Методы исследования познавательных процессов, интеллекта, способностей и уровня психического развития
Тютюнник Е.И.,
Тютюнник А. В.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ В МИРЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК:
Аннотированный указатель
Санкт-Петербург
ББК …..
Д …. Тютюнник Е. И., Тютюнник А. В. Путеводитель в мире психодиагностических методик: аннотированный указатель. — СПб: СПбГИПиСР, 2011. — ……..
ISBN ……..
Данное учебное пособие представляет собой краткое описание психодиагностических методик. Указаны авторы методик, описан стимульный материал, приведены диагностические показатели, указано наличие стандартизованных шкал и наиболее надежные литературные источники. Методики классифицированы по предмету диагностики, что облегчает их поиск и выбор. В конце пособия приведены алфавитный указатель методик на основании предмета диагностики или автора методики и алфавитный указатель диагностируемых психологических особенностей.
Пособие предназначено для студентов, обучающимся по направлению/специальности «Психология», а также практическим психологам, занимающимся психологической диагностикой, и преподавателям, читающим курс «Психодиагностика».
© Тютюнник Е. И., 2011
© Тютюнник А. В., 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 15
1. Методы исследования познавательных процессов, интеллекта, способностей и уровня психического развития.. 17
1. Методики исследования избирательности перцептивного внимания. 17
2. Методика «Компасы»— исследование пространственных представлений. 17
3. Методика «Часы». 17
4. Методика "Совмещение вырезов». 17
5. Методика "Перепутанные линии". 18
6. Исследование объема внимания с помощью точек. 18
7. Комплексная батарея для исследования внимания. 18
8. Методика Тулуз-Пьерона для диагностики минимальных мозговых дисфункций (ММД) 18
9. Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер. 19
10. Комплексная батарея для исследования памяти. 19
11. Методика В. Т. Козловой "Интеллектуальная лабильность". 19
12. Струп-тест. 19
13. Комплексная батарея Е. И. Степановой для исследования мышления (вербальное, образное, практическое) 20
14. Тест Д. Векслера. 20
15. Тест Дж. Равенна. 20
16. Интеллектуальный тест Р. Кеттелла. 21
17. Тест интеллектуального потенциала — ТИП Интеллектуального потенциала тест — ТИП.. 21
18. ШТУР — школьный тест умственного развития. 22
19. ТСИ — тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. 22
20. Методика оценки общих и специальных технических способностей Дж. Фланагана. 22
21. ГИТ — Групповой интеллектуальный тест. 23
22. ТУРМП — тест умственного развития младших подростков. 24
23. АСТУР — тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников 24
24. КОТ— краткий отборочный тест. 25
25. Тест «Практическое мышление взрослых». 26
26. Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена. 26
27. Методика диагностики социального интеллекта в детском возрасте. 27
28. Методика самооценки социального интеллекта в детском возрасте TSIS. 27
29. Методика экспертных оценок детьми социального интеллекта у сверстников PESI 28
30. Опросник эмоционального интеллекта у подростков. 28
31. Опросник эмоционального интеллекта. 28
32. Методика для эмоционального интеллекта. 29
33. Диагностика эмоционального интеллекта. 29
34. Тест кубиков и узоров С. К. Коса (красно - сине - желто - белые кубики) 30
35. Методика диагностики обучаемости А. Я. Ивановой. 30
36. Тест «Нарисуй человека» Гудинаф–Харриса. 30
37. Тесты учебных способностей для 1 класса. 30
38. Оценка общей школьной зрелости ребенка. 31
39. Тест школьной зрелости. 31
40. Диагностика школьной готовности (СПбГУ) 31
41. Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу. 32
42. Методика определения готовности к школе. 32
43. Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста. 33
44. Тест Е. Торренса для диагностики креативности. 34
45. Тест отдаленных ассоциаций С. Медника (RAT) 34
46. Креативные тесты Ф. Вильямса. 34
47. Тесты дивергентного мышления Дж. Гилфорда и Е. Торренса. 35
2. Методы исследования свойств ВНД и темперамента.. 35
48. Теппинг-тест. 35
49. Опросник Я. Стреляу. 35
50. Опросник для выявления соотношения двух сигнальных систем Б. Кадырова 36
