Прогрессивные матрицы Дж. Равена.
Автор: Джон Равен, Л. Пенроуз
Теоретические положения:
Прогрессивные матрицы Равена основываются на 2-х теориях:
1. Разработанная гештальт-психологией теория апперцепции форм.
В соответствии с этой теорией каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что сначала происходит глобальное оценивание задания – матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элемента включаются в целостный образ, что и способствует обнаружению недостающей детали изображения.
2. Теория неогенеза Ч.Спирмена.
… развивает рассмотренные положения теории перцепции форм.
Тест разработан в традициях английской школы исследования интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения факторы G – задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами.
Продуктивная способность – это способность генерировать новые варианты решения, способность воспринимать и устанавливать взаимосвязи.
Так как восприятие является, прежде всего, концептуальным процессом, существенным элементом продуктивной способности является способность генерировать новые, преимущественно невербальные понятия, которые дают возможность свободно и ясно мыслить.
Краткая история создания:
Тест предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г.
Прогрессивные матрицы разрабатывались как тесты, определяющие способность к ясному мышлению. Это один из лучших тестов невербального интеллекта.
По исследованиям авторов, тест Стандартные Прогрессивные Матрицы (СПМ) измеряет продуктивный компонент генерального фактора G.
Наиболее известны 2 основных варианта прогрессивных матриц Равена – черно-белые и цветные.
Цветной вариант предназначен для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет и для лиц старше 65 лет.
Черно-белые СПМ предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 9 до 14 лет и взрослый в возрасте от 20 до 65 лет.
Материал черно-белого теста СПМ состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.
Задания разделены на 5 серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных, но возрастающей сложности заданий в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии.
Такой прогрессирующий порядок обеспечивает стандартное обучение методу работы.
Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6–8 предложенных вариантов.
При необходимости первые 5 заданий серии А обследуемый выполняет с помощью экспериментатора.
При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип «прогрессивности», заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих.
ð Происходит обучение выполнению более трудных заданий.
Пять серий дают 5 возможностей овладеть способом мышления, необходимым для решения задач, и 5 прогрессирующих оценок интеллектуальной активности испытуемого.
Цветной вариант прогрессивных матриц Равена состоит из 3 серий – A, AB, B по 12 матриц в каждой серии.
Данные о валидности и надежности:
Коэффициент надежности теста, по данным различных исследователей, варьирует от 0,70 до 0,89.
Показатель прогностической валидности теста (по связи с критериями успеваемости) 0,72.
Цель: измерения общего уровня развития интеллектуальных способностей.
Область применения: от 5 до 65 лет, культурных и половых ограничений нет.
Организация и процедура обследования:
Тест может проводиться как индивидуально (особенно для маленьких детей), так и в групповом варианте, а также и при самотестировании.
Группой может быть любого размера. Исследование проводится в тихой комнате. Каждый испытуемый работает за отдельным столом, что исключает списывание. Все испытуемые сидят лицом к экспериментатору.
Раздаются карандаши и бланки для ответов. Испытуемых просят внести необходимые сведения о себе в соответствующие строки бланков для ответов. После того, как они это сделают, раздаются тестовые буклеты. Испытуемых просят не открывать буклеты до тех пор, пока все не будут готовы.
* Всем испытуемым, независимо от их возраста, даются совершенно одинаковые серии заданий, в совершено идентичном порядке, и их всех просят работать с удобной для них постоянной скоростью, без остановок и промедлений, с начала шкалы и до ее конца.
* Предпочтительно работать без ограничений по времени, если это не связано с определенными исследовательскими целями.
* Ситуация, когда люди работают не спеша, в своем темпе, позволяет более надежно измерить их способность к ясному мышлению.
Стимульный материал: набор тестовых буклетов, индивидуальные бланки для ответов и карандаш.
* Для поддержания устойчивого интереса испытуемого и во избежание отрицательного влияния усталости, каждое задание очень четко оформлено, аккуратно нарисовано и сделано все, чтобы на него было приятно смотреть.
Обработка результатов:
Обработка полученных результатов проста. Каждое верное решение оценивается в 1 балл. Подсчитывается общая сумма полученных баллов (при условии, что испытуемый прошел все серии от начала и до конца), а также число правильных решений в каждой из 5 серий.
Первичные оценки по таблицам переводятся в соответствии с возрастными нормами в процентили или станайны.
Существенным этапом количественной обработки является вычисление «индекса вариабельности». Индекс определяется исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из 5 серий.
Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях.
Разности ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учета знака, «по модулю») суммируются.
Автор указывает, что, если индекс вариабельности (несогласованности) превышает 2 единицы, то это свидетельствует о нестабильности оценки общих интеллектуальных способностей . тем не менее, общая оценка по тесту считается валидной даже тогда, когда несогласованность превышает 2 единицы.
