана Л. И.).
& Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ). /Психологическая диагностика, 2005, № 3. — М., 2005. — Сс. 57– 76.
& Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб: Питер, 2009 — Сс. 235–239.
& Вассерман Л. И., Абабков В. А., Трифонова Е. А. Совладание со стрессом: теория и психожиагностика:Учебно-методическое пособие/Под науч. ред. проф. Л. И. Вассермана. — СПб.: Речь, 2010.
326. Индикатор копинг-стратегий по Хайму
Обследуемому предлагается список когнитивных, эмоциональных и поведенческих копинг-стратегий, в котором он должен выбрать те варианты поведения, которые он использует при столкновении с трудными ситуациями.
Обработка результатов позволяет выделить наиболее часто используемые копинги.
& Клейберг Ю. А. Практикум по девиантологии. — СПб.: Речь, 2007 — С. 53-56.
327. Индикатор копинг-стратегий по Амирхану
Методика разработана Д. Амирханом и адаптирована в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Содержит 33 утверждения, согласие или несогласие с которыми отмечает испытуемый.
В результате обработки оценивается выраженность таких копинг стратегий как: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание проблем.
& Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. — СПб: Речь, 2010 — Сс. 87–89.
328. Проактивное совладающее поведение — PCI
Опросник разработан Аспинваллом, Шварцером и Таубертом, адаптирован Е. Старченковой. Авторы методики считают, что проактивный копинг представляет собой особый стиль жизни, основанный на убеждении в том, что происходящее в жизни каждого человека зависит от него самого; проактивное преодоление ориентировано в большей степени на будущее и состоит из усилий по формированию и развитию общих ресурсов личности.
Опросник состоит из 55 утверждений, степень согласия с которыми оценивается по 4-балльной шкале. Методика содержит 6 шкал: проактивное преодоление, рефлексивное преодоление, стратегическое планирование, превентивное преодоление, поиск инструментальной поддержки, поиск эмоциональной поддержки.
& Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб: Питер, 2009 — Сс. 274–282.
329. Преодоление трудных жизненных ситуаций — ПТЖС
Немецкий опросник SVF 120 разработан В. Янке и Г. Эрдманом, адаптирован Н. Водопьяновой. Методика предназначена для диагностики типичных способов преодоления стрессовых ситуаций (копинг-стратегий).
Опросник содержит 120 утверждений с пятью вариантами ответа.
В результате обработки выявляется выраженность 20 способов преодоления трудных жизненных ситуаций: снижение значения стрессовой ситуации, самоодобрение, самооправдание, отвлечение, замещение, самоутверждение, психомышечная релаксация, контроль над ситуацией, самоконтроль/самообладание, позитивная самомотивация, поиск социальной поддержки, антиципирующее избегание, бегство от стрессовой ситуации, социальная замкнутость, «заезженная пластинка», беспомощность, жалость к себе, самообвинение, агрессия, прием лекарств.
Приведены статистические параметры, полученные на российской и немецкой выборках.
& Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб: Питер, 2009 — Сс. 260–274.
330. Способы преодоления негативных ситуаций
Данный опросник является адаптацией Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» (А. Блазер, Э. Хайм, X. Рингер, М. Томмен), выполненной С. С. Гончаровой.
Содержит 25 утверждений, которые оцениваются по 5-балльной шкале. В результате обработки получаются оценки выраженности пяти стратегий преодоления негативных ситуаций: поиск поддержки, повышение самооценки, самообвинение, анализ проблемы, поиск виновных.
Первичные оценки могут быть переведены в стены.
Опросник применяется для раннего юношеского возраста (14—17 лет).
& Гончарова С. С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» — метод диагностики психологического преодоления в юношеском возрасте.//Психологический журнал,2006, № 3 – СС. 3-26.
331. Опросник «Решение трудных ситуаций» — РТС
В методике выявляются особенности поведения в трудных ситуациях. Опросник содержит 55 вопросов с 5-ю вариантами ответа. Результаты обрабатываются по следующим шкалам: уход, наркотизация, сравнение своих проблем с проблемами других, механизмы снижения психического напряжения. вербальная агрессия, агрессия к предметам, агрессия к себе, интрапунитивное отношение к ситуации, компенсация, возрастание усилий к достижению целей.
& Клейберг Ю. А. Практикум по девиантологии. — СПб.: Речь, 2007 — С. 113-118.
332. Тест оценки коммуникативных умений
Предлагаются 2 варианта методики: в одном описано 25 ситуаций, в другом — 10 с 5-ю вариантами ответа, оценивающими частоту встречаемости. Обследуемый должен отметить те ситуации, которые вызывают у него неудовольствие, раздражение, досаду или выбрать один из предложенных вариантов ответа.
& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 293-295.
333. Тест К. Томаса для диагностики способов поведения в конфликтах
В основе методики лежит двухмерная модель регулирования конфликтов, оси которой представляют собой два измерения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, которая сопровождает защиту собственных интересов. Методика адаптирована Гришиной Н.
Содержит 30 пар высказываний, из которых в каждой паре испытуемый должен выбрать одно, характеризующее его типичное поведение.