51. Томский опросник ригидности — ТОРЗ. 36
52. Опросник на измерение ригидности. 37
53. Опросник импульсивности. 37
54. Определение преобладающего типа темперамента. 37
55. Методика "Свойства и формула темперамента". 37
56. Опросник "Исследование психологической структуры темперамента" Б. М. Смирнова. 37
57. Опросник структуры темперамента — ОСТ. 38
58. ОФДСИ — Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. 38
59. Опросники Г. Айзенка. 39
60. Методика диагностики темперамента Я Стреляу. 39
61. "Эскиз темперамента Вашего ребенка". 39
62. Опросник темперамента Д. Кейрси. 40
3. Методы исследования состояний и саморегуляции.. 40
63. САН — самочувствие, активность, настроение. 40
64. Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. 40
65. Шкала субъективного благополучия. 40
66. Шкала жизненной удовлетворенности. 41
67. Шкала психологического благополучия личности. 41
68. Шкала чувства связности. 42
69. Опросник определения нервно-психической устойчивости. 42
70. Опросник психологической устойчивости к стрессу. 42
71. Анкета «Стрессонаполненность жизни». 43
72. «Инвентаризация симптомов стресса». 43
73. Шкала организационного стресса Мак-Лина. 43
74. Шкала психологического стресса PSM-25. 44
75. Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях». 44
76. Тест "Кольца Э. Ландольта"" — диагностика работоспособности и утомляемости 45
77. Шкала явной тревожности (CMAS) 45
78. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. 45
79. Шкала учебной тревожности. 45
80. ТШТФ — тест школьной тревожности Филлипса. 46
81. Многомерная оценка детской тревожности (МОДТ) 46
82. Методика измерения подростковой и юношеской тревожности. 46
83. Шкала Ч. Спилбергера – Ю. Ханина. 47
84. Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор. 47
85. Методика для диагностики профессиональной (педагогической) и родительской тревожности. 47
86. Самооценка эмоциональных состояний. 48
87. Шкала депрессии. 48
88. Дифференциальная диагностика депрессивных состояний Жмурова. 48
89. Дифференциальная диагностика депрессивных состояний Зунга. 48
90. Опросник Джерсайлда. 48
91. Шкала измерения одиночества — UCLA.. 48
92. Шкала субъективного переживания одиночества — UCLA.. 49
93. Самооценка организованности. 49
94. Личностный опросник «автономности-зависимости». 49
95. Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) 50
96. Цветовой тест М. Люшера: состояние активированности - заторможенности (ВК) и уровень психофизиологического дискомфорта (СО). 50
97. Рельеф психического состояния личности. 50
98. Уровень ПЭН (психоэмоционального напряжения) и его источников. 51
99. Опросник для выявления состояния уверенности–неуверенности. 51
100. Диагностика психического "выгорания". 51
101. Опросник "Профессиональное выгорание". 51
102. Диагностика уровня эмоционального выгорания. 52
103. Опросник «Суверенность психологического пространства». 52
104. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга. 53
105. Вербальный фрустрационный тест. 54
4. Методы исследования сферы направленности.. 54
106. Диагностика удовлетворенности базовых потребностей. 54
107. Проективный мотивационный тест Х. Хекхаузена. 54
108. Выявление осознанности различных компонентов мотива. 54
109. Структура мотивации трудовой деятельности. 55
110. МД-решетка Х.-Д. Шмальта — тест мотивации достижения. 55
111. Опросник Т. Элерса для диагностики мотивации достижения цели. 56
112. Опросник Т. Элерса для диагностики мотивации к избеганию неудачи и самозащите. 56
113. Шкала RSK - готовность к риску, или тенденция субъекта к риску в условиях физической опасности. 56
114. Опросник А. Мехрабиана для измерения двух взаимосвязанных мотивов: стремления к успеху и избегания неудачи. 56
115. Опросник МАС.. 57
116. Опросник для измерения мотивации аффилиации. 57
117. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности 57
118. Тест юмористических фраз — структура мотивационной сферы.. 57
119. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. 58
120. Метод мотивационной индукции. 59
121. Диагностика мотивационной структуры личности. 59
122. Шкала потребности в достижении. 59
123. Шкала потребности в общении. 60
124. Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях 60
