Перевод первичных тестовых результатов в шкалу станайнов
При трансформации оценок в шкалу стэнов(от англ. standart ten – «стандартная десятка») проводится аналогичная процедура с той лишь разницей, что в основании этой шкалы лежат десять стандартных интервалов. Пусть в выборке стандартизации 200 человек, тогда по 8 (4 %) испытуемых, имеющих самые низкие и самые высокие оценки, будут отнесены к 1 и 9 станайнам соответственно. Процедура продолжается до заполнения всех интервалов шкалы. Соответствующие процентным градациям баллы по тесту, таким образом, будут упорядочены в шкалу, соответствующую стандартным частотам распределения результата.
Одной из наиболее распространенных форм шкальных оценок в тестах интеллекта является стандартный IQ-показатель(М = = 100, σ = 16). Эти параметры для стандартной шкалы оценок в психодиагностике выбраны в качестве эталонных. Существует довольно много шкал, опирающихся на стандартизацию; их оценки легко сводимы друг к другу. Шкалирование, в принципе, допустимо и желательно для широкого круга методик, применяемых в диагностических и исследовательских целях, в том числе и для методик, результаты которых выражены в качественных показателях. В этом случае для стандартизации можно использовать перевод номинативных шкал в ранговые (см. шкалы измерительные) или разработать дифференцированную систему количественных первичных оценок.
Следует отметить, что при всей простоте, наглядности шкальные показатели являются статистическими характеристиками, позволяющими лишь указать на место данного результата в выборке из множества аналогичных по характеру измерений. Шкальный показатель даже для традиционного психометрического инструмента является лишь одной из форм выражения показателей теста, используемых при интерпретации результатов обследования. Количественный анализ при этом должен всегда проводиться в комплексе с многосторонним качественным изучением причин возникновения данного тестового результата с учетом как комплекса сведений о личности испытуемого, так и данных о текущих условиях обследования, надежности и валидности методики. Гипертрофированные представления о возможности обоснованных заключений лишь по количественным оценкам приводили к многим ошибочным представлениям в теории и практике психологической диагностики.
Заключение
Заключение – документ о результатах тестирования, подготовленный психологом. 3аключение должно строиться на всех доступных для исследователя данных. Стандартной формы и правил написания заключения не существует, оно видоизменяется в зависимости от цели, ситуации, в которой проводится тестирование, адресата, теоретических установок и специализации психолога. Основное в подготовке заключения – его соответствие потребностям, интересам и уровню квалификации заказчика.
Заключение должно быть ориентировано на действия, которые необходимо предпринять в связи с тем или иным психологическим диагнозом (рекомендации по программам обучения, типа лечения или коррекции, выбора профессии и т. п.). В заключении должны быть показатели заметно низкие или высокие, а не близкие к средним. Основное содержание – это интерпретация и выводы, в отдельных случаях могут прилагаться протоколы обследования. Утверждения психолога должны отражать степень надежности каждого из приводимых фактов или выводов. Следует избегать специальной терминологии. Заключение эффективно лишь в том случае, когда применимо только к данному обследуемому, а не к людям этого возраста, пола, образования, страдающим тем же заболеванием и т. д. При подготовке заключения обязательно следует руководствоваться этическими нормами психодиагностики.
