В. Mini-mult — Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности — (СМОЛ)

Опросник содержит 71 утверждение. Ответы испытуемого: верно, не верно. Время тес­тирования — 20 минут. Применяетсядля исследования подростков 14 - 18 лет.

11 основных шкал и графическое построение личностного профиля:

Шкала L (шкала лжи) отражает стремление испытуемого выглядеть в более благоприятном свете.Шкала F(шкала достоверности) отражает степень недостоверности полученного результата, случай­ное или намеренное искажение результатов.Шкала К (шкала коррекции) отражает стремле­ние смягчить или скрыть психопатологические явления, а также степень интро- и экстравертированности испытуемого.Шкала 1 — шкала ипохондрии.Шкала 2 — шкала депрес­сии.Шкала 3 — шкала истерии.Шкала 4 — шкала психопатии (социальная дезадаптация в широком смысле слова).Шкала 6 — шкала паранойи.Шкала 7 — шкала психастении (за­стенчивость, сентиментальность, чувство неудовлетворенности — у мужчин; невротические реакции — у женщин).Шкала 8 — шкала шизофрении.Шкала 9 — шкала гипомании.

& Козюля В. Г. Применение психологического теста СМОЛ для исследования подростков: Краткое руководство. — М. 1994

& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 76-79.

190. Диагностический тест личностных расстройств

Диагностический тест личностных расстройств, соответствующих современной международной классификации МКБ-10, разработан В. П. Дворщенко.

Опросник представляет собой разновидность полустуктурированного интервью и содержит 99 утверждений.

Тест предназначен для диагностики личностных расстройств у взрослых (сиарше 16 лет), имеющих образование не ниже неполного среднего, без умственной отсталости (JQ≥80) и грубой психопатологии. Выявляется наличие или отсутствие личностного расстройства, а при наличии — его тип. С помощью методики можно определить характеристики обследуемых по следующим шкалам: специфические типы личностных расстройств (шизотипическое, дистимическое, параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально-неустойчивое, истерическое, ананкастическое, тревожное, зависимое, нарциссическое, пассивно-агрессивное), также в методике имеются две контрольные шкалы, выявляющие отношение к обследованию — откровенность, достоверность.

& Дворщенко В. П. Диагностический тест личностных расстройств.— СПб.: Речь, 2008.

191. Факторный личностный опросник Кеттелла

Р. Кеттелл — яркий представитель теории личностных черт. Показал, что личностное пространство может быть сведено к 12-16 биполярным факторам, которые он назвал основ­ными первичными свойствами личности.

Существует несколько личностных вопросников Р. Кеттелла, предназначенных для оце­нивания нормальной личности:

• 16 PF — Личностный опросник Р. Кеттелла для взрослых, имеющих среднее обра­зование (от 16 лет и старше): две параллельных формы А и В (по 187 вопросов) исо­кращенная форма С (105 вопросов). Все вопросы имеют три варианта ответа, из которых испытуемый выбирает только один. Позволяет получить оценки16 первичных факторов (А, В, С, Е,F, G, Н, I, L, М, N,О, Q1, Q2, О3, Q4), двух шкал валидностиMD и FB, двух факторов второго порядка (экстраверсии, тревожности), а также качественную характеристику еще трёх фак­торов второго порядка (cortertia, независимость, социопатия).

• HSPQ — Личностный опросник Р. Кеттелла для подростков от 12 до 16 лет (142 во­проса, которые имеют три варианта ответа, из которых требуется выбрать только один). Позволяет по­лучить оценки14 первичных факторов (А, В, С, D, Е,F, G, Н, I, J, О, Q2, О3, Q4)

• CPQ — Личностный опросник Р. Кеттелла для детей в возрасте от 8 до 12 лет (со­стоит из двух идентичных частей по 60 биполярных утверждений):форма для мальчиков и форма для девочек. Адаптирован Э.М. Александровой и И.Н. Гильяшевой. Позволяет полу­чить оценки12 первичных факторов (А, В, С, D, Е,F, G, Н, I, О, Q3, Q4)

Для испытуемых в возрасте от 12 лет и старше возможно индивидуальное и групповое тестирование, для испытуемых в возрасте от 8 до 12 лет — только индивидуальное.

