Специальная психодиагностика.
Значение психодиагностического метода в теории и практике специальной психологии. Основные психодиагностические подходы: объективный, субъективный и проективный, - их определение. Возможности и ограничения использования тестов интеллекта и личности при исследовании детей с различными видами дизонтогенеза. Преимущества и ограничения возможностей применения вербальных и невербальных проективных тестов при отдельных видах дизонтогенеза.
Основные требования к психодиагностическому инструментарию: валидность, надежность, стандартизация, а также регламентация процедуры исследования. Основные этапы психодиагностического исследования.
Общие и частные требования к соблюдению условий, организации и содержанию процедуры психодиагностического исследования для каждого ребенка.
Особенности диагностики психического развития детей в раннем онтогенезе. Ее специфика при отдельных видах дизонтогенеза.
Особенности диагностики психического развития детей дошкольного возраста. Ее специфика при отдельных видах дизонтогенеза.
Особенности диагностики психического развития детей младшего школьного возраста. Ее специфика при отдельных видах дизонтогенеза.
Особенности психологического исследования детей с отклонениями развития при решении разных диагностических задач.
Психологическое исследование при установлении структуры дефекта, особенности и динамика психического развития в условиях дизонтогенеза. Выявление текущих параметров дизонтогенеза.
Основные этапы психодиагностического исследования, постановка психодиагностической задачи, адекватный выбор методик и их проведение, обработка и интерпретация полученных данных, составление заключения.
Понятие психологического диагноза и психологического прогноза социальной ситуации развития по Л.С. Выготскому.
Понятие о функциональном диагнозе: его клинической, психологической и социальной составляющих. Роль психолога в уточнении каждой составной части функционального диагноза
Психологическое исследование при решении задач нозологической и дифференциальной диагностики. Значение патопсихологических и нейропсихологических методик при синдромологическом подходе. Роль диагностического обучающего эксперимента. Принцип целенаправленности и разнородности методик. Принцип прогрессивности заданий и "дозированности" помощи. Принцип качественно-количественной оценки. Принципы составления психологического заключения и методических рекомендаций целевого назначения.
Психодиагностика как основа реабилитационного подхода к ребенку с отклонениями в развитии. Этические и деонтологические нормы применения психодиагностики при психолого-медико-педагогическом обследовании детей с отклонениями в психическом развитии.
Понятие "внутренней картины" болезни, дефекта. Отражение субъективного отношения к болезни, дефекту в поведении детей с различными нарушениями в развитии. Роль социального окружения в формировании адекватной и искаженной "Я-концепции". Учет личностного дефекта при обследовании детей с отклонениями в развитии.
Выбор методик при диагностике отклонений в психическом развитии, их диагностическая и прогностическая валидность. Принцип возрастной и критериальной валидности. Комплексность исследования: диагностика психомоторики, сенсорно-перцептивной сферы, познавательной деятельности, эмоционально-волевых особенностей, формирования самосознания и самооценки, коммуникативных навыков, потребностно-мотивационной сферы, резервных возможностей.
Специфика психологического обследования при отдельных видах психического дизонтогенеза. Психодиагностика психического недоразвития, аномалий психического развития в связи с недостаточностью зрения и слуха, в связи с недостаточностью двигательной сферы, психодиагностика дисгармонического психического развития.
Основные объекты психодиагностического обследования.
Ребенок с отклонениями в психическом развитии как объект психодиагностического обследования. Основные проблемы: резервы социально-психологической адаптации, компенсаторные психологические возможности, возрастная динамика проблем.
Семья, семейное окружение детей с отклонениями в психическом развитии как объект психодиагностического обследования. Диагностика психологических проблем родителей детей с отклонениями психического развития.
Педагог и педагогический коллектив как объект психодиагностического обследования.
Диагностика нарушений и факторов риска школьной дезадаптации.
Основные причины школьной дезадаптации детей с отклонениями в развитии: несформированность учебной мотивации, недостаточная готовность к школьному обучению, отставание в интеллектуальном развитии, эмоционально-личностные особенности и др. Диагностика причин школьной дезадаптации. Исследование мотивационной готовности к школьному обучению, особенностей аффективно-личностной сферы, особенностей умственной работоспособности, общие характеристики деятельности, особенности интеллектуально-мнестической деятельности: памяти, мышления, обучаемости.
Комплекс методик для оценки адаптивных возможностей ребенка. Схема качественно-количественного анализа психической деятельности детей с отклонениями в развитии.