Оглавление
· ЛЕКЦИЯ № 1. Истоки психодиагностики
· 1. Экспериментальная психология. Работы В. Вундта, Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Д. Кеттелла
· 2. Дифференциальная психология. Возникновение тестирования как результат практических запросов медицины, педагогики и индустриализации производства
· ЛЕКЦИЯ № 2. Метод тестов
· 1. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине
· 2. Шкала Бине – Симона. Понятие «умственный возраст». Шкала Стэнфорд – Бине
· 3. Понятие об интеллектуальном коэффициенте (IQ). Работы В. Штерна
· ЛЕКЦИЯ № 3. Возникновение группового тестирования
· 1. Требования практики (массовое обследование больших групп испытуемых)
· 2. Работы А. С. Отиса. Появление армейских тестов «Альфа» и «Бета»
· 3. Недостатки и ограничения тестов общих способностей
· ЛЕКЦИЯ № 4. Тесты специальных способностей и достижений
· 1. Факторный анализ как теоретическая основа построения комплексных батарей тестов способностей
· 2. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена
· 3. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Л. Терстона
· 4. Тесты достижений
· ЛЕКЦИЯ № 5. Основные виды диагностических методик
· 1. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса
· 2. Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф. Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик. Работы Г. Роршаха (пятна Роршаха), X. Моргана и Г. Мюррея (ТАТ)
· ЛЕКЦИЯ № 6. Отечественные работы в области психологической диагностики
· 1. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева
· 2. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии. Работа Г. И. Россолимо «Психологический профиль личности». «Научная характерология» А. Ф. Лазурского
· 3. Развитие психодиагностики и психотехники в советский период (20-30-е гг. ХХ в). «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова. Работы М. Ю. Сыркина. Педология. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов»
· ЛЕКЦИЯ № 7. Методы психодиагностики, их классификация
· 1. Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и методам психодиагностики
· 2. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики. Сущность и частота встречаемости. Понятие об объективно-манипуляционных методиках
· 3. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках
· 4. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик
· ЛЕКЦИЯ № 8. Метод тестов: достоинства и недостатки
· 1. Достоинства метода тестов
· 2. Недостатки метода тестов
· ЛЕКЦИЯ № 9. Надежность психодиагностических методик
· 1. Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежности
· 2. Стандартизация процедуры обследования. Взаимосвязь надежности и валидности
· 3. Надежность параллельных форм. Сущность, достоинства и недостатки
· 4. Надежность частей теста, ее определение методом расщепления. Уравнение Спирмена – Брауна. Определение коэффициента надежности с помощью формул Дж. Фланагана и Рюлона
· ЛЕКЦИЯ № 10. Сущность валидности
· 1. Определения валидности
· 2. Важнейшие составляющие валидности
· 3. Основные типы валидности (диагностическая, прогностическая, эмпирическая, критериальная, конструктная, содержательная). Классификация типов валидности
· 4. Относительность деления валидности на типы. Понятие комплекса валидности. Обоснование необходимости периодической валидизации психодиагностических методик
· ЛЕКЦИЯ № 11. Конструктная валидность
· 1. Сущность, методы характеристики конструктной валидности
· 2. Конвергентная и дискриминантная валидности
· 3. Факторная валидность
· 4. Дифференциальная валидность
· 5. Валидность по возрастной дифференциации
· ЛЕКЦИЯ № 12. Содержательная валидность
· 1. Сущность, область применения. Этапы валидизации
· 2. Очевидная валидность
· ЛЕКЦИЯ № 13. Критерий валидности
· 1. Определение. Основное психометрическое неравенство
· 2. Типы критериев валидности
· 3. Математическое выражение критерия валидности (коэффициент Гилфорда)
· 4. Основные схемы валидизации психодиагностических методик
· ЛЕКЦИЯ № 14. Стандартизация тестов
· 1. Тестовые нормы
· 2. Корреляция качественных признаков
· 3. Ранговая корреляция
· ЛЕКЦИЯ № 15. Измерительные шкалы
· 1. Номинативные шкалы
· 2. Порядковые шкалы
· 3. Метрические шкалы
· ЛЕКЦИЯ № 16. Типы тестирования
· 1. Тестовая батарея
· 2. Миннесотский многоаспектный личностный опросник
· 3. Опросник «Шестнадцать личностных факторов»
· 4. Факторный анализ
· 5. Шкала «Проявления тревожности»
· 6. Личностные опросники Айзенка
· 7. Опросник самоотношения
· 8. Опросник уровня субъективного контроля
· 9. «Несуществующее животное»
· 10. «Нарисуй человека»
· 11. Тест тематической апперцепции
· 12. Тест Роршаха
· 13. Шкалы измерения интеллекта Векслера
· 14. Шкала памяти Векслера
· 15. Кубики Коса
· 16. Компьютерные тесты
· 17. Контрольные шкалы
· 18. «Завершение предложения»
· 19. Критериально-ориентированные тесты
· ЛЕКЦИЯ № 17. Профессионально-этические принципы в психодиагностике
· 1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики
· 2. Принцип личной ответственности
· 3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны)
· 4. Принцип обеспечения суверенных прав личности
· 5. Принцип объективности
· 6. Принцип конфиденциальности
· 7. Принцип психопрофилактического изложения результатов
· ЛЕКЦИЯ № 18. Психологический диагноз
· 1. Кодирование тестовых оценок
· 2. Шкальные оценки
· 3. Заключение