Методика диагностики темперамента Я.Стреляу.
Автор: Я.Стреляу.
Цель: направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.
Общие теоретические положения: тест разработан на основе дифференциально-психофизиологической концепции Павлова – Теплова.
Область применения: от 13 до 17 лет.
Организация: индивидуальная и групповая.
Краткое описание методики: состоит из 134 вопросов, предполагающих один из вариантов ответа: «да», «не знаю», «нет». При этом в инструкции к этой методике указано, что следует отвечать на вопросы только «да» или «нет». Это разночтение необходимо. По опыту известно, что всегда находятся испытуемые, которые, если им будет предложен и последний вариант, слишком часто будут отвечать уклончиво, так что в конечном счете при обработке результатов возникнет абсолютная неопределенность.
Обработка результатов: по ключу, путем суммирования баллов: совпадение – 2 балла, несовпадение – 0 баллов, «не знаю» – 1 балл. Кроме того, вычисляется коэффициент уравновешенности––неуравновешенности (= сила по возбуждению/ сила по торможению).
Краткое описание шкал:
1. Сила процессов возбуждения – проявляется в функциональной выносливости, т.е. способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение.
2. Сила процессов торможения – проявляется в способности к образованию различных условно-тормозных реакций (угасание, дифференцировка, запаздывание). Проявляется там, где имеют место запреты, воздержание от определенных действий или отсрочка реакции.
3. Подвижность нервных процессов – быстрота перехода одного нервного процесса в другой. Проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с условиями жизни.
Уравновешенность нервных процессов – равновесие процессов торможения и возбуждения.
Алгоритм построения диагноза:
Менее 42 баллов – низкая концентрация свойства.
Более 42 баллов – высокая концентрация свойства.
Уравновешенность по силе:
Меньше 1 – неуравновешенность в сторону возбуждения.
Больше 1 – неуравновешенность в сторону торможения.
По соотношению результатов исследования можно делать предположение о типе темперамента:
САНГВИНИК – СУП
ХОЛЕРИК – СНП
ФЛЕГМАТИК – СУИ
МЕЛАНХОЛИК – Сл.
Сл. – слабый
С – сильный
Н – неуравновешенный
У – уравновешенный
И – инертный
П – подвижный
Билет 34.
Психодиагностика умственного развития.
Психодиагностика умственного развития подразумевает диагностику познавательных процессов:
Ощущение – это психический процесс отражения отдельных свойств окружающего мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы соответствующей модальности.
Модальность – качественная характеристика ощущений: тактильных, слуховых, зрительный и т.д.
Восприятие – познавательный психический процесс отражения предметов и явлений приих непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в восприятии отражаются не отдельные свойства, а предметы в целом; это качественно более высокий уровень познания.
Внимание – это сосредоточенность психической активности на определенном объекте; это динамическая сторона всех познавательных процессов.
Диагностика внимания.
Корректурный тест.
Автор: Б.Бурдон (1895 г.)
Цель: исследование особенностей активного внимания, его переключаемости.
Область применения:
Организация: индивидуальная и групповая.
Краткая характеристика методики: испытуемому предлагается бланк с напечатанным в строчку набором букв или других знаков. За определенный отрезок времени он должен просмотреть в каждой строчке все знаки, зачеркивая предложенным способом некоторые из них.
Обработка результатов: психодиагност получает ряд данных:
- количество просмотренных знаков,
- пропущенных,
- неправильно зачеркнутых.
Это характеризует меру производительности и точности работы обследуемого.
На основе полученных данных выводится обобщенная оценка.
Краткое описание шкал:
1. Показатель точности работы (кол-во правильно зачеркнутых знаков/ (кол-во правильно зачеркнутых + пропушенных)
2. Показатель производительности (число всех просмотренных знаков × показатель точности)
Метод Шульте.
Автор: Шульте.
Цель: диагностика переключения внимания.
Область применения:
Организация: индивидуальная.
Краткая характеристика методики: обследуемому предъявляется большой квадрат, разделенный на определенное число мелких квадратиков. В них размещаются в случайном порядке мелкие значки (например, римские и арабские цифры). Обследуемый должен попеременно осуществлять поиск то римских, то арабских чисел ð в ходе опроса он оказывается перед необходимость переключать внимание с одного задания на другое.
Обработка результатов: о скорости переключения внимания судят по времени, затраченномцу на выполнение, и характеру поиска.
Оценка внимания.
Автор: Мюнстенберг.
Цель: определение избирательности внимания и помехоустойчивости.
Область применения:
Организация: индивидуальная и групповая.
Краткая характеристика методики: обследуемому предъявляется буквенный текст (набор букв без пробелов). Задача – как можно быстрее найти и подчеркнуть в этом тексте слова.
Пр: руклбюсрадостьфркнп
Время работы: 2 минуты.
Обработка результатов: подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым, и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Память – как форма психического отражения реализуется в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении прошлого и забывании.