Проблема профориентации и выбора профессионального маршрута в специальной школе. Принцип соответствия выбора профессии интересам, склонностям, индивидуально-личностным, психическим и физическим возможностям подростков с отклонениями в развитии.
Использование дифференциально-диагностического опросника для определения склонности к определенному типу профессий: выявление профессиональных интересов и склонностей. Оценка коммуникативных и организационных способностей. Применение личностных опросников и тестов интеллекта при профконсультации.
Индивидуальные и групповые формы обследования. Значение первичной и вторичной профконсультации для подростков с отклонениями в развитии. Этические нормы при составлении заключений и рекомендации по профессиональному определению подростков с проблемами в развитии.
Вопросы к государственному экзамену по специальной психологии и психодиагностике.
«Специальная психология и психодиагностика»
(первые вопросы)
1. Общие и специфические закономерности развития детей в условиях дизонтогенеза и нормально протекающего развития. Их учет в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Психологические проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Направления психолого-педагогической помощи в процессе интегрированного обучения детей с разными формами отклонений в развитии.
3. Психологические проблемы семейного воспитания детей с разными вариантами отклонений психического развития. Содержание психологической помощи родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Этиология и специфические причины разных форм нарушений психического развития.
5. Понятие о сложных недостатках развития. Система психологической помощи детям, имеющим сложные недостатки развития.
6. Проблема классификации нарушений развития у детей в современной отечественной и зарубежной специальной психологии.
7. Компенсаторные механизмы в развитии ребенка в условиях дизонтогенеза.
8. Понятие психического развития и психической коррекции в современной специальной психологии.
9. Роль общения в психическом развитии ребенка. Причины нарушений коммуникативной деятельности при разных формах дизонтогенеза и психолого-педагогические пути их коррекции.
10. Своеобразие психического развития детей с нарушением слуха. Роль коррекционной работы по формированию речи у глухого ребенка.
11. Особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
12. Понятие о системных нарушениях в структуре отклоняющегося развития.
13. Значение идей Л.С. Выготского для становления отечественной специальной психологии. Концепция культурно-исторического развития психики как теоретическая основа специальной психологии.
14. Характеристика особенностей мыслительной деятельности умственно отсталого ребенка, способы ее психологической диагностики и учет в процессе коррекционно-воспитательной работы.
15. Материнская привязанность и эмоциональная депривация. Влияние материнской депривации на психическое развитие ребенка. Особенности психического развития ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома.
16. Проблема задержанного развития в отечественной и зарубежной психологии. Основные варианты задержки психического развития.
17. Особенности развития когнитивных функций у детей с нарушениями речи.
18. Значение зрительного анализатора в познавательной, коммуникативной и ориентировочной деятельности дошкольников. Своеобразие психического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения.
19. Особенности развития памяти у детей с различными отклонениями в развитии. Значение коррекционной работы для развития памяти у таких детей.
20. Психоэмоциональное развитие детей с аутизмом. Пути психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим аутичного ребенка.
21. Особенности психического развития ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
22. Умственная отсталость как форма дизонтогенеза – ее причины, формы и характеристика. Возможности социально-трудовой адаптации лиц с умственной отсталостью.
23. Этические принципы в работе специального психолога с детьми, педагогами и родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
24. Организация и проведение психодиагностического исследования, его этапы. Принципы построения психологического заключения.
25. Методы исследования интеллекта детей и подростков с психическим недоразвитием.
26. Объективный, субъективный и проективный подходы в исследовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
27. Роль психологической диагностики при отборе детей в специальные (коррекционные) учреждения.
28. Роль психологического анамнеза как метода исследования личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
29. Рисуночные тесты и особенности их использования при исследовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
30. Использование методики Векслера для диагностики и консультирования детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Специальная психология и психодиагностика»
(вторые вопросы – практические задания)
1. Опишите процедуру исследования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Приведите примеры используемых методик.
2. Опишите последовательность действий специального психолога при работе с проективными методиками.
3. Опишите схему первичной профориентационной консультации старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья.
4. Назовите наиболее типичные ошибки, которые встречаются в письменной речи неслышащих детей. Приведите примеры.
5. Опишите виды помощи ребенку, которые предусмотрены при проведении диагностического обучающего эксперимента в отличие от традиционного психодиагностического исследования.
