Методики на изучение профессионально важных качеств педагога.
(см. картотеку)
Билет 41.
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.Русалова.
Различия ОСТ и ОФДСИ.
Предлагаемый психодиагностический инструмент – результат дальнейшего развития метода ОСТ (опросника структуры темперамента В.М. Русалова, 1990).
Метод ОСТ имел ряд существенных недостатков:
1. Он описывал ограниченное количество формально-динамических свойств, относящихся традиционно к сфере темперамента.
2. Имел грубую (двухмерную – да/нет) систему оценки выраженности свойств по каждому пункту.
3. Ряд пунктов содержал сходные формулировки, что приводило к искусственному завышению внутренней консистентности шкал.
4. Выделялось только 2 главные сферы поведения человека: предметно-ориентированная (в основном, психомоторные характеристики) и субъектно-ориентированная
Метод ОФДСИ лишен указанных недостатков.
1. Он позволяет наиболее полно и точно оценивать как отдельные формально-динамические свойства индивидуальности, так и устойчивые структуры (индексы, типы), отражающие различную степень их интеграции в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения человека.
2. В методе использована более дифференцированная 4-балльная система оценок пунктов.
3. Существенно улучшена формулировка пунктов.
4. Выделяется 3 сферы: предметно-ориентированная шкала разделена на 2 самостоятельные категории: психомоторные и интеллектуальные. (+ осталась коммуникативная сфера).
ОФДСИ.
Автор: В.М. Русалов.
Общие теоретические положения: метод ОФДСИ опирается на теоретическую модель, вытекающую из специальной теории индивидуальности (В.М. Русалов, 1986). Согласно данной модели, имеется определенное эволюционно целесообразное количество фундаментальных формально динамических свойств индивидуальности, а именно 12 (эргичность, пластичность, скорость и эмоциональный порог (чувствительность) в 3-х сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной).
В основе данного опросника лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и их последователей. В настоящее время эта концепция претерпела изменения и стала развиваться как частный случай более фундаментальной концепции функциональных систем П.К. Анохина.
Свойства НС – базальные характеристики ФуС поведения, обеспечивающие интегративную деятельность мозга и всей НС в целом. ð проблема формально-динамических свойств рассматривается в структуре индивидуальности человека.
Формально-динамические свойства (ФДС) – ведущие детерминанты устойчивости индивидуальных различий между людьми; при этом сами ФДС выступают как результат системного обобщения инвариантных биологических компонент, которые вовлечены в ФуС поведения.
Т.о., ФДС – это особая психобиологическая категория, охватывающая все богатство «несодержательных», стилевых характеристик поведения человека.
Структура ФДСИ:
Афферентный синтез | Программирование | Исполнение | Обратная связь | |
Психомоторная шкала | Эргичность (ЭРМ) | Пластичность (ПМ) | Скорость (СМ) | Эмоц. чувствительность (ЭМ) |
Интеллектуальная шкала | Эргичность (ЭРИ) | Пластичность (ПИ) | Скорость (СИ) | Эмоц. чувствительность (ЭИ) |
Коммуникативная шкала | Эргичность (ЭРК) | Пластичность (ПК) | Скорость (СК) | Эмоц. чувствительность (ЭК) |
Данные о валидности и надежности:
Вычислялись 2 показателя надежности: 1) коэффициент ранговой корреляции по Спирмену, отражающий внутреннюю устойчивость тестовых оценок каждого испытуемого при повторном обследовании (т.е. тест-ретестовую надежность); коэффициент синхронной надежности с помощью критерия Кронбха (альфа). Данный показатель отражает однородность, внутренне постоянство или устойчивость пунктов по отдельным шкалам теста.
Для выяснения валидности использовали 2 различных показателя конструктной валидности и один показатель кросс-культурной валидности.
Цель: решение научных и научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека.
Область применения: от 18 до 60 лет.
Организация и процедура обследования:индивидуальная и групповая. Время заполнения бланка ответов опросника 30 минут.
Стимульный материал: тестовая тетрадь, бланк для ответов, ручка или карандаш.
