Стандартизация тестовых процедур. Виды шкал.
Формализация испытаний – придание какой-то определенной формы процедуре конкретного испытания → стандартизация – приведение к единообразию: содержания, проведения, процедуры обработки и т.д.
Определяет точность, надежность измерительного инструмента, и позволяет сопоставлять результаты измерения разных испытуемых/ одного человека при разных условиях; сопоставлять измения, полученые разными людьми.
2 формы стандартизации:
1. Регламентация процедуры проведения обследования – позволяет сопоставлять результаты испытания у разных обследуемых.
Элементы стандартизации: унификация инструкции, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования, характеристик контингента обследуемых и т.д.
2. Стандартизация оценок – это преобразование нормальной шкалы оценок в новую шкалу, основанную уже не на количественных эмпирических значениях изучаемого признака, а на его относительном месте в выборке.
Сырые баллы → шкальные оценки: необходимо для сопоставления методик, сравнения результатов, полученных с помощью разных методик.
Бурлачук.
Стандартизация теста наиболее важна, когда осуществляется сравнение показателей обследуемых.
При этом вводится понятие нормы или нормативных показателей.
Для получения стандартных норм, нужно отобрать большое количество испытуемых в соответствии с ясно обозначенным критерием.
При формировании выборки стандартизации следует учитывать ее объем и репрезентативность.
Нормы на каждой группе должны быть представлены в средних величинах (среднее значение) и показателем стандартного отклонение.
!!!!!!!
В подавляющем большинстве психодиагностических процедур обработка сводится к подсчету суммы баллов по шкале за правильно решенные задания или за ответы, совпадающие с ключом.
Но по таким нормам нельзя делать какие-либо выводы о наличии или проявленности того или иного свойства. Чтобы интерпретировать значение индивидуальных тестовых оценок, необходимо использовать нормы.
Психологические нормы позволяют сравнивать:
1) индивидуальные результаты испытуемых с результатами других людей по этому тесту.
2)Кроме того, они обеспечивают сравнение результатов, полученных по одному тесту, с результатами выполнения других тестов.
3)Наконец, б/я нормам возможно сравнение результатов выполнения теста одним и тем же испытуемым (или одной и той же группой испытуемых) в разных возрастах.
Без использования статистических норм такое сравнение обычно совершенно некорректно.
Получение тестовых норм:
В странах с развитой ПД-кой культурой существуют специальные таблицы конвертации показателей, полученных по разным тестам.
В настоящее время чаще всего применяются следующие количественные ПД-кие нормы:
1) процентили
2) шкалы IQ
3) Т-баллы
4) Шкалы стенов («стандартная десятка», в которую переводятся «сырые» баллы).
Процентильные нормы –показывает как тест выполнен относительно других испытуемых, которые также решали его (пр: 26 процентиль – показывает, что только 26% испытуемых выборки стандартизации выполнили тест хуже).
Процентили делят все распределение результатов в выборке стандартизации на 4 чсти:
От 75 до 100 – очень высокий уровень.
От 51 до 75 – зона нормы (выше среднего).
От 26 до 50 – зона нормы (ниже среднего).
до 25 – очень низкий уровень.
Если выборка стандартизации репрезентативна (способна количественно и качественно отражать всю популяцию в целом), психологу достаточно сравнить свои данные по тесту, имеющему такие нормы, с процентильными таблицами для того, чтобы сделать вывод об уровне и других особенностей полученных в «своей выборке» показателей.
Вычисление процентильных норм доступно практическому психологу.
Преимущество процентилей – возможность их использования при наличии даже тех показателей, которые не имеют нормального распределения.
!!!Нормальное распределение по шкале дает возможность использования стандартизированных шкал.
Стандартные показатели получают 2-мя путями:
1. Линейный = преобразования проводятся в 2 этапа:
→ 1) Осуществляется z-преобразование «сырых» баллов = приведение сырых баллов к стандартному единичному нормальному распределению. При этом сохраняют все свойства исходного распределения «сырых» оценок.
Zi = (xi – Mi): σ
М – среднее арифметическое по шкале для всей выборки стандартизации.
Х – индивидуальный сырой балл испытуемого.
Z-преобразование позволяет шкалы любой размерности приводить к шкалам одного и того же масштаба.
После такого преобразования среднее значение любой шкалы будет = 0, а стандартное отклонение = 1, т.е. зона нормы ограницена от -1 до +1, а зона абсолютной нормы от -0,5 до +0,5.
Т.о. решается проблема тестов, имеющих различные единицы измерения, или даже тех тестов, где нет четко фиксированного диапазона минимальных и максимальных оценок.
Все оценки по ним переводятся в единую стандартизированную шкалу.
Это позволяет сравнивать, например, выраженность различных свойств памяти, измеренной с помощью различных процедур.
→ 2) линейное преобразование Z-показателя
Zt = a + bZi
Zt- преобразованный в нужную шкалу Z-показатель
Zi –индивидуальный Z-показатель
а– новое значение средней арифметической.
b – новое значение стандартного отклонения.
Наиболее популярные формулы преобразований:
Т-шкала (шкала Мак-Кола: в диапазоне от 20 до 80 баллов располагается абсолютное большинство всех результатов). Среднее = 50, отклонение = 10. зона нормы = 40–60 баллов. Узкой нормы = 45–55 баллов.
Ti = 50 + 10 Zi
Шкала «стенайнов» (целочисленные значения от 1 до 9 – стандартная девятка. Среднее значние = 5, отклонение = 2. Зона нормы = 3–7).
Стены (стандартная десятка Кеттелла; среднее = 5,5, отклонение = 2. Зона нормы = 3,5–7,5).
X10 = 5,5 + 2Zi
Стандартная шкала IQ (среднее = 100, отклонение = 15. Зона нормы = 85–115).
IQi = 100 + 15Zi
1. Нелинейный = прибегают, чтобы сопоставить показатели, полученные на основе распределений разной формы (нормализованные стандартные показатели).
Такие показатели обычно рассчитываются с помощью таблиц.
Грамотная стандартизация «сырых баллов» делает возможным, кроме сравнения, использование профилей в интерпретации и представлении полученных результатов.
Билет 16.