Во всех вариантах опросника первичные балльные оценки факторов могут быть переве­дены в стандартизованные оценки (стены) в соответствии с возрастными нормативными таб­лицами (см. методическое пособие, изданное МГП "ИМАТОН"). Для взрослой формы полу­чены также нормативные данные для первых двух шкал второго порядка.

Первичные шкалы вопросников:

MD — стремление выглядеть в благоприятном свете; FB — стремление выглядеть хуже, чем на самом деле; А — аффектотимия (доброта, сердеч­ность) - шизотимия (обособленность, отчужденность); В — фактор интеллекта (высокий-низкий); С — сила "Я" (эмоциональная устойчивость-слабость "Я" (эмоциональная неустойчивость); D — возбудимость (беспокойство) - флегматичность (уравновешенность); Е —доминантность (настойчивость, напористость)-конформность (покорность, зависимость); F — сургенсия (беспечность) - десургенсия (озабоченность); G — сила "Сверх-Я" (высокая совестливость) - слабость "Сверх-Я" (недобросовестность); Н — пармия (смелость) - тректия (робость); I — премсия (мягкосердечность. нежность) - харрия (суровость жёсткость); J — коэстения (осторожный индивидуализм) - зеппия (интерес к участию в общих делах); L — протенсия (подозрительность) - алаксия (доверчивость); М — аутия (мечтательность)-праксерния (практичность); N — искусственность (проницательность, расчётливость) - безыскусственность (наивность, простота); О — гипотимия (склонность к чувству вины) - гипертимия (самоуверенность, уверенная адекватность);Q1 — радикализм (гибкость) - консерватизм (ригидность);О2 — самодостаточность (самостоятельность) - социабельностъ (зависимость от группы);Q3 — контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) - импульсивность (низкий самоконтроль поведения);Q4 — фрустрированность (напряжённость) - нефрустрированность (расслабленность).

Факторы второго порядка: " Экстраверсия—интроверсия" — интерес направлен либо на внешние события, либо на внутренние переживания;"Тревожность-прнспособленность"— отражает личностный уровень тревожности;"Cortertia-pathemia" — "живость коры головного мозга, жёсткая уравновешенность" - погружённость в личные переживания, наклонность чувствовать, а не действовать";"Независимость-покорность" — самобытная личность с несгибаемой "прометеевой волей" (любит всё делать по-своему);"Компульсивность-социопатия" — конформность, ригидность и отсутствие спонтанности - свобода и отсутствие ограничений.

§ Опросник 16-PF (форма А, форма В и форма С).

§ Опросник HSPQ.

§ Опросник CPQ для мальчиков.

§ Опросник CPQ для девочек.

§ Протоколы, итоговые профильные бланки, ключи.

§ Методическое руководство по использованию.

& Рукавишников А. А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттела-95/Руководство по использованию. — СПб., 1995. МГП "ИМАТОН" — формы А и В (187 вопросов); подростковый вариант; детский вариант.

& Альманах психологических тестов. — М., 1996. — С. 233-276. — 187 вопросов.

& Немов Р. С. Психология. Том 3. — М., 1995. ——С. 247-269. — Детский вариант опросника.

& Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995. — 172-182 — 105 вопросов.

& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 53-64. — Форма С (105 вопросов).

& Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. — СПб., 2001. (форма С).

192. Психодиагностический тест — ПДТ

Разработан В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основе совместного факторного анализа 16-факторного опросника Р. Кеттелла и Миннесотского многопрофильного опросника (MMPI). Предназначен для комплексного исследования личности взрослых. Содержит 174 утверждения.

10 шкал нижнего уровня (невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, расторможенность, общая активность, робость и стеснительность, общительность, эстетическая впечатлительность, женственность) и 4 шкалы верхнего уровня (психическая неуравновешенность асоциальность, интроверсия, сензитивность).

& Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985. В работе даны текст и ключи к методике (правда, с ошибками), порядок работы с ней, нормы, интерпретации шкал.

