Тема: психометрические основы построения диагностических инструментов.

1. Понятие о свойстве. Виды свойств: точечные, линейные, многомерные, неопределённые.

2. Понятие об измерении свойств. Измерительная шкала как средство фиксации свойств. Виды измерительных шкал: номинативная, порядковая, интервальная, отношений.

3. Методологические основания измерения свойств психики в рамках деятельностного подхода.

4. Диагностический метод как средство экспликации (обнаружения) индивидуальных свойств психики испытуемого. Структура теста.

5. Средства квалификации и оценки индивидуальных свойств психики испытуемого:

- норма тестовая (статистическая) как модель совокупного испытуемого;

- теоретическая модель измеряемого свойства;

- норма возрастная как соотнесение теоретической и статистической моделей измеряемого свойства.

6. Понятия валидности и надёжности в психодиагностике.

7. Способы установления валидности психодиагностических инструментов.

8. Способы установления надежности психодиагностических инструментов.

9. Проблема адаптации психодиагностических инструментов.

Задания:

1. Определить понятия: психометрия, измерение, свойство, шкалы измерительные, переменная (независимая, зависимая, побочная, дополнительная, промежуточная), стандартизация теста, норма тестовая, меры нормы, норма возрастная, репрезентативность тестовых норм, выборка стандартизации, генеральная совокупность, выборочная совокупность, кривая нормального распределения, шкала оценочная, процентиль, валидность, валидность теоретическая (конструктивная), валидность эмпирическая (критериальная), валидность содержательная, валидность текущая, валидность прогностическая, ошибка измерения, надежность, надежность ретестовая, надежность параллельных форм теста, надежность частей теста.

2. Проанализировать (письменно) любую диагностическую методику по плану:

а) определить содержание независимой, зависимой и побочной переменных для данного диагностического инструмента;

б) определить, какая измерительная шкала использовалась для фиксации результатов деятельности испытуемого;

в) определить возможности и границы применения данного диагностического инструмента в соответствии с установленными тестовыми и возрастными нормами;

г) определить возможный план мероприятий по адаптации данной методики при использовании ее для диагностики в иных условиях (условиях иной культуры, другой возрастной или профессиональной группы и т.д.). Параметры изменения условий назначить самостоятельно.

3. Составить сравнительную таблицу 2-х групп диагностических методик, различающихся по степени стандартизации.

Параметры сравнения Тестовые (стандартизованные) методики Экспертные (нестандартизованные) методики
1. Решаемые диагности-ческие задачи ( в соответствии с типом изучаемых свойств и использованными измерительныими шкалами) 2. Требования к стандартизации (что стандартизировано). 3. Способ интерпретации результата. 4. Воспроизводимость результатов.    

Литература:

1. Бурлачук Л.П., Морозов С.М. Словарь справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 179- 203, 85-131.

3. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ. / Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.. – Гл. 4 . – С. 67-90; Гл. 5.

4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. – М: Просвещение, 1995. – С. 167-202.

5. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – Гл.1.

6. Психологическая диагностика: проблемы исследования. / Под ред. К.Н. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.

Практическое занятие № 2 (2 ч.).

ТЕМА: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ

1. Методологические и методические основания объективного подхода в построении психодиагностических инструментов.

2. Характеристика объективного теста как психодиагностического инструмента:

а/ методические принципы построения;

б/ психометрические требования, предъявляемые к объективному тесту;

в/ предмет психологической диагностики и область применения.

3. Понятие о наблюдении как методе исследования в психологии. Структура наблюдения.

4. Методологические и методические основания субъективного подхода в психодиагностике.

5. Принципы построения тест-опросника (стандартизированного самоотчёта) как психодиагностического инструмента, реализующего субъективный подход в психодиагностике.

6. Понятие о беседе как методе исследования в психодиагностике. Отличие беседы от тест-опросника.

7. Методологические и методические основания проективного подхода в построении психодиагностических инструментов. Понятие проекции в психологии. Виды проекции.

8. Классификация проективных методов.

9. Контент-анализ как метод обработки данных наблюдения, беседы и проективных методик.

Задания:

1. Определить понятия: интеллект, способности, креативность, тест критериально-ориентированный, тест достижений, тест скорости, тест результативности, тест практический, тест вербальный, наблюдение стандартизированное, наблюдение свободное, объективный подход в психодиагностике, наблюдение, стандартизированное наблюдение, , тест-опросник, опросник личностный, опросник типологический, опросник факторный, беседа (интервью), беседа клиническая, беседа экспериментальная, беседа диагностическая, беседа неуправляемая (исповедь), беседа управляемая, беседа стандартизированная, проекция, проективные методы, контент-анализ

2. Сравнить в виде таблицы объективный тест и наблюдение как психодиагностические инструменты (параметры сравнения выделить самостоятельно).

Объективный тест Наблюдение

В качестве примера использовать любой объективный тест и описание характеристик наблюдения из книги Горбатова Д.С. «Практикум по психологическому исследованию»

3. Сравнить в виде таблицы тест-опросник и беседу как психодиагностические инструменты (параметры сравнения выделить самостоятельно).

Тест-опросник Беседа

В качестве примера использовать любой тест-опросник и беседу «Мотивационная готовность к школе» из кн. Бирюкевич Е.А., Валитовой И.Е. «Психологическая готовность к школе».- Брест,1987.

4. Составить картотеку проективных методик по изучению различных свойств личности.

5. Составить сравнительную таблицу возможностей и специфики использования объективного, субъективного проективного подходов в психодиагностике (параметры сравнения выделить самостоятельно).

Объективный подход Субъективный подход Проективный подход
     

Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1982.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. ( или другое издание)

3. Психологическая диагностика: проблемы исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.

4. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: ИНФРА-М, 1997.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: «Владос», 1996.

6. Измерение интеллекта детей: Пособие для психолога – практика. Человеческий интеллект и его измерение: теория и практика / Под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1992.

7. Басов М.Я. Иллюстративная схема конкретных проявлений качественных особенностей психических функций в поведении детей дошкольного возраста // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских авторов периода 1918-1945 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. – С. 18-23.

8. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – Мн.: Университетское, 1998. – С. 43-47, 71-73, 79-80.

9. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара.: Изд. Дом «БАХ-РАХ-М», 2000. – С. 3-15, 206-217.

10. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности.- М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. –С. 388-397, 14-37

11. Прокина Н.Ф. Практикум по детской психологии\ Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – С. 45-97.

12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. \ Под ред. Я.Л.Коломнского, Е.А.Панько. – Мн.: Университетское, 1997. – С. 33-34.

13. Практическая психология образования. \ Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – С. 428-445.

14. Соколова Е.Г. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

15. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию.- Киев: «Ника-Центр», 1997. – С.5-34.

16. Практикум по возрастной и педагогической психологии. \ Авт.-сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1999. – С. 148-155.

17. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1999. – Часть 1. – С 7-46.

Наши рекомендации