ТЕМА 1. Значение, предмет и задачи конфликтологии. Характеристика конфликта как социального феномена
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.5 «Конфликтология»
по направлению подготовки
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Профили «Государственные и муниципальные финансы.
Управление персоналом государственной и муниципальной службы»
«Государственное и муниципальное управление в социальной сфере»
бакалавр
квалификация
очная, заочная форма обучения
Ростов-на-Дону, 2016 г.
Автор – составитель:
к.ф.н., профессор кафедры
государственного и муниципального управления,
доцент ________________ Никулина З.В.
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой
государственного и муниципального управления
Протокол от «___» ____________ 201___ г. №____
Заведующий кафедрой
государственного и муниципального управления
доцент ________________ Овакимян М.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины (модуля)
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
4. Объем дисциплины (модуля)
5. Содержание и структура дисциплины (модуля)
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)
1. Цель и задачи дисциплины (модуля)
Цель изучения курса состоит в том, чтобы обеспечить студентов научными знаниями об актуальных проблемах зарубежной и отечественной конфликтологии. Наряду с этим большое внимание уделено развитию практических навыков, связанных с применением социальных технологий регулирования и разрешения конфликтов.
Цель данного курса предполагает реализацию следующих задач:
˗ сформировать у студентов представление о месте и роли конфликтологии в системе наук, ее объекте и предмете, целях и задачах;
˗ дать студентам знания о факторах и причинах, структуре и функциях, динамике процесса и формах завершения конфликтов, а также по теории и практике предупреждения, разрешения и урегулирования конфликтов в сфере государственного и муниципального управления;
˗ сформировать умения и навыки предупреждения возникновения и деструктивного развития конфликтов, а также использования современных технологий их конструктивного регулирования и разрешения.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОПК-2, ОПК-3.
Таблица 1
Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
ОК-2 | Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | Знать: З1-перспективы развития России, влияния внешних и внутренних конфликтов на её развитие; З2-различные подходы к изучению конфликтов; З3-сущность, функции, динамику конфликтов; З4-способы и методы прогнозирования развития конфликта и его последствий; З5-методы управления социальными конфликтами |
Уметь: У1-анализировать конфликтные ситуации; У2- выбирать адекватные конструктивные способы и методы управления конфликтами; | ||
Владеть: В1-навыками работы с конфликтами от их диагностики до завершения | ||
ОК-6 | Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Знать: З1-особенности психологии малых групп, коллектива; З2-сущность, особенности конфликтов в организации; З3-конкретные методы предотвращения и конструктивного разрешения внутриличностных, межличностных и индивидуально-групповых конфликтов |
Уметь: У1-ориентироваться в системе межличностных отношений в коллективе; У2-оценивать возникающие проблемы и предпринимать меры по их разрешению; У3-предвидеть возможные последствия конфликтов в организации и использовать адекватные способы их разрешения. | ||
Владеть: В1-методами анализа конфликтов; В2-методами управления конфликтами; В3-знаниями и методами формирования оптимальных деловых отношений с коллегами и руководителем. | ||
ОК-7 | Способность к саморганизации и самообразованию | Знать: З1-методы изучения и оценки личности; З2-знать, что такое саморазвитие, пути и способы достижения личностного роста; З3-иметь представление о сложностях и противоречиях саморазвития, а также внутриличностных конфликтах. |
Уметь: У1-определять уровень своего развития; У2-определять цели личностного роста; У3-уметь преодолевать противоречия и внутриличностные конфликты в процессе самоорганизации и самообразования | ||
Владеть: В1-навыками объективной оценки своей личности; В2-навыками самокоррекции личности; | ||
ОПК-2 | Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиции социальной значимости принимаемых решений | Знать: З1-теорию и практику разработки управленческого решения, его психологические механизмы; З2- механизмы согласования целей и интересах сторон; З3- роль и ответственность руководителя в принятии и исполнении управленческого решения |
Уметь: У1-определить проблемы, вызвавшие поиски вариантов решения; У2-обеспечить диалог в случае принятия коллегиального решения; У3-согласовывать цели и интересы сторон; У4-находить оптимальное управленческое решение с учетом возможных последствий и потенциальных конфликтов | ||
Владеть: В1-навыками разработки и принятия управленческих решений с учётом знаний теории и конфликтологической практики | ||
ОПК-3 | Способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций,планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия | Знать: З1-психологию малой группы, коллектива; З2-особенности коллектива и их влияния на конфликтность работников; З3-механизмы возникновения, особенности протекания конфликтов в малой группе; З4-методы управления конфликтами и возможности их предупреждения |
Уметь: У1- прогнозировать и предупреждать конфликты в малой группе; У2-анализировать противоречия и конфликты в межличностных отношениях; У3-выбирать и использовать адекватные способы и методы конструктивного разрешения конфликтов | ||
Владеть: В1- методами управления конфликта; В2-примирительными процедурами при трудовых спорах; В3-методом принципиальных переговоров |
3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
Дисциплина «Конфликтология» относится к дисциплинам по выбору вариативной части гуманитарного и социального цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Дисциплина изучается на 3 курсе в 6 семестре (очная форма обучения) и на 4 курсе в 7 семестре (заочная форма обучения).
