Методика диагностики темперамента Я.Стреляу.

Автор: Я.Стреляу.

Цель: направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.

Общие теоретические положения: тест разработан на основе дифференциально-психофизиологической концепции Павлова – Теплова.

Область применения: от 13 до 17 лет.

Организация: индивидуальная и групповая.

Краткое описание методики: состоит из 134 вопросов, предполагающих один из вариантов ответа: «да», «не знаю», «нет». При этом в инструкции к этой методике указано, что следует отвечать на вопросы только «да» или «нет». Это разночтение необходимо. По опыту известно, что всегда находятся испытуемые, которые, если им будет предложен и последний вариант, слишком часто будут отвечать уклончиво, так что в конечном счете при обработке результатов возникнет абсолютная неопределенность.

Обработка результатов: по ключу, путем суммирования баллов: совпадение – 2 балла, несовпадение – 0 баллов, «не знаю» – 1 балл. Кроме того, вычисляется коэффициент уравновешенности––неуравновешенности (= сила по возбуждению/ сила по торможению).

Краткое описание шкал:

1. Сила процессов возбуждения – проявляется в функциональной выносливости, т.е. способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение.

2. Сила процессов торможения – проявляется в способности к образованию различных условно-тормозных реакций (угасание, дифференцировка, запаздывание). Проявляется там, где имеют место запреты, воздержание от определенных действий или отсрочка реакции.

3. Подвижность нервных процессов – быстрота перехода одного нервного процесса в другой. Проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с условиями жизни.

Уравновешенность нервных процессов – равновесие процессов торможения и возбуждения.

Алгоритм построения диагноза:

Менее 42 баллов – низкая концентрация свойства.

Более 42 баллов – высокая концентрация свойства.

Уравновешенность по силе:

Меньше 1 – неуравновешенность в сторону возбуждения.

Больше 1 – неуравновешенность в сторону торможения.

По соотношению результатов исследования можно делать предположение о типе темперамента:

САНГВИНИК – СУП

ХОЛЕРИК – СНП

ФЛЕГМАТИК – СУИ

МЕЛАНХОЛИК – Сл.

Сл. – слабый

С – сильный

Н – неуравновешенный

У – уравновешенный

И – инертный

П – подвижный

Билет 34.

Психодиагностика умственного развития.

Психодиагностика умственного развития подразумевает диагностику познавательных процессов:

Ощущение – это психический процесс отражения отдельных свойств окружающего мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы соответствующей модальности.

Модальность – качественная характеристика ощущений: тактильных, слуховых, зрительный и т.д.

Восприятие – познавательный психический процесс отражения предметов и явлений приих непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в восприятии отражаются не отдельные свойства, а предметы в целом; это качественно более высокий уровень познания.

Внимание – это сосредоточенность психической активности на определенном объекте; это динамическая сторона всех познавательных процессов.

Диагностика внимания.

Корректурный тест.

Автор: Б.Бурдон (1895 г.)

Цель: исследование особенностей активного внимания, его переключаемости.

Область применения:

Организация: индивидуальная и групповая.

Краткая характеристика методики: испытуемому предлагается бланк с напечатанным в строчку набором букв или других знаков. За определенный отрезок времени он должен просмотреть в каждой строчке все знаки, зачеркивая предложенным способом некоторые из них.

Обработка результатов: психодиагност получает ряд данных:

- количество просмотренных знаков,

- пропущенных,

- неправильно зачеркнутых.

Это характеризует меру производительности и точности работы обследуемого.

На основе полученных данных выводится обобщенная оценка.

Краткое описание шкал:

1. Показатель точности работы (кол-во правильно зачеркнутых знаков/ (кол-во правильно зачеркнутых + пропушенных)

2. Показатель производительности (число всех просмотренных знаков × показатель точности)

Метод Шульте.

Автор: Шульте.

Цель: диагностика переключения внимания.

Область применения:

Организация: индивидуальная.

Краткая характеристика методики: обследуемому предъявляется большой квадрат, разделенный на определенное число мелких квадратиков. В них размещаются в случайном порядке мелкие значки (например, римские и арабские цифры). Обследуемый должен попеременно осуществлять поиск то римских, то арабских чисел ð в ходе опроса он оказывается перед необходимость переключать внимание с одного задания на другое.

Обработка результатов: о скорости переключения внимания судят по времени, затраченномцу на выполнение, и характеру поиска.

Оценка внимания.

Автор: Мюнстенберг.

Цель: определение избирательности внимания и помехоустойчивости.

Область применения:

Организация: индивидуальная и групповая.

Краткая характеристика методики: обследуемому предъявляется буквенный текст (набор букв без пробелов). Задача – как можно быстрее найти и подчеркнуть в этом тексте слова.

Пр: руклбюсрадостьфркнп

Время работы: 2 минуты.

Обработка результатов: подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым, и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Память – как форма психического отражения реализуется в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении прошлого и забывании.

Наши рекомендации