Критерии оценки – см. в теме 2
ТЕМА 6. Конфликты в учебной деятельности
Вопросы для обсуждения
1. Особенности современного образования. Конфликтогенность как неотъемлемое свойство учебного процесса.
2. Форма конфликтов в средней и в высшей школе, их виды.
3. Позиция педагога и успешность вмешательства в конфликт. Основные рекомендации по управлению конфликтами.
Критерии оценки – см. в теме 1
2) Дискуссия:
Конфликты деятельности, отношений и поведения. Пути конструктивного разрешения педагогических конфликтов.
Критерии оценки – см. в теме 1
ТЕМА 7. Организационно-управленческий конфликт
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «Организационно-управленческий конфликт»: специфика, роль, характеристика основных структурных элементов. Формы организационного конфликта, его функции.
2. Диагностика организационных конфликтов.
3. Руководитель – подчиненные: проблемы бесконфликтного взаимодействия.
4. Пути предупреждения и разрешения организационно-управленческих конфликтов.
Критерии оценки – см. в теме 1
Кейс-задачи
В группе выполняется задание «Организационно-управленческая ситуация и направленность руководителя»
Связь между личностными характеристиками и эффективностью деятельности опосредуется такими социально-психологическими факторами, как позиция личности в коллективе, степень соответствия ее интересов интересам членов коллектива.
Тест измеряет следующие четыре типа позиций, склонностей и ориентации руководителя:
Д – ориентация на интересы дела;
П – ориентация на отношения с людьми, психологический климат в коллективе;
С – ориентация на себя;
О – ориентация на официальную субординацию.
Инструкция. Вам будет предложено 20 производственных ситуаций и 4 варианта решений ситуации (А, Б, В или Г).
Пример ситуации
Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур.
Претенденты отличаются следующими качествами:
А. Первый стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно.
Б. Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.
В. Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным.
Г. Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.
Выберите пожалуйста, те варианты решения, которые вам подходят, обоснуйте свой ответ.
Критерии оценки – см. в теме 4
ТЕМА 8. Прогнозирование и предупреждение конфликтов
Вопросы для обсуждения
1. Особенности прогнозирования, профилактика конфликтов.
2. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов.
3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов.
4. Технология предупреждения конфликтов.
5. Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов.
Критерии оценки – см. в теме 1
Тестирование
1. Закрытые тесты с одним правильным ответом – необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.
Например: Предпосылками разрешения конфликта являются:
1) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
2) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
3) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
4) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности лидерство в группе.
Правильный ответ – 1
2. Закрытые тесты с двумя и более правильными ответами - необходимо выбрать не менее двух правильных ответов из предложенных вариантов
Например:Сотрудничество как стиль поведения в конфликте выбирается тогда, когда:
1) проблемы важная и есть время и силы для ее решения;
2) исход не важен для субъекта конфликта;
3) необходимо принять непопулярные решения и для этого достаточно полномочий;
4) есть желание найти взаимовыгодное решение;
5) есть доверие друг к другу при учете взаимных потребностей
Правильный ответ – 1,4,5
Критерии оценки – см. в теме 3