Перечень дисциплин, которые должны быть изучены ранее: «Психология», «Социология», «Основы управления персоналом», «Этика государственного и муниципального служащего» и другие.
Изучение дисциплины влияет на квалификационные качества студента, его профессиональные компетенции по направлению «Государственное и муниципальное управление». Дисциплина формирует знания, необходимые для изучения таких дисциплин как «Политология», «Методы принятия и исполнения управленческих решений», «Деловые коммуникации» и др.
4. Объем дисциплины (модуля)
Для изучения дисциплины предусмотрено 4 з.е. (144 часа). На контактную работу с преподавателем отведено 72 академических часа для студентов, осваивающих программу по очной форме обучения и 18 академических часов для студентов, осваивающих программу по заочной форме обучения. На самостоятельную работу выделено 36 академических часов для студентов, осваивающих программу по очной форме обучения и 117 академических часов для студентов, осваивающих программу по заочной форме обучения. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
Таблица 2
Объем дисциплины (модуля)
Вид учебных занятий и самостоятельная работа | Объем дисциплины (модуля), час | ||||||||||||||||||||
Всего | Семестр (триместр), курс* | ||||||||||||||||||||
Очная форма обучения | |||||||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | |||||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | |||||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | |||||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | |||||||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | |||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | |||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | форма | экз. | |||||||||||||||||||
час. | 144/4 | ||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | |||||||||||||||||||||
Заочная форма обучения | |||||||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | |||||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | |||||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | |||||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | |||||||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | |||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | |||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | форма | экз. | |||||||||||||||||||
час. | 144/4 | ||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | |||||||||||||||||||||
*Примечание – семестр (триместр) – для очной формы обучения, курс – для заочной формы обучения
5. Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 3
Содержание дисциплины (модуля)
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Содержание тем (разделов) | Коды компетенций | Коды ЗУН (в соответствии с табл. 1) |
Тема 1 | Значение, предмет и задачи конфликтологии. Характеристика конфликта как социального феномена | Значение, предмет, цели и задачи конфликтологии. Понятие, признаки и уровни конфликтов. Основные виды классификации конфликтов. Типология конфликтов по составу участников. Двойственный характер функций конфликта. Динамика конфликтов | ОК-2 | З1,У1,В1 |
Тема 2 | Структура конфликта | Понятие структуры конфликта. Основные компоненты конфликта. Психологические составляющие конфликта: мотивы сторон, конфликтное поведение, стратегии и тактики. Особенности восприятия конфликтной ситуации. | ОК-2 | З3,У1,В1 |
Тема 3 | Общая характеристика внутриличностного конфликта | Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Характеристика основных видов внутриличностного конфликта: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, неадекватной самооценки, адаптационный. | ОК-7 | З2,У1,В1 |
Тема 4 | Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов | Условия предупреждения внутриличностного конфликта. Разрешение внутреннего конфликта как восстановление согласованности компонентов внутреннего мира личности. Механизмы психологической защиты, способствующие разрешению внутриличностного конфликта. | ОК-7 | З3,У3,В2 |
Тема 5 | Семейные конфликты | Причины супружеских конфликтов. Характеристика кризисных периодов в развитии семьи и кризисных семей (конфликтные, кризисные, проблемные и невротические семьи). Пути регулирования супружеских конфликтов и конфликтов между родителями и детьми. | ОК-6 | З3,У2,В2 |
Тема 6 | Конфликты в учебной деятельности | Особенности современного образования. Конфликтогенность как неотъемлемое свойство учебного процесса. Форма конфликтов в средней и в высшей школе, их виды. Конфликты деятельности, отношений и поведения. Пути конструктивного разрешения педагогических конфликтов. Позиция педагога и успешность вмешательства в конфликт. Основные рекомендации по управлению конфликтами. | ОК-6 | З3,У2,В2 |
