Общая характеристика ребенка
При первом обследовании ребенок контактен, критичен, импульсивен, расторможен и возбужден; знает, где он находится, где живет, в какую группу детского сада ходит; правильно отвечает на вопросы о возрасте, имени мамы, но не знает, какое сейчас время года и не может назвать и описать времена года. Из 10 проб (вопросов) на межполушарную организацию функций 8 выполнены по левополушарному типу, т. е. Митя является правшой. Однако при утомлении Митя иногда берет карандаш в левую руку, что указывает на незавершенность процессов межполушарной дифференциации. В ситуации обследования ребенок охотно контактирует с психологом, проявляет заинтересованность в результатах тестов, чувствителен к одобрению или критике обследующего вплоть до легкой тревожности и напряженности. При этом он часто отвлекается на посторонние раздражители, нуждается в постоянной организации внимания со стороны психолога. Несформированность внимания и низкая мозговая активность у Мити выявляются также в корректурной пробе: ребенок нашел за минуту только 3 тестовых фигуры (вместо 9) при 3 ошибках: замена тестового на перцептивно близкий стимул (вместо 2 нормативных). Дважды отключался от выполнения задания на 12 и 15 секунд. Такое выполнение оценивается 3 баллами в соответствии с вышеприведенными критериями.
На основании качественной характеристики паттерна нейропсихологи-ческих симптомов (см. табл. 1) и степени их выраженности мы проводим балловую оценку дефектов по описанным выше критериям балловой оценки. При первом обследовании мальчику ставится балл 0 за критичность, так как он полностью заинтересован в результатах тестирования и чувствителен к оценкам обследователя. Митя обнаруживает несколько многократно возникающих признаков не полностью адекватного поведения в ситуации обследования (отвлекаемость, расторможенность, напряженность, тревожность), которые ребенок может скорригировать после того, как исследователь организует поведение ребенка. Поэтому Митя получает 2 балла за адекватность поведения. Ребенок не ответил только на один вопрос о времени года, что оценивается 1 баллом за ориентировку. Как указано выше, у ребенка выявлена грубая несформированность умственной работоспособности, оцененная 3 баллами.
Таким образом, суммарный балл за сферу общей характеристики ребенка составил:
S/x^ (0+2+1+3) :4 = 1,5.
При повторном обследовании после коррекции обнаружилась значительная положительная динамика. Митя свободно ориентировался во временах года и даже мог назвать зимние и летние месяцы, стал менее импульсивен, отвлекаем и расторможен, более четкой стала межполушарная организация
46 Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте
функций. В корректурной пробе за минуту, не отвлекаясь, он правильно зачеркнул 7 стимулов, допустив только одну перцептивно близкую замену, что соответствует баллу 1 в соответствии с вышеприведенными критериями. Таким образом, после проведения комплексных (когнитивных и телесно-ориентированных) коррекционных занятий, направленных на развитие функций контроля и произвольного внимания, на укрепление межполу-шарного взаимодействия и на улучшение нейродинамики протекания психических процессов, степень выраженности обнаруженных при первом обследовании симптомов полностью или существенно регрессировала и суммарный балл при втором обследовании составил:
S0/x2= (0+0+0,5+1) : 4 - 0,38.
Иначе говоря, динамика количественных показателей в сфере общей характеристики составила 1,12 балла (рис. 1).
Положительная динамика наблюдалась и при качественном анализе паттернов нейропсихологических симптомов в сфере общей характеристики ребенка (табл. 1).
Таблица 1 Качественный анализ результатов нейропсихологического обследования1
Дефекты в сфере общей характеристики ребенка | № обсле | вдвания |
1.1. Незнание времени года | -- | |
1.2. Незнание места нахождения | — »© | - |
1.3. Трудности воспроизведения своих личных данных (имя, возраст, имя мамы, адрес проживания) | - | - |
1.4. Отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования | + | + |
1.5. Отказ от задания и общения с обследующим | - | - |
1.6. Несформированность чувства дистанции | - | - |
1.7. Расторможенность, общее возбуждение | т | |
1.8. Неадекватные эмоциональные реакции: плач, смех | - | - |
1.9. Симптомы агрессии или самоагрессии | - | - |
1.10. Напряженность, растерянность, тревожность | ||
1.11. Нечувствительность к оценкам взрослого, незаинтересованность в результатах обследования | - | - |
1.12. Низкая умственная работоспособность и концентрация внимания | + | + |
1.13. Несформированность избирательности в корректурной пробе | ||
1.13.1. Смешения перцептивно близких фигурок | ■ | ■■'■■' ЩкЩ |
1.13.2. Смешения перцептивно далеких фигурок | - | - |
1.14, Отвлечения от выполнения задания (паузы) | + |
«+» — наличие симптома, «-» — его отсутствие.
•. •',
Глава 5. Пример применения методики нейропсихологической диагностики... 47
1,6
1,4
1,2
1,0 -f—
0,8
0,6
0,4
0,2 -■-
0,0
■
[П 1 -е обследование И 2-е обследование
Рис.1. Регресс дефектов в сфере общей характеристики ребенка после цикла коррекционных занятий
Эта таблица наглядно представляет качественную динамику нейропсихо-логического синдрома в ходе коррекционно-развивающего обучения. Эффективность коррекции выражается в уменьшении симптомов недоразвития (дефицитарности) психического функционирования ребенка. Соотношение +/- симптомов можно представить также количественно в процентах от общего количества возможных симптомов, и тогда динамика общей характеристики ребенка выражается следующими показателями: 1) 50%; 2) 13%, т. е. 37% позитивных изменений.