125. Шкала мотивации одобрения. 60
126. Измерение художественно-эстетической потребности. 61
127. Диагностика потребности в поисках ощущений. 61
128. Определение потребности в активности. 61
129. Комплект для определения типа индивидуальности, исходя из доминирования типа инстинкта. 61
130. Эгоцентрические ассоциации. 61
131. Тест-опросник "Склонности к отклоняющемуся поведению". 62
132. Ориентировочная анкета. 62
133. Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения. 62
134. "Исследование восприятия индивидом группы". 63
135. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. 63
136. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях. 63
137. Методика диагностики эмоциональной направленности личности. 63
138. Диагностика интерактивной направленности личности. 64
139. Диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности. 64
140. Тест Рокича для диагностики ценностных ориентаций. 65
141. Ценностные ориентации личности — ЦОЛ-8. 65
142. Методика Шварца для изучения ценностей личности. 65
143. Опросник терминальных ценностей — ОТеЦ.. 66
144. Морфологический тест жизненных ценностей — МТЖЦ.. 66
145. Диагностика уровня соотношения "ценности" и "доступности" терминальных ценностей. 67
146. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности. 67
147. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности. 68
148. Определение жизненных ценностей личности (Must-test) 68
149. Опросник "Якоря карьеры". 68
150. Ценностные регуляторы организационного поведения — ЦРОП.. 69
151. Тест «Ценностные ориентации руководителя». 69
152. Тест смысложизненных ориентаций — СЖО.. 70
153. Дифференциально-диагностический опросник — ДДО.. 70
154. Карта интересов. 70
155. Многофакторный определитель профессиональных склонностей — МОПС 71
156. Опросник профессиональной готовности — ОПГ. 71
157. Опросник Йовайши. 72
158. Методика Голланда. 72
159. Опросник профессиональных предпочтений Голланда — ОПП.. 72
160. Мотивационные предпочтения — ОПП.. 72
5. Диагностика самооценки и сферы самосознания.. 73
161. Исследование самооценки по Т. Дембо – С. Рубинштейн. 73
162. Исследование самооценки. 73
163. Вербальная самооценка личности. 73
164. Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире». 74
165. Опросник для диагностики рефлексивности. 74
166. Диагностика комплекса неполноценности. 74
167. Личностный дифференциал. 74
168. Методика исследования самоотношения — МИС.. 75
169. Диагностика телесного Я.. 75
170. Q-сортировка. 75
171. Репертуарный тест ролевых конструктов Келли. 76
172. Тест самомониторинга. 76
173. Методика исследования детского самосознания. 76
174. Когнитивная ориентация (локус контроля) 77
175. Опросник уровень субъективного контроля — УСК.. 77
176. Шкала локуса ролевого конфликта. 78
177. Методика предельных смыслов — МПС.. 78
178. Шкала базовых убеждений. 78
179. Диагностика оптимизма. 79
180. Тест жизнестойкости. 80
181. Оценка уровня притязаний. 80
182. Оценка уровня притязаний по Ф. Хоппе. 80
183. Моторная проба Шварцландера. 80
6. Методы исследования волевой регуляции.. 80
184. Шкала контроля за действием — HAKEMP-90. 80
185. Самооценка силы воли. 81
186. Опросник для самооценки терпеливости. 81
187. Опросник для оценки своего упорства. 81
188. Опросник для оценки своей настойчивости. 81
7. Методы оценки личности в целом и отдельных ее сторон.. 81
189. MMPI — Миннесотский многопрофильный личностный опросник и его отечественные адаптации. 81
189 а. Методика многостороннего исследования личности — ММИЛ.. 82
189 б. Стандартизованный метод исследования личности — СМИЛ.. 83
189 в. Mini-mult — Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности — (СМОЛ) 84
190. Диагностический тест личностных расстройств. 84
191. Факторный личностный опросник Кеттелла. 84
192. Психодиагностический тест — ПДТ. 86
193. Калифорнийский личностный опросник — CPI (California Psychological Inventory) 87
194. Комбинированный личностный опросник — КЛО.. 88
195. Я–структурный тест Аммона — ISTA.. 88
196. Тест «Персональный автопортрет». 89
197. Фрайбургский личностный опросник — FPI 89
198. Гиссенский личностный тест — ГТ. 90
199. Индивидуально-типологический опросник. 90
200. Пятифакторный личностный опросник МакКрае–Коста («Большая пятерка») 91