6. Какие методики можно использовать для оценки девиантного поведения подростков с ЗПР или умственно отсталых. Приведите примеры.
7. В каких ситуациях может появиться необходимость использования методики Люшера. Поясните на примере.
8. Опишите процедуру проведения субтеста «Кубики Косса» из методики Д. Векслера при обследовании умственно отсталого школьника.
9. Опишите процедуру проведения методики «Пиктограммы» с детьми с нарушением слуха.
10. Охарактеризуйте методики исследования ребенка с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
11. Поясните, каким образом можно использовать метод наблюдения для исследования личности ребенка дошкольного возраста. Проиллюстрируйте на примере работы с ребенком с ЗПР.
12. Охарактеризуйте поведение аутичного ребенка при взаимодействии с окружающими людьми.
13. Какие условия необходимо соблюдать при диагностике слабовидящего ребенка?
14. Какие коррекционные мероприятия можно использовать для преодоления агрессивности в поведении детей с интеллектуальными нарушениями?
15. По каким проявлениям можно судить о недоразвитии произвольной памяти умственно отсталых детей?
16. Какие способы общения можно использовать при работе со слепоглухими детьми?
17. Опишите примеры типичных для умственно отсталых детей ошибок, которые встречаются при решении ими различных мыслительных задач.
18. Поясните, как можно выявить недоразвитие мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.
19. По каким критериям можно отличить задержку психического развития от умственной отсталости? Приведите примеры.
20. По каким показателям можно судить о нарушении произвольного внимания у детей с ЗПР?
21. Приведите примеры коррекционных заданий, направленных на развитие словесной памяти у детей со слуховой депривацией.
22. Приведите примеры коррекционных заданий, направленных на развитие произвольного внимания умственно отсталых детей.
23. Приведите примеры коррекционных заданий, направленных на развитие мышления умственно отсталых детей.
24. Какие задания можно предложить для развития коммуникативных способностей детей с ЗПР?
25. По каким проявлениям можно судить о недоразвитии речи детей с интеллектуальными нарушениями?
26. Приведите примеры использования рисуночных тестов в диагностике личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
27. Проиллюстрируйте на конкретных примерах, по каким проявлениям можно судить о нарушениях эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
28. Охарактеризуйте деятельность специального психолога, участвующего в работе медико-психолого- педагогической комиссии.
29. Приведите примеры ориентировки незрячих в разных видах пространства.
30. Приведите примеры методик, направленных на изучение познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
для подготовки к государственному экзамену по специальной психологии и психодиагностике.
1.Абрамова Г. С. Психологическое консультирование: Теория и опыт – М.: Издательский Центр «Академия», 2002.
2.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. М., 1983.
3.Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм. /Под ред. Лебединской К.С. и др. М., 1989.
4.Жигорева М.В. дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006.
5.Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб., 2007.
6.Змановская Е.В. Девиантология. М., 2003
7.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003
8.Калягин В.А. Овчинникова Т.С. Логопсихология. М., 2006
9.Калягин В.А. Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. М., 2005.
10. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности детей при психологическом сопровождении школьников. СПб. 2000.
11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2004
12. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб. 1999.
13. Максимова Н.Ю. Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону. 2000
14. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. – М. : Просвещение, 2009.
15. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.
16. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб., 2007
17. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. 2008.
18. Мастюкова Е.М. Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2004.
19. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2001
20. Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. СПб., 2006.
21. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. –СПб.: Речь. 2006.
22. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.
23. Пентин Р. Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребенок. Что делать. Советы психолога. – СПБ.: Питер, 2012.
24. Петрова В.Г. Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002
25. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития /Под ред. Шипицыной. – М.: Академия, 2012.
26. Семаго М.М. Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.,2005
27. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. М., 2009.
28. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.,2000
29. Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.
30. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского. М., 2007
31. Специальная психология. Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб. : Речь. 2010
32. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под ред. С.Т.Посоховой. М., СПб. 2005.
33. Трошин О.В. Жулина Е.В. Логопсихология. М., 2005
34. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб., 2006.
35. Хозиева М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учебное пособие. М.: Издательский Центр «Академия», 2002
36. Хухлаева О. В. Основы Психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Издательский Центр «Академия», 2002
37. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. М., 2005
38. Шаповал И.А. Специальная психология. М.,2005.
39. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.
40. Шипицына Л.М. Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. СПб., 2004.
41. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. СПб., 2005
42. Специальная психология. Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб. : Речь. 2010.