Нормальные значения индекса несогласованности: от 0 до 4.
Критическое значение: 7 и более – данные теста считаются недостоверными.
Сопоставление реального и ожидаемого распределения количества правильных решений в сериях направлено на выявление испытуемых, выполняющих задание путем угадывания.
Значение индекса вариабельности может оказаться значительно выше критического в случае установки испытуемого симулировать низкий результат по тесту (демонстрация несостоятельности в решении самых простых задач).
Описание серий:
Каждая серия заданий составлена по определенным принципам:
Серия А. При работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:
а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними;
б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.
*Анализ структуры целого и восстановление целостности (восприятие целостности)
Серия В.Сводится к нахождению аналогии между двумя парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.
*Аналогия между парами фигур, классификация через симметрию.
Серия С.Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали.
*Анализ прогрессивного изменения в структуре, обогащение фигур в горизонтальном и вертикальном направлении.
Серия D.Составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям.
*Анализ закономерности чередования фигур в целостной структуре.
Серия Е.Наиболее сложная. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей «сборки» недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).
*Синтез недостающей фигуры по частям согласно алгебраическому принципу (складыванием/ вычитанием).
Алгоритм построения диагноза:
Уровень I. Суперинтеллектуал – если оценка равна или больше 95 процентиля для данной возрастной группы.
Уровень II. Интеллектуальные возможности явно выше среднего - если оценка равна или больше 75 процентиля; II+, если оценка находится в диапазоне от 90 до 95 процентиля.
Уровень III. Средний интеллект – если оценка в диапазоне от 25 до 75 процентиля; III+, если оценка выше, чем медиана (50-й процентиль); III-, если оценка ниже медианы.
Уровень IV. Интеллектуальные возможности явно ниже среднего – если оценка равна или меньше 25-го процентиля; VI-, если оценка равна или меньше 10-го процентиля.
Уровень V. Существенное снижение интеллекта – если оценка равна или меньше 5-го процентиля для соответствующей возрастной группы.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Достоинства: тест свободен от влияния культуры (адаптируют только нормы); свободен от влияния социально-экономического параметров; образования и др.
Задания теста апеллируют к 3 основным психическим процессам:
- произвольное внимание,
- восприятие целого
- гибкость мышления
Недостаток: нельзя использовать дважды на одном и том же человеке.
Время проведения методики ограничено!
Младшие школьники = 20 минут
8 – 12 лет = 20 минут
Взрослые = 15 минут
Илет 43.
Краткий отборочный тест.
Автор: Краткий отборочный тест (КОТ) является российской адаптацией теста Вандерлика, выполненной В.Н.Бузиным.
Краткая история создания методики и общие теоретические положения: Существует группа тестов общих умственных способностей, специально разрабатывавшихся для быстрой предварительной оценки персонала. Первым тестом этого направления был "Самоприменяемый тест Отиса". Тест имел в большинстве случаев хороший коэффициент валидности при отборе на должность клерка, оператора счетных машин, рабочих, мастеров и т.д. Для высококвалифицированных служащих корреляция между показателями теста и успешностью в работе была небольшая.
Наиболее известной адаптацией теста Отиса является тест Вандерлика. В отличие от теста Отиса, тест Вандерлика хорошо работает на выборке высококвалифицированных служащих и руководителей. Как отмечает А.Анастази, надежность теста, несмотря на его краткость, вполне удовлетворительна".
Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. Исходной предпосылкой при анализе структуры теста было следующее определение обучаемости:
Обучаемость – это весьма важная черта, которая необходима для овладения любой специальностью. Существующая система подготовки специалистов практически исключает возможность индивидуального подхода.
Данные о валидности и надёжности методики:
Надежность теста определялась по методу Кьюдера-Ричардсона, который учитывает согласованность ответов по всем заданиям теста. Коэффициент альфа, рассчитанный по формуле Кьюдера—Ричардсона, составил α = 0,86. Надежность рассчитывалась по двум выборкам: учащиеся 6-х классов средних школ (60 человек) и лица с высшим образованием, в основном инженеры связи (140 человек).
В исследовательских целях одновременно с КОТ испытуемый выполнял числовой и вербальный тесты Г.Ю.Айзенка. Корреляция ПТ с IQ по числовому тесту Айзенка составила 0,68, а с IQ по вербальному 0,61 (уровень значимости p<0,001).
Успешность выполнения КОТ слабо коррелирует со степенью независимости выборов от предшествующего успеха или неудачи в тесте притязаний; коэффициент корреляции – 0, 22, уровень значимости: p<0,1.
