Основные этапы становления психодиагностики: предыстория и история
Методика индивидуального психологического профиля Г.И.Россолимо.
тест интеллекта, представляющий собой психометрическую шкалу измерения уровня развития общих способностей Разработан Г.И. Россолимо в 1909 г. Р. "п. п." включает 11 тестов. Сущность метода, согласно Россолимо "сводится к определению "высоты" 11 психических процессов, максимум силы которых оценен в 10 единиц, причем в основу определения высоты каждого процесса положен принцип положительных и отрицательных ответов. "Высота" каждого процесса выражается в высоте ординаты, определяемой числом десятых долей максимальной ее величины, одинаковой для всех процессов. В конце исследования все точки графика могут быть соединены линиями, и тогда получится кривая высот всех отдельных опытов, т.е. детальный психологический профиль, облегчающий обзор данных" (Г.И. Россолимо, 1910). Тестовые задания объединяются в 9 групп, направленных на измерение отдельных психологических способностей: 1. Внимание. 2. Воля. 3. Точность восприятия. 4. Память. 5. Осмысление. 6. Комбинаторные способности; 7. Сметливость. 8. Воображение. 9. Наблюдательность. Существует два варианта Р. "п. п.": Первый вариант состоял в общей сложности из 38 тестов, во втором варианте количество тестов было сокращено до 27. Шкала Р. "п. п." являлась одним из первых тестов интеллекта и пользовалась большим успехом не только в России, но и в других странах. В настоящее время шкала представляет интерес главным образом как исторически важная веха развития тестов интеллекта. Л.Ф. Бурлачук
Предмет психодиагностики. Её структура и виды
Психодиагностическое исследование всегда имеет своим предметом отдельную личность. Так же технологические приемы получения этих первичных данных и логические правила их синтеза в диагностические категории – главный предмет и одновременно продукт развития научной психодиагностики. В течение более чем векового развития психодиагностики сложились основные сферы применения психологических методик, которые могут быть обозначены как отрасли общей психодиагностики. Первыми интерес к методикам исследования личности и интеллекта, еще на этапе формирования науки об индивидуально-психологических различиях, проявили образование и медицина, что и определило появление соответствующих областей психодиагностики - образовательной и клинической.
Образовательная психодиагностика не только широко использует разнообразные психологические методики, к этой области должны быть отнесены те тесты, которые создаются в соответствии с психометрическими требованиями, но предназначены не для оценки способностей или черт личности, а для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности). Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т. д.), оказывающих существенное влияние на возникновение, течение и исход как психического, так и соматического заболевания. Как образовательная, так и клиническая психодиагностика - те области общей психодиагностики, в которых сегодня выполнен наиболее значительный объем исследований.
Помимо названных областей следует выделить профессиональную психодиагностику, поскольку профориентация и профотбор невозможны без использования и развития диагностических методик. В последнее время все более активно разрабатываются вопросы, связанные с оценкой окружающей среды, а следовательно, в числе областей необходимо назвать и психодиагностику окружающей среды, которая направлена на оценку таких сфер жизнедеятельности личности, как семья, работа и учеба. Каждая из областей не только заимствует принципы и методики исследования общей психодиагностики, но и оказывает на нее развивающее воздействие.
VI. Импрессивные методики.
Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.
Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал - вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный - 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).
На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.
Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.
Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 - нейтральные цвета, 7 и 8 - вызывающие антипатию цвета.
Интерпретация основана на символике цветов: красный - стремление к власти, зеленый - упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних - подавленные потребности.
В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.
Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.
VII. Аддитивные методики.
Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.
Опросники.
Опросники - это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.
Особенности использования опросников.
1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.
2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.
3. Опросники - разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.
Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.
Ответить - проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.
Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.
Выделяются:
- опросники-анкеты - для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).
- личностные опросники - дают информацию о личности:
1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.
2. опросники отдельных черт личности - для диагностики отдельных черт характера:
- многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)
- однофакторные
- двухфакторные
3. опросники мотивации
4. опросники интересов
5. опросники ценностей
6. опросники установок
В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.
В 60-е годы - начинают использовать.
К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).
80-е годы - проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.
80-90е годы - появление отечественных опросников в большом количестве.
Основные проблемы, связанные с опросниками:
I. Конструирование
В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону - их сложно конструировать.
Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.
Содержание вопросов по возможности беспристрастное и социально нейтральное.
Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.
При составлении вопросов количество ответов "да" должно быть приблизительно таким же, как количество ответов "нет", за которые начисляются баллы.
По форме вопросы:
- закрытые - имеют варианты ответов
- открытые - не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.
Три типа закрытых вопросов:
- дихотомический (два возможных ответа)
- альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.
- ресторанный
Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться
II. Интерпретация
Проблема интерпретации результатов.
Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?
Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.
Это может быть бессознательная тенденция.
Эйнвордс исследовал эту тенденцию - "эффект фасада", который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.
Иногда связано - с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного "Я". Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе.