193. Калифорнийский личностный опросник — CPI(California Psychological Inventory)

Опросникразработан в 1956г. под руководством X. Гоуха (H. Y. Gough). Предназна­чен для оценки личностных характерис­тик и «предсказания того, что люди будут говорить и делать в специфическом кон­тексте».

CPI содержит 480 утверждений, большая часть которых касается типич­ных поведенческих паттернов и привыч­ных ощущений, мнений по различным со­циальным, этическим и семейным вопро­сам. Обработка опирается на нормы, разра­ботанные для испытуемых от 12-13 до 65-70 лет. Время тестирования обычно занимает 45-60 минут.

Результатом первичной обработ­ки является построение профиль­ных оценок по 18 шкалам опросника. Для удоб­ства интерпретации X. Гоух объединил шкалы опросника в четыре группы:

I. Оценка уравновешенности, властности, самоуверенности, адекватности в меж­личностном общении (измерение манеры держаться, властности, самоуверенности и межличностной адекватности).

В группу входит 6 шкал: 1) Доминирование — Do; 2) Способность к поддержанию ста­туса (способность к статусу)— Cs; 3) Общительность — Sy; 4) Социальное присутствие (социальный облик) — Sp; 5) Самопринятие — Sa; 6) Чувство благополучия — Wb.

II.Измерение уровня социализации, зре­лости, ответственности и структуриро­ванности ценностей в межличностном об­щении. В группу входят 6 шкал: 1) Ответственность — Re; 2) Социализация — So; 3) Самоконтроль — Sc; 4) Толерантность (терпимость) — To; 5) Хорошего впечатления — Gi; 6) Обычность — Cm.

III.Оценка потенциальных достижений и эффективности в интеллектуальной сфе­ре (измерение потенциала достижения цели и интеллектуальной эффективности). Включает 3 шкалы: 1) Достижения через подчинение— Ac; 2) Достижения через независимость — Ai; 3) Интеллектуальная продуктивнос­ть — Ie.

IV.Анализ сферы интересов (измерение интеллектуальной и мотивационной направленности). В группу входят 3 шкалы: 1) Психологический склад ума — Py; 2) Гибкость — Fx; 3) Женственность — Fe.

Из общего набора шкал CPI три используются как шкалы контрольные:

шкала «чувства благополучия» (Wb)позволяет обнаруживать испытуемых, склонных к демонстрации себя в «худшем свете», шкала хорошего впечатления (Gi)диагностирует склонность к социально положительным ответам и шкала обычности (Gm) слу­жит для идентификации случайных от­ветов.

Опросник используется для прогнозирования успе­ваемости по отдельным учебным дисцип­линам, успешности окончания школы, а также в области профессионального отбо­ра, прогнозирования эффективности уп­равленческой деятельности, изучения креативных качеств личности.

Работа по адаптации и рестандартизации опросника для русскоязычных испы­туемых выполнена Н. В. Тарабриной (1989).

& Гау Х. Г. Руководство к Калифорнийскому психологическому опроснику (CPI). /Перев. И. М. Дашкова и Н. А. Курганского. Науч. ред. Батурин Н. А. — Челябинск-СПб., 1995.

194. Комбинированный личностный опросник — КЛО

Методика разработана Г. Е. Леевиком на основе опросника Кеттелла и ряда других. Предназначена для комплексной диагностики личности в целях профориентации.

Автором созданы 4 варианта опросника: производственный, медицинский, спортивный детский.

24 показателя: 16 шкал, аналогичных факторам опросника Кеттелла; 2 шкалы — особенности механизма целеполагания (шкала уровня притязаний УП и шкала уровня целей УЦ); 4 шкалы диагностики отношений: к работе ОР, к коллегам и климат в коллективе ОК, к руководителю ОН, в семье ОС; шкала пластичности - ригидности; коррекционная шкала точности самооценки МД; кроме этого, 2 комплексных шкалы второго уровня (тревожности и экстравер­сии).

Содержит 187 утверждений с тремя вариантами ответов.

