Исследование интеллектуальных функций

Исследование показало, что Митя без труда справлялся со всеми пробами: правильно понял содержание рассказа и сформулировал его смысл: «Не надо разбрасывать свои вещи и будешь успевать»; правильно и сразу нашел виновника на картинке «Разбитая чашка»: «Мама ругает дочку, а она не виновата. — А кто виноват? — Этот мальчик»; понял и рассказал смысл предварительно разложенной серии сюжетных картинок «Щенок», спра­вился со всеми заданиями на исключение понятий и выведение аналогий. Интерес к этим пробам способствовал преодолению свойственной Мите импульсивности. Балл за все пробы равен 0. Таким образом, хорошо сфор­мированные интеллектуальные функции могут служить опорой в коррек-ционно-развивающих занятиях. ■

Заключение

Нейропсихологическое обследование показало, что у Мити К. выявляется развернутый, но негрубый синдром недоразвития (дефицитарности) психи­ческого функционирования всех трех блоков мозга по А. Р. Лурия (1973а). Качественный синдромный анализ (Луриевский подход) позволил выявить как слабые, требующие достраивания звенья (слабая концентрация внима­ния, пониженная умственная работоспособность, аспонтанность и отвлекае-мость в любой деятельности, негрубая инертность, эмоциональная лабиль­ность, недостаточная сформированность межполушарного взаимодействия, пространственных представлений и слухоречевой памяти), та!? и «сильные» звенья, на которые можно было опираться в коррекционной работе: хорошо сформированные интеллектуальные способности, зрительные представле­ния и зрительная память, хорошее развитие речевых функций. На этих осно­вах была построена индивидуальная комплексная программа корекционно-развивающих когнитивных, двигательных и телесно ориентированных заня­тий. Подобная программа коррекции основывается на общетеоретических положениях отечественной детской психологии о четырех основных линиях развития ребенка в дошкольном возрасте: социальном, познавательном, эс­тетическом и физическом (Т. И. Алиева и др., 2001).

Повторное нейропсихологическое обследование по окончании двух­месячного цикла занятий оказалось эффективным способом проверки ре­зультативности разработанной программы и выявления динамики в пси­хическом функционировании ребенка. Положительная динамика характе­ризовала как качественные, так и количественные показатели выполнения нейропсихологических проб во всех психических сферах (рис. 7 и 8).

Комплексность подхода при коррекции обеспечила, как мы видим, отно­сительно равномерную положительную качественную и количественную динамику состояния психических функций ребенка.




Глава 5. Пример применения методики нейропсихологической диагностики... 57

100 80 60 40

20 0

Общая характе­ристика

Праксис

Гнозис

Речь

Память

Рис. 7. Степень снижения после коррекционных занятий выраженности дефицитарности в разных психических сферах (в % от первоначального суммарного балла)


Исследование интеллектуальных функций - student2.ru

100 80 60 40

20 0

Общая характе­ристика

Праксис

Гнозис

Исследование интеллектуальных функций - student2.ru Речь

Память

Рис. 8. Степень уменьшения количества выявляемых симптомов в разных психических сферах после коррекционных занятий (в % от результата первоначального обследования)

Положительную динамику отмечали и родители мальчика при повтор­ных опросах в ходе и в конце цикла занятий: мальчик стал более вниматель­ным и собранным, исчезли замедленность реакций и включения в деятель­ность, появился интерес к занятиям в детском саду, и воспитатели отмечают успешность в этих занятиях, улучшился сон, мальчик стал более спокой­ным, исчезли тревожность и напряженность, и в результате улучшились контакты со сверстниками и взрослыми.

Эффективность коррекции обеспечили:

• раннее обращение к психологу и своевременное начало занятий;

58 Нейропсихояогическая диагностика в дошкольном возрасте

теоретически и методологически обоснованная индивидуальная про­грамма коррекции, основывающаяся на комплексном синдромном ней-ропсихологическом обследовании;

комплексный, системный подход к коррекции выявленных симп­
томов дефицитарности (недоразвития) в психическом функциони­
ровании. 1

Наши рекомендации