201. Опросник для определения характерологических особенностей личности. 92
202. Самоактуализационный тест — CAT. 92
203. Опросник самоактуализирующейся личности — САМОАЛ.. 93
204. Опросник личностной ориентации. 93
205. Опросник Шмишека. 93
206. Патохарактерологический диагностический опросник Личко — ПДО.. 94
207. Модифицированный патохарактерологический диагностический опросник — МПДО.. 94
208. Характерологические акцентуации и нервно-психическая неустойчивость 94
209. Тест личностных акцентуаций. 95
210. Опросник ОТКЛЭ.. 95
211. Шкала социально-психологической адаптированности Роджерса — СПА.. 95
212. Опросник адаптированности. 96
213. Опросник приспособленности Х. Белла. 96
214. Экспресс-опросник «Индекс толерантности». 97
215. Вопросник для измерения толерантности. 97
216. Методика измерения общей коммуникативной толерантности. 97
217. Методика определения толерантности к неопределенности. 98
218. Конфликтная личность. 98
219. Личностная агрессивность и конфликтность. 98
220. Опросник Басса-Дарки для диагностики агрессивности. 98
221. Опросник диагностики склонности к агрессии Басса – Пери BPAQ.. 99
222. Опросник диагностики легитимизированной агрессии — ЛА-44. 99
223. Опросник Ассингера для диагностики агрессивности. 99
224. Методика диагностики интегральных форм коммуникативной агрессивности 100
225. Методика "Агрессивное поведение". 100
226. Шкала Кука–Медлей для диагностики враждебности. 100
227. Измерение рациональности. 101
228. Опросник Мехрабиана на эмпатию.. 101
229. Диагностика уровня эмпатии. 101
230. Эмпатические способности. 102
231. Опросник описания уверенности в себе. 102
232. Многомерная шкала перфекционизма Фроста. 102
233. Тест уверенности в себе. 103
234. Тест диагностики застенчивости. 103
235. Мак–опросник. 103
236. Шкала Банта для диагностики манипулятивного отношения. 104
237. Коммуникативные и организаторские способности — КОС.. 104
238. Тест Лири. 104
239. Биографический опросник — BIV.. 105
240. Висбаденский опросник — WIPPF. 106
241. Цветовой тест Люшера. 106
242. Цветовое зеркало — модификация теста Фриллинга. 106
243. Тест Л. Сонди — метод портретных выборов. 107
244. Тест руки — Hand-test 107
245. Тематический апперцепционный тест — TAT. 108
246. Детский апперцепционный тест — ДАТ. 108
247. Рисованный апперцепционный тест — PAT. 108
248. Контурный апперцепционный тест — С. А. Т. - Н.. 109
249. Тест Роршаха. 109
250. Незаконченные предложения. 109
251. Методика миокинетической диагностики Мира-и-Лопеса. 110
252. Графический тест "Звезды и волны". 110
253. Рисуночные проективные методы.. 110
254. Методика рисуночных метафор «Жизненный путь». 111
8. Методы исследования межличностных отношений, взаимодействия, организациИ и персонала.. 111
255. Удовлетворенность межличностным взаимодействием. 111
256. Шкала компетентности социального взаимодействия. 111
257. Субъективная оценка межличностных отношений — СОМО.. 112
258. Субъективная оценка межличностных отношений — СОМО.. 112
259. Опросник межличностных отношений Шутца. 112
260. Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну) 113
261. Метод социометрических измерений. 113
262. Внешнегрупповая референтометрия. 114
263. Индекс групповой сплоченности Сишора. 114
264. Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе. 114
265. Социально-психологический климат группы.. 114
266. Методика для измерения благоприятности психологического климата. 115
267. Интегральная удовлетворенность трудом. 115
268. Привлекательность работы.. 115
269. Анкета по изучению организационных условий, удовлетворенности трудом и профессиональным развитием. 116
270. Опросник организационной социализации. 116
271. Стиль руководства трудовым коллективом (А. Л. Журавлев) 117
272. Стиль руководства трудовым коллективом (Захаров В. П.) 117
273. Методика "Самооценка стиля управления". 117
274. Методика "Склонность к определенному стилю руководства". 117
275. Методика "Стиль управления". 118
276. Методика "Стиль межличностного взаимодействия". 118
277. Методика А. Фидлера. 118
278. Оценка административного стиля управления. 119
279. Оценка стилей принятия управленческих решений. 119
280. Оценка служебно-рационалистического стиля руководства. 119
281. Самооценка стиля работы с документацией. 119
282. Опросник К. Л. Вилсона "Цикл управленческих умений". 120
283. Самооценка управленческих ограничений в деятельности руководителя. 120
284. Экспресс-диагностика профессионально-деятельностных ограничений руководителя. 121
285. Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде 121
286. Тест "Пульсар". 121
287. Диагностика консервативности стиля организационного управления. 122
9. Методы исследования взаимоотношений супругов, родителей и детей, особенностей семейного воспитания.. 122
288. Методика ОУБ — тест-опросник удовлетворенности браком. 122
289. Методика РОП — ролевые ожидания и притязания в браке. 123
290. Опросник распределения ролей в семье. 123
291. Методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека. 124
292. «Особенности общения между супругами». 124
293. Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях. 124
294. «Реакции супругов на конфликт». 125
295. «Измерение установок в супружеской паре». 125
296. Психологическая дистанция в браке. 125
297. Опросник стилей сексуального поведения Айзенка. 126
298. Опросник сексуального профиля. 126
299. Каков Ваш коэффициент интимности. 127
300. Методика «Нормативное сопротивление» — НС. 127
301. Поле отношений. 127
302. Анализ семейных взаимоотношений — АСВ.. 127
303. Опросник родительского отношения к детям. 128
304. Поведение родителей и отношение подростков к ним — ADOR.. 128
305. Детско-родительские отношения подростков. 128
306. Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия — ОРДЭВ 129
307. Методика «Список личностных черт» для исследования взаимоотношений школьников. 130
308. Шкала родительской озабоченности — ШРО.. 130
309. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми. 131
310. Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми. 131
311. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». 132
312. Тест родительского отношения — ТРО.. 133
313. Опросник родительских установок — PARI 133
314. Методика Рене Жиля. 134
315. Диагностика эмоциональных отношений в семье. 134
316. Кинетический рисунок семьи. 135
317. Семья в образах животных. 135
318. Цветовой тест отношений Эткинда. 135
10. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ.. 136
319. Стратегии самоутверждения личности. 136
320. «Индекс жизненного стиля» — опросник LSI 136
321. Опросник защитных стилей Бонда. 137
322. Тип поведенческой активности в стрессовых условиях. 137
323. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях — опросник обобщенных реакций — КПСС (CISS) 137
324. Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SАСS) 138
325. Опросник «Стратегии совладающего поведения» (WCQ) 138
326. Индикатор копинг-стратегий по Хайму. 139
327. Индикатор копинг-стратегий по Амирхану. 139
328. Проактивное совладающее поведение — PCI 139
329. Преодоление трудных жизненных ситуаций — ПТЖС.. 140
331. Опросник «Решение трудных ситуаций» — РТС.. 140
332. Тест оценки коммуникативных умений. 141
333. Тест К. Томаса для диагностики способов поведения в конфликтах. 141
334. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. 141
335. Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях 142
336. Методика диагностики суицидального риска «Сигнал». 142
337. Опросник детского поведения Ш. Эйберг. 142
338. Опросник «Риск аддиктивного поведения» в подростковом возрасте (на примере наркозависимости) 143
Алфавитный указатель методик.. 144
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время психологическая диагностика в России переживает значительный подъем. Она занимает заметное место в психологической практике специалистов школ и вузов, предприятий и учреждений, фирм и банков. Диагностические методики используются во все новых областях практической деятельности – армии, спорте, судебной экспертизе и др. Потребность в психодиагностических методиках велика, так как по сравнению с другими психологическими инструментами их отличает наибóльшая точность и объективность, необходимая для решения прикладных задач с высокой ценой ошибки. Психодиагност часто определяет будущее конкретного человека, так как от его диагноза и прогноза могут зависеть жизненные планы, карьера и психологическое благополучие.
