ТЕМА 9. Разрешение конфликтов: общие принципы, способы, методы

Вопросы для обсуждения

1. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.

2. Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов.

3. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны: предпосылки, роли третьей стороны.

4. Деятельность руководителя по урегулирования конфликтов.

Критерии оценки – см. в теме 1.

Рефераты

1. Понятие о переговорах.

2. Психологические механизмы переговорного процесса.

3. Технология переговоров: способы подачи позиции, принципы взаимодействия с оппонентом, тактические приемы.

Критерии оценки – см. в теме 2.

Решение практических задач

Например: студенты анализируют развивающийся конфликт по предложенной схеме и предлагают способы, методы его разрешения и урегулирования.

Критерии оценки - см. в теме 4.

Критерии оценки работы студента-заочника на семинаре

За участие в обсуждении учебных вопросов и в дискуссии студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице, которые потом переводятся в оценки.

Критерий оценки Балл
1. Теоретический уровень знаний
2. Качество ответов на вопросы
3. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.)
4. Практическая ценность материала
5. Способность делать выводы
6. Способность отстаивать собственную точку зрения
7. Способность ориентироваться в представленном материале
8. Степень участия в общей дискуссии
Итоговая сумма баллов:

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка
76–100 Отлично
51–75 Хорошо
26–50 Удовлетворительно
0–25 Неудовлетворительно

За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста      
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах, статистические данные) - полнота использования нормативных правовых актов и научной литературы, наличие на них ссылок    
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией и свободное владение материалом    

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.



Количество баллов Оценка
76–100 Отлично
51–75 Хорошо
31–50 Удовлетворительно
0–30 Неудовлетворительно

Примеры тестовых заданий

1) Конфликтология – это …:

а) наука, которая изучает конфликты и ищет способы их урегулирования или разрешения
б) система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими

в) система знаний о конфликтах и способах их разрешения

г) наука о механизмах возникновения и урегулирования конфликтов

2) Конфликт- это:

а) ситуация, когда должна удовлетворяться противоположные требования;

б) взаимные обещания сторон не нарушать взятые на себя некие невыгодные для себя, но не очень важные, но выгодные другой стороне, обязательства, которые даются друг другу;

в) симптом, выражающийся в безразличии, безучастности, в отрешённом отношении к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности;

г) отношения между субъектами социального-взаимодействия, которые характеризуются противоборсством при наличии противоположных мотивов ( потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.)

3) Структурные элементы конфликта:

а) участники конфликта;

б) предмет и объект конфликта;

в) микро- и макро- среда;

г) последствия конфликта

4) Образ конфликтной ситуации- это:

а) то, из-за чего возникает конфликт;

б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта;

в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту;

г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны;

д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия целей конфликта

5) К конструктивной (позитивной) функции конфликта относятся:

а) функция разрядки напряженности между антогонистами, «выхлопного клапана»

б) «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

в) функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

г) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

д) смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы.

6) К деструктивной (негативной) функции конфликта относятся:

а) неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда

б) уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

в) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

г) гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых измерений;

д) функция содействия формированию социально необходимого равновесия.

7) Ход развития конфликта во времени, изменение под воздействием различных внутренних механизмов, а также внешних факторов и условий – это:

а) длительность конфликта

б) динамика конфликта;

в) механический отсчет конфликта;

г) композиция конфликта

8) Последовательность основных стадий развития конфликта:

а) нарастание напряженности;

б) инцидент;

в) возникновение противоречий;

г) разрешение;

д) эскалация.

9) Организационно-управленческий конфликт – это:

а) конфликт между внутренними структурами личности, сопровождающийся негативными эмоциями, трудностями в общении, полной или частичной утратой работоспособности;

б) конфликт интересов, ценностей, людей, сопровождающийся противодействием сторон, обуславливающий поиск конструктивных или деструктивных решений, приводящий к полному или частичному консенсусу или разрушению;

в) конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, между различными подразделениями в системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий;

г) конфликт между различными группами, а не отдельными индивидами.

10) Объективные причины конфликтов между руководителем и подчиненным относятся:

а) разбалансированность рабочего места;

б) излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства;

в) низкая культура общения, грубость;

г) недостаточная профессиональная подготовка руководителей;

д) сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к должности управленца;

е) недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений всем необходимым для их реализации.

11) Управленческие причины конфликтов в звене «руководитель-подчиненный» относятся:

а) излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства;

б) низкая культура общения, грубость,;

в) разбалансированность рабочего места

г) необоснованные, неоптимальные и ошибочные решения;

д) нарушения в системе стимулирования труда;

е) напряженные отношения между руководителями и подчиненными.

12.) Инновационный конфликт – это:

а) между подразделениями организации, когда их цели или критерии оценки их работы противоречат друг другу;

б) разновидность производственного (делового) или организационного конфликта, объектом которого является предложение, разработка иди внедрение чего-то нового;

в) конфликты «кто главнее» на почве действительной или кажущейся недооценки вклада личности или группы в общее дело, здесь речь идет о символическом признинии заслуг;

г) связанны с расхождением в оценке трудового вклада, но связанны с распределением материального вознаграждении, отсутствие четких критериев оплаты труда является провоцирующим фактором для конфликтов такого рода

13) Управление конфликтами включает:

а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), прекращение (подавление), регулирование, разрешение;

б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение;

в) прогнозирование, регулирование, разрешение.

14) Предпосылками разрешения конфликта являются:

а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;

б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;

в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;

г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельн6ости, лидерство в группе.

15) Соотношение содержания управления с этапом конфликта:

Этапы конфликта Содержание
1. Возникновение и развитие конфликта в) прогнозирование, предупреждение (стимулирование)
2. Осознание конфликтной ситуации б) предупреждение (профилактика, стимулирование)
3. Начало открытого конфликта а) регулирование
4. Развитие открытого конфликта д) регулирование
5. Разрешение конфликта г) разрешение

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Теоретические источники конфликтологии.

2. Основные цели и задачи конфликтологии.

3. Сущность конфликта, объект ипредмет конфликтологии.

4. Методы исследования и диагностика конфликтов.

5. Уровни проявления и типология конфликтов.

6.Причины возникновения конфликтов.

7. Структура конфликта.

8. Функции конфликтов.

9. Динамика конфликтов.

10. Основные фазы конфликта.

11. Эскалация и деэскалация конфликта. Факторы, влияющие на эти процессы.

12. Общая характеристика внутриличностного конфликта.

13. Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов.

14. Семейные конфликты: межличностные конфликты у супругов.

15. Конфликты во взаимодействии детей и родителей.

16. Конфликты в условиях учебной деятельности.

17. Характеристика основных структурных элементов и форм проявления организационно-управленческого конфликта.

18. Особенности инновационных конфликтов.

19. «Вертикальные» и «горизонтальные» конфликты. Особенности конфликта между руководителем и подчиненным.

20. Прогнозирование и профилактика конфликтов в организации.

21. Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов.

22. Формы, методы и критерии завершения конфликтов.

23. Управление конфликтами.

24. Предпосылки и результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликтов.

25. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов.

26. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

27. Стратегии и тактики переговорного процесса.

28. Манипулятивные технологии в переговорном процессе.

29. Психологические условия успеха на переговорах.

30. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.

Наши рекомендации