Общая характеристика ребенка

При первом обследовании ребенок контактен, критичен, импульсивен, рас­торможен и возбужден; знает, где он находится, где живет, в какую группу детского сада ходит; правильно отвечает на вопросы о возрасте, имени мамы, но не знает, какое сейчас время года и не может назвать и описать времена года. Из 10 проб (вопросов) на межполушарную организацию фун­кций 8 выполнены по левополушарному типу, т. е. Митя является правшой. Однако при утомлении Митя иногда берет карандаш в левую руку, что указывает на незавершенность процессов межполушарной дифференциа­ции. В ситуации обследования ребенок охотно контактирует с психоло­гом, проявляет заинтересованность в результатах тестов, чувствителен к одобрению или критике обследующего вплоть до легкой тревожности и напряженности. При этом он часто отвлекается на посторонние раздражи­тели, нуждается в постоянной организации внимания со стороны психо­лога. Несформированность внимания и низкая мозговая активность у Мити выявляются также в корректурной пробе: ребенок нашел за минуту только 3 тестовых фигуры (вместо 9) при 3 ошибках: замена тестового на перцеп­тивно близкий стимул (вместо 2 нормативных). Дважды отключался от вы­полнения задания на 12 и 15 секунд. Такое выполнение оценивается 3 бал­лами в соответствии с вышеприведенными критериями.

На основании качественной характеристики паттерна нейропсихологи-ческих симптомов (см. табл. 1) и степени их выраженности мы проводим бал­ловую оценку дефектов по описанным выше критериям балловой оценки. При первом обследовании мальчику ставится балл 0 за критичность, так как он полностью заинтересован в результатах тестирования и чувствителен к оцен­кам обследователя. Митя обнаруживает несколько многократно возникающих признаков не полностью адекватного поведения в ситуации обследования (отвлекаемость, расторможенность, напряженность, тревожность), которые ребе­нок может скорригировать после того, как исследователь организует поведе­ние ребенка. Поэтому Митя получает 2 балла за адекватность поведения. Ре­бенок не ответил только на один вопрос о времени года, что оценивается 1 баллом за ориентировку. Как указано выше, у ребенка выявлена грубая несформированность умственной работоспособности, оцененная 3 баллами.

Таким образом, суммарный балл за сферу общей характеристики ребен­ка составил:

S/x^ (0+2+1+3) :4 = 1,5.

При повторном обследовании после коррекции обнаружилась значитель­ная положительная динамика. Митя свободно ориентировался во временах года и даже мог назвать зимние и летние месяцы, стал менее импульсивен, отвлекаем и расторможен, более четкой стала межполушарная организация




46 Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте

функций. В корректурной пробе за минуту, не отвлекаясь, он правильно зачеркнул 7 стимулов, допустив только одну перцептивно близкую замену, что соответствует баллу 1 в соответствии с вышеприведенными критериями. Таким образом, после проведения комплексных (когнитивных и теле­сно-ориентированных) коррекционных занятий, направленных на развитие функций контроля и произвольного внимания, на укрепление межполу-шарного взаимодействия и на улучшение нейродинамики протекания пси­хических процессов, степень выраженности обнаруженных при первом обследовании симптомов полностью или существенно регрессировала и суммарный балл при втором обследовании составил:

S0/x2= (0+0+0,5+1) : 4 - 0,38.

Иначе говоря, динамика количественных показателей в сфере общей ха­рактеристики составила 1,12 балла (рис. 1).

Положительная динамика наблюдалась и при качественном анализе пат­тернов нейропсихологических симптомов в сфере общей характеристики ребенка (табл. 1).

Таблица 1 Качественный анализ результатов нейропсихологического обследования1

Дефекты в сфере общей характеристики ребенка № обсле вдвания
1.1. Незнание времени года   --
1.2. Незнание места нахождения — »© -
1.3. Трудности воспроизведения своих личных данных (имя, возраст, имя мамы, адрес проживания) - -
1.4. Отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования + +
1.5. Отказ от задания и общения с обследующим - -
1.6. Несформированность чувства дистанции - -
1.7. Расторможенность, общее возбуждение т  
1.8. Неадекватные эмоциональные реакции: плач, смех - -
1.9. Симптомы агрессии или самоагрессии - -
1.10. Напряженность, растерянность, тревожность    
1.11. Нечувствительность к оценкам взрослого, незаинтересованность в результатах обследования - -
1.12. Низкая умственная работоспособность и концентрация внимания + +
1.13. Несформированность избирательности в корректурной пробе    
1.13.1. Смешения перцептивно близких фигурок ■■'■■' ЩкЩ
1.13.2. Смешения перцептивно далеких фигурок - -
1.14, Отвлечения от выполнения задания (паузы) +  

Общая характеристика ребенка - student2.ru «+» — наличие симптома, «-» — его отсутствие.




•. •',

Глава 5. Пример применения методики нейропсихологической диагностики... 47

1,6

1,4

1,2

1,0 -f—

0,8

0,6

0,4

0,2 -■-

0,0

[П 1 -е обследование И 2-е обследование

Рис.1. Регресс дефектов в сфере общей характеристики ребенка после цикла коррекционных занятий

Эта таблица наглядно представляет качественную динамику нейропсихо-логического синдрома в ходе коррекционно-развивающего обучения. Эффек­тивность коррекции выражается в уменьшении симптомов недоразвития (дефицитарности) психического функционирования ребенка. Соотношение +/- симптомов можно представить также количественно в процентах от об­щего количества возможных симптомов, и тогда динамика общей характери­стики ребенка выражается следующими показателями: 1) 50%; 2) 13%, т. е. 37% позитивных изменений.

Наши рекомендации