Сопоставление КОТ с другими тестами специальных способностей не проводилось. По 2 исследованным выборкам были получены графики распределения ПТ, свидетельствующие о неоднородности выборок. Эти распределения свидетельствуют о зависимости ПТ от уровня образования для выборок в целом: при более высоком уровне образования ПТ смещается в сторону увеличения за счет уменьшения самой слабой группы, решающей 6-9 заданий и увеличения средней, решающей 18-24 задания. «Сильная» группа, решающая свыше 30 заданий, и в той и в другой выборке невелика и достаточно стабильна по численности (5-7%).
Можно предположить, что КОТ затрагивает некоторые генетически обусловленные аспекты умственного темпа и общих способностей, по крайней мере, те аспекты, которые не зависят от уровня образования.
Цель: определение интегрального показателя "общие способности".Тест предусматривает диагностику способности обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертности мышления, отвлекаемости внимания, грамотность, ориентировку, пространственное воображение, математические способности.
Область применения: Методика определения общих способностей КОТ предназначена для использования при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению.
Организация: Групповое и индивидуальное обследование: тест может проводиться в групповом варианте. При этом желательно, чтобы испытуемые работали за отдельными столами. Сначала раздаются и подписываются индивидуальные бланки. Затем раздаются индивидуальные тестовые тетради.
Краткое описание теста: тест состоит из 50 заданий с 3–5 вариантами ответа, из которых только один верный. Кроме того, есть открытые задания (без вариантов ответа).
Процедура обследования: инструкция в рамках текста, приведенного на первой странице. Все примеры разбираются. Экспериментатор отвечает на вопросы испытуемых. Особо отмечается то, что во время выполнения теста вопросы по его содержанию не допускаются. Кроме того, акцентируется, что время выполнения теста строго ограничено - 15 минут. По команде: «Стоп! Время вышло» - все бланки переворачиваются и сдаются экспериментатору.
Во время проведения теста экспериментатору желательно убедиться в том, что бланки испытуемых подписаны.
Обработка результатов: фиксируется общая сумма совпавших с ключом ответов. Обработка одного бланка занимает 15—20 секунд. ПТ имеет медианные нормы, которые разбивают выборку на две части и оценка результатов идет по принципу «попал — не попал». Если ПТ испытуемого равен или выше медианы для данной группы специалистов, то испытуемый может быть допущен к прохождению дальнейшего тестирования по тестам специальных способностей (в том случае, если таковые существуют и адаптированы). Либо, в зависимости от ПТ, испытуемый может быть распределен в ту или иную учебную группу, если тест используется для обоснования дифференциации учащихся по уровню обучаемости/
Краткое описание шкал:
КОТ предназначен для определения интегрального показателя "общие способности" и предусматривает диагностику следующих "критических точек" интеллекта:
1. Способность обобщения и анализа материала:При выполнении заданий на пословицы необходимо абстрагироваться от конкретной фразы, переходить в область интерпретаций смыслов и находить в этой области пересечения смыслов, а затем возвращаться к конкретным фразам.
2. Гибкость мышления.Если испытуемый неправильно выполняет задания этого типа (задания: найти противоположное по смыслу слово; определить сходны или различны по значению 2 слова), можно предположить, что ассоциации носят хаотический характер, не оттормаживаются.
3. Инертность мышления. Переключаемость.Расположение заданий предусматривает способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. Вместе с тем, невысоко качество их умственной продукции.
4. Эмоциональные компоненты мышления. Отвлекаемость. Мышление должно быть активно направлено на объект, задачу. Ряд заданий теста снижает показатель теста у лиц, склонных к эмоциональной деструкции мыслительных процессов (задания: достаточно сложные). Такие испытуемые начинают улыбаться, обращаться к экспериментатору. В тесте «уровень притязаний» эти лица характеризуются импульсивностью реагирования на успехи и неудачи.
5. Скорость и точность восприятия.Распределение и концентрация внимания.Часть заданий теста относится к так называемым канцелярским способностям (задания: сравнить пары рядов чисел или слов). Труд высококвалифицированного специалиста, руководителя предполагает работу с массой различных документов, которые необходимо обработать в сжатые сроки, выделить основные содержания, сопоставить цифры и т.д.
6. Употребление языка. Грамотность. Часть заданий теста рассчитана на умение правильно пользоваться языком, грамотность, элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита)(задания: определение отношений, поиск лишнего слова, различий в фигурах и т.д.).
7. Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка.Согласно инструкции, тест допускает решение задач в любой последовательности. Некоторые испытуемые, которым легче даются либо числовые, либо вербальные задачи, отрефлексировав этот факт, просматривают все задания и решают самые для себя простые, а затем возвращаются к другому типу задач.
8. Пространственное воображение.В тесте представлены четыре задания, связанные с операциями в двумерном пространстве.
9. Математические способности.
Таким образом, показатель теста (ПТ)является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека.