Исследование интеллектуальных функций
Исследование показало, что Митя без труда справлялся со всеми пробами: правильно понял содержание рассказа и сформулировал его смысл: «Не надо разбрасывать свои вещи и будешь успевать»; правильно и сразу нашел виновника на картинке «Разбитая чашка»: «Мама ругает дочку, а она не виновата. — А кто виноват? — Этот мальчик»; понял и рассказал смысл предварительно разложенной серии сюжетных картинок «Щенок», справился со всеми заданиями на исключение понятий и выведение аналогий. Интерес к этим пробам способствовал преодолению свойственной Мите импульсивности. Балл за все пробы равен 0. Таким образом, хорошо сформированные интеллектуальные функции могут служить опорой в коррек-ционно-развивающих занятиях. ■
Заключение
Нейропсихологическое обследование показало, что у Мити К. выявляется развернутый, но негрубый синдром недоразвития (дефицитарности) психического функционирования всех трех блоков мозга по А. Р. Лурия (1973а). Качественный синдромный анализ (Луриевский подход) позволил выявить как слабые, требующие достраивания звенья (слабая концентрация внимания, пониженная умственная работоспособность, аспонтанность и отвлекае-мость в любой деятельности, негрубая инертность, эмоциональная лабильность, недостаточная сформированность межполушарного взаимодействия, пространственных представлений и слухоречевой памяти), та!? и «сильные» звенья, на которые можно было опираться в коррекционной работе: хорошо сформированные интеллектуальные способности, зрительные представления и зрительная память, хорошее развитие речевых функций. На этих основах была построена индивидуальная комплексная программа корекционно-развивающих когнитивных, двигательных и телесно ориентированных занятий. Подобная программа коррекции основывается на общетеоретических положениях отечественной детской психологии о четырех основных линиях развития ребенка в дошкольном возрасте: социальном, познавательном, эстетическом и физическом (Т. И. Алиева и др., 2001).
Повторное нейропсихологическое обследование по окончании двухмесячного цикла занятий оказалось эффективным способом проверки результативности разработанной программы и выявления динамики в психическом функционировании ребенка. Положительная динамика характеризовала как качественные, так и количественные показатели выполнения нейропсихологических проб во всех психических сферах (рис. 7 и 8).
Комплексность подхода при коррекции обеспечила, как мы видим, относительно равномерную положительную качественную и количественную динамику состояния психических функций ребенка.
Глава 5. Пример применения методики нейропсихологической диагностики... 57
100 80 60 40
20 0
Общая характеристика
Праксис
Гнозис
Речь
Память
Рис. 7. Степень снижения после коррекционных занятий выраженности дефицитарности в разных психических сферах (в % от первоначального суммарного балла)
100 80 60 40
20 0
Общая характеристика
Праксис
Гнозис
Речь
Память
Рис. 8. Степень уменьшения количества выявляемых симптомов в разных психических сферах после коррекционных занятий (в % от результата первоначального обследования)
Положительную динамику отмечали и родители мальчика при повторных опросах в ходе и в конце цикла занятий: мальчик стал более внимательным и собранным, исчезли замедленность реакций и включения в деятельность, появился интерес к занятиям в детском саду, и воспитатели отмечают успешность в этих занятиях, улучшился сон, мальчик стал более спокойным, исчезли тревожность и напряженность, и в результате улучшились контакты со сверстниками и взрослыми.
Эффективность коррекции обеспечили:
• раннее обращение к психологу и своевременное начало занятий;
58 Нейропсихояогическая диагностика в дошкольном возрасте
теоретически и методологически обоснованная индивидуальная программа коррекции, основывающаяся на комплексном синдромном ней-ропсихологическом обследовании;
комплексный, системный подход к коррекции выявленных симп
томов дефицитарности (недоразвития) в психическом функциони
ровании. 1