Приемы выявления достоверности ответов:
1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться
2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)
Графический тест Коттла
биографический личность психологический метод
Одной из самых распространенных методик исследования временной перспективы (ВП) является графический тест Коттла (Тест кругов Коттла), где испытуемым предлагается изобразить свое прошлое, настоящее и будущее в виде трех кругов. Цель данной работы – описание этой методики, способов ее обработки, связи ее результатов с результатами других методик, направленных на исследование ВП. Здесь представлены результаты двух исследований. Испытуемые выполняли методикy Коттла и методику ZTPI (Zimbardo Time Perspective Inventory) в адаптации А. Сырцовой или методику «Линия жизни». Выборка составила 245 человек в возрасте от 15 до 20 лет. Результаты работы показали, что параметром методики Коттла, связанным с другими методиками, направленными на исследование временной перспективы личности, является, в первую очередь, степень связанности временных зон. Установлено также, что тип инструкции методики Коттла влияет как на проявление степени связанности временных зон, так и на связь с результатами ZTPI. Факторами ZTPI, связанными с результатами методики Коттла, оказались: «Фаталистическое настоящее», «Позитивное прошлое» и «Гедонистическое настоящее». Обнаружено, что в рамках самого теста Коттла наблюдается следующая закономерность: чем ниже значимость прошлого и выше значимость будущего, тем более связаны временные зоны между собой. Половых различий в проявлении параметров методики Коттла не выявлено. Три параметра методики «Линия жизни» оказались связанными с результатами теста Коттла: 1) количество связей между событиями всей жизни; 2) количество связей, которые человек усматривает в своем будущем; 3) пессимистичность будущего.
Инструкция: с помощью трех кругов попробуйте изобразить на бумаге свои представления о Вашем прошлом, настоящем и будущем. По Вашему усмотрению круги на листе могут быть где и как угодно и иметь различную величину. Одним словом, расположите круги так, чтобы они выражали Ваши переживания, связи Вашего личного прошлого, настоящего и будущего. Обозначьте, какой круг чему соответствует.
Тесты достижений
Тест достижений – одна из методик психодиагностики; в отличие от тестов интеллекта, измеряют преимущественно сформированность тех или иных свойств — способностей, умений, навыков и знаний — в связи с конкретными программами подготовки. Выявляют степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Служат для определения уровня учебных или профессиональных знаний, умений и навыков в конкретных дисциплинах, для оценки достижений в некоем виде деятельности, некоей сфере познания. Ориентированы на оценку достижений индивида вследствие специального обучения. Близки тестам способностей специальных (см. тест креативности), но выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта. Применяются в общем и профессиональном обучении — когда решается задача оценки способностей, умений и навыков испытуемого: при отборе, аттестации, экзамене и пр.
Тесты достижений включают в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. При этом оценивается, например, продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и пр.
Тесты достижений весьма многочисленны и широко распространены за рубежом, в том числе в школьной психодиагностике, сосуществуя с процедурами школьной оценки успеваемости, даже иногда заменяя их. Содержанием заданий близки к тестам интеллекта, но ориентированы на оценку конкретных достижений в данный момент.
Есть три вида тестов достижений:
1) тесты действия — предназначены для выявления умений выполнять действия с механизмами, материалами, инструментами;
2) тесты письменные — оформляются на специальных бланках с вопросами; испытуемым предлагается либо выбрать правильный ответ из нескольких, либо отметить на графике отображение описанной в вопросе ситуации, либо найти на рисунке ситуацию или деталь, дающую правильное решение вопроса;
3) тесты устные — заранее подготовленная система вопросов, на кои нужно ответить, причем необходимо предусмотреть трудности, могущие возникнуть из-за отсутствия опыта в формулировании ответа.
Основные этапы становления психодиагностики: предыстория и история
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX веке под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. А ее возникновение в 50-70-е годах XIX века, связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом "физиологизации" психологии, состоявшим в переводе изучения психических фактов в русло эксперимента и точных методов естественных наук. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.
Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1879 году, так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В. Вундт (1832-1920), намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений:
1) естественно-научного, опирающегося на эксперимент;
2) культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры ("психология народов").
По его теории естественнонаучные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории в основном изучались ощущения (зрительные, слуховые, цветоощущения, тактильные) и вызываемые ими двигательные акты-реакции, а также чувство времени, объем и распределение внимания. По образцу лаборатории В. Вундта стали создаваться подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах, таких как Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке.
Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации. Английский антрополог Ф. Гальтон в 1879 году опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Составив список из 75 слов, он открывал их по одному и включал секундомер. Как только испытуемый отвечал на слово-раздражитель словесной ассоциацией, секундомер останавливался. Так впервые хронометрия была использована для исследования умственной деятельности.
В. Вундт сразу же после публикации Ф. Гальтона использовал ассоциативную методику в своей лаборатории, хотя и считал высшие функции не подлежащими эксперименту.
Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями испытуемых.
Автором, создавшим первый собственно психологический экспериментальный метод, был Г. Эббингауз (1850-1909гда), изучавший законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения). Он полагал, что полученные им результаты не зависели от сознания испытуемого, интроспекции и, следовательно, в большей степени удовлетворяли требованию объективности. Этим методом Г. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков. 6
Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты - формы, буквы, слова и так далее. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации ("забегания" восприятия вперед). 7
Так на рубеже XX века в психологии утвердился объективный экспериментальный метод, который начал определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.
Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения. 8
Но возникновение психодиагностики не было итогом простого логического развития экспериментально-психологического и дифференциально-психологического изучения человека. Она складывалась под воздействием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем и индустриальной. Одной из основных причин, обусловившей зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей. Работы французских врачей Ж.Е.Д. Эскироля и Э. Сегена, занимавшихся проблемами умственной отсталости детей, внесли определенный вклад в разработку методов, помогавших определить умственную отсталость.