Проблема влияния наследственно обусловленных особенностей психики на результаты психодиагностического обследования.
Наследственно обусловленные особенности характеризуются особенностью к устойчивости, а социально приобретенные качества в большей мере подвержены изменениям.
Генетические факторы оказывают значительное влияние на особенности психики человека, что в свою очередь сказывается на процессе его деятельности.
ð Необходимо учитывать наследственные особенности, т.к. они могут влиять на результаты.
К врожденным относятся: соматические проявления, темперамент, темп психических действий и др.
И при диагностике определенных свойств личности нельзя не учитывать их влияние, поскольку оно может в значительной мере определять (менять) результаты обследования.
Как это происходит…
Например, низкий темп психических действий может значительно снизить показатели, полученные при исследовании, если его проведение было ограничено во времени.
Пр.1: исследование интеллекта → если испытуемый, к примеру, медленно читает, то он справится с меньшим количеством заданий, но это еще не значит, что его интеллектуальные способности можно подвергать сомнению.
Если это не учитывать, то результат теряет диагностическую ценность.
ð Чтобы нейтрализовать это влияние темпа, необходимо иметь несколько норм для разных темпов.
В реально практике – ЭТОГО НЕТ!
Пр.2: Генетически-обусловленные особенности определяют характер поведения с людьми.
Интроверту нужно больше времени для установления контакта, чем экстраверту.
ð Необходимо получить сведения о типологических особенностях человека и создать для человека более комфортные условия, соответствующие его типологическим характеристикам.
Таким образом, встает проблема необходимости учитывать наследственные особенности психики при проведении диагностического обследования, чтобы нейтрализовать, или хотя бы сделать минимальным, их влияние на результаты обследования.
Для решения этой проблемы необходимо иметь несколько норм для людей с разными особенностями психики. Однако в реальной практике это довольно сложно осуществить.
!! Этот вопрос касается ярких, крайних степеней выраженности.
билеилет 11.
Проблема критерия в психодиагностике.
Для того, чтобы определить степень выраженности того или иного признака, необходима некая отправная точка, в сравнении с которой можно сказать «меньше» или «больше», «соответствует» или «не соответствует» и т.д. Такой точкой является определенный критерий и связанная с ним норма.
ð Критерий необходим для того, чтобы определить степень выраженности признака.
В ПД существуют разные критерии.
Виды критериев:
1. внутренний, или имманентный критерий;
2. внешний критерий;
3. социально-психологический норматив.
Выбор того или иного критерия зависит от цели обследования, способа, характеристик изучаемого явления и т.п.
Внутренний/ имманентный критерий.
Встречается наиболее часто.
Для вычисления внутреннего критерия (= статистической нормы) нужно обследовать всю выборку стандартизации и получить свой показатель для каждого участника группы. Эти показатели имеют некий разброс по группе → в систему координат заносятся данные и получают форму распределения (кривая может иметь самую разную форму).
Внутренний критерий нельзя использовать без нормального распределения. В этом случае используется социально-психологический норматив.
В качестве характеристики нормы измеряемого свойства выступает среднее арифметическое по выборке с учетом стандартного отклонения.
В сопоставлении с этой нормой интерпретируются индивидуальные результаты каждого испытуемого.
!!Однако при помощи данного критерия можно установить выраженность какого-либо свойства только относительно нормы внутри данной группы.
Получив статистическую норму, можно дифференцировать испытуемых и легко интерпретировать результаты обследования.
Внешний критерий.
Его выбор чаще всего зависит от невозможности изучить то или иное свойство непосредственным его измерением или наблюдением.
В таком случае в качестве внешнего критерия используется какое-то другое свойство, связь которого с измеряемым свойством эмпирически доказана.
Пр: мы не можем непосредственно измерить уровень общительности, но знаем, что данное свойство статистически значимо связано с показателями «поле зависимости» и «поле независимости».
Проведя измерение связанных с необходимым нам свойством характеристик, мы можем сделать определенные выводы, по интересующему нас свойству.
Социально-психологический норматив (СПН)
(А. Анастази, К.М. Гуревич).
СПН – это система требований, которую предъявляет общество к психическому и личностному развитию каждого из его членов.
Любой член общества, чтобы быть принятым, должен соответствовать определенной системе требований.
Эти требования и могут составлять содержание СПН.
ð оценка результатов тестирования должна проводиться по степени близости к СПН.
Такие требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, предъявляемых к человеку, и включать самые разнообразные аспекты: умственное, нравственное, эстетическое развитие и т.д.
Пр.1: в качестве социально-психологического норматива можно использовать программные требования, которые представлены в программах образования школы (пр: ШТУР – школьный тест умственного развития (8 – 10 классы)).
Учебные программы – это гос. стандарт.
Пр.2: АСТУР – абитуриенты, старшеклассники – тест умственного развития.
В тесте представлены задания, которые представлены в содержании учебных программ.
ð Весь набор заданий теста – в качестве социально-психологического норматива.
Результаты тестирования позволяют определить – что ученик не усвоил, какие у него интересы, где он более продвинут, и т.д.
Можно использовать для проф. ориентации.
В основе этого теста – тест структуры интеллекта Амтхауэра.
При оценке конкретных результатов мы должны смотреть, где находится исследуемый по отношению к своей выборке(пр: он м.б. иностранцем… СПН к нему не подходит).
Теоретическая основа СПН: понимание развития, которое сложилось в психологии и которое А.Н. Леонтьев охарактеризовал как специфический процесс усвоения или присвоения ребенком достижений предшествующих поколений.
Требования, составляющие содержание СПН, вполне реальны, они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей.
Такие нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества.
Жизнь нормативов, т.е. время их существования, зависит от отнесенности к той или иной сфере психического, с одной стороны, и от темпов развития общества, с другой.
Важнейшая особенность СПН: такие тесты обладают очень важным свойством – принципом коррекционности (= принцип обучаемости).
Билет 12.