Выявляются 5 способов регулирования конфликта (стратегий поведения в конфликтах): соревнование, избегание, компромисс, приспособление и сотрудничество.
& Энциклопедия психологических тестов. Том 4: Общение. Лидерство. Межличностные отношения. Составитель А. Москвина. — М., 1997 — С. 80-89.
& Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб: Питер, 2009 — Сс. 242–248.
& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 270-273.
334. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Методика разработана А. Казанцевым, В. Подлесных и Л. Серовой и представляет собой список из 35 пословиц и афоризмов. Обследуемый оценивает по 5-балльной шкале на сколько типично данное высказывание для его поведения в условиях конфликта.
Методика выявляет выраженность таких стратегий поведения в конфликте как: «черепаха» (избегание), «акула» (конкуренция), «медвежонок» (приспособление), «лиса» (компромисс), «сова» (сотрудничество).
& Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб: Питер, 2009 — Сс. 248–251.
335. Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях
Методика направлена на выявление стратегий преодолевающего поведения, разрешения внутренних конфликтов в конфликтных ситуациях.
Методика представляет собой список 82 особенностей поведения людей в ситуациях конфликта. Испытуемый должен вспомнить в своей жизни ситуации, связанные с длительными или сильными конфликтами, а именно: утрата, угроза, новые возможности, и отметить в предлагаемом списке то, что было для него характерно.
В результате обработки диагностируются следующие 26 стратегий совладающего поведения: разрядка, рациональные действия, поиск помощи, настойчивость, отстранение, фатализм, выражение чувств, позитивное мышление, отвлечение, фантазия, отрицание, самообвинение, поэтапные действия, сравнение, успокоение, контроль эмоций, осторожность, приобретение силы, уход, самоизменение, преодоление вне реальности, сдерживание, юмор, нерешительность, оценка вины, вера.
& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. —М., 2005. — С.438-442.
336. Методика диагностики суицидального риска «Сигнал»
Коррекционно-диагностический комплекс разработан авторским коллективом в составе М. В. Зотова и В. М. Петруковича под руководством В. Н. Сысоева на кафедре психофизиологии Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Методика основана на объективном измерении психофизиологических реакций.
Суть методики заключается в регистрации времени реакции на дополнительный звуковой стимул при решении обследуемым задач по выявлению грамматических ошибок в предложениях с нейтральным и суицидальным содержанием. Методика выполнена в виде компьютерной программы, занимает от 7 до 10 минут, не предъявляет высоких требований к уровню образования и интеллектуального развития обследуемых. Методика позволяет отличить готовность к истинно суицидальному поведению от поведения демонстративно-шантажного и самоповреждающего.
& Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал». Руководство. —СПб., ГП «Иматон», 2003.
337. Опросник детского поведения Ш. Эйберг
Методика для скрининга детского поведения ECBI разработан Шейлой Эйберг и адаптирован В. Н. Колесниковым и В. Т. Мёрк.
Методика представляет собой опросник, основанный на родительской оценке и предназначен для диагностики поведенческих проблем у детей и подростков. Содержит 46 утверждений, в которых кратко описываются конкретные проявления проблем в поведении ребенка в соответствии с классификацией DSM-IV. Родители оценивают частоту проявления данной особенности и отмечают, является ли она для них проблемой. Таким образом, опросник содержит две шкалы: интенсивности и проблемности.
Выборка стандартизации составила более 1400 семей Республики Карелия.
Приведены статистические нормы.
& Колесников В. Н., Мёрк В. Т. Стандартизация опросника детского поведения Ш. Эйберг. //Психологическая диагностика, 2008, № 1. —М, 2008. — Сс. 5–20.
338. Опросник «Риск аддиктивного поведения» в подростковом возрасте (на примере наркозависимости)
Методика разработана Б. И. Хасаном, Ю. А. Тюменевой, И. А. Кухаренко и М. В. Рычковой и предназначена для оценки эффективности профилактических программ и образовательной среды по уменьшению риска аддиктивного поведения на примере наркотической аддикции.
Опросник состоит из двух частей: первой, которая содержит описание 25 биполярных утверждений, — общей для всех респондентов и второй, которая насчитывает описание 16 ситуаций, — в двух вариантах (для мальчиков и для девочек). Обследуемые должны выбрать из предлагаемых вариантов ответов (в первой части — шесть; во второй — четыре) тот, который наиболее близок к личному опыту или к той или иной позиции.
Результаты обрабатываются по трем диагностическим шкалам: поведение в ситуациях риска; интерес к наркотикам; социальные установки.
Авторы выделяют четыре степени риска: нулевая — защищенные от аддиктивных проб; первая — не защищенные от аддиктивных проб; вторая — совершившие аддиктивную пробу или продолжающие эпизодическое употребление; третья — реализующие аддиктивное поведение.
Применяется для подростков 14–17 лет.
& Кухаренко И. А., М. В. Рычкова, Б. И. Хасан. Методика исследования динамики риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте (на примере наркозависимости). —Психологическая диагностика, 2005, № 3. — С. 17–44.