Социальная значимость психологической диагностики определяет необходимость повышения уровня профессиональной подготовки специалистов. Неквалифицированное использование диагностических методик приводит к неверным оценкам психологических возможностей людей и, как следствие, к утрате доверия к психологической диагностике и психологии вообще. Только квалифицированный специалист понимает возможности и ограничения психодиагностических методик, те допущения, которые были сделаны при их разработке, связанные с ними границы выводов и вероятные ошибки. Для этого необходимо ориентироваться в базовых теоретических проблемах психологической диагностики, среди которых – соотношение диагноза и прогноза, влияние социокультурного фактора на диагностические показатели. Кроме того, необходимо ориентироваться в многообразии психодиагностических подходов и методик, чтобы выбор был адекватен конкретной задаче и ситуации.
Однако в настоящее время сориентироваться в потоке литературных изданий по психодиагностике неопытному специалисту весьма затруднительно. Неконтролируемый поток непрофессиональных некачественных изданий, в которых приводятся психодиагностические методики с ошибками в стимульном материале, ключах и названиях, является настоящим бедствием для психологической практики.
Студенты, обучающиеся специальности «Психология», нередко в своей будущей практической работе будут сталкиваться с необходимостью постановки психологического диагноза для принятия тех или иных административных и каких-либо других решений по поводу обследуемого человека, которые могут изменить кардинальным образом жизненный путь этого человека. Поэтому ответственность за адекватность задачам обследования выбираемых психодиагностических методик, за корректность собранной психодиагностической информации и правильность диагноза довольно высока. Не менее ответственным является и решение психодиагностических задач в процессе консультирования: правильность стратегии и тактики психодиагностического обследования во многом определяет успешность консультационного процесса и построение программы психологической помощи клиенту.
Основная цель данного пособия – сориентировать и упростить поиск надежного диагностического инструментария.
Аннотированный указатель наиболее распространенных и надежных психодиагностических методик, в котором кратко описана методика, ее стимульный материал, психодиагностические результаты и возможности использования. К каждой методике приводится список источников, в которых она опубликована. В списке жирным шрифтом выделены наиболее надежные источники, которыми являются методические руководства, написанные авторами или авторскими коллективами, то есть первоисточники. Методики сгруппированы по предмету диагностики, что облегчает работу с указателем.
Для подготовленных читателей для удобства поиска методик в конце пособия приведен алфавитный указатель методик.
Необходимость создания такого указателя продиктована тем, что существующие психодиагностические пособия, построены по типу практикумов, которые освещают небольшое количество широко распространенных и часто используемых в практической работе психолога методик. Имеется и достаточно большое справочное пособие по психодиагностике Бурлачука Л. Ф.[1], однако оно не содержит информации о многих широко используемых в практике методиках и — главное — о том, где искать полные методические материалы.
Авторы не включали в указатель патопсихологические методики, за исключением некоторых методик. При необходимости патопсихологической диагностики рекомендуем читателям обратиться к таким пособиям как: Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики: Практическое руководство. — СПб.: изд. «Стройлеспечать», 1997; Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. — СПб.: Речь, 2005.
Указатель предназначен для студентов, обучающихся специальности/направлению «Психология», а также может быть полезен практикующим психологам, решающим психодиагностические задачи, и преподавателям курса «Психодиагностика».
Тютюнник Е.И.,
Тютюнник А. В.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ В МИРЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК:
Аннотированный указатель
Санкт-Петербург
ББК …..
Д …. Тютюнник Е. И., Тютюнник А. В. Путеводитель в мире психодиагностических методик: аннотированный указатель. — СПб: СПбГИПиСР, 2011. — ……..
ISBN ……..
Данное учебное пособие представляет собой краткое описание психодиагностических методик. Указаны авторы методик, описан стимульный материал, приведены диагностические показатели, указано наличие стандартизованных шкал и наиболее надежные литературные источники. Методики классифицированы по предмету диагностики, что облегчает их поиск и выбор. В конце пособия приведены алфавитный указатель методик на основании предмета диагностики или автора методики и алфавитный указатель диагностируемых психологических особенностей.