Краткая характеристика методики: Опросник основан на самоотчете испытуемых. Содержит 150 пунктов, требующих ответа по 4-балльной шкале, и позволяет получить значения по 12 свойствам, на основании которых могут быть вычислены индексы и темпераментальные свойства. Каждое свойство оценивается по 12 утверждениям (пунктам) различной степени трудности (выраженности) и может иметь значение от 12 до 48 баллов.
В опроснике имеется также «контрольная шкала» (6 пунктов), оценивающая уровень социальной желательности. Данная шкала варьирует от 6 до 24 баллов.
Обработка результатов: проводится с помощью стандартных ключей для каждого свойства и занимает не более 30 минут. Некоторые ответы – инвертированные.
Количество баллов, набранное испытуемым по той или иной шкале, позволяет определить его положение по отношению к другому испытуемому или группе испытуемых (норме).
Значения:
От 12 до 25 – низкий полюс шкалы,
От 26 до 34 – средний полюс шкалы,
От 35 до 48 – высокий полюс шкалы.
Краткое описание шкал:
ПСИХОМОТРНАЯ СФЕРА.
Эргичость:
Низ: узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность.
Ср: нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность, средне-выраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность.
Выс: высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, жажда психомоторной деятельности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность.
Пластичность:
Низ: повышенная склонность к моторной физической работе, обязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений.
Ср: типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средне-выраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда.
Выс: высокая гибкость при переключении с одной физической работы на другую, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений.
Скорость:
Низ: заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда.
Ср: средняя скорость моторно-двигательных операций.
Выс: высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности.
Эмоциональность:
Низ: низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия, ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы.
Ср: средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия, обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе.
Выс: высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА.
Эргичность: отражает уровень интеллектуальных способностей, стремления к умственному напряжению, «узость––широту» интеллектуальных интересов, степень вовлеченности в процесс умственной деятельности, способность к обучению.
Низ: Ср: Выс:
Пластичность: вязкость––гибкость мышления, степень стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности, стереотипность––творческость подхода к решению задач/проблем, степень легкости перехода с одних форм мышления на другие.
Низ: Ср: Выс:
Скорость: скорость умственных процессов, выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности.
Низ: Ср: Выс:
Эмоциональность: уровень чувствительности к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действий при выполнении умственной работы, эмоциональное реагирование на неудачи, связанные с интеллектуальной деятельностью, степень спокойствия (беспокойства) и уверенности (неуверенности) в себе в процессе умственной деятельности.
Низ: Ср: Выс:
КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА.
Эргичность: степень потребности в общении, социальная пассивность––активность (в установлении новых знакомств), узость––широта круга контактов, степень активности в соц. мероприятиях, замкнутость––общительность.
Низ: Ср:
Выс: +стремление к лидерству
Пластичность: уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, степень стремления к разнообразию контактов, степень разнообразия коммуникативных программ, пробудывание––импульсивность в общении.
Низ: Ср: Выс:
Скорость: скорость речевой активности и вербализации.
Низ: Ср:
Выс: + легкая и плавная речь
Эмоциональность: степень чувствительности к неудачам в общении, чувствительность к оттенкам межличностных отношений, степень радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми.
Низ: Ср: Выс:
КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА.
Варьирует от 6 до 24 баллов.
Критическое значение = 18 баллов.
Индексы и типы: отражают различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности.
6 индексов:
ИНДЕКСЫ АКТИВНОСТИ.
1. Индекс психомоторной активности (ИПА) = сумма баллов активных шкал в психомоторной сфере (ЭРМ+ПМ+СМ). Норма: от 78 до 102.
2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) = сумма баллов активных шкал в интеллектуальной сфере. Норма: от 78 до 102.
3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) = -//- в коммуникативной сфере. Норма: от 78 до 102.
4. Индекс общей активности (ИОА) = сумма баллов всех активных шкал во всех трех сферах (т.е. сумма (1)–(3) индексов). Норма: от 144 до 216.