& Леевик Г. Е. Руководство по применению комбинированного личностного опросника при оценке рабочих, специалистов, руководителей в сферах производства, образования, медици­ны и спорта. — Л., 1990. Приводится текст опросника (производственный вариант), описа­ние шкал, данные о валидности и надежности, возрастные и профессиональные нормы.

& Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии: Методика комплексного исследования/Под ред. Н. В. Алишева. — М., 1987. Приведен тест опросника (школьный ва­риант), ключи, краткое описание шкал.

195. Я–структурный тест Аммона — ISTA

Опросник разработан немецкими психоаналитиками на основе концепции личности Гюнтера Аммона и предназначен для диагностики центральных личностных функций на структурном уровне. Методика адаптирована сотрудниками Санкт-Петербургского научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева Ю. Я. Тупицыном, В. В. Бочаровым, Т. В. Алхазовой и Е. В. Бродской.

Тест представляет собой набор из 220 утверждений, которые испытуемый оценивает как верные или неверные по отношению к нему. Утверждения описывают самочувствие, настроение, особенности эмоциональных переживаний и поведения человека в различных жизненных ситуациях.

Тест состоит из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков. Каждый из блоков описывает деятельность одной из шести центральных Я-функций: агрессия, тревога, страх, внешнее Я-отграничение, внутреннее Я-отграничение, нарциссизм, сексуальность.

Каждая из этих центральных Я-функций описывается тремя отдельными шкалами, позволяющими оценить степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих этих центральных личностных образований.

Методика предназначена для исследования взрослых людей.

Приведены средние арифметические оценки и стандартные отклонения для людей от 18 до 53 лет.

& Я-структурный тест Амона: Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне. — СПб.:Изд.: ин-та им. В. М. Бехтерева, 1998.

& Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование./Под ред. М. М. Кабанова, Н. Г. Незнанова. — СПб.: Ин-т им. В. М. Бехтерева, 2003. — Сс. 274 – 320; 419 – 434.

196. Тест «Персональный автопортрет»

Авторами методики являются американские психологи Дж. Олдхэм и Л. Моррис.

Методика представляет собой опросник из 107 утверждений, степень согласия с которыми должен отметать в протоколе обследуемый человек по шкале с тремя градациями ответов.

В результате обработки в соответствии с ключом получаются оценки выраженности у данного человека различных типов личности. Тест определяет «норму» и «акцентуацию» каждого из 14 типов личности в соответствии с современной классификацией личностных расстройств, а именно: добросовестный тип — навязчиво-принудительное расстройство личности; самоуверенный тип — нарциссизм; драматический тип — неестественное актерство; бдительный тип — параноидальное расстройство; деятельный тип — активность на грани срыва; преданный тип — зависимое расстройство; отшельник — шизоид; праздный тип — пассивно-агрессивное расстройство; чувствительный тип — уклонение; идиосинкретический тип — шизопатия; авантюрный тип — антисоциальное расстройство; альтруистический тип — самоуничижение; агрессивный тип — садист; серьезный тип — депрессивное расстройство.

& Основы психологии: Практикум. / Ред.–сост. Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д, 2003. — Сс.290–332.

& Райгородский. Д. Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1998. — Сс.312–384.

197. Фрайбургский личностный опросник — FPI

Предназначен для диагностики состояний и свойств личности, имеющих первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Существуют две фор­мы опросника: полная (форма А) и сокращенная, содержащая в два раза меньше вопросов (форма В). Форма В переведена на русский язык и адаптирована на факультете психологии ЛГУ. Стандартизация опросника проводилась на отечественной выборке более 200 человек в возрасте 16-30 лет.

Содержит 114 вопросов.

12 шкал:Шкала 1 - невротичность;шкала 2 - спонтанная аг­рессивность (психопатизация интротенсивного типа);шкала 3 - депрессивность;шкала 4 -раздражительность (эмоциональная устойчивость);шкала 5 — общительность (социальная активность);шкала б - уравновешенность (стрессоустойчивость);шкала 7 - реактивная агрессивность (психопатизация экстратенсивного типа); шкала 8 — застенчивость (предрас­положенность к пассивно-оборонительному стрессовому реагированию на обычные жизнен­ные ситуации);шкала 9 — открытость (отношение к социальному окружению и уровень са­мокритичности; может использоваться также в качестве шкалы лжи);шкала 10 — экстравер­сия;шкала 11 — эмоциональная лабильность;шкала 12 - маскулинность.

