Методики на изучение эмоциональной сферы личности.
1. Рисуночный фрутрационный тест С.Розенцвейга.
(см. билет 44).
2. Hand-test.
Автор: Э.Вагнер
Цель: изучение уровня агрессивности личности и прогнозирование тенденции к действиям агрессивного характера и явного агрессивного поведения.
Область применения: со старшего школьного возраста (5–6 лет); верхняя граница не обозначаеся.
Организация: индивидуальная.
Описание методики: Относится к серии проективных тестов. Содержит 10 карточек: 9 изображений и 1 пустая карточка. Десять карточек (одна за другой, в определенной последовательности и положении) предъявляются испытуемому. При этом испытуемому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?».10 карточка – испытуемому предлагается сначала представить руку, а потом описать, что эта рука делает.
Число вариантов ответа не ограничено. Желательно получить 4 ответа.
Обработка результатов:
1. Каждому ответу присваивается одна из 11 категорий, после этого подсчитываются баллы отдельно по каждой шкале (сколько раз каждая категория встречалась).
2. Вычерчивается профиль (max – самое большое число встречаемости признака у клиента).
3. Показатели сопоставляются и пишется психологический диагноз.
* Если ответов меньше, чем 4, то:
- за 1 ответ на эту карточку присваивается 4 балла;
- за 2 ответа – по 2 балла;
- за 3 ответа – по 1,3 балла на каждый ответ.
Дополнительно вычисляется коэффициент коммуникативности–агрессивности (K).
Для этого сначала подсчитываются 2 индекса:
1. Индекс агрессивности–директивности.
2. Индекс коммуникативности–зависимости.
Если K > 1, человек не является агрессивным, но агрессивность может присутствовать потенциально и выражаться в виде страха, зависимости или аутоагрессии.
Если K < 1, то агрессивность обнаруживается явно, как реальное поведение.
Категории:
1. Агрессия – нанесение ущерба.
2. Директивность – оказание влияния на другое лицо (не означает насильного влияния).
3. Страх – защита.
4. Аффектация – выражение отношения к человеку или животному (забота, любовь, уважение, и т.п.).
5. Коммуникация – жесты, выражающие информацию (пр: жестикуляция при разговоре и т.п.).
6. Зависимость – ожидание помощи от окружающих.
7. Эксгибиционизм – выставление на показ (пр: театр теней, игра на пианино, и т.п.).
8. Калечность – деформация руки.
9. Активный-безличный – что-то делает рука.
10. Пассивный-безличный– ничего не делает рука.
11. Описание – описывает руку (прилагательные).
Опросник изучения агрессивност Баса-Дарки.
Автор: А.Басс, А.Дарки (1957 г.)
Цель: изучение показателей и форм агрессивности.
Область применения: с 6 класса.
Организация: индивидуальная и групповая.
Описание методики: опросник состоит из 75 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет».
Обработка результатов: производится по ключу: за каждый ответ, совпадающий по знаку с ключом начисляется 1 балл.
Кроме того, возможно вычисление суммарных показателей.
Краткое описание шкал:
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная –агрессия, окольным путем направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки) или ни на кого не направленная (взрывы ярости: крик, топание ногами и т.п.).
3. Раздражение– готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия (страдания).
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Алгоритм построения диагноза и особенности интерпретации методики: в соответствие с результатами обработки делается вывод о склонности испытуемого к тем или иным формам агрессии и враждебности, относительно среднегрупповых норм.