Тема 7 | Организационно-управленческий конфликт | Понятие «Организационно-управленческий конфликт»: специфика, роль, характеристика основных структурных элементов. Формы организационного конфликта, его функции. Диагностика организационных конфликтов. Руководитель – подчиненные: проблемы взаимодействия. Пути и способы предупреждения и разрешения организационно-управленческих конфликтов | ОПК-3 | З3,У2,В1 |
Тема 8 | Прогнозирование, профилактика и предупреждение конфликтов в организации | Особенности прогнозирования, профилактика конфликтов. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов. Социально-психологические условия профилактики конфликтов. Технология предупреждения конфликтов. Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов. | ОПК-2 | З1,У4,В1 |
Тема 9 | Разрешение конфликтов: общие принципы, способы, методы. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны | Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов. Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны: предпосылки, роли третьей стороны. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов. | ОПК-3 | З4,У3,В1 |
Таблица 4
Структура дисциплины (модуля)
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Значение, предмет и задачи конфликтологии. Характеристика конфликта как социального феномена | реферат, доклад, опрос | ||||||
Тема 2 | Структура конфликта | опрос, контрольная работа | ||||||
Тема 3 | Общая характеристика внутриличностного конфликта | доклад, реферат, опрос | ||||||
Тема 4 | Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов | тестирование, эссе | ||||||
Тема 5 | Семейные конфликты | опрос, тестирование | ||||||
Тема 6 | Конфликты в учебной деятельности | опрос, реферат | ||||||
Тема 7 | Организационно-управленческий конфликт | доклад, реферат, опрос | ||||||
Тема 8 | Прогнозирование, профилактика и предупреждение конфликтов в организации | опрос. дискуссия | ||||||
Тема 9 | Разрешение конфликтов: общие принципы, способы, методы. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны | опрос. контрольная работа | ||||||
Тема 10 | Технология переговорного процесса. Конфликт-тренинг | - | доклад, реферат | |||||
Заочная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Значение, предмет и задачи конфликтологии. Характеристика конфликта как социального феномена | реферат, доклад, опрос | ||||||
Тема 2 | Структура конфликта | опрос, контрольная работа | ||||||
Тема 3 | Общая характеристика внутриличностного конфликта | доклад, реферат, опрос | ||||||
Тема 4 | Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов | эссе, реферат | ||||||
Тема 5 | Семейные конфликты | реферат | ||||||
Тема 6 | Конфликты в учебной деятельности | реферат | ||||||
Тема 7 | Организационно-управленческий конфликт | доклад, реферат, опрос | ||||||
Тема 8 | Прогнозирование, профилактика и предупреждение конфликтов в организации | опрос. дискуссия | ||||||
Тема 9 | Разрешение конфликтов: общие принципы, способы, методы. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны | опрос. контрольная работа | ||||||
Тема 10 | Технология переговорного процесса. | доклад, реферат |
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине (модулю)
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям
Лекционного курса
ТЕМА 2. Структура конфликта
1) Понятие структуры конфликта.
2) Основные компоненты конфликта.
3) Психологические составляющие конфликта: мотивы сторон, конфликтное поведение, стратегии и тактики.
4) Особенности восприятия конфликтной ситуации.
ТЕМА 5. Семейные конфликты
1) Причины супружеских конфликтов.
2) Характеристика кризисных периодов в развитии семьи и кризисных семей (конфликтные, кризисные, проблемные и невротические семьи).
3) Пути регулирования супружеских конфликтов и конфликтов между родителями и детьми.
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. Значение, предмет, цели и задачи конфликтологии.
2. Понятие, признаки и уровни конфликтов.
3. Основные виды классификации конфликтов.
4. Двойственный характер функций конфликта.
5. Динамика конфликтов
ТЕМА 2. Структура конфликта
Вопросы для обсуждения
1.Понятие структуры конфликта.
2.Основные компоненты конфликта.
3.Психологические составляющие конфликта: мотивы сторон, конфликтное поведение, стратегии и тактики.
4.Особенности восприятия конфликтной ситуации.
Темы рефератов
1. Факторы ситуации и личностные факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте.
2. Система устремлений оппонентов в конфликте.
Критерии оценки реферата
За написание реферата, который согласно балльно-рейтинговой системы является формой самостоятельной работы, студент максимально может получить по 7,5 баллов в каждом аттестационном периоде, то есть всего за весь курс 15 баллов. За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
Критерий оценки | Содержание | Баллы |
Новизна материала | - актуальность проблемы, постановка цели и задач - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста | 0,58 0,58 0,58 0,58 0,58 |
Обоснованность выбора источников | - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах, статистические данные) - полнота использования нормативных правовых актов и научной литературы, наличие на них ссылок | 0,58 0,58 |
Степень раскрытия сущности вопроса | - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме | 0,58 0,58 |
Соблюдение требований к оформлению | - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией и свободное владение материалом | 0,29 0,29 1,16 |
Итоговая сумма баллов: | 7,5 |
Вопросы для обсуждения
1. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности.
2. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.
3. Характеристика основных видов внутриличностного конфликта: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, неадекватной самооценки, адаптационный.
Критерии оценки –см. критерии, предложенные в теме 1.
Темы рефератов
1. Принципы внутриличностного конфликта.
2. Выявление структур внутреннего мира личности, вступивших в конфликт.
3. Формы проявление и виды конфликта.
Критерии оценки –см. критерии, предложенные в теме 2.
Тестирование
Примерные тесты по типам
1. Закрытые тесты с одним правильным ответом –необходимо выбрать их предложенных вариантов только один правильный ответ.
Например: Автор теории, согласно которой человеческая психика включает три инстанции: «Оно» (Id), «Я» (Ego), и «Сверх-Я» (Super Ego):
а) Абрахам Маслоу;
б) Джон Уотсон;
в) Вильгельм Дильтей;
г) Зигмунд Фрейд.
Правильный ответ – г)
2. Закрытые тесты с двумя и более правильными ответами -необходимо выбрать не менее двух правильных ответов из предложенных вариантов.
Например: Признаки эскалации конфликта:
а) сужение когнитивной сферы в поведении;
б) конфликт становится очевидным для его участников;
в) применение насилия;
г) переход от аргументов к претензиям и личным выпадам;
д) компромисс, когда каждая из сторон конфликта готова частично пожертвовать своими интересами во имя общих;
Правильный ответ – а, в, г
3. Открытые тесты, в которых отсутствуют варианты правильных ответов –необходимо самостоятельно дать правильный вариант ответа.
Например: Основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт:
1)_________- отражают стремление личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения). Они могут быть выражены понятием «хочу»;
2)________- оценка личностью своих возможностей, качеств, и места среди других людей;
3) ________-воплощают в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного.
Правильный ответ: 1)мотивы; 2)самооценка; 3)ценности.
Критерии оценки тестов
1. Студенту при правильном решении тестового задания, которое согласно балльно-рейтинговой системы является формой текущего контроля, максимально может быть присвоено по 12,5 баллов в каждом аттестационном периоде, то есть всего за весь курс 25 баллов. За решение одного тестового задания присваивается по 0,25 или 0,5 балла, в зависимости от количества тестовых вопросов.
2. Если правильных ответов в тестовом задании более одного (тесты второго типа), то количество баллов, за не полностью решенный тест рассчитывается по формуле:
Б2 – количество баллов за тестовое задание второго типа
ПВ – количество правильных вариантов, выбранных студентом
НВ – количество неверных вариантов
ОВ – общее количество правильных вариантов в тесте.
Вопросы для обсуждения
1. Условия предупреждения внутриличностного конфликта.
2. Разрешение внутреннего конфликта как восстановление согласованности компонентов внутреннего мира личности.
3. Механизмы психологической защиты, способствующие разрешению внутриличностного конфликта.
Решение практических задач
Например: студенты описывают и анализируют внутриличностный конфликт по следующим параметрам:
- показатели внутриличностного конфликта;
- вид конфликта;
- особенности переживания;
- конструктивные и деструктивные последствия конфликта.
На основе анализа предлагаются методы преодоления конфликта и варианты его предупреждения.
ТЕМА 5. Семейные конфликты
Вопросы для обсуждения
1. Причины супружеских конфликтов.
2. Характеристика кризисных периодов в развитии семьи и кризисных семей (конфликтные, кризисные, проблемные и невротические семьи).
3. Пути регулирования супружеских конфликтов и конфликтов между родителями и детьми.