Возможно использование опросника с 14 лет и старше.

& Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. — СПб., 2000—Сс. 314-324.

198. Гиссенский личностный тест — ГТ

Гиссенский личностный опросник (Гиссенский тест) отличается от других вопросников тем, что он в значительной степени учитывает социальные установки и реакции личности. Пригоден для исследования не только личности, но и для анализа социальных отношений, в особенности межличностных отношений в малых группах.

Гиссенский тест возможно применять для различных возрастных групп. Его проведение занимает 10-15 минут. Построен по типу семантического дифференциала и включает три ва­рианта одних и тех же 40 биполярных утверждений ("Я", "ОН", "ОНА"). Сырые первичные баллы могут быть переведены в стандартные Т-баллы.

6 основных шкал:шкала социального одобрения, шкала доминантности, шкала кон­троля, шкала преобладающего настроения и развития агрессии, шкала открытости - замкнутости, шкала социальных способностей. 2 установочные шкалы:шкала М (диаг­ностирует проявление эмоционального безразличия к процедуре обследования) ишкала Е(указывает на возбуждённое состояние или низкий контроль).

§ 3 формы вопросника "Я", "ОН", "ОНА".

§ Методическое руководство

& Гиссенский личностный опросник./Методическое пособие ин-та им. В.М. Бехтерева. — СПб., 1993.

199. Индивидуально-типологический опросник

Методика разработана Л. Н. Собчик. В основу положена разработанная автором теория ведущих тенденций. Типология индивидуальности базируется на восьми тенденциях (четырех основных и четырех промежуточных), результат сочетания которых реализуется в виде восьми вариантов социального поведения, а также определяет когнитивный стиль.

10 шкал: экстраверсия (социальная активность), спонтанность, агрессивность (стеничность), ригидность, интроверсия (социальная пассивность), сензитивность, тревожность, лабильность, а также контрольные шкалы — ложь и аггравация (подчеркивание проблем). Выраженность данных тенденций позволяет определить степень социально-психологической дезадаптации испытуемого.

Взрослый вариант методики ИТО представляет собой набор из 91 утверждения. Ответы испытуемого "да", "нет". Может применяться, начиная с 15 лет.

Детский вариант ИТДО содержит 61 утверждение. Ответы испытуемого "да", "нет". Предназначен для исследования детей 10-15 лет.

& Собчик Л. Н. Дифференцированные методы психологической диагностики невротических расстройств. Индивидуально-типологический опросник (ИТО).— М., 1999.

& Собчик Л. Н. Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО). — М., 1999.

200. Пятифакторный личностный опросник МакКрае–Коста («Большая пятерка»)

Опросник разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста и предназначен для диагностики выраженности пяти личностных факторов, именуемых в современной психодиагностической литературе как «большая пятерка». Существует несколько русскоязычных адаптаций данного опросника (В. Е. Орел и А. А. Рукавишников; А. Г. Шмелев; А. Б. Хромов). В открытой печати опубликована адаптация А. Б. Хромова (Курганский государственный университет).

Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 пар биполярных высказываний, характеризующих поведение человека. Обследуемый должен выбрать, какое из двух альтернативных высказываний ему больше всего подходит, пользуясь пятиступенчатой шкалой Лайкерта (–2; –1; 0; 1; 2).

