ТЕМА 9. Разрешение конфликтов: общие принципы, способы, методы
Вопросы для обсуждения
1. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.
2. Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов.
3. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны: предпосылки, роли третьей стороны.
4. Деятельность руководителя по урегулирования конфликтов.
Критерии оценки – см. в теме 1.
Рефераты
1. Понятие о переговорах.
2. Психологические механизмы переговорного процесса.
3. Технология переговоров: способы подачи позиции, принципы взаимодействия с оппонентом, тактические приемы.
Критерии оценки – см. в теме 2.
Решение практических задач
Например: студенты анализируют развивающийся конфликт по предложенной схеме и предлагают способы, методы его разрешения и урегулирования.
Критерии оценки - см. в теме 4.
Критерии оценки работы студента-заочника на семинаре
За участие в обсуждении учебных вопросов и в дискуссии студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице, которые потом переводятся в оценки.
Критерий оценки | Балл |
1. Теоретический уровень знаний | |
2. Качество ответов на вопросы | |
3. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.) | |
4. Практическая ценность материала | |
5. Способность делать выводы | |
6. Способность отстаивать собственную точку зрения | |
7. Способность ориентироваться в представленном материале | |
8. Степень участия в общей дискуссии | |
Итоговая сумма баллов: |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Количество баллов | Оценка |
76–100 | Отлично |
51–75 | Хорошо |
26–50 | Удовлетворительно |
0–25 | Неудовлетворительно |
За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
Критерий оценки | Содержание | Баллы |
Новизна материала | - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста | |
Обоснованность выбора источников | - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах, статистические данные) - полнота использования нормативных правовых актов и научной литературы, наличие на них ссылок | |
Степень раскрытия сущности вопроса | - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме | |
Соблюдение требований к оформлению | - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией и свободное владение материалом |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Количество баллов | Оценка |
76–100 | Отлично |
51–75 | Хорошо |
31–50 | Удовлетворительно |
0–30 | Неудовлетворительно |
Примеры тестовых заданий
1) Конфликтология – это …:
а) наука, которая изучает конфликты и ищет способы их урегулирования или разрешения
б) система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими
в) система знаний о конфликтах и способах их разрешения
г) наука о механизмах возникновения и урегулирования конфликтов
2) Конфликт- это:
а) ситуация, когда должна удовлетворяться противоположные требования;
б) взаимные обещания сторон не нарушать взятые на себя некие невыгодные для себя, но не очень важные, но выгодные другой стороне, обязательства, которые даются друг другу;
в) симптом, выражающийся в безразличии, безучастности, в отрешённом отношении к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности;
г) отношения между субъектами социального-взаимодействия, которые характеризуются противоборсством при наличии противоположных мотивов ( потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.)
3) Структурные элементы конфликта:
а) участники конфликта;
б) предмет и объект конфликта;
в) микро- и макро- среда;
г) последствия конфликта
4) Образ конфликтной ситуации- это:
а) то, из-за чего возникает конфликт;
б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта;
в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту;
г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны;
д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия целей конфликта
5) К конструктивной (позитивной) функции конфликта относятся:
а) функция разрядки напряженности между антогонистами, «выхлопного клапана»
б) «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;
в) функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;
г) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
д) смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы.
6) К деструктивной (негативной) функции конфликта относятся:
а) неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда
б) уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;
в) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
г) гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых измерений;
д) функция содействия формированию социально необходимого равновесия.
7) Ход развития конфликта во времени, изменение под воздействием различных внутренних механизмов, а также внешних факторов и условий – это:
а) длительность конфликта
б) динамика конфликта;
в) механический отсчет конфликта;
г) композиция конфликта
8) Последовательность основных стадий развития конфликта:
а) нарастание напряженности;
б) инцидент;
в) возникновение противоречий;
г) разрешение;
д) эскалация.
9) Организационно-управленческий конфликт – это:
а) конфликт между внутренними структурами личности, сопровождающийся негативными эмоциями, трудностями в общении, полной или частичной утратой работоспособности;
б) конфликт интересов, ценностей, людей, сопровождающийся противодействием сторон, обуславливающий поиск конструктивных или деструктивных решений, приводящий к полному или частичному консенсусу или разрушению;
в) конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, между различными подразделениями в системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий;
г) конфликт между различными группами, а не отдельными индивидами.
10) Объективные причины конфликтов между руководителем и подчиненным относятся:
а) разбалансированность рабочего места;
б) излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства;
в) низкая культура общения, грубость;
г) недостаточная профессиональная подготовка руководителей;
д) сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к должности управленца;
е) недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений всем необходимым для их реализации.
11) Управленческие причины конфликтов в звене «руководитель-подчиненный» относятся:
а) излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства;
б) низкая культура общения, грубость,;
в) разбалансированность рабочего места
г) необоснованные, неоптимальные и ошибочные решения;
д) нарушения в системе стимулирования труда;
е) напряженные отношения между руководителями и подчиненными.
12.) Инновационный конфликт – это:
а) между подразделениями организации, когда их цели или критерии оценки их работы противоречат друг другу;
б) разновидность производственного (делового) или организационного конфликта, объектом которого является предложение, разработка иди внедрение чего-то нового;
в) конфликты «кто главнее» на почве действительной или кажущейся недооценки вклада личности или группы в общее дело, здесь речь идет о символическом признинии заслуг;
г) связанны с расхождением в оценке трудового вклада, но связанны с распределением материального вознаграждении, отсутствие четких критериев оплаты труда является провоцирующим фактором для конфликтов такого рода
13) Управление конфликтами включает:
а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), прекращение (подавление), регулирование, разрешение;
б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение;
в) прогнозирование, регулирование, разрешение.
14) Предпосылками разрешения конфликта являются:
а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельн6ости, лидерство в группе.
15) Соотношение содержания управления с этапом конфликта:
Этапы конфликта | Содержание |
1. Возникновение и развитие конфликта | в) прогнозирование, предупреждение (стимулирование) |
2. Осознание конфликтной ситуации | б) предупреждение (профилактика, стимулирование) |
3. Начало открытого конфликта | а) регулирование |
4. Развитие открытого конфликта | д) регулирование |
5. Разрешение конфликта | г) разрешение |
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Теоретические источники конфликтологии.
2. Основные цели и задачи конфликтологии.
3. Сущность конфликта, объект ипредмет конфликтологии.
4. Методы исследования и диагностика конфликтов.
5. Уровни проявления и типология конфликтов.
6.Причины возникновения конфликтов.
7. Структура конфликта.
8. Функции конфликтов.
9. Динамика конфликтов.
10. Основные фазы конфликта.
11. Эскалация и деэскалация конфликта. Факторы, влияющие на эти процессы.
12. Общая характеристика внутриличностного конфликта.
13. Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов.
14. Семейные конфликты: межличностные конфликты у супругов.
15. Конфликты во взаимодействии детей и родителей.
16. Конфликты в условиях учебной деятельности.
17. Характеристика основных структурных элементов и форм проявления организационно-управленческого конфликта.
18. Особенности инновационных конфликтов.
19. «Вертикальные» и «горизонтальные» конфликты. Особенности конфликта между руководителем и подчиненным.
20. Прогнозирование и профилактика конфликтов в организации.
21. Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов.
22. Формы, методы и критерии завершения конфликтов.
23. Управление конфликтами.
24. Предпосылки и результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликтов.
25. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов.
26. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.
27. Стратегии и тактики переговорного процесса.
28. Манипулятивные технологии в переговорном процессе.
29. Психологические условия успеха на переговорах.
30. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.