Осторожный взгляд на конгруэнтность

Когда я только проснулся, я очень искренний, и поэтому ко мне тогда лучше не подходить...

Саша Ланин, честный человек

Карл Роджерс очень ценит в людях конгруэнтность, то есть целостное, естественное и полное выражение своих чувств. "Маленькие дети демонстрируют высокую конгруэнт­ность. Они выражают свои чувства сразу же и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас! Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию".

· А-а-а-а!

Я люблю детей и, в большинстве случаев, выражаемые ими эмоции, но у меня крепкая нервная система, детей только трое и ситуацию в нашей семье контролирую я, а не дети. Если же детей становится больше, а рост интеллекта на некоторых этапах не успевает за ростом мышечной массы и гормональными сдвигами, то конгруэнтное выражение группой подростков некоторых их естественных чувств вызовет у меня желание не выразить восхищение, а позвать милиционера.

· Как со вздохом констатируют сами синтоновцы-мужчины, если они будут полностью конгруэнтны, то симпатичным девушкам, приходящим в Клуб, вместе с бэйджиком на входе надо выдавать еще и пояс невинности.

Плохо, когда человек не умеет, не может быть конгруэнтным — он действительно не вполне душевно здоров (по крайней мере, несколько деформирован процессом корявой социализации), и задача психотерапевта — посодействовать восстановлению этой замечательной способности быть целостным и гармоничным. Но если человек не умеет быть неконгруэнтным и спокойно отставлять в сторону ненужные чувства и намерения, не выплескивая их куда не надо, он также неразвит.

· А то и просто социально опасен.

Если хотите парадокс, то душевно развитому человеку конгруэнтно быть и не конгруэнтным.

Я голоден, прямо сейчас, но не ору ни на жену, ни на эту тему, а улыбаюсь и спокойно иду чистить картошку, чтобы себя покормить. Я не конгруэнтен, а воспитан. А если я на жену сердит, для меня одинаково конгруэнтно как проораться на нее с прочувствованным удовольствием,

· если проораться надо,

так и, если сейчас надо не орать, а обнять и поцеловать, то вполне целостно поцеловать ее, хорошую, и извиниться перед ней, потому что я на нее сердит.

· А вкусную женщину целовать вкусно всегда, даже если ты на нее сердитый.

Конгруэнтность не в том, чтобы одна часть твоей личности теснила или уничтожала все остальные твои части, а в том, чтобы все части жили гармонично, работая при этом в нужном направлении.

Самоактуализация

Хорошая жизнь — это движение по пути, выбранному человеческим организмом.

К. Роджерс. Организмы всех стран, самоактуализируйтесь!

Можно спорить, склонны люди к самоактуализации — или нет, но за этим спором лежит по умолчанию принимаемая в гуманистической психологии предпосылка, что самоактуализация — это здорово. Это вообще классно.

Возможно, вы в это верите также, а я вот в этом — начал сомневаться.

Когда Абрахам Маслоу описывал самоактуализирующихся людей, подчеркивая их человеческую и нравственную высоту, он был велик и прав. Он описывал людей, "Я" которых было добрым и красивым, и тогда актуализация, осуществление этого Я, становилась славной задачей и достойной миссией. Но значит ли это, что увеличение, осуществление, актуализация любого Я будет делом добрым, делом, которому всегда стоит содействовать?

"Да! — обязательно воскликнет романтик со светлыми и немного печальными глазами, — ибо каждый человек по природе своей добр!"

· Впрочем, если нашего романтика какой-то добрый по природе человек треснет промеж ушей, это верование будет дополнено более аккуратным: "Ну, в глубине души!", а если его еще и попинают ногами, то формулировка расширится до мистически-детского: "В самой-самой глубине!"

Я не склонен к подобной метафизике. Во-первых, я полагаю, что наших Я у каждого из нас много (детские, родительские, взрослые, социальные, игровые, мистические и пр.), а во-вторых — и главное, как я уже говорил, эти Я скорее разные, чем добрые.

· Господи, как это было бы удобно и легко: не знаешь, что есть добро, спроси у своего внутреннего Я, оно тебе и скажет! Спроси... Голодное Я скажет жадно: "Бери, пока дают!" Побитое Я пискнет: "Беги, пока не бьют!" И на этом такой содержательный внутренний диалог закончится.

Мне представляется, что душевное добро — не есть нечто, данное нам от рождения. Добру надо учиться. И тот, кто не учится, в самой-самой глубине души имеет не чистую субстанцию добра, а скорее мутную кашу или пустоту.

Итак. Возможно, в мой Клуб слишком часто приходят неправильные люди, но они, услышав звонкое и высоконаучное слово самоактуализациЯ, понимают его так, как они это и слышат: как возможность ярко проявить себя. Сделать свое Я большим. А услышав от психологов одобрение этой самой самоактуализации, они со всем напором, топотом и визгом ее и делают.

· Почему-то больше всего хочется самоактуализироваться ночами до утра и под музыку максимальной громкости.