В результате обработки в соответствии с ключом у испытуемого могут быть определены как обобщенные факторы большой пятерки, так и их характерологические признаки: I. Экстраверсия—интроверсия:I.1. Активность–пассивность. I.2. Доминирование–подчиненность. I.3. Общительность–замкнутость. I.4. Поиск впечатлений–избегание впечатлений. I.5. Проявление–избегание чувства вины.II.Привязанность—обособленность:II.1. Теплота–равнодушие. II.2. Сотрудничество–соперничество. II.3. Доверчивость–подозоительность. II.4. Понимание–непонимание. II.5. Уважение других–самоуважение.III. Самоконтроль–импульсивность:III.1. Аккуратность–неаккуратность. III.2. Настойчивость–отсутствие настойчивости. III.3. Ответственность–безответственность. III.4. Самоконтроль поведения–импульсивность. III.5. Предусмотрительность–беспечность.IV. Эмоциональная устойчивость–эмоциональная неустойчивость:IV.1. Тревожность–беззаботность. IV.2. Напряженность–расслабленность. IV.3. Депрессивность–эмоциональная комфортность. IV.4. Самокритика–самодостаточность. IV.5. Эмоциональная лабильность–эмоциональная стабильность.V. Экспрессивность–практичность:V.1. Любопытство–консерватизм. V.2. Любознательность–реалистичность. V.3. Артистиченость–отсутствие артистичности. V.4. Сенситивность–нечувствительность. V.5. Пластичность–ригидность.

& Хромов А. Б. Пятифакторный личностный опросник. — Курган, 2000.

& Батаршев А. В. Диагностика темперамента и характера. — СПб.: Питер, 2006. — С. 218–232.

& Батаршев А. В. Диагностика черт личности и акцентуаций. — М.: Психотерапия, 2006. — С. 148–164.

201. Опросник для определения характерологических особенностей личности

Опросник Гекса для определения характерологических особенностей личности содержит 38 вопросов с вариантами ответов: «да», «нет». Позволяет определить такие характерологические типы личности по Ле Сенну как: страстно-эмоциональный, щедро-холерический, сентиментально-чувственный, нервный, флегматический, сангвинический (реалистический), апатический (тормозной), аморфный.

& Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей./Составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2008.

202. Самоактуализационный тест — CAT

Адаптация опросника личностной ориентации (POI), созданного Э. Шострем, выполнена на факультете психологии МГУ. Опросник определяет степень самоактуализации субъекта на основе двух базовых и 12 дополнительных шкал:

Базовые шкалы(шкала компетентности во времени и шкала поддержки, правильнее шкала автономии), блок ценностей (шкала ценностных ориентаций и шкала гибкости поведения), блок чувств (шкала сензитивности к себе и шкала спонтанности), блок самовосприятия (шкала самоуважения и шкала самопринятия), блок концепции человека (шкала представлений о природе че­ловека и шкала синергии), блок межличностной чувствительности (шкала принятия агрессии и шкала контактности), блок отношения к познанию (шкала познавательных потребностей и шкала креативности).

126 пунктов, которые построены по типу вынужденного выбора: испытуемый должен в каждом пункте сделать выбор из двух альтернативных суждений ценностного или поведен­ческого характера. Имеется профильный бланк для перевода "сырых" первичных баллов в стандартные Т-баллы.

Предназначен для исследования взрослых.

§ Методическое руководство и ключи. Вопросник. Бланк для ответов. Профильный бланк.

& Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы ис­следования супружеских отношений. — М., 1987. Приводится общее описание методики, её текст, порядок работы с ней, ключи, данные о валидности и надежности. Нормы не указа­ны.

& Гозман Л. Я., Кроз М. В. и Латинская М. В. Самоактуализационный тест. — М., 1995. Методическое руководство по работе с методикой. Приводится общее описание методики, порядок работы с ней, текст методики, ключи, профильный бланк для перевода "сырых" ре­зультатов в стандартные Т-баллы, данные о валидности и надежности методики.

203. Опросник самоактуализирующейся личности — САМОАЛ

Еще одна, более поздняя адаптация теста POI. Авторы попытались учесть при адаптации специфические особенности самоактуализации в нашем современном обществе. Были изменены структура опросника (типы шкал) и формулировки диагностических суждений.

Содержит 100 пунктов, также построенных по типу альтернативного выбора.

Шкалы опросника: ориентация во времени, ценностей, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактности, гибкости. Кроме этого, можно оценить общее стремле­ние к самоактуализации.

§ Описание шкал вопросника.

§ Вопросник.

§ Бланк протокола и ключ.