Критерии оценки – см. в теме 1
Темы рефератов
1. Предупреждение супружеских конфликтов
2. Конструктивное поведение родителей в конфликтах с детьми
Вопросы для обсуждения
1. Особенности современного образования. Конфликтогенность как неотъемлемое свойство учебного процесса.
2. Форма конфликтов в средней и в высшей школе, их виды.
3. Позиция педагога и успешность вмешательства в конфликт. Основные рекомендации по управлению конфликтами.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «Организационно-управленческий конфликт»: специфика, роль, характеристика основных структурных элементов. Формы организационного конфликта, его функции.
2. Диагностика организационных конфликтов.
3. Руководитель – подчиненные: проблемы бесконфликтного взаимодействия.
4. Пути предупреждения и разрешения организационно-управленческих конфликтов.
Критерии оценки – см. в теме 1
Кейс-задачи
В группе выполняется задание «Организационно-управленческая ситуация и направленность руководителя»
Связь между личностными характеристиками и эффективностью деятельности опосредуется такими социально-психологическими факторами, как позиция личности в коллективе, степень соответствия ее интересов интересам членов коллектива.
Тест измеряет следующие четыре типа позиций, склонностей и ориентации руководителя:
Д – ориентация на интересы дела;
П – ориентация на отношения с людьми, психологический климат в коллективе;
С – ориентация на себя;
О – ориентация на официальную субординацию.
Инструкция. Вам будет предложено 20 производственных ситуаций и 4 варианта решений ситуации (А, Б, В или Г).
Пример ситуации
Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур.
Претенденты отличаются следующими качествами:
А. Первый стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно.
Б. Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.
В. Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным.
Г. Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.
Выберите пожалуйста, те варианты решения, которые вам подходят, обоснуйте свой ответ.
Критерии оценки – см. в теме 4
Вопросы для обсуждения
1. Особенности прогнозирования, профилактика конфликтов.
2. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов.
3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов.
4. Технология предупреждения конфликтов.
5. Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов.
Критерии оценки – см. в теме 1
Тестирование
1. Закрытые тесты с одним правильным ответом – необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.
Например: Предпосылками разрешения конфликта являются:
1) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
2) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
3) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
4) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности лидерство в группе.
Правильный ответ – 1
2. Закрытые тесты с двумя и более правильными ответами - необходимо выбрать не менее двух правильных ответов из предложенных вариантов
Например:Сотрудничество как стиль поведения в конфликте выбирается тогда, когда:
1) проблемы важная и есть время и силы для ее решения;
2) исход не важен для субъекта конфликта;
3) необходимо принять непопулярные решения и для этого достаточно полномочий;
4) есть желание найти взаимовыгодное решение;
5) есть доверие друг к другу при учете взаимных потребностей
Правильный ответ – 1,4,5
Критерии оценки – см. в теме 3
Вопросы для обсуждения
1. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.
2. Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов.
3. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны: предпосылки, роли третьей стороны.
4. Деятельность руководителя по урегулирования конфликтов.
Критерии оценки – см. в теме 1.
Рефераты
1. Понятие о переговорах.
2. Психологические механизмы переговорного процесса.
3. Технология переговоров: способы подачи позиции, принципы взаимодействия с оппонентом, тактические приемы.
Критерии оценки – см. в теме 2.
Решение практических задач
Например: студенты анализируют развивающийся конфликт по предложенной схеме и предлагают способы, методы его разрешения и урегулирования.
Критерии оценки - см. в теме 4.
Критерии оценки работы студента-заочника на семинаре
За участие в обсуждении учебных вопросов и в дискуссии студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице, которые потом переводятся в оценки.
Критерий оценки | Балл |
1. Теоретический уровень знаний | |
2. Качество ответов на вопросы | |
3. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.) | |
4. Практическая ценность материала | |
5. Способность делать выводы | |
6. Способность отстаивать собственную точку зрения | |
7. Способность ориентироваться в представленном материале | |
8. Степень участия в общей дискуссии | |
Итоговая сумма баллов: |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Количество баллов | Оценка |
76–100 | Отлично |
51–75 | Хорошо |
26–50 | Удовлетворительно |
0–25 | Неудовлетворительно |
За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
Критерий оценки | Содержание | Баллы |
Новизна материала | - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста | |
Обоснованность выбора источников | - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах, статистические данные) - полнота использования нормативных правовых актов и научной литературы, наличие на них ссылок | |
Степень раскрытия сущности вопроса | - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме | Наши рекомендации
|