На самом деле ничего такого в этом нет: ну, потанцевали, ну, попели, были и стихи, и воздушные шарики, а иногда даже психологические игры с другими развлечениями. Но на вопрос: "Слушай, а ничем более разумным ты заняться не хочешь?" человек, отдышавшись, удивляется: "Ну, мне же хочется? Прям изнутри хочется?!"

· И вопросительно смотрит. Ведь он же — так много проявлял себя всю ночь! Вовсю самоактуализировался!

Впрочем, если на тусовках самоактуализирующихся человеков у нас, в основном, любят (ну, пока они не начинают актуализировать свою тоску или агрессию), то на занятиях с такими философами хуже. Например, у человека вдруг появилась мысль, она ему очень своя, и он, естественно, начинает ее развивать. Он начинает рожать ее детально и настойчиво, нисколько не интересуясь, нужна ли она кому-нибудь еще и как относятся окружающие к тому, что он плотно занял собой пространство беседы, не давая высказаться никому другому.

Ничего, конечно, страшного, но воспитанным людям такая жлобская самоактуализация — не нравится. И так, постепенно, самоактуализациЯ стала у нас в Клубе словом, по факту, ругательным.

Самоактуализация без головы — не радость.

Наверное, это перегиб, и неправильно требовать от человека того, к чему он, возможно, еще не готов. Если ты был всю жизнь забит, и сейчас твоя задача разогнуться, полной грудью взять себе — свой, личный! — воздух и почувствовать, что ты — есть! Есть!! Есть, блин!!!, то сейчас твоя правильная задача — самоактуализация.

Будь — собой. Делай себя больше. Почувствуй себя и свои огромные силы.

Но, когда ты получил себя — себе, порадовался встрече с самим собой, поискрил и попраздновал свою — любую, пусть с глупостями и ошибками, но совершенно свою — жизнь, то перестань махать своей самоактуализацией, как флагом, и найди себе более достойное дело.

Так же и с Клубом. Пока основной задачей Клуба было

дать человеку — освобождение,

самоактуализация была у нас в чести. Но вот Клуб вышел из подростковой стадии и стал понимать, что свобода и разрастание личного Я — это здорово, но далеко не все. Потому что важнее, на что ты эту свободу употребишь, что ты с помощью этого своего большого и свободного Я создашь.

Ты свободно самоактуализирующийся большой бездельник
или человек, созидающий жизнь?

Примирение

Взгляды разные нужны,
взгляды разные важны...

Правильно?

С удовольствием признаюсь: вся эта провокация — дискуссия с Карлом Роджерсом — была затеяна для того, чтобы мы, коллеги-психологи, еще раз взялись вместе за руки и дружно сказали: каждый из нас умница в своей области, и слава Богу, если мы не стремимся оккупировать своей правотой области соседние.

· Даже если они нам очень нравятся.

По-моему, совершенно нормально, если в психологии дружно сосуществуют очень разные подходы. Да, мы разные, и это здорово.

Если Карл Роджерс свой подход называл гуманистической психологией, то подход Синтона я мог бы назвать психологией реалистической. При этом очевидно, что одно совершенно не исключает другого, а скорее дополняет: почему бы реалистичность не приподнять гуманистичностью, а гуманистичность — не укрепить реалистичным взглядом?

И, тем не менее, наши подходы достаточно различны. Отчего?

С одной стороны, мы люди просто разные по характеру. По сравнению с Роджерсом, мне не хватает теплоты, убаюкивающей религиозности и усидчивого приятия. Чего мне не хватает в Роджерсе, так это юмора, здорового авантюризма и бодрой наступательности[29]. А стиль работы, как и стиль одежды, должен подбираться индивидуально, под человека.

С другой стороны, разница подходов во многом определяется различием контингента и, соответственно, целью работы. Карл Роджерс работал с людьми, нуждающимися в психотерапии.

· Да, у него были уже не пациенты, его люди — уже относительно здоровые, но как клиенты — у Роджерса были тяжелые клиенты. Почитайте его отчеты.

А у меня не клиенты, а — солнечные синтоновцы, в основном бодрая, с удовольствием чувствующая и без труда думающая молодежь. Это люди, еще желающие и способные себя менять и себя учить, готовые работать не потому, что иначе все противно, а потому что —

· а почему щенки так любят возиться?

— потому что им это интересно.

Для клиентов Роджерса проблема — адекватно понять и выразить свои чувства, для моих соколов интерес другой: что с этими своими адекватными чувствами делать. Его клиенты страдали от нехватки любви, мои синтоновцы очень скоро любовью оказываются перекормлены.

Роджерс, конечно, прав, и самое разумное требование для его скукоженных клиентов — это самоактуализация. Нереалистично требовать от человека, чтобы он здоровым образом делился чем-то с окружающими, если он едва жив сам. Большинство же синтоновцев актуализируют себя настолько, что им уже пора думать и о других. Как писал Мартин Бубер, "хотя людям надо начинать с поиска себя, они не должны заканчивать этот поиск на себе".

Если хотите, Синтон начинается там, где Роджерс заканчивал свою работу. И поэтому мы работаем — очень по-разному.

· Хотя и очень любим друг друга.

Наши рекомендации