& Калина Н. Ф. О самоактуализации личности / Приложение в книге А. Маслоу. Психоло­гия бытия. — М., 1997. — С. 283-300.

& Калина Н. Ф., Лазукин А. В. Вопросник САМОАЛ. Адаптация «Самоактуализационного теста». // Журнал практического психолога. 1998, №1.— М., 1998. — С. 14-22.

204. Опросник личностной ориентации

Является адаптацией опросника личностной ориентации Э. Шострема, выполненной Рукавишниковым А. А. Содержит 150 утверждений с двумя вариантами ответов "а" и "б". Измеряет степень самоактуализации личности.

Обработка ответов позволяет получить оценки по 2-м основным шкалам: Ti/Tc — отношение времени и I/O — отношение опоры, а также 12 вспомогательным шкалам: SAV— ценность самоактуализации, Ex — экзистенциальность (гибкость поведения), Fx —реактивная чувствительность, S — спонтанность, Sr — самоуважение, Sa — принятие себя, Nc — природа человека, Sy — целостность, F — принятие агрессии, C — способность к близким контактам.

Приведены стандартные шкалы для перевода первичных оценок в Т-баллы.

Опросник предназначен для испытуемых старше 15 лет.

& Опросник личностной ориентации. Руководство. — Ярославль, 1993.

& Опросник личностной ориентации (ЛиО).Практическое руководство. — М., 2002.

205. Опросник Шмишека

Содержит 88 вопросов, позволяющих определить тип акцентуации характерапо типоло­гии Леонгарда. Ответы испытуемых — "Да" или "Нет".

Имеются 2 формы опросника: для детей от 6 до 14 лет и для взрослых (детский вариант не опубликован).

& Реан А. А., Лукин С. Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций.— СПб., 1993. (МГП "ИМАТОН")

& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 191-193.

206. Патохарактерологический диагностический опросник Личко — ПДО

Предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуации характера и ти­пов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей.

Содержит списки из 11 - 18 утверждений, характеризующие отношение подростков к различным сферам жизнедеятельности, а также особенности их самочувствия и состояний. Испытуемый должен выбрать по 2 - 3 утверждения, которые в наибольшей степени соответ­ствуют его особенностям и которые в наибольшей степени не подходят к нему. Обработка результатов выбора позволяет получить оценки типов акцентуациипо типологии Личко. Кроме этого, в методике предусмотрены некоторые дополнительные шкалы: негативное от­ношение к исследованию, конформность, повышенная откровенность, возможная органиче­ская природа психопатии и акцентуации, выраженность реакции эмансипации, склонность к делинквентности, к алкоголизации, преобладание черт мужественности-женственности системе отношений, риск социальной дезадаптации, возможность формирования психопатий, риск злоупотребления наркотиками и другими дурманящими веществами, дифференциальная диагностика истинных и демонстративных суицидных попыток, риск ранней половой жизни у девочек.

& Реан А. А., Лукин С. Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций.— СПб., 1993. (МГП "ИМАТОН")

& Иванов Н. Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Методическое пособие. — М., 2001.

207. Модифицированный патохарактерологический диагностический опросник — МПДО

Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и 1 контрольную шкалу (шкалу лжи). В каждой шкале по 13 утверждений. Диагностируются следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый.

Тип акцентуации определяется аналогично методике Личко (минимальные диагностические числа, правила идентификации типов, несовместимые типы и т.п.)

& Подмазин С. И., Сибиль Е. И. Как помочь ребенку с "трудным" характером. — Киев, 1996. — С. 28-37.

208. Характерологические акцентуации и нервно-психическая неустойчивость

Опросник содержит 164 вопроса с вариантами ответов «да», «нет». В методике имеются следующие шкалы: экстраверсии, эксплозивная форма, психастеническая форма, истероидная форма, шкала направленности, шкала надежности, шкала нервно-психической неустойчивости.

& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 193-206.

209. Тест личностных акцентуаций

Опросник включает 195 утверждений, составляющих 10 диагностических и 9 дополнительных шкал. Диагностируются следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, педантический, шизоидный, возбудимый, эпилептоидный и неустойчивый.

