Психодиагностика профессионально важных качеств педагога.
Личностные качества – один из факторов успешной деятельности педагога
К важным качествам по Марковой относятся:
–пед.эрудиция;
–пед.целеполагание;
–пед.мышление;
–пед.наблюдательность;
–пед.оптимизм и т.д.
Можно выделить 3 основные характеристики труда учителя, обуславливающие эффективность пед. деятельности в целом:
1. Направленность.
2. Компетентность.
3. Эмоциональная гибкость.
Направленность – в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в своей профессиональной деятельности. У наиболее «эффективных учителей» она становится мотивацией совершенствования.
В пед.направленность включаются: интерес к учащимся, к творчеству, к пед. профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.
В более узком смысле – пед.направленность – это профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обуславливает его индивидуальное и типичное своеобразие.
В более широком смысле – пед.направленность – это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в пед. деятельности и общении.
Иерархическая структура пед.направленности:
1. направленность на ребенка.
2. направленность на себя.
3. направленность на предметную сторону профессии.
3 типа направленности:
1. Истинно-педагогическая (мотив – интерес к содержанию пед. деятельности) – состоит в устойчивой мотивации формирования личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог.
2. Формально-педагогическая.
3. Ложно-педагогическая.
Компетентность – гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) пед.общения.
*уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности, от степени развития профессионально-педагогического мышления. Пед. творчество эффективно, когда оно опирается на высокую пед. компетентность.
Составление и проведение урока – это уже творчество.
Можно выделить 2 подструктуры пед. компетентности:
– деятельностная (ЗУНы и способы осуществления пед. деятельности).
– коммуникативная (ЗУНы и способы осуществления пед. общения).
Звено проф.компетентности…
Пед.мастерство – системное качество личности педагога, которое приобретается в процессе его профессионального становления в виде пед.умений.
–система знаний, необходимых для реализации целей деятельности;
–умение подать знания.
Уровни пед.мастерства:
1.Репродуктивный.
2.Адаптивный.
3.Локально-моделирующий.
4.Системно-моделирующий.
5.Формирование, моделирование системы знаний и управление учащимися.
*наиболее благоприятным для профессионального роста является их сочетание.
Гибкость – это разнообразие и адекватность проявляемых действий как во внешних формах активности, так и во внутренних (психических).
3 вида пед. гибкости (структура):
1. Интеллектуальная.
2. Поведенческая.
3. Эмоциональная – сочетание личностных качеств: эмоциональная устойчивость, позитивная эмоциональная экспрессивность (отзывчивость).
Психологические условия развития эмоциональной гибкости – осознание учителем ролей и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, физического и психического здоровья учителя и учеников.
Педагогические способности как условие эффективной педагогической деятельности.
Левитов выделяет основные педагогические способности:
–способность к передаче знаний в краткой или интересной форме;
–способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;
–самостоятельный и творческий склад мышления;
–организаторские способности и т.д.
по Крутецкому:
1. Дидактические способности – передача учебного материала, делая его доступным.
2. Академические способности – способность к соответствующей области наук.
3. Перцептивные способности – способность проникать во внутренний мир ученика.
4. Речевые – способности ярко и четко выражать свои мысли при помощи речи.
5. Организаторские – способность организовывать деятельность (эффективную).
6. Авторитарные – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
7. Коммуникативные.
8. Пед.воображение – специальная способность, выражающаяся в предвидении последних своих действий, в воспитательном проектировании личности учещегося.
9. Способность к распределению внимания.
+ Наблюдательность; Требовательность; Пед.такт; Эмпатия.
Структура способностей:
1. Перцептивно-рефлексивные – включают 2 вида чувствительности: 1) чувство объекта; 2) чувство причастности.
2. Проективные – включают: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские.