Диагностика интегративных характеристик группы.
Психологический климат как состояние коллектива, отражающееся в эмоциональных переживаниях его членов, их отношениях ко всем значимым для коллектива явлениям, можно изучить, применяя методику «Цветопись» А.Н.Лутошкина [9] либо карту-схему, разработанную А.Н. Лутошкиным для исследования психологического климата [9].
Диагностика этапов и уровней развития группы.
В лаборатории А.Н. Лутошкина разработана методика «Самооценка коллектива через эмоционально-символическую аналогию», позволяющая оценить уровень социально-психологического развития, на котором находится исследуемый ученический коллектив. Она предназначена для работы с младшими школьниками и подростками [9].
ПРИЛОЖЕНИЕ 13.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Кто обратился к психологу.
Содержание жалобы.
Формулировка запроса.
Предполагаемые проблемы.
1. Общие сведения о классе: количество учащихся, их пол, средний возраст, физическое развитие, состояние здоровья, характеристика социальной ситуации развития (условия жизни в семье), кризисные периоды в истории развития учеников, время существования коллектива, изменение его состава, смена учителей.
2. Характеристика учебной деятельности:
2.1. Характеристика успеваемости и отношения к учению;
2.2. Характеристика уровня обученности и обучаемости.
3. Характеристика межличностных отношений в классе (предполагает развернутое социометрическое исследование класса: статусная структура класса, коэффициент взаимности выборов, коэффициент сплоченности, коэффициент удовлетворенности отношениями), оценка отношений ребенка с классом, круг значимых лиц для участников группы.
4. Характеристика структуры коллектива:
4.1. Формальная структура класса (актив класса, распределение обязанностей между учащимися, официальные лидеры, успешность их деятельности, стиль лидерства);
4.2. Неформальная структура коллектива (распределение «групповых ролей»);
4.3. Соотношение формальной и неформальной структур класса.
5.Диагностика интегративных характеристик группы (социально-психологический климат, атмосфера, групповая сплоченность, активность).
6. Соотношение эгоистической и альтруистической направленности участников группы.
6.1. Особенности отношения к труду и общественным поручениям.
6.2. Степень овладения трудовыми навыками и умениями.
6.3. Организованность и дисциплинированность в труде и общественной деятельности.
6.4. Отношение к общественной жизни коллектива.
6.5. Следование идеологии белорусского государства.
7. Направленность личности учащихся и специальные способности.
7.1. Интересы (перечислить интересы учеников, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности).
7.2. Проявление специальных способностей к какой-либо деятельности (сценические, музыкальные, к изобразительному искусству), в чем это выражается.
8. Характеристика сформированности классного коллектива (история формирования группы, уровень социально-психологического развития, стиль межличностного взаимодействия участников группы, доминирующее эмоциональное состояние учеников).
10. Выводы и рекомендации по содержанию и организации воспитательной работы с классным коллективом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 14.
КОМПЛЕКТ РЕКОМЕНДУЕМЫХ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Многофакторная диагностика личности
Психологическая диагностика детей младшего школьного возраста: детский вариант личностного опросника Р. Кеттелла (форма Д).
Для диагностики личности подростков, юношей и девушек могут быть использованы опросник Р. Кеттелла (формы А, С), методика ПДТ В. Мельникова и Н. Ямпольского.
Диагностика темперамента и характера
Детский и взрослый вариант опросника структуры темперамента (ОСТа) В. Русалова, личностные опросники Г.Айзенка, опросник Я. Стреляу.
Для диагностики акцентуаций характера и других особенностей личности подростков используется ПДО А.Личко, опросники Леонгарда- Шмишека и др.
Для диагностики черт характера могут быть использованы специальные методики. Например, методика диагностики агрессивности, враждебности Басса-Дарки, методика диагностики экстернальности-интернальности – УСК.