Тип акцентуации определяется аналогично методике Личко (минимальные диагностические числа, правила идентификации типов, несовместимые типы и т.п.). Дополнительные шкалы позволяют выявить отношение к обследованию, дискордантность характера, возможность органической природы акцентуации, конформность, наличие реакции эмансипации, соотношение черт мужественности и женственности, психологическую склонность к алкоголизации, склонность к делинквентности, склонность к депрессии, риск наркотизации, риск социальной дезадаптации, возможность формирования расстройств личности, провести дифференциальную диагностику истинных и демонстративных суицидных попыток.

Методика предназначена для диагностики подростков и взрослых.

& Дворщенко В. П. Тест личностных акцентуаций (Модифицированный вариант методики ПДО). — СПб., 2002.

210. Опросник ОТКЛЭ

Данный вопросник позволяет исследовать пять основных свойств личности, наиболее компактно выражающих структуру личности с точки зрения её общественной сущности главных индивидуально-психологических особенностей:организованность, трудолюбие коллективизм, любознательность, эстетическое развитие. Содержит 115 вопросов, которые описывают поведение человека в той или иной ситуации. Испытуемый, представляя себя в этих ситуациях, может ответить "да", "нет", "не знаю". В вопроснике имеется контрольная шкала —шкала лжи. Данные о валидности и надежности методики, нормативы приведены.

§ Вопросник, инструкция испытуемому, шкалы, обработка первичных результатов.

& Рейнвальд Н. И. Психология личности. — М., 1987.

& Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. Составители Гришин В. В., Лушин П. В. — М., 1990, — С.28-31.

211. Шкала социально-психологической адаптированности Роджерса — СПА

Шкалы социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда, адаптировала Т. В. Снегирёва. Диагностирует не только состояния адаптации-дезадаптации, но и особенности представления о себе.

Коллективное её применение возможно с 12-13 летнего возраста (что соответствует 6-7 классам) В более раннем возрасте вопросник рекомендуется применять только в условиях индивидуального проведения.

Шкала СПА состоит из 101 суждения, которые испытуемый должен оценить по 7-ступенчатой шкале градаций ответов (от "Совершенно ко мне не относится" до "Точно про меня").

Первичная обработка позволяет получить следующие показатели;коэффициент адаптированности, коэффициент дезадаптированности, принятие себя - непринятие себя, принятие других — непринятие других, эмоциональный комфорт - эмоциональный дискомфорт, ожидание внутреннего контроля - ожидание внешнего контроля, доминирование - ведомость, эскапизм ("уход" от проблем).

Другие варианты обработки дают представление об интегральных показателях:адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональная комфортность, стремление к доминированию, учитывающих выраженность и положительного, и отрицательного полюса шкалы.

Приводятся нормы для подростков и взрослых.

& Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. — М., 1987. — С. 89-98.

& Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации школьников // Ж. Практического психолога, № 3. 1996 — С. 48-53.

212. Опросник адаптированности

Содержит 40 вопросов. Ответы испытуемого "да", "нет". В результате обработки возможно определение уровня адаптированности (высокий, средний, низкий).

Применяется дляисследования подростков.

& Зеер Э. Ф., Карпова Г. А. Педагогическая диагностика личности учащихся СПТУ. — Свердловск, 1989. — С. 69-73.

213. Опросник приспособленности Х. Белла

Опросник приспособленности Х. Белла позволяет оценить приспособленность личности подростка по шести шкалам: приспособленность к семье, здоровье, субмиссивность(зависимость и пассивность в социальных контактах), эмоциональность, враждебность, мужественность-женственность.

Содержит 200 вопросов, на которые испытуемый отвечает: «да», «нет» или «не знаю». Имеются шкалы перевода сырых оценок в стандартные, дифференцированные по полу.

Предназначен для исследования людей с 15 до 23 лет.

& Опросник приспособленности. Руководство./ Рукавишников А. А., Соколова М. В.(авторы адаптации). — М.: «Когито-Центр», 2001.

214. Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) в 2002 году разработан данный опросник.

Стимульный материал составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия. Респондент оценивает сте

Наши рекомендации