Пособие предназначено для студентов, обучающимся по направлению/специальности «Психология», а также практическим психологам, занимающимся психологической диагностикой, и преподавателям, читающим курс «Психодиагностика».
© Тютюнник Е. И., 2011
© Тютюнник А. В., 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 15
1. Методы исследования познавательных процессов, интеллекта, способностей и уровня психического развития.. 17
1. Методики исследования избирательности перцептивного внимания. 17
2. Методика «Компасы»— исследование пространственных представлений. 17
3. Методика «Часы». 17
4. Методика "Совмещение вырезов». 17
5. Методика "Перепутанные линии". 18
6. Исследование объема внимания с помощью точек. 18
7. Комплексная батарея для исследования внимания. 18
8. Методика Тулуз-Пьерона для диагностики минимальных мозговых дисфункций (ММД) 18
9. Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер. 19
10. Комплексная батарея для исследования памяти. 19
11. Методика В. Т. Козловой "Интеллектуальная лабильность". 19
12. Струп-тест. 19
13. Комплексная батарея Е. И. Степановой для исследования мышления (вербальное, образное, практическое) 20
14. Тест Д. Векслера. 20
15. Тест Дж. Равенна. 20
16. Интеллектуальный тест Р. Кеттелла. 21
17. Тест интеллектуального потенциала — ТИП Интеллектуального потенциала тест — ТИП.. 21
18. ШТУР — школьный тест умственного развития. 22
19. ТСИ — тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. 22
20. Методика оценки общих и специальных технических способностей Дж. Фланагана. 22
21. ГИТ — Групповой интеллектуальный тест. 23
22. ТУРМП — тест умственного развития младших подростков. 24
23. АСТУР — тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников 24
24. КОТ— краткий отборочный тест. 25
25. Тест «Практическое мышление взрослых». 26
26. Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена. 26
27. Методика диагностики социального интеллекта в детском возрасте. 27
28. Методика самооценки социального интеллекта в детском возрасте TSIS. 27
29. Методика экспертных оценок детьми социального интеллекта у сверстников PESI 28
30. Опросник эмоционального интеллекта у подростков. 28
31. Опросник эмоционального интеллекта. 28
32. Методика для эмоционального интеллекта. 29
33. Диагностика эмоционального интеллекта. 29
34. Тест кубиков и узоров С. К. Коса (красно - сине - желто - белые кубики) 30
35. Методика диагностики обучаемости А. Я. Ивановой. 30
36. Тест «Нарисуй человека» Гудинаф–Харриса. 30
37. Тесты учебных способностей для 1 класса. 30
38. Оценка общей школьной зрелости ребенка. 31
39. Тест школьной зрелости. 31
40. Диагностика школьной готовности (СПбГУ) 31
41. Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу. 32
42. Методика определения готовности к школе. 32
43. Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста. 33
44. Тест Е. Торренса для диагностики креативности. 34
45. Тест отдаленных ассоциаций С. Медника (RAT) 34
46. Креативные тесты Ф. Вильямса. 34
47. Тесты дивергентного мышления Дж. Гилфорда и Е. Торренса. 35
2. Методы исследования свойств ВНД и темперамента.. 35
48. Теппинг-тест. 35
49. Опросник Я. Стреляу. 35
50. Опросник для выявления соотношения двух сигнальных систем Б. Кадырова 36
51. Томский опросник ригидности — ТОРЗ. 36
52. Опросник на измерение ригидности. 37
53. Опросник импульсивности. 37
54. Определение преобладающего типа темперамента. 37
55. Методика "Свойства и формула темперамента". 37
56. Опросник "Исследование психологической структуры темперамента" Б. М. Смирнова. 37
57. Опросник структуры темперамента — ОСТ. 38
58. ОФДСИ — Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. 38
59. Опросники Г. Айзенка. 39
60. Методика диагностики темперамента Я Стреляу. 39
61. "Эскиз темперамента Вашего ребенка". 39
62. Опросник темперамента Д. Кейрси. 40
3. Методы исследования состояний и саморегуляции.. 40
63. САН — самочувствие, активность, настроение. 40
64. Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. 40
65. Шкала субъективного благополучия. 40
66. Шкала жизненной удовлетворенности. 41
67. Шкала психологического благополучия личности. 41
68. Шкала чувства связности. 42
69. Опросник определения нервно-психической устойчивости. 42
70. Опросник психологической устойчивости к стрессу. 42
71. Анкета «Стрессонаполненность жизни». 43
72. «Инвентаризация симптомов стресса». 43
73. Шкала организационного стресса Мак-Лина. 43
74. Шкала психологического стресса PSM-25. 44
75. Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях». 44
76. Тест "Кольца Э. Ландольта"" — диагностика работоспособности и утомляемости 45
77. Шкала явной тревожности (CMAS) 45
78. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. 45
79. Шкала учебной тревожности. 45
80. ТШТФ — тест школьной тревожности Филлипса. 46
81. Многомерная оценка детской тревожности (МОДТ) 46
82. Методика измерения подростковой и юношеской тревожности. 46
83. Шкала Ч. Спилбергера – Ю. Ханина. 47
84. Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор. 47
85. Методика для диагностики профессиональной (педагогической) и родительской тревожности. 47
86. Самооценка эмоциональных состояний. 48
87. Шкала депрессии. 48
88. Дифференциальная диагностика депрессивных состояний Жмурова. 48
89. Дифференциальная диагностика депрессивных состояний Зунга. 48
90. Опросник Джерсайлда. 48
91. Шкала измерения одиночества — UCLA.. 48
92. Шкала субъективного переживания одиночества — UCLA.. 49
93. Самооценка организованности. 49
94. Личностный опросник «автономности-зависимости». 49
95. Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) 50
96. Цветовой тест М. Люшера: состояние активированности - заторможенности (ВК) и уровень психофизиологического дискомфорта (СО). 50
97. Рельеф психического состояния личности. 50
98. Уровень ПЭН (психоэмоционального напряжения) и его источников. 51
99. Опросник для выявления состояния уверенности–неуверенности. 51
100. Диагностика психического "выгорания". 51
101. Опросник "Профессиональное выгорание". 51
102. Диагностика уровня эмоционального выгорания. 52
103. Опросник «Суверенность психологического пространства». 52
104. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга. 53
105. Вербальный фрустрационный тест. 54
4. Методы исследования сферы направленности.. 54
106. Диагностика удовлетворенности базовых потребностей. 54
107. Проективный мотивационный тест Х. Хекхаузена. 54
108. Выявление осознанности различных компонентов мотива. 54
109. Структура мотивации трудовой деятельности. 55
110. МД-решетка Х.-Д. Шмальта — тест мотивации достижения. 55
111. Опросник Т. Элерса для диагностики мотивации достижения цели. 56
112. Опросник Т. Элерса для диагностики мотивации к избеганию неудачи и самозащите. 56
113. Шкала RSK - готовность к риску, или тенденция субъекта к риску в условиях физической опасности. 56
114. Опросник А. Мехрабиана для измерения двух взаимосвязанных мотивов: стремления к успеху и избегания неудачи. 56
115. Опросник МАС.. 57
116. Опросник для измерения мотивации аффилиации. 57
117. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности 57
118. Тест юмористических фраз — структура мотивационной сферы.. 57
119. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. 58
120. Метод мотивационной индукции. 59
121. Диагностика мотивационной структуры личности. 59
122. Шкала потребности в достижении. 59
123. Шкала потребности в общении. 60
124. Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях 60
125. Шкала мотивации одобрения. 60
126. Измерение художественно-эстетической потребности. 61
127. Диагностика потребности в поисках ощущений. 61
128. Определение потребности в активности. 61
129. Комплект для определения типа индивидуальности, исходя из доминирования типа инстинкта. 61
130. Эгоцентрические ассоциации. 61
131. Тест-опросник "Склонности к отклоняющемуся поведению". 62
132. Ориентировочная анкета. 62
133. Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения. 62
134. "Исследование восприятия индивидом группы". 63
